Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока-сказки по русскому языку
во 2 классе
«Разделительный мягкий знак»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильев
г. Липецк
2017 г.
Задача.
Закрепить знания о разделительном мягком знаке.
Цели.
Совершенствование навыков правописания слов с разделительным Ь, знать правило, когда пишется разделительный Ь
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Прививать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: карточки с заданием, мягкая игрушка Карлсон
Форма работы: групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель начинает урок с сообщения о том, что в классе гость. Кто он? О себе он говорит:
Друзья, открою я секрет: Мне без варенья жизни нет. Для здоровья и веселья. Ем печенье, ем варенье. Кто же это?...(Карлсон).
Какое правило он предлагает повторить в своей загадке? (Разделительный мягкий знак).
2. Формулирование темы урока.
Карлсон проверяет ваше внимание. Какие слова с разделительным мягким знаком есть в его загадке? (Друзья, варенье, веселье, печенье, удивленье, здоровье).
Учащиеся записывают эти слова с предварительным доказательством орфограммы. (Дети указывают на безударную гласную в корне). Самопроверка по слайду. Дети вспоминают, с какой целью пишется разделительный мягкий знак. Чтобы осознать написание мягкого разделительного знака, учащиеся используют приём сравнения, выясняют, чем отличаются слова:
полёт семя солю
польёт семья солью
В словах польёт, семья, солью после согласных звуков произносится звук й.
На слайде появляется таблица:
Когда же пишется разделительный мягкий знак?
После вывода учащиеся выполняют сначала письменную работу по карточкам:
Записать слова, обозначающие предметы во множественном числе: улей – дерево – сук – колос – кол – перо – друг – стул – |
Карточка № 1
Дети должны чётко проговорить слово, чтобы услышать звук й, записывают слова:
ульи, сучья, колья, друзья, деревья, колосья, перья, стулья
Карлсон подводит итог самостоятельной работы детей.
3. Физминутка.
Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес,
С соснами и елями, с бурыми медведями.
4. Закрепление.
На лесной поляне детей встречают герои популярных сказок. Ребята узнают Марью – Красу, Страшилу, Белоснежку.
Раз они пришли на урок русского языка, значит с орфограммой. Какой? дети догадываются:
Марья – Краса – с разделительным мягким знаком, Страшила – с сочетанием, Белоснежка – с парными согласными в корне слова.
А задание следующее:
Карточка № 2
На снежной странице герои написали слова: в. юга, затр.щ. ли, хру. кие, суч. я, нач. лась, окрес. ные, дерев. я, зак.ч. лись, жу. кая. Отгадайте, какие слова написала Марья – Краса, какие – Белоснежка, а какие Страшила. Распределите их в три столбика. |
Проверка выполненной работы по слайду:
вьюга начались жуткая
деревья закачались окрестные
сучья затрещали хрупкие
Допущенные ошибки исправляются и обосновываются. Далее дети доказывают, что ещё объединяет слова каждого столбика (часть речи).
Учитель предлагает вместе с героями сказок составить предложения, используя слова первой строчки, затем второй, затем третьей. Предложения можно распространить. После записи выясняется, что дети записали текст. Подбирается заголовок. Дети вспоминают слово с разделительным мягким знаком, определяющее состояние погоды, и записывают этот заголовок. Учитель продолжает. Посмотрите, как пригорюнился в такую погоду зайчишка. А почему?
4. Физкультминутка.
Замела метелица заячьи следы.
Плачет зайка беленький:
«Мама, где же ты?»
Выгляни - ка солнышко из - за туч скорей,
Ласковое солнышко, зайку пожалей.
- Чьи следы замела метелица? (Заячьи). На слайде появляется вопрос: чьи?
- А ещё чьи? (На слайде появляются изображения волка, лисицы, медведя, белки: волчьи, лисьи, медвежьи, беличьи).
Учитель вместе с Марьей-Красой даёт задание составить и записать с этими словами предложение, чтобы оно было продолжением текста.
Метель замела заячьи, лисьи, волчьи, оленьи следы.
После записи, весь текст дети проверяют по слайду.
5. Подведение итогов урока.
Учитель проверяет знание и внимание детей, предложив 3 схемы.
Е Ё
Ь Ь Ь Ю Я
И
Учащиеся указывают на третью схему, объясняя написание разделительного мягкого знака.
Список использованной литературы
1.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э., Занимательно о русском языке. - Л.: Просвещение. 1990.
2. Рыков А.К. Активные формы учебной деятельности в школе. – М., 1987.
3. Володина В.Н. Дидактические игры по русскому языку. НИИ содержания
и методов обучения. – М., 1989.
4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. - М.: Прсвещение.1971