Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………........3
2.Обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными воможностями…………………………………………………………………..4-6
3.Проблемы реализации избирательных прав………………………………..7
4. Пути решения проблем реализации избирательных прав граждан…....8-10
5.Заключение……………………………………………………………………11
6.Список использованных источников……………………………………12-13
1. Введение
Проблемы реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации является актуальной и широко обсуждаемой темой из года в год. Однако, в данной работе я решил обратить внимание на особую категорию избирателей-людей с ограниченными физическими возможностями. Данная категория полностью обладает избирательными правами и в ходе подготовки и проведения выборов им должно уделяться особое внимание со стороны избирательных комиссий.
Люди с ограниченными физическими возможностями (всего 12 117 000 человек на 2019 год) относятся к числу самых незащищѐнных слоев населения. Проблемы инвалидов возникают не в результате их физических, интеллектуальных или психических нарушений, а возникают вследствие неспособности или же нежелания уполномоченных на то должностных лиц или органов создать условия, которые способствуют реализации избирательных прав данной категории граждан.
В наше время созданы недостаточно адекватные условия для голосования избирателей-инвалидов. Им очень тяжело пользоваться своим правом голоса, так как никто не думает о помощи им в их вотировании. В силу этого данная тема является актуальной.
При написании данной работы я ставлю для себя следующие задачи
1. Выяснить причины, почему государство недостаточно обеспечивает таких граждан нормальной возможностью голосовать. 2. Рассмотреть и проанализировать способы решения данной проблемы. Целью моей работы является: Изучить и оценить степень доступности голосования на выборах граждан Российской Федерации, имеющих ограниченные возможности здоровья.
2.Обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными возможностями
Для того чтобы реализовать право соответственно возникает необходимость законодательной базы, подкрепленная грамотной правоприменительной практикой. Среди нормативных актов, в которых закреплено избирательное право граждан с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации, выделяются:
Конституция РФ (ст.32);
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» (ст.75);
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч.16.1 ст.20; п.л.2) ч.10 ст.23;ч.5.1. ст.33; ч.3 ст.45;ч.7.1. ст.61; ч.21 ст.63; ч.1,п.в ч.8.1., ч.11.1 ст.66)
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.02.2014) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ч.6 ст.42;ч.1 ст.5;,ч.10 ст.78; ч.3 ст.79;ч.1,7,12 ст. 83);
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» (ст.46;ч.9.1. ст.66;ч.2.1. ст.67; ч.1 ст.71; п.3 ч.7.1. ст. 71;п.10.1. ч.10 ст.71);1
Проанализировав вышеуказанные правовые акты, можно судить об узконаправленном характере, т.к. отсутствует полная информация об обеспечении условий (оснащение избирательных участков соответственными устройствами либо конструкциями, благодаря которым лицу с ограниченными физическими возможностями будет предоставлен доступ к голосованию) голосования для всех категорий граждан-инвалидов.
Так, в ч.7.1. ст.61 ФЗ ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.10 ст.78, ч.3 ст.79 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» и ч.2.1. ст.67 ФЗ «О выборах Президента РФ» предоставлена информация об обеспечении условий голосования для инвалидов по зрению, в то время как законодатель не счел важным указать на оснащение избирательных участков всем необходимым для реализации избирательных прав инвалидов по слуху и инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исходя из этого, получается, что происходит дискриминация в толковании понятия «лицо с ограниченными физическими возможностями».
Постановление ЦИК России от 20.05.2015 N 283/1668-6 "О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"
В данном документе определены основные направления ЦИК России по созданию необходимых и достаточных условий для инвалидов. Главная цель - реализация их избирательных прав.
Также в Рекомендации определены следующие категории лиц:
В Рекомендации установлены также особенности обучения и организации работы членов комиссий, являющихся инвалидами, порядок подготовки ко дню голосования, процедура информирования избирателей из числа указанных лиц
Приведены требования к оборудованию избирательных участков и помещений для голосования.
В данном документе устанавливаются требования к кабинам, ящиками и специально оборудованных мест для тайного голосования
Несмотря на немалое количество актов по вопросам об обеспечении избирательных прав инвалидов, представляется, что данные акты носят узкоцелевой и рекомендательный характер. А значит законодательство РФ по вопросу о реализации избирательных прав людей с ограниченными возможностями еще полностью не урегулировано.
