муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________________________ | УТВЕРЖДЕНА Приказ №__________ От «_____»_________г Директор школы____________/Матвейчук /Н.П./ |
Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Музыка» в 1 классе для детей с ОВЗ (ЗПР)
Вариант 7.2.
Учитель: Зубакова Е.А.
Шурскол, 2019 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе ФГОС НОО для детей с ОВЗ, авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С Шмагиной, М. Просвещение 2010 г. и является приложением к АООП НОО МОУ Шурскольская СОШ
Нормативно-правовая база
Адаптированная программа разработана на основании документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №373, от 31.12.2015 №1576).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ //http://fgosreestr.ru/node/2067.04.06.2015.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70862366/(28.06.17).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 08.05.2019).
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, №3 от 24.11.2015 № 81)
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство».
Основная цель изучение музыки в начальной школе:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Предмет «Музыка» в 1 классе для учащихся с ЗПР имеет цель - накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта.
Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся. Это хоровое и ансамблевое пение; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и в оркестре; театрализация песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи и как основы собственного творчества; слушание музыки как способ формирования духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса и художественно-образного мышления обучающихся. Собственная активная учебная и творческая деятельность школьников на уроках музыки направлена на воспитание постоянного интереса и любви к музыке, творческого подхода к интерпретации явлений окружающего мира, на понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств и способностей обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет изучается в объеме 33 часов за учебный год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными.
Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности.
У большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
более низкий уровень развития восприятия;
отставание в развитие всех форм мышления;
недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса)
Упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования
Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств)
Наглядно-действенный характер содержания образования
Обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
Специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения. Постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру. Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения. Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.
Вариант программы 7.2 АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ, предполагает, что обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения. Обучающиеся с ЗПР полностью включены в общий образовательный процесс.
Цель деятельности учителя: создать условия для освоения образовательной программы учащимися класса:
организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
Содержание учебного предмета « Музыка»
Музыка в жизни человека
1 класс
Истоки возникновения музыки.
Звучание окружающей жизни, природы.
Песня, танец, марш и их разновидности.
Музыкальный и поэтический фольклор: скороговорки, загадки.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонации музыкальные и речевые.
Композитор — исполнитель — слушатель.
Элементы нотной грамоты.
Музыкальная картина мира.
Музыка для детей: видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Музыкальные инструменты.
Тематическое планирование в 1 классе по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка»
Тема раздела, содержание | Основные виды учебной деятельности |
Тема раздела «Музыка вокруг нас» (16 час) |
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. | Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. |
Ритмические игры. | «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. |
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. | Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. |
Песня, танец, марш: восприятие и анализ особенностей жанра | Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов». |
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням. