Тема: «Духовность – путь к миру и согласию» Цель: Задачи: Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать. Ход классного часа - Сегодня наш разговор посвящён Дню Духовного согласия, ровно 24 года назад 18 октября 1993 г. в Казахстане прошел Всемирный Конгресс Духовного согласия. 24 года назад впервые за круглым столом собрались представители всех религий, чтобы обсудить все проблемы и придти к духовному согласию между религиями. Духовное согласие невозможно без толерантности в обществе. Современный человек должен обязательно быть толерантным. Толерантный человек - человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. І. Знакомство с новым понятием. Учитель: толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему? Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности. - Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например: Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... - А теперь давайте распределим черты, присущие толерантной личности и черты, присущие интолерантной личности: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность. ІІІ. Упражнение “Волшебная лавка” Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. А теперь давайте поиграем в игру 2 «Волшебная лавка». Вот, какие качества в ней имеются. Те, кто считает, что некоторые качества у него есть, пусть возьмет его из лавки и подарит тому ученику, которому он считает, что этого качества не хватает.(Принимают участие все желающие). Терпимость Умение сострадать Умение прощать Вспыльчивость Желание что-либо делать вместе Милосердие Гуманизм | Доброжелательность Уважение прав других Сдержанность Принятие другого таким, какой он есть Умение прощать Щедрость Духовность Тактичность | ІІІ.Задание “Дерево толерантности” - Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.) ІV. Разрешение проблемных ситуаций. Работа в группах. Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях. 1 ситуация. На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? 2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? 3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? 4 ситуация. У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия? Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают спикера и высказывают общее решение группы. - Так какова же цель разрешения любого конфликта? Ответы детей. Вывод: превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог и найти компромисс (обе стороны идут на уступки) - В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? - Что вы чувствовали в тот момент? - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо? - Как вы думаете, что чувствовал тот человек? - Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем. - Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости? - Какое наставление вам помогает жить в мире? Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону? - Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. - Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми? Дети: знание и соблюдение принципов духовности и толерантности. Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. V. Рефлексия. Стратегия «Дерево Толерантности» Слайд № 12. Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир
- Теперь вырастим традиционное дерево Толерантности на нашей школьной планете. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: «Школа Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево….
Примерные надписи: 1. Надо всех любить и уважать. 2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом 3. Понимать друг друга. 4. Научиться прощать. 5. Защищать друг друга, членов своей семьи. 6. Быть терпимыми. 7. Уважать пожилых людей. 8. Уметь слышать и слушать. 9. Уметь дать совет, выслушать совет другого. 10. Прислушиваться к мнению старших. 11. Не повышать голос друг на друга. 12. Быть милосердными. 13. Сострадать всем. 14. Принимать людей такими, какими они есть. 15. Быть толерантным. 16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 17. Уважать права другого человека. 18. Сотрудничать с родителями, гордиться им Мои пожелания: Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. - И всё это вам поможет жить в мире и духовном согласии |