Урок: Семейные правоотношения
Автор: Романова Людмила Федоровна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа»
Челябинской области, Сосновский район, п. Мирный
Тема урока | СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
Тип урока | урок «комплексного применения знаний» |
Образовательные ресурсы | . |
План урока | 1. Юридические понятия семьи и брака. 2. Потребность человека в семье. 3. Правовые основы семейно-брачных отношений. 4. Принципы счастливого детства. 5. Права и обязанности супругов. 6. Имущественные отношения супругов. 7. Правоотношения родителей и детей |
Цель урока | Создать условия для формирования понятий о семейных правоотношениях, сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве. Задачи: познакомить учащихся с семейным законодательством, способствовать формированию базовых знаний в области семейных правоотношений; формировать представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; способствовать формированию коммуникативных способностей, внимания, логического мышления, формирование навыков обобщения и анализа, приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами. |
Методы и формы обучения | Методы: информационно-коммуникативные технологии Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Основные понятия | Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права и обязанности супругов. |
Окончание табл.
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять каково содержание терминов по теме, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации | Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернетом. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимать, что такое семья, семейные правоотношения, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественно жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Уметь находить нужную информацию в различных источниках. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и делать самостоятельные выводы; проводить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме. Регулятивные: умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов); работать по коллективно составленному плану; определять собственное отношении е к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать различные мнения и интересы; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать значение коммуникации в межличностном общении. | Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на понимание причин успешно деятельности; иметь ценностные ориентиры на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. Организационный | Слова приветствия. | Приветствуют учителя, показывают готовность к началу урока. |
2.Мотивация. Актуализация знаний. | На прошлом уроке мы с вами изучали трудовые правоотношения. - Что означает право на труд? - Какие права и обязанности включаются в трудовой договор? - Какую ответственность несет нарушитель трудовой дисциплины? - В чем особенность труда несовершеннолетних? | Ответы учащихся |
3.Постановка учебной задачи. | - И сегодня мы продолжим изучение отраслей права. Текст притчи. «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. ««Но прежде», - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь? - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!» Как вы понимаете, тема нашего занятия будет связана с…. Вопросы: - Ребята, предположите, какая сегодня тема урока. - Да, мы будем говорить о семье, рассмотрим основы семейного права. Записывает тему урока на доске. «Семейные правоотношения» - Что же мы можем узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать по данной теме? Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей - Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? | Выдвигают версии о теме урока, формулируют совместно с учителем и записывают в тетрадь. О семье, о браке, отношениях в семье, дети в семье. Ответы учащихся. Обсуждение притчи Учебник, рабочая тетрадь, Интернет |
4.Открытие «нового знания» | - Что такое семья? - А в юридическом смысле? Работа с понятием «семья» - Где официально оформляется брак? - Какие виды семейных отношений вы еще знаете? - Послушайте сообщения о видах семейных правоотношений и брака в РФ. - Какие традиции сохранились до наших дней? (церковное венчание, добровольное вступление в брак) -Какой из браков вам близок? Какой бы предпочли вы? - Давайте рассмотрим ситуацию. 25-летняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, дарил подарки, выводил в свет. Но после пяти лет жизни он объявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая женщина. - Какой вид отношений был в данной семье? - Эти отношения в юридическом смысле семьей не являются, так как они официально не зарегистрированы. Они лишены правовой защищенности. - Найдите в учебнике и прочитайте определение брака (стр.155) Дополните кластер Союз …… Порождает. ..… БРАК Регистрируется в органах ЗАГСа Цель….. Цель….. - Что бы вы посоветовали Ксении? - А теперь давайте узнаем порядок и условия заключения брака, права и обязанности супругов. Класс делится на группы. Каждой группе предлагается правовая ситуация. - Вам необходимо: решить ситуацию с правовой позиции, опираясь на статьи Семейного кодекса. 1группа – работает со статьями 10-12 (порядок заключения брака) (Приложение 2) Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Как должны поступить работники загса? 2 группа – ст. 13-15 (условия заключения брака) Анастасия Петрова (17 лет) и Иван Кузнецов (19 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, отказались принять заявление. Обоснованы ли действия работников ЗАГСа? (Приложение 3) 3 группа – 31-32 (о правах и обязанностях супругов) Гражданка Панина заключила брак с гражданином Ивановым–Зареченским. Супруги обратились в ЗАГС с просьбой соединить их фамилии ( например: Панина-Иванова-Зареченская). Но ЗАГС отказал им в просьбе. Обоснован ли этот отказ? Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства? (Приложение 4) 4 группа- 34, 36 (личное и совместное имущество супругов) В суд обратилась семейная пара с заявлением о разводе и разделе имущества. Ситуация осложнялась тем, что в последний год, когда супруги уже не проживали совместно, жена купила лотерейный билет и выиграла крупную сумму денег. При этом, по утверждению мужа, женщина нигде не работала и получала деньги на содержание. Как должен быть произведён раздел имущества? (Приложение 5) Выступление групп. - Семейный кодекс определяет также права и обязанности, возникающие между детьми и родителями. Работа в парах (Приложение 6,7) Пары 1 ряда изучают права и обязанности детей и заполняет в таблице графу «Права и обязанности детей», Пары 2 ряда – изучают права и обязанности родителей и заполняет графу в таблице Родители | Дети | Права | Обязанности | Права | Обязанности | | | | | | Обсуждение понятия «семья». Находят определение в учебнике записывают в тетрадь. В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими из официально оформленного брака. Обсуждение ситуации Ответы учащихся. В органах ЗАГСа. Церковный, фиктивный, гражданский Сообщение подготовленного учащегося Ответы учащихся Ответы учащихся. Фактические отношения. Работа с понятиями. Союз мужчины и женщины. Цель брака- создание семьи Порождает юридические права и обязанности. учащихся. Работа в группах. Работа с документом. Работа в парах |
5.Первичное закрепление. | - Что же мы изучили сегодня на уроке? - Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили материал. Проанализируйте приведенные ниже ситуации. Объясните, будет ли зарегистрирован брак между гражданами 1.Шестнадцатилетние молодой человек и девушка подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Молодой человек работает по трудовому договору, девушка заканчивает школу. Они планируют жить в квартире родителей молодого человека. 2. Двадцатилетняя девушка и тридцатилетний мужчина подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Мать жениха против заключения брака, она утверждает, что девушка планирует заключение брака без намерения создать семью и заинтересована только в приобретении материальных благ. 3.Пятидесятилетняя женщина и двадцатилетний мужчина подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС | Ответы учащихся. (Условия вступления в брак, порядок вступления в брак,….) Устные ответы учащихся |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Американский специалист в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь: • не ворчите; • не старайтесь перевоспитать своего супруга; • не критикуйте; • искренне восхищайтесь достоинством супруга; • уделяйте внимание супруге; • будьте вежливы; • читайте литературу о супружеских взаимоотношениях. - Считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношениях? - Что бы вы исключили из этого списка? | Выполнение задания. Обсуждение задания. |
7.Рефлексия деятельности. | Предлагает закончить предложения: - Я сегодня узнал... - Мне показалось интересным... - У меня вызвало затруднение... - Я хотел бы уточнить... - Я доволен... Домашнее задание: п.19 Создайте: • мальчики– идеальный портрет жены; • девочки – идеальный портрет мужа; | Заканчивают предложенные учителем фразы, подводят итог урока. Записывают домашнее задание, слушают комментарии к выполнению. |
8. Итог урока. | Предлагает оценить свою работу на оценочном бланке: «Оцените свою работу на уроке…» | Оценивают собственную работу на уроке |
Список литературы:
Боголюбов Л.Н. Обществознание: 9 класс. - М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. - М.: Просвещение, 2014
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
Приложение1
Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится невозможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов.
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 год
Приложение № 2.
Группа 1
Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.
Как должны поступить работники загса?
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Статья 10. Заключение брака
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Статья 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
Статья 12. Условия заключения брака
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса
Приложение № 3.
Группа 2
Анастасия Петрова (17 лет) и Иван Кузнецов (19 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, отказались принять заявление. Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?
Статья 13. Брачный возраст
Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.97 № 140- З).Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Приложение № 4
Группа 3
Гражданка Панина заключила брак с гражданином Ивановым–Зареченским. Супруги обратились в ЗАГС с просьбой соединить их фамилии ( например: Панина-Иванова-Зареченская). Но ЗАГС отказал им в просьбе. Обоснован ли этот отказ?
Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства?
ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
Статья 31. Равенство супругов в семье
Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Статья 32. Право выбора супругами фамилии
1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.
Приложение № 5.
Группа 4
В суд обратилась семейная пара с заявлением о разводе и разделе имущества. Ситуация осложнялась тем, что в последний год, когда супруги уже не проживали совместно, жена купила лотерейный билет и выиграла крупную сумму денег. При этом, по утверждению мужа, женщина нигде не работала и получала деньги на содержание.
Как должен быть произведён раздел имущества?
ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ
Статья 34. Совместная собственность супругов
1.Имущество, нажитое супругами во время брака, является и совместной собственностью.
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо оттого, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
3.Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода
Статья 36. Собственность каждого из супругов
1.Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
2.Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
Приложение № 6.
глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,… право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание… Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав …право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства …
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями…. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками …
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими),… органом опеки и попечительства, прокурором и судом…
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). …При невыполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию …ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен…
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца…
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей…
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия — по фамилии матери.
Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка
По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 16 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.
Статья 60. Имущественные права ребенка
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи…
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию, родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
3. Ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования…
4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Приложение № 7.
ГЛАВА 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак…
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Статья 65. Осуществление родительских прав
1. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.
Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и др. родственников
Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.
Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.