Тема урока «Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.
Учебник авторов Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Колесниковой И.Я. для 5-6 классов общеобразовательных учреждений, Издательство: Просвещение, 2016 г. Серия: Сферы
Цель урока: формирование представления о животных как потребителях, а о грибах и бактериях как разрушителях органического вещества, о круговороте веществ в природном сообществе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация в программе PowerPoint, электронный диск – приложение к учебнику, раздаточный материал: карточки с заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы.
Задачи урока (образовательные, воспитательные и развивающие) отражены в планируемых результатах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Приводить примеры грибов и животных.
Составлять пищевую цепь
Определять место растений, животных, бактерий и грибов в пищевых цепях.
Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.
Личностные:
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные
умеет самостоятельно определять цели своего обучения,
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
владеет основами самоконтроля, самооценки
познавательные
ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в паре.
слушать и понимать речь других;
Методы обучения:
Формы обучения:
фронтальная работа;
групповая;
парная;
индивидуальная.
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап. |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания | Настраиваются на урок | Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем. |
2 | Проверка усвоения пройденного ранее материала. |
| Беседа. Демонстрация слайда с фото различных сообществ. Вопросы: Что вы видите на фотографиях? А как можно назвать лес, луг, болото, тундру? Какие организмы объединяют в природные сообщества? А что еще входит в природное сообщество кроме живых организмов? Какая часть природного сообщества самая главная? А почему растения самые главные? | Предполагаемые ответы: луг, лес, смешанный лес, хвойный лес, болото, поле Природные сообщества. Растения, животные, грибы, бактерии Территория, на которой они обитают, условия неживой природы. Растения, их объединяют в растительное сообщество. Они создают органические вещества с помощью солнечной энергии, дают кислород, предоставляют убежище. | Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей. Метапредметные: графическое отображение информации, сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: совместная работа в паре, учет мнения одноклассника, умение обосновать свое мнение, умение задать вопрос. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок. |
| Предлагает задание на карточке №1 дляработы в парах Установить соответствие между понятием и определением. Установить соответствие между названием сообщества и преобладающими жизненными формами растений Разделить природные сообщества на 2 группы | Выполняют задания, уточняют у учителя, правильно ли поняли задания, советуются друг с другом. 1) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями; 2) Самостоятельно соединяют ячейки таблицы линиями; 3) Делят на группы, стрелками в таблице показывают, в какую группу относят сообщества. |
| Демонстрирует слайды презентации для самопроверки. | Осуществляют самопроверку, оценивают проделанную работу, корректируют знания, анализируют причину ошибки. | |
3. | Постановка проблемы, цели, задач урока |
| Учитель рассказывает сказку и задает вопрос: Что мог ответить отец леса иве? Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока? А какие цели и задачи перед нами стоят? Уточняет или исправляет ответы учащихся. Показывает слайд с темой и задачами урока. | Слушают сказку, выдвигают предположения: в лесу важны не только растения, но и животные, и грибы, и бактерии, все они не могут существовать друг без друга. Тема: Роль животных, грибов, бактерий в природном сообществе Узнать, что делают в сообществе животные, грибы, бактерии, как они связаны друг с другом, как помогают друг другу и растениям. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других |
4. | Открытие новых знаний. |
| Беседа. Какое значение имеют животные? | Предполагаемые ответы: поедают растения, помогают им расселяться и укореняться, удобряют и рыхлят почву, опыляют растения, переносят семена. | Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок. Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик. |
| Дает задание для самостоятельной работы: прочитать на с.32 учебника статью «Сообщество грибов и бактерий», предлагает ответить на вопросы: Какова роль грибов и бактерий Что произойдет, если исчезнут все грибы и бактерии? | Изучают текст, Отвечают: Разлагают остатки растений и животных, перерабатывают, создают гумус, повышают плодородие почвы. Бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые нужны растениям. Если исчезнут бактерии и грибы, то скоро закончатся минеральные вещества, и растения погибнут. Все будет покрыто трупами. |
| Задание для самостоятельной работы: прочитать на с. 33 статью «Круговорот веществ», подготовить ответы на вопросы: какие группы организмов есть в сообществе, и какова их роль? Задает вопрос, отрицательна ли роль разрушителей. Уточняет, что это важная и нужная роль в сообществе. | Читают, находят нужную им информацию, называют группы организмов и какую роль они играют: производители – растения, создают органические вещества из неорганических Потребители – животные, потребляют готовые органические вещества Разрушители – грибы и бактерии, разлагают органические вещества до неорганических. Возможен ответ, что разрушители вредны. |
| Раздает карточки №2, объясняет задание: создать схему круговорота Показывает слайд с карточкой для самопроверки. | Групповая работа. Записывают, кто относится к названным группам организмов. Стрелками разного цвета показывают переход органических и минеральных веществ, изображают условные знаки, проверяют правильность. Корректируют. |
| Демонстрация анимации «Круговорот веществ» (диск – приложениие к учебнику). | Смотрят и комментируют. |
| Учитель сообщает, что между организмами существуют очень тесные взаимосвязи, главные из которых – пищевые. Их можно выразить в виде пищевых цепей. Демонстрирует таблицу и поясняет правила составления цепей: Запись слева направо, стрелки показывают переход вещества и энергии, начинают цепь с растения или с опавших листьев. С животного начинать цепь нельзя! Показ слайда с образцом цепи: клевер, гусеница, синица, ястреб | Слушают и запоминают. |
5. | Физкультминутка |
| Учитель предлагает ученикам повторить за персонажем и его заданиями с проектора. | Учащиеся повторяют упражнения предложенные им. | |
6. | Первичное закрепление |
| Раздает карточки №3. Осуществляет помощь дифференцированно. | Выполняют тестовые задания по карточке №3 индивидуально, осуществляют взаимопроверку с помощью слайда с правильными ответами, оценивают работу соседа по предложенным критериям. | |
| Просит поднять руку тех, кто получил «5» и т.д. Кто не справился – еще раз нужно проработать текст №11. | Оценивают свой результат. Пытаются проанализировать причины ошибок. | |
7. | Домашнее задание. |
| текст №11, на выбор – составить кроссворд по изученным темам или сочинить экологическую сказку. | Выбирают и записывают домашнее задание. | Личностные УУД: Самоопределение. |
8. | Рефлексия. |
| Предлагает проверить, выполнили ли поставленные задачи (слайд с задачами), Предлагает поднять руку, кому урок понравился, спрашивает, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие? | Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку. | Регулятивные УУД: самоанализ Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности |
Приложение 1..
Экологическая сказка.
Я расскажу вам историю, которая может приключиться с тем, кто считает себя самым главным и забывает о других.
Жила-была в лесу красавица – Ива. Она меняла свои наряды: весной ее изящные тонкие ветви покрывались пушистыми белыми шариками, потом они становились солнечно-желтыми и благоухали. Летом ее платье было ярко-зеленым и шелестело на ветру, осенью наряд становился коричневым, а зимой был серебристым и сверкал на солнце.
Однажды Ива как обычно любовалась собой, а вокруг кипела жизнь: жужжали трудолюбивые пчелы и шмели, топали зайцы, пищали птенцы в гнездах, шуршали в земле черви и многоножки, скрипели грибы, оплетая почву своей грибницей, трудились бактерии.
Надоело Иве, что все заняты своими делами, и никто не восхищается ее красотой. Топнула она своими корнями, прогнала она всех прочь: «Убирайтесь, мне никто не нужен!»
И не осталось рядом с Ивой ни одной живой души. Только очень скоро стало от этого Иве не просто одиноко, а совсем плохо. Поборола тогда она свою гордость и обратилась к старейшему и мудрейшему дереву – Отцу Леса с вопросом, что же с ней случилось. Отец Леса объяснил глупой Иве ее ошибку, она заплакала и попросила у своих соседей прощения. Вернулись все соседи и стали опять вместе жить-поживать.
Приложение 2.
Карточки – задания для учащихся.
Карточка №1. Работа в парах.
Фамилии: ___________________________________________________
Соедините название с определением.
1. | Природное сообщество | | А. | Растения со сходным внешним строением |
2. | Растительное сообщество | | Б. | Совокупность растений, животных, грибов и бактерий, обитающих совместно на одной территории. |
3. | Жизненная форма растений | | В. | Совокупность видов растений, обитающих на одной территории. |
Какие жизненные формы растений преобладают в данных сообществах?
1. | Лес | | А. | Кустарники и кустарнички |
2. | Степь | | Б. | Деревья |
3. | Тундра | | В. | Засухоустойчивые травы |
3. Распределить названия сообществ на две группы, показать стрелочками, объяснить, почему так разделили, назвать группы.
....................................... сообщества | Названия сообществ | ............................ сообщества |
| Сад | |
Лес |
Луг |
Поле |
Парк |
Болото |
Карточка №2
Производители
Разрушители Потребители
Окружающая среда
Условные обозначения:
Перемещение минеральных веществ
Перемещение органических веществ
Карточка №3. Тест для индивидуальной проверки знаний. Фамилия__________________
Отметьте правильные ответы.
Природное сообщество составляют:
А) Только растения Б) Только животные
В) Растения и животные Г) Растения, животные, грибы и бактерии
2. Выберите естественное природное сообщество:
А) Луг Б) Поле В) Сад Г) Огород.
3. Искусственное природное сообщество в отличие от естественного :
А) Обладает большим разнообразием видов,
Б) Не существует долго без поддержки человека
В) Может долго существовать без вмешательства человека
4. Ведущая роль в природном сообществе принадлежит:
А) Животным Б) Растениям В) Грибам Г) Бактериям
5. Какое растительное сообщество обладает бедным видовым составом:
А) Лес Б) Болото В) Степь Г) Пустыня
6. Выберите, кто из обитателей пустыни является производителем:
А) Тушканчик Б) Верблюд В) Верблюжья колючка Г) Змея гюрза
7. Грибы и бактерии, питаясь отмершими организмами и перегноем:
А) Обогащают воздух кислородом
Б) Загрязняют почву ядами
В) Очищают воду от примесей
Г) Обогащают почву минеральными веществами
8. Выберите, кто является потребителем органических веществ:
А) Фиалка Б) Кабан В) Овес Г) Дуб
9. Определите правильно составленную пищевую цепь:
А) комар Лягушка Цапля Б) крапива гусеница воробей кошка
В) гусеница синица дуб ястреб Г) кошка воробей гусеница крапива
10. Выберите обитателя верхнего яруса леса:
А) Гадюка Б) Лось В) Белка Г) Заяц
Осуществите взаимопроверку. Если допущено не более одной ошибки, можно поставить отметку «5». Если допущено не более 3 ошибок, можно поставить «4» Если допущено не более 5 ошибок, можно поставить «3», а если более пяти – нужно еще раз проработать темы 10 и 11 в учебнике.