ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Юный книголюб»
Направленность: художественная, социально-гуманитарная
Уровень- базовый
Категория - 7-8 лет
Срок реализации – 1 год
Барнаул
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»,
Приказом Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»,
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020)
Приказом Главного управления образования и молодёжной политик Алтайского края от 19.03.2015 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ».
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой МБОУ «СОШ №_____» (новая редакция), утвержденной приказом МБОУ «СОШ №______»
Календарного учебного графика на _________ учебный год МБОУ «СОШ №_____»
Данная программа актуальна, соответствует требованиям времени в части развития метапредметных компетенций у обучающихся:
1) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в команде: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, развитие лидерских качеств;
2) сформированность системы межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях;
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Указанный подход к формированию результата, который должен быть достигнут обучающимся, полностью соответствует компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
1) быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
2) получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
3) принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Реализация данной программы полностью соответствует обозначенным в задачах обеспечения :
1) исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приёмами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач;
2) социальной деятельности обучающихся, направленной на реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет естественнонаучную, социально-гуманитарную направленность, т.к. состоит из комплекса программ. Ориентированных на развитие компетенций у обучающихся.
Данная программа вариативная, что позволяет в рамках ее содержания разрабатывать различные учебно-тематические планы в соответствии с потребностями обучающегося, то есть блочное содержание позволяет формировать индивидуальные программы, индивидуальные образовательные маршруты.
Методологической основой проектирования программы становятся следующие ориентиры:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, толерантности, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование социальной среды развития обучающихся, ориентированной на достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
Данная программа ориентирована на обучающихся с потребностью базового изучения предметов, имеющих основы предметных, метапредметных компетенций.
Психолого-педагогические особенности развития детей
Психолого-педагогические особенности развития детей | 7 до 8 лет связанных: с изменением ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются характерные для младшего школьного возраста: центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. |
Адресаты | Обучающиеся МБОУ СОШ №____, дети с ОВЗ |
Срок освоения программы – 9 месяцев, 35 недель. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время (с 02 сентября по 27 мая). Занятия проводятся в очной форме с применением дистанционных технологий 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа до 45 минут.
Цель и задачи
Цель реализации ОП - помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету, оценить возможности овладения им, повысить речевую культуру учащегося, выходящую за рамки школьной программы, способствующую мотивации дальнейшего предметного образования, самостоятельному и осознанному определению в выборе профиля обучения на уровне среднего общего образования и обучения по программам высшего профессионального образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
образовательные / предметные:
способствовать повторению и обобщению знаний по литературе, расширяющих рамки школьной программы; сформировать умение оценивания собственных знаний; сформировать и отработать навыки исследовательской деятельности учащихся на содержательном теоретическом материале и специально подобранных практических упражнениях; обучить учащихся новым приемам и методам решения сложных нестандартных задач.
метапредметные/ развивающие:
развитие творческих способностей и креативного мышления, приобретение опыта реализации проектной деятельности. Развитие внимательности, самостоятельности, речевой культуры, памяти, воображения.
личностные/воспитательные:
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, развивать навыки группового общения в рамках разностатусной и разновозрастной группы, умения работать в команде, рационально распределять роли и время в ходе реализации проекта, нести ответственность за коллективное решение. Формирование правильной самооценки учащихся; воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); привитие у учащихся интереса к чтению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги.
Метапредметные:
овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;
формирование потребности в систематическом чтении;
осознание значимости чтения для личного развития;
создание психологически комфортной среды в процессе обучения.
Личностные:
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
способность к интеллектуальному развитию учащихся, осознавать значимость чтения для личного развития.
Система оценки достижений планируемых результатов
Освоение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ предусматривает проведение промежуточного контроля (входной контроль, промежуточная аттестация (не менее 2 раз в год).
