:
«Самооценка педагога по требованию профстандарта»
Подготовила: учитель начальных классов Митина Л.И.
Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Пять новых компетенций учителя, предъявляемых профстандартом:
1. Работа с одаренными учащимися.
2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога:
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители.
Это методы оценки педагога, а как же самому педагогу оценить свою компетентность, как проанализировать свой уровень развития и, исходя из этого, построить траекторию своего развития?
Изменения, происходящие в сфере российского образования ставят перед собой задачу социализации любого человека, продуктивной адаптации его в окружающем мире, чем вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения качественным образованием, получения полного социально интегрированного результата.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Гарантом достижения поставленных целей является прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог.
Возникает закономерный вопрос: с чего же начать педагогу? Как построить «свой маршрут», чтобы добиться желаемого результата? Как определяется в «Профессиональном стандарте педагога»: « Педагог – ключевая фигура реформирования образования». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится – умение учиться.
Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.
Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Но эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
∙ систематический просмотр определённых телепередач;
∙ чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
∙ обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;
∙ решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
∙ посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
∙ дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
∙ изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; ∙ систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
∙ проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
∙ организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
∙ изучение информационно-компьютерных технологий;
∙ посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
∙ ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результат самообразования.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
∙ результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
∙ повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
∙ разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
∙ разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
∙ доклады, выступления;
∙ разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
∙ выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
∙ разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
∙ создание комплектов педагогических разработок;
∙ обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Но есть еще и объективная реальность! По результатам анкетирования выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
- Недостаток времени;
- Состояние здоровья;
-Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
- Недостаточная поддержка со стороны администрации;
И, несмотря на эти факторы, учитель все-таки должен совершенствовать свое мастерство, находить пути решения возникающих на его пути развития трудностей.
Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.
Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Чтобы это произошло, каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, которыми я и закончу своё выступление:
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».