3.Проблемы реализации избирательных прав
О нарушении или ущемлении прав граждан РФ, являющимся инвалидами можно судить по СМИ или в интернет-изданиях, а также можно обратиться к Положению 1 ЦИК России «О поступивших в ЦИК России, ИКСРФ обращениях и жалобах о нарушениях избирательных прав инвалидов в период подготовки и проведения выборов в Единый день голосования 14 сентября 2014 года».
Различные жалобы можно по большей части найти на форумах и блогах на интернет - порталах.
Среди проблем большинство из них связано с инвалидами с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Избиратели не могут попасть на избирательные участки из-за отсутствия пандуса или лифта у подъезда своего дома.
Для инвалидов с нарушением функций зрения отмечают проблему недостаточности светофоров со звуковым сигналом.
Также отмечается проблема специализированного общественного транспорта, с подъемниками для инвалидов-колясочников. Для инвалидов предоставлены услуги социального такси. Но и здесь есть свои затруднения и проблемы (проблема кадров, проблема содержания муниципалитета социального такси и др.).
Если судить по вышеуказанному Приложению ЦИК России, все проблемы сводятся к оборудованию избирательных участков, информированию и голосованию вне помещения для голосования. Несмотря на то, что данные проблемы отмечаются в 2014 году, они остаются актуальными и в наше время.
4.Пути решения проблем реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями
В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по преодолению барьеров для голосования инвалидов.
Перспективным является создание условий для голосования инвалидов и это находит свое выражение в техническом оснащении избирательных участков комплексами электронного голосования.
Если говорить об автоматизации избирательных процессов в РФ, то следует указать на Государственную автоматизированную систему РФ.
«Выборы» (далее-ГАС «Выборы»), являющейся главной и крупнейшей информационной системой в России. Основная цель данной системы: автоматизация информационных процессов подготовки и проведения выборов и обеспечение деятельность избирательных комиссий. На сегодняшний день комплексами средств автоматизации (далее-КСА) оснащены ЦИК России, избирательные комиссии 85 субъектов Российской Федерации и территориальные избирательные комиссии. В КСА ГАС «Выборы» входят комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее- КОИБ) и Комплекс для электронного голосования (далее-КЭГ).
Однако не все города используют КЭГ ввиду экономии бюджета. Так, например, от КЭГ отказались Новокузнецк и Кузбасс.
Автоматизация избирательных процессов недостаточно распространена в РФ. Основные проблемы: нехватка бюджета городов на оснащение КЭГ или КОИБ. Поэтому следует поставить вопрос об оснащении субъектов данными комплексами (КЭГ и КОИБ) как главный, так как это облегчит процесс голосования для инвалидов.
Хотелось бы отдельно рассмотреть некоторые известные проекты и программы для реализации избирательных прав инвалидов.
Основные цели данной программы - обеспечение условий инвалидам, при которых они сами смогли бы свободно перемещаться, а также повышение уровня доступности объектов и услуг.
Программа предусматривает для людей с проблемами функций опорно-двигательного аппарата оснащение общественного транспорта необходимыми средствами и в целом совершенствование транспортной инфраструктуры, а также специальное оснащение бордюров, установление пандусов и т.д.
Для людей с нарушением функций зрения предусмотрено оснащение звуковым оповещением светофоров.
Для людей с нарушением функций зрения и слуха предусмотрено формирование общегородских систем специализированных телекоммуникаций и т.д.2
Проблема заключается в том, что не везде находит свое воплощение цели и задачи данной программы в реальности. В большинстве городов доступ к различным учреждениям для инвалидов затруднен. Также затруднительным остается доступ к транспортным средствам. В особенности железнодорожных станций, аэропортов. Причиной этого является ограничение финансирования.
Данная программа продлена до 2020 года. Однако финансирование программы уменьшится на 2,2 млрд рублей.
Вышеуказанный проект отвечает задачам федеральной целевой программы «Доступная среда».
С октября 2010 года ЦИК России запустила вышеуказанный проект. Идеи, которые выражены в пилотном проекте правильны, современны и положительны для избирателей с ограниченными физическими возможностями, но в жизни, к сожалению, не находит свою реализацию.
Мнение по поводу реализации данной программы высказал А.Рявкин, президент Благотворительного фонда «Белая трость». Он отмечает, что в большинстве школ и домах культуры, где размещаются избирательные участки, нет даже пандусов. Также глава фонда отметил отсутствие паспортизации маршрутов к избирательным участкам, разметок и предупредительных знаков. В большинстве своем на избирательных участках по результатам опроса А.Рявкина отсутствуют трафареты с азбукой Брайля, отсутствует сурдопереводчик и т.д. Причиной всего этого, по мнению Президента фонда, является то, что рекомендации ЦИК России носят характер необязательный, рекомендательный по своей сути.
Данный пилотный проект был реализован в единый день голосования в Санкт-Петербурге 14 сентября 2014 года. Этот проект предусмотрен для инвалидов с нарушением функций зрения.3
Из доклада Алексея Пучнина членам ЦИК России в ходе этого пилотного проекта были оборудованы кабины для инвалидов по зрению, также были определены 20 избирательных участков с размещением информационных материалов для незрячих людей, трафареты для слепых и слабовидящих избирателей. Было обеспечено оказание услуг сурдопереводчиков.
А также предусматривалось применение каждым незрячим инвалидом абонентского устройства в комплекте со специальным инфраструктурным оборудованием системы «Говорящий город».
Проект получил положительные отзывы, но, к сожалению, дальнейшую реализацию не получил.
5.Заключение
В настоящее время существующая в РФ практика обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными возможностями сама по себе обширна, но полностью не удовлетворяет положениям международной конвенции об инвалидах.
Для того чтобы гражданин РФ с ограниченными физическими возможностями смог реализовать свое право избирать, т.е. активное избирательное право, необходимо наличие двух главных условий: доступ на избирательный участок и системы для голосования.
В РФ нет проблем с идеями, проектами и предложениями по совершенствованию и облегчения процесса голосования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Существует проблема реализации данных идей, воплощение их в жизнь.
Причина проблем реализации может заключаться во многом: из-за недостаточности финансов, вопроса приоритетов государства (связан с первой причиной, т.к. как известно Россия – лидер по темпам роста военных расходов и т.д.), из-за не вовлеченности, а точнее пассивности самих инвалидов в предложениях решения проблем.
Есть и положительные моменты в разрешении вопросов реализации избирательных прав инвалидов, но в целом еще предстоит долгая работа по совершенствованию и урегулированию данной проблемы.
6.Список использованных источников
По материалам официального портала Федеральной службы государственной статистики. URL интернет- ресурса: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popul ation/disabilities/#
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// СПС «КонсультантПлюс»
Журнал о выборах.-2016.- № 4.- С.2.
Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"// СПС «КонсультантПлюс»
Выписка из протокола заседания ЦИК России от 11.07.2007 N 20-4-5 "О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс»
Постановление ЦИК России от 20.05.2015 N 283/1668-6 "О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"//СПС «КонсультантПлюс»
По материалам официального портала ЦИК России.URL интернет ресурса http://www.cikrf.ru/
По материалам новостного портала proГород.URL интернет ресурса http://progorod33.ru/news/view/76712
По материалам интернет - портала РЦОИТ при ЦИК России.URL интернет ресурса http://www.rcoit.ru/education/detail.php?ID=28527-
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» // СПС «КонсультантПлюс»
Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2014 N 2136-р « О внесении изменения в перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р» // СПС «КонсультантПлюс»
По материалам новостного портала ТАСС. URL интернет ресурса http://tass.ru/ekonomika/2375881
15.По материалам интернет портал для инвалидов Dislife.ru.URL интернет ресурса:http://tass.ru/ekonomika/2375881http://dislife.ru/articles/view/3983
По материалам интернет-портала ЦИК России. URL интернет ресурса: http://www.cikrf.ru/special/pravo_invalida/activity/sten_nov.html
По материалам новостного портала Газеты «Известия».URL интернет ресурса: http://izvestia.ru/news/592844
По материалам новостного портала Газеты «Известия».URL интернет ресурса: http://izvestia.ru/news/591649
1 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации"
2 Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов//subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
3 «Обеспечение избирательных прав инвалидов. Гарантии осуществления, административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан с ограниченными возможностями.» Изд. «Модуль» 2014 г.
11