Формами контроля освоения обучающимися ДО(О)П, промежуточной аттестации обучающихся являются проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений обучающихся, защита портфолио по результатам участия ребенка в конкурсах в соответствии с профилем, комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок (анкетирование, собеседование, защита проектов, участие в научно-технических выставках, стартапы, хакатоны, митап)
Критерии оценки
показатель | критерий | Степень выраженности | Методы контроля |
критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся | соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, осмысленность и свобода использования специальной терминологии | Обучающийся владеет менее ½ объема теоретических знаний, стартовый уровень (1-3 балла) Усвоил более ½ объема теоретических знаний, базовый уровень (4-6 баллов) Освоил весь объем знаний по программе за учебный период, уровень продвинутый уровень (7-9 баллов) | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос |
критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся | соответствие практических умений и навыков программным требованиям, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения, креативность в выполнении творческих заданий | Владеет менее ½ предусмотренных способов действий, уровень стартовый (1-3 балла) Владеет более ½ умений и способов действий , уровень базовый (4-6 баллов) Владеет всеми способами действий по программе за данный период, продвинутый уровень (7-9 баллов) | Контрольное задание, анкетирование, презентация и анализ готового продукта |
критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей (учебно-познавательные, коммуникативные, информационные) | продуктивная коммуникация в группе, самостоятельность, поиск и обработка информации, оценка результата, умение слышать и слушать, способность отстаивать собственную точку зрения, самоанализ, самооценка, способность к самопознанию и принятию собственных решений | Выполняет простейшие практические задания от идеи до готового продукта в сопровождении наставника, испытывает серьезные затруднения в подборе и систематизации информации, не проявляет инициативы в работе группы, не отстаивает свою точку зрения в полном объеме, волевые усилия побуждаются извне, нуждается во внешнем контроле, стартовый уровень (1-3 балла) Выполняет задание простейшего уровня по образцу и с использованием инструкции, нуждается в помощи наставника в работе с информационными источниками, инициативен, работает в группе в рамках совей «роли», не склонен к явному лидерству, к проявлению волевых усилий побуждает наставник, способен контролировать сам себя, базовый уровень (4-6 баллов) Выполняет задание элементами творчества, работает с любыми источниками информации самостоятельно, умеет интерпретировать информацию, инициативен, умеет слышать и слушать, систематизирует информацию, уважителен к точке зрения оппонентов, способен взять на себя ответственность за общее решение, способен контролировать себя и других, уровень продвинутый (7-9 баллов) | Инженерное решение в виде презентации готового продукта |
СОДЕРЖАНИЕ
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов (общих тем) | Количество часов | Количество практических работ |
1. | Здравствуй, книга! | 3 | 3 |
2 | Книги о родине и родной природе | 2 | 1 |
3 | Жили-были… | 3 | 1 |
4 | Книги о природе и животных | 3 | 1 |
5 | Почемучкины книги | 1 | 1 |
6 | Здравствуй, Зимушка-Зима!!! | 4 | 2 |
7 | Сказки зарубежных писателей | 3 | 1 |
8 | Русские писатели-сказочники | 4 | 1 |
9 | Книги-сборники стихотворений для детей | 4 | 2 |
10 | Голубая планета | 2 | 1 |
11 | Детские писатели о детях и для детей | 3 | 1 |
12 | Уроки памяти | 2 | 1 |
13 | Заключительное занятие | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов |
по плану | по факту |
1. Здравствуй, книга! | 3 |
1 | 1 неделя | | Роль и значение книги и библиотеки в жизни человека и всего человечества. (Роль и значение книги и библиотеки в жизни человека и всего человечества. Книга как источник необходимых знаний. Конкурс «Пословицы о книге и учении».) | 1 |
2 | 2 неделя | | Храм книги- библиотека. (Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «формуляр». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками. Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Филя», «Веселые картинки», «Мурзилка» и др.. Основные правила пользования библиотекой.) | 1 |
3 | 3 неделя | | Книга начинается…….. (Как создается современная книга; Первое знакомство со структурой книги. Обложка, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.) | 1 |
2.Книги о родине и родной природе | 2 |
4 | 4 неделя | | « Что мы родиной зовем…» ( Книги о Барнауле) | 1 |
5 | 5 неделя | | Осенняя пора….( стихи русских поэтов об осени) | 1 |
3. «Жили-были…» | 3 |
6 | 6 неделя | | Малые фольклорные жанры | 1 |
7 | 7 неделя | | Русские народные сказки. | 1 |
8 | 8 неделя | | Викторина по русским народным сказкам. | 1 |
4. Книги о природе и животных | 2 |
9 | 9 неделя | | В.Бианки, знакомство с творчеством ( «Как Муравьишка домой спешил», «Мастера без топора», « «Красная горка» и др.) | 1 |
10 | 10 неделя | | Е. Чарушин, знакомство с творчеством ( «Кошка Маруська», «Волчишко», «Друзья», «Медвежата» и др.) | 1 |
11 | 11 неделя | | Д. Н. Мамин -Сибиряк, знакомство с творчеством.( «Алёнушкины сказки») | 1 |
5. Почемучкины книги | 1 |
12 | 12 неделя | | Что такое отраслевая литература? Как читать такие книги? (беседа, обзор литературы) | 1 |
6. Здравствуй, Зимушка-Зима!!! | 4 |
13 | 13 неделя | | Стихи русских поэтов о зиме. (Понятия: поэзия, эпитет. Стихи о зиме. Викторина «Загадки Волшебницы-Зимы.») | 1 |
14 | 14 неделя | | Знакомство с биографией и тв-вом Николая Алексеевича Некрасова, поэта. Стихи Некрасова о зиме. | 1 |
15 | 15 неделя | | Зимние сказки. («Щелкунчик», Гофман Э. Т. А. (1816), «Мороз Иванович», Одоевский В. Ф. и др.) | 1 |
16 | 16 неделя | | Зимняя викторина. | 1 |
6. Сказки зарубежных писателей | 3 |
17 | 17 неделя | | Г.Х. Андерсен. Сказки. | 1 |
18 | 18 неделя | | Сказки Ш. Перро. (Сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями», «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик») | 1 |
19 | 19 неделя | | Бр. Гримм. Сборник «Детские и семейные сказки» («Белоснежка», «Золотой гусь», «Рапунцель» и др.) | 1 |
7. Русские писатели-сказочники | 4 |
20 | 20 неделя | | А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино | 1 |
21 | 21 неделя | | А.С. Пушкин. Сказки. | 1 |
22 | 22 неделя | | Гаршин В. М. Биография, произведения. 9»Лягушка- путешественница») | 1 |
23 | 23 неделя | | Аксаков С. Т. «Аленький цветочек». | 1 |
8. Книги-сборники стихотворений для детей | 4 |
24 | 24 неделя | | Творчество А.Л. Барто. Биография, произведения. | 1 |
25 | 25 неделя | | Творчество С.Я. Маршака. (Биография, произведения) | 1 |
26 | 26 неделя | | Творчество К.И. Чуковского. | 1 |
27 | 27 неделя | 21.03-25.03 | Сказки К.И. Чуковского. | 1 |
9. Голубая планета | 2 |
28 | 28 неделя | | Дорога во вселенную. День космонавтики. | 1 |
29 | 29 неделя | | Земля- наш дом. (22 апреля – День Земли. Викторина.) | 1 |
10. Детские писатели о детях и для детей | 3 |
30 | 30 неделя | | Творчество Н.Носова. | 1 |
31 | 31 неделя | | Творчество Н.Носова. | 1 |
32 | 32 неделя | | В.А.Осеева. (28 апреля – 120 лет со дня рождения Валентины Александровны Осеевой, детской писательницы (1902- 1969)) | 1 |
11. Уроки памяти | 2 |
33 | 33 неделя | | Великая Отечественная война в пр-ниях детских писателей. | 1 |
34 | 34 неделя | | Пионеры-герои | 1 |
12. Заключительное занятие | 1 |
35 | 35 неделя | | Подведение итогов. Любимые книги, прочитанные за год. Презентация любимой книги. | 1 |
| | | Итого | 35 |
РАБОЧАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
Духовно – нравственное
Художественно-эстетическое
Воспитание познавательных интересов
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания –создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания – способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Результат воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности
Работа с коллективом обучающихся
- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, индивидуальные консультации)
- Оформление информационных уголков, выставок, конкурсов, олимпиад, квестов для родителей с целью информирования их о результатах обучения детей.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Примечание |
| Подготовка праздничной миниатюры и выс тупление на концерте ко Дню учителя. | октябрь | |
| Конкурс стихов «Осенняя пора…» | октябрь |
| Литературная гостиная ко Дню памяти Пушкина. | февраль |
| Театральные постановки ко Дню рождения К.И. Чуковского «Телефон», «Путаница» | март |
CИСТЕМА УСЛОВИЙ
наименование помещения | назначение помещения | локация и оснащение |
Библиотечно-информационный центр с конференц-залом | Проведение научно-практических конференции, форумов, видеоконсультаций | 4 этаж, помещение вместимость – 50 человек, экран, проектор, жидкокристаллическая панель, 4 автоматизированных рабочих мест |
Основная литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
Дополнительная литература
Амонашвили, Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2010. - 560 с.
Безчеревных, Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности / Э.В. Безчеревных // Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 2011. - С.18 -35.