Центр внешкольной учебно-воспитательной работы «Арман»
отдела образования Бурабайского района
Формирование личностных качеств, обеспечивающих социализацию ребенка в будущем с применением личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Подготовила:
специалист-организатор дворового клуба Савкина О.В.
На современном этапе развития казахстанского общества в концепции государственного развития «Мәңгілік ел" перед образованием поставлена задача формирования общенациональной идеи: развитие высоко духовной личности, воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к национальному наследию, обычаям, культуре, традициям.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», одной из задач системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности». Все это обуславливает активное вовлечение личности в большее количество социальных связей, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить их.
Процесс социализации - важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества. В ходе его происходит формирование поколения будущего под влиянием таких факторов, как семья, общение, детские общественные организации, средства массовой коммуникации и т.д. - именно поэтому так велико внимание к нему философов, социологов, педагогов, психологов, политологов.
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Социальное становление происходит в течение всей жизни человека и в разных социальных группах. Семья, школьный класс, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. По нашему мнению, к ним можно отнести и детские дворовые клубы .
В работе клуба преобладает личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.
Основная задача работы ДК- организация культурно-досуговой деятельности детей. Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования ДК - это взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Социализация - это присвоении индивидом социальной сущности, индивидуализациия - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиваться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личностных качеств ребенка может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Развитие социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Активная социализация воспитанников возможна через вовлечение в сферу досуговой деятельности, так как здесь дети более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Используемые в клубе формы культурно-досуговой деятельности имеют цель, прежде всего, формирование личностных качеств, развитие личности, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
В задачи клуба входит развитие системы культурно-досуговых и спортивно–массовых мероприятий, которые формируют навыки творческого образа жизни, способствующих совершенствованию физических возможностей и духовному росту, создание творческой среды, в которой развивается творческая деятельность детей, как способ развития личности. Включая детей в различные виды деятельности, используется личностно-ориентированный подход, учитываются возрастные и индивидуальныые возможности ребенка.
Специфика дополнительного образования заключается в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей; в свободе выбора направлений деятельности, педагога. Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции :
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
5) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Все эти функции способствуют положительной динамике развития личностных качеств, приобретения необходимых компонентов социализации в рамках обучения.
Все направления работы ДК по организации культурно-досуговой деятельности детей направлены на воспитание личности воспитанника: с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей ребенка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, формируются личностные качества, происходит социализация воспитанников, которая носит положительную направленность.
Руководство к действию.
К нам приходят не просто дети, а дети-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать в своей работе. Нужно знать и использовать такие приёмы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.
Для этого необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, определение динамики развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими.
«Все дети талантливы» - поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
«Каждый ребёнок – уникальная личность» - применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов).
«Ребёнок хорош – плох его поступок» - необходимо понять причины неправильного поведения и устранять их, не унижая ребёнка, не нанося ущерба его достоинству.
«Всем детям нужна поддержка» - создание для ребёнка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила ребёнку радость.
«В каждом ребёнке – чудо, помоги ему проявиться» - предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности.
«В каждом ребёнке – чудо, помоги ему проявиться».
Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и возможностью дальнейшего развития и самосовершенствования. Каждый ребёнок уникален. От рождения в него заложены какие-то способности, задатки. Они как зёрнышки сидят у него внутри. А смогут ли они дать росточки, расцвести и в дальнейшем дать плоды, будет зависеть от различных условий, Без соответствующих условий «наши зёрнышки» заглохнут, так и не развившись.