Конкурсное задание «Методический семинар»
Невская И. Ю, учитель математики и информатики
«Обучая всех – услышу каждого, или Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики».
В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили.
Е. Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук
«Обучая всех – услышу каждого, или Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики» - вот тема, над которой я работаю. В своей педагогической деятельности руководствуюсь словами заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, Евгения Ямбурга.
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», говорил еще в 4 веке до н. э. римский философ Сенека. На мой взгляд, девизом современной системы образования должны стать перефразированные слова Сенеки: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Несомненно, опыт и традиции отечественной педагогики всегда были обращены к развитию личности ребенка. Но, в то же время, современный социальный заказ государства, реализованный в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), направлен на социальную самоидентификацию учащихся. Главная задача современного образования не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.
Возникает проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.
Отсюда появляется необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов способствуют, по-моему мнению, интерактивные технологии, так как учащиеся сами выступают полноправными участниками процесса обучения, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Интерактивная технология обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе познания.
Актуальность этого метода заключается в том, что внедрение интерактивных средств обучения позволяет:
сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;
обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;
увеличить объем выполненных на уроке заданий;
расширить информационные потоки;
повысить качество образования.
Данное новшество позволяет превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение», которое пропагандировали лучшие представители зарубежной (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, др.), русской (Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский) и советской (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) педагогической науки и практики.
Хочу показать, как я использую интерактивные технологии. Их много, поэтому я остановлюсь на двух, которые использую чаще других
Наиболее простая форма группового взаимодействия — «Интерактивная беседа». Приведу пример.
«Мой жизненный опыт».
Предлагаю решить следующую задачу:
Ученики в процессе ответа непроизвольно разбивают свои действия на шаги. Как называется данная последовательность действий (шагов) я зашифровала в виде ребуса. Затем дети разгадывают его. Представьте себя в роли учеников и попробуйте разгадать ребус.
Таким образом, ученики выводят определение понятия алгоритма. Алгоритм – это последовательность шагов, приводящая к нужному результату. В обыденной жизни дети скорее всего не встречаются с понятием алгоритма, но осознают его наличие в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами.
После того как определение введено, задаются вопросы:
Знакомо ли вам это слово?
Где вы его слышали?
Что оно означает?
Приведите примеры алгоритмов, которыми вы руководствуетесь в повседневной жизни.
Представьте себе, что злоумышленник выдал следующий алгоритм получения кипятка:
1.Налить в чайник воду.
2.Открыть кран газовой горелки.
3.Поставить чайник на плиту.
4.Ждать пока вода не закипит.
5.Поднести спичку к горелке.
6.Зажечь спичку.
7.Выключить газ.
Исправьте допущенные автором ошибка, чтобы предотвратить несчастный случай. Ученики обсуждают, составляют правильный алгоритм, приходят к выводу, что в алгоритме важен порядок действий.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных форм данной педагогической технологии, создающая оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
При введении понятия «исполнитель» предлагаю игру «Я – робот».
Одному из учеников даётся роль робота, другому – роль того, кто им управляет. Задача управляющего – отдавать команды таким образом, чтобы ученик-робот встал со своего места, дошел до доски, написал на ней слова «Я – робот» и вернулся обратно. В ходе игры управляющих можно менять. Задача робота – тщательно следовать инструкциям. Также необходимо следить за тем, чтобы и команды управляющего были четкими и правильными.
А сейчас расскажу о своих приемах в интерактивном обучении.
Ментальная карта — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления. Мне нравиться использовать ментальные карты для создания опорных конспектов к уроку. На уроках показываю готовые, но часто предлагаю учащимся сделать свои. Знакомлю с информационным ресурсом и объясняю, как им пользоваться. Детям это нравится, и они с удовольствием делают ментальные карты даже по другим предметам. Предлагаю вашему вниманию примеры ментальных карт.
При изучении темы «Способы записи алгоритмов» очень помогает «редактор блок-схем» – программа, предназначенная для создания и редактирования блок-схем.
Блок-схемы дают возможность наглядного представления алгоритма. Это упрощает понимание его структуры и дает возможность его оптимизировать. Данное приложение позволяет не только составить блок-схему, но и импортировать его в исходный текст программы, выполненной на языке программирования. Использование программы очень экономим время.
При проверке домашнего задания использую тренажеры, упражнения и онлайн-тесты. Приведу примеры некоторых из них.
LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание урока, а можно такой модуль создавать самим в оперативном режиме в качестве домашнего задания.
Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков. На уроках использую следующий информационный ресурс.
Презентации заменила на флипчарты – это интерактивные презентации. Покажу пример.
В качестве рефлексии ученики,используя информационный ресурс, создают «Облако слов».
Интерактивные технологии использую и во внеурочной деятельности. Нашей школе очень повезло: у нас есть свой робот. На кружке мы с учениками осваиваем робототехнику. Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование. Собирая настоящих роботов, ребенок узнает, что такое батарейки, двигатели, датчики, зачем они нужны и как работают. Он научится программировать, изобретать и получит множество других навыков, которые окажутся незаменимыми в дальнейшей жизни. Не исключено даже, что после курса робототехники ребенок будет знать больше, чем его родители!
Представленные примеры использования интерактивных методов в обучении показывают, как можно активизировать познавательную деятельность учащихся. Применение этих методов в обучении способствует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в современном, постоянно изменяющемся мире. В своей работе стараюсь чаще примирять эти методы и вижу уже результаты.
Доля учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность | 75% |
Количество победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике | 3 |
Количество победителей и призеров интеллектуальных соревнований и конкурсов | 40 |
Средний балл ЕГЭ по информатике (6 человек) | 64 |
Максимальный балл ЕГЭ по информатике (6 человек) | 80 |
Мои ученики участвовали в социально значимых проектах: «Компьютерные игры: за и против», «Компьютер –друг или враг?». Неоднократно являлись призерами в муниципальных научных конференциях, таких как «Время», «Вода источник жизни на Земле». Мы - постоянные участники всероссийской акции «Час кода». На муниципальном этапе предметных олимпиад в прошлом году мой ученик Неврюев Александр занял третье место. В прошлом году побывали на областной олимпиаде по робототехнике в г. Саратове, правда, пока в роли зрителей. Но уже весной планируем провести такую олимпиаду между школами района. А потом примем участие и в областной олимпиаде. Ежегодно принимаем участие во Всероссийской олимпиаде по информатике «КИТ». В этом году у нас два первых места по региону. За победу учащиеся награждены дипломами. Участвуем и в международном онлайн конкурсе по безопасному использованию сети интернет «Интернешка». Дети с огромным желанием отвечают на предложение поучаствовать в конкурсе.
Но самым важным результатом я считаю то, что дети благодаря этим новинкам обучения стали меньше времени проводить в социальных сетях, а больше заниматься самообразованием.