Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Образовательной программы МКОУ Мазунинской СОШ, учебного плана школы.
Элективный курс «Решение биологических задач» предназначен для учащихся 10 класса средней школы. Данная программа является модифицированной. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Она реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом современного школьного обучения. В данном курсе рассматриваются основополагающие темы общей биологии.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни. Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии.
Особый акцент в программе данного курса сделан на выполнение разнообразных заданий по молекулярной биологии, а также задач по генетике, клеточному уровню организации живой природы. Курс тесно связан с уроками общей биологии и рекомендован учащимся, которые увлекаются биологией и готовятся к поступлению, соответствует требованиям Государственного стандарта.
Элективный курс «Решение биологических задач» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный характер.
Цель: углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни и научить решать задачи по молекулярной биологии и генетике разного уровня сложности.
Задачи:
- расширить и углубить знания по молекулярной биологии и генетике;
- развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы
- совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи;
- воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы.
Содержание курса тесным образом связано с программным материалом разделов биологии, изучаемых в основной и старшей школах. Элективный курс должен преподаваться школьникам после овладения ими на уроках общей биологии базовыми знаниями основ цитологии, молекулярной биологии, биохимии, генетики
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Информационно-коммуникативная деятельность
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Распределение учебных часов по разделам
№ | Разделы учебной программы | Количество часов (всего) | Контроль знаний |
1 | Решение задач по молекулярной биологии | 10 | |
2 | Решение задач по генетике | 23 | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 1 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
Решение задач по молекулярной биологии (10 ч.) |
1 2 | Ведение. Белки - актуализация знаний Решение задач по теме белки | Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач | Уметь решать задачи по молекулярной биологии |
3 4 | Биосинтез белка - актуализация знаний Решение задач по теме биосинтез белка | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач |
5 6 | Нуклеиновые кислоты - актуализация знаний Решение задач по теме нуклеиновые кислоты | Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач |
7 8 | Энергетический обмен - актуализация знаний Решение задач по теме энергетический обмен | Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задач |
9 10 11 | Способы деления клеток Решение задач по теме митоз Решение задач по теме мейоз | Способы деления клеток: митоз, мейоз. Основные этапы, фазы, их особенности. Решение задач. |
Решение задач по генетике (23 ч.) |
12 13 | Генетические символы и термины Генетические символы и термины по генетике | Генетические символы и термины. | Уметь решать задачи по генетике |
14 15 | Законы Г.Менделя 1 Законы Г.Менделя 2 | Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности |
16 17 | Неполное доминирование - актуализация знаний Неполное доминирование - решение задач | Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности |
18 19 | Наследование групп крови - актуализация знаний Наследование групп крови - решение задач | Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач. |
20 21 | Генетика пола - актуализация знаний Генетика пола - решение задач | Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности |
22 23 24 | Решение комбинированных задач с резус-фактором Решение комбинированных задач с генетикой пола Решение комбинированных задач | Решение комбинированных задач. |
25 26 | Взаимодействие генов - актуализация знаний Взаимодействие генов - решение задач | Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию |
27 28 | Закон Т.Моргана - актуализация знаний Закон Т.Моргана - решение задач | Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт. |
29 30 | Закон Харди – Вайнберга Закон Харди – Вайнберга - решение задач | Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций. |
31 32 33 | Генетика человека - актуализация знаний Генетика человека - решение задач Генетика человека - решение задач на родословную | Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач. |
34 | Итоговое занятие | Итоговая диагностика: решение занимательных задач. |
Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны
Знать:
общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
законы Менделя и их цитологические основы
виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
сцепленное наследование признаков, кроссинговер
наследование признаков, сцепленных с полом
генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)
Уметь:
объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
профилактики наследственных заболеваний;
оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Список литературы
1. Багоцкий С.В. Крутые» задачи по генетике. Журнал «Биология для школьников» №4 – 2005
2.Баталова Ф.Б. Биология. Методическое пособие по решению задач. Ижевск, 2005
3.Вайнер Г.Б.. Сборник задач по генетике, Саратов, 1998
4.Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988
5.Краткий сборник генетических задач. Ижевск, 1993
6.Матанцев В.А. Задачи по биологии. В помощь абитуриенту УдГУ, Ижевск. 2004
7. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Москва, 1981