Конспект внекласного мероприятия по обществознанию и финансовой грамотности для 6-7 классов.
Тема: “Путешествие в страну “Капиталия”
Цель и задачи занятия:
1. Формирование у учащихся первоначального представления об окружающей их социально-экономической среде.
2. Развитие экономического мышления.
3. Воспитывать нравственно-эстетические ценности человека в условиях рыночной экономики.
Ход занятия
На доске написать надпись “Путешествие в страну...”
Учитель: Ребята, а вы хотели бы узнать, в какую сказочную страну мы сегодня с вами отправимся в путешествие? (Дети выражают согласие).
Хорошо. Для этого мы немного поиграем. На доске вы видите набор букв, сотрите все буквы, которые встречаются три раза.
K | М | О | С | Ш | У |
Ф | А | Х | В | М | Р |
П | У | Ш | Ц | Ч | Е |
С | И | Е | Х | Д | Б |
У | М | Т | Ю | О | Ц |
Ш | Ц | Р | А | Ф | Х |
Д | В | Б | Ч | Л | Ч |
Е | Д | С | И | Ф | Ю |
О | В | Б | Ю | Р | Я |
(Последний ученик, который угадал название страны, записывает его на доске).
Учитель: Ребята, сегодня мы на нашем занятии совершим увлекательное путешествие в страну “Капиталия”. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску и ответьте, от какого слова происходит название страны? Верно, от слова “капитал”. А что такое капитал?
( Капитал - это деньги, которые использются для какогото дела, для того что-бы получить новые деньги)
Учитель: А вы хотите получить деньги, заработать капитал для открытия своего дела?
На сегодняшнем занятии у вас будет такая возможность. Мы с вами сегодня сможем заработать деньги.
Правильные ответы будут оцениваться в “$”.
Учитель: Я буду оценивать ваши ответы. Кто заработает больше денег, тот и победил. А победителя мы узнаем в конце нашего путешествия. Так как страна “Капиталия” это мир денег, то мы совершим путешествие в мир денег. Узнаем, какими были первые деньги, как они выглядели?
Учитель: Самыми первыми били товарные деньги. Это то же самое, что и бартер. Что такое бартер?
( Бартер - это обмен одного товара на другой без денег).
То есть, меняем один товар на другой. А что такое товар?
( Товар - это то, что изготовляется и предназначается для продажи).
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, удобен ли был такой обмен или нет? (На столах приготовлены листочки бумаги и фломастеры).
На листочке бумаги напишите название любого товара, который вы продаете и поднимите листочки вверх, чтобы всем было видно. (Ребята пишут на листочке бумаги название товара и поднимают вверх, показывая всем).
Ребята, сегодня на наше занятие я пришла со своим товаром. Давайте попробуем поменяться? (Вызывает одного или двух человек из ребят и предлагает поменяться товаром друг с другом).
Учитель: Ну, и как, получается? Нет. Не удобно, правда? Вот и люди поняли - гораздо удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали соль, ракушки, медные браслеты, лошади, ткань и даже черепа. Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину:
За ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин.
Учитель: Интересно, правда? А вот в Древнюю Русь само слова “деньги” пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.
Куны - высоко ценились, это шкурки куницы.
Ногаты - (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка.
Белки - шкурки белки.
Резаны - обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.
На смену мехам пришли заграничные монеты (золотые динары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну.Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить - снял с шеи - и расплатился. А если подешевле товар попался - не беда, - тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль.
Я раздам сейчас на парту монету - копейку.
Посмотрите внимательно и ответьте: почему копейку назвали копейкой? (Выслушивает ответы и называет свой).
При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем - и стали они называться копейками.
Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка - из глубокой древности. Мы с вами совершили экскурсию в историю денег. А все таки, что такое деньги?
Деньги - это средство обмена.
Сегодня деньги существуют у нас в двух видах: бумажные деньги и металлические монеты. Все вы знаете российские деньги. Назовите.
Так же, как и Россия, каждая страна имеет свои деньги - т.е. свою денежную единицу.
Давайте посмотрим с вами парад денежных единиц. (Происходит парад денежных единиц)
Учитель: Я думаю, что вы хорошо запомнили названия денежных единиц разных стран? Сейчас узнаем: на листе написаны - на одной стороне - название денежной единицы, а на другой - страна. Вы должны стрелочкой показать, к какой стране относится денежная единица.
Доллар | Киргизия |
Сом | Россия |
Зайчики | Казахстан |
Рубль | Белоруссия |
Тенге | Америка |
| |
Я предлагаю на листке бумаги нарисовать свою денежную единицу. Можно работать одному или группой. (Все работают, затем сдают показывают свои работы).
Вы еще не решали мои задачи? Слушайте и считайте!
Помните стихотворение “Муха-Цокотуха”? Муха нашла 5 копеек. Самовар стоит 3 копейки. Сколько копеек сдачи должна получить Муха? Какими монетами ей могут сдать
сдачу?
Пакетик заварки (для одной чашки чая) стоит 3 копейки. Муха ожидает в гости: 3 букашки, 2 таракана, 2 жука. Сколько денег ей нужно потратить на заварку, если каждый гость и сама
Муха выпьют по одной чашке чая?
(Пока ребята решают задачи гнома Эконома, ведущая оформляет выставку денежных единиц).
Послушайте вопрос: как называется денежная единица России? (Отвечают хором, чем громче, тем лучше).
Я вижу, что вы, ребята узнали что-то новое на нашем занятии. Значит, все заработали деньги. У кого денег больше тот и победил.
Ребята, большое спасибо за работу.