Подготовила: учитель-логопед
Иванова А.В
Конспект логопедического занятия в средней группе
по теме: «Насекомые»
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Насекомые».
Цель выполнена с помощью таких задач, как:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
- Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, образование уменьшительно-ласкательных слов, упражнение в умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, дыхания
- Развитие фантазии в процессе отгадывания загадок
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
· Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование: полянка с бабочкой и цветами, фигурки насекомых: бабочка, пчела, кузнечик, муравей, стрекоза, гусеница. Крупа в контейнере, шарики Су-Джоку, простые карандаши, зеркала, обручи, картинки с насекомыми, дыхательные тренажеры,изображение паука.
Ход занятия:
Организационный момент:
Входят под музыку и выполняют упражнения с обручами (ножка влево,ножка враво,прыжок,3 хлопка)
-Сегодня на нашем занятии присутствуют гости,давайте с ними поздароваемся
-Доброе утро!
-А сейчас мы с вами узнаем,на какую тему мы будем с вами заниматься(в прозрачной емкости с закрашенной водой,водят бокалом и находят картинки насекомых)
Проговаривают каких насекомых увидели и называют тему «Насекомые».
(Садятся на свои места)
-Ой,кто то плачет(на полянке сидит бабочка и плачет)
-Что случилось,почему ты плачешь?
-У меня случилась беда!Однажды теплым, солнечным днем мы с моими друзьями-насекомыми играли на полянке.Как вдруг откуда не возьмись появился злой паук и забрал к себе в сети моих друзей и сказал,что отпустит их,если я выполню его задания. Ребята вы мне поможете?
-Да
-Ну тогда давайте спасем друзей бабочки!
Но сначала давайте потренируем наши язычки, чтобы красиво и четко проговаривать все слова. А поможет нам бабочка!
Артикуляционная гимнастика:
Наш кузнечик – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь – лягушка!
(«Улыбка»)
Кто играет на гитаре,
А муравей на дудочке,
Губы тянет он вперёд
Узкой – узкой трубочкой.
(«Трубочка»)
Бабочка – красавица, над полянкой пляшет –
Крылышками машет.
(«Качели»)
И для того,чтобы нам узнать кого же первым отпустит паук,нам нужно отгадать загадку!
На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята – вся жизнь их связана с трудом. (муравей)
1 задание: «Назови ласково»Найти в контейнере с крупой карточки(Муравей-муравьишка,комар- комарик, ит.д.)
-Молодцы,справились и паук отпускает муравья на полянку!
Следующая загадка:
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.(Муха)
2 задание: Дыхательные упражнения «Сдуй насекомого».
-Вам нужно сдуть насекомого с его места и сказать откуда вы его сдули! Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Повторяйте за мной. Возьмите насекомых в руки (цветные картинки), только осторожно, не пугайте их. (Андрей кого ты сдул и откуда?) (отвечают все дети полным ответом: Я сдул муравья с листочка).
-Молодцы,хорошо потрудились(возвращает на поляну муху)
На цветок она садится,Не устав с утра трудиться
Людям воск и мёд дала,Беспокойная … (Пчела)
3 задание «Помоги пчеле долететь до цветка»(простым карандашом провести линию по пунктирной линии)
Но для того,что бы начать работу с карандашом,мы разомнем наши пальчики
Су Джок. Тема «Насекомые»
Гладим мячиком правую ладошку от запястья до кончиков пальцев
Божья коровка — полезный жучок,
В черный горох у неё пиджачок.
С тлёй расправляется быстро и ловко,
Лечит растения божья коровка.
Гладим мячиком левую ладошку от запястья до кончиков пальцев
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва —
Он зелёный, как трава.
Катаем мячик между ладошками вертикально
Знают все: у муравья
Очень дружная семья.
Летом дружно строят дом,
А зимой спят дружно в нем.
Катаем мячик между ладошками горизонтально
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Катаем мячик в центре ладошки по кругу
Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.
Выполняют задание с карандашом и проговариваю на какого цвета цветок прилетела пчела.
-Молодцы,справились с заданием и ветер возвращает на поле пчелу.
Физминутка»Стрекоза»А теперь мы с вами отдохнем и превратимся в стрекоз
-Молодцы и паук возвращает на поляну стрекозу.
Загадка:
На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Ответ: Кузнечик)
5 задание: «Сложи картинку» (Собрать картинку и проговорить где насекомое находится употребляя предлги в,на)
-Молодцы!(возвращают кузнечика на полянку)
Загадка:
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)
6 задание:Дидактическая игра «Один много» (жук – жуки, бабочка –бабочки, кузнечик – кузнечики, муравей – муравьи, комар - комары и т.д.)
-Молодцы!(Возвращают гусеницу на полянку)
Ребята,вы молодцы и справились со всеми заданиями, бабочка рада и в благодарность она вам приготовила угощенье!
Ребята,а давайте вспомним,какие задания мы сегодня с вами выполнили?Что вам больше понравилось?Кого мы спасали?