Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема: «Функциональные стили речи»
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Цели урока:
повторение и обобщение знаний по разделам: «Стили речи», «Лексика», «Словообразование», «Орфография»;
закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текстов разных стилей;
отработка навыков выполнения тестовых заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
подготовка к написанию сочинения- рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ
Задачи для учащихся:
выделить три исходных текста из псевдотекста;
определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.
Оборудование:
- тексты,
- цветные карандаши на каждую парту;
- компьютерная презентация.
Ход урока
Сообщение темы.
Оформление записей , подготовка к практической работе.
Словарная разминка «Узнай слово» (по лексическому значению определить задуманное слово)
- Разговор двух или более лиц (Диалог)
- Несколько предложений , связанных по смыслу и грамматически (Текст)
- Одинаковое построение несколько рядом расположенных предложений. Например: «Умение говорить- искусство. Умение слушать- культура» (Параллелизм)
- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( Рассуждение)
- Стиль речи, цель которого- воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (Публицистический)
- Одинаковое начало нескольких соседних предложений (Анафора)
- Стиль речи, цель которого- сообщение и передача деловой информации.(Официально-деловой)
Самопроверка (по образцу)
Создание проблемной ситуации.
Предъявление учащимся псевдотекста
- Прочитать текст, отметить непонятные слова.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
« Вон человек , что скажешь ты о нём?»- спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нём плохого?»
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
Вопросы по тексту:
- О чём текст? Можно ли понять мысль автора?
- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные преложения назвать текстом?
- Что такое текст? Псевдотекст?
Псевдо (от греческого- «ложь» - это первая составная часть сложных слов, обозначающая «ложный, мнимый»
- По каким признакам мы определяем текст?
( Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершённость, стилевое единство)
- Вспомним стили речи. Что мы учитываем при определении стиля речи?
1. Сферу использования
2. Цель речи
3. Характерные черты стиля
4. Жанры
5. Языковые средства
5. Целеполагание :
- выделить исходные тексты из псевдотекста при помощи цветных карандашей;
- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
- указать языковые средства.
1. Анализ текста художественного стиля. Стихотворение Р. Гамзатова
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»-
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
СТИЛЬ – художественный
ЦЕЛЬ: эстетическое, эмоциональное воздействие посредством художественных образов
ТИП РЕЧИ- рассуждение в виде разговорного диалога
- Как вы узнали, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)
- Какие художественные средства использует автор? (АНТОНИМЫ: спросил- ответил, хорошего- плохого, СИНОНИМЫ: друг, товарищ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ,
АНАФОРА, ИНВЕРСИЯ)
- Какую картину вы представили, читая стихотворение?
- Какова тема? О чём заставляет нас задуматься автор? (Об отношении к людям)
- Какова идея? Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему? ( Тот, кто дружески расположенный к встречному человеку, не будет его осуждать , не поняв, не разобравшись)
2. Анализ текста официально-делового стиля.
Глава 2 Статья 17 (Конституция Российской Федерации)
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
СТИЛЬ – официально-деловой.
ЦЕЛЬ : сообщение, передача деловой информации.
ТИП РЕЧИ : отсутствие описания, повествования
СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ: точность (не допускающая иного толкования);
предписывающий характер( использование инфинитива);
«обезличенность»( нет глаголов и местоимений 1,2 лица);
отсутствие эмоциональности .
Языковые средства :
- использование официально-деловой лексики (право, свобода, гарантируются, гражданин)
- использование производных предлогов ( согласно принципам,
в соответствии с Конституцией)
- предложения с однородными членами.
- Все ли слова понятны? Подберите синонимы:
Гарантируются- защищаются, обеспечиваются
Отчуждаемы- отчуждать. Отбирать
-Что главное в этом тексте?
3. Анализ текста публицистического стиля
Отрывок из статьи Д. С. Лихачёва «Письма о главном»
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а и в способностях
к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей:
в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками и руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентом.
СТИЛЬ – публицистический.
ЦЕЛИ : воздействие на читателя,
побуждение к осмыслению важной морально- этической проблемы, к определённым поступкам.
СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ:
- логичность( тип речи- рассуждение);
- образность (эмоциональность);
- призывность (страстность);
- общедоступность( для широкой аудитории);
- полемический характер (спор при обсуждении)
Языковые средства:
- лексика морали, нравственности;
- фразеологический оборот «белая ворона»;
- цитирование;
- лексические повторы;
- восклицательные, вопросительные предложения
- Какова тема текста ?
В словаре читаем: «Интеллигентный – образованный, культурный. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры»
- Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С.Лихачёв?
- Какова идея текста?
- Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
- Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
- Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
5. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ:
Нужен ли был вам этот урок?
Чем он был интересен?
Над какими вопросами заставил задуматься?
Помог ли урок лучше подготовиться к ЕГЭ?
Над чем дома нужно будет поработать, что повторить?
Резервное время ( тестовое задание)
Характерные черты стилей | стиль | стиль | стиль |
1.Сфера использования | | | |
2 .Основная цель речи | | | |
3. Характерные черты стиля | | | |
4. Языковые средства | | | |
5. Жанры | | | |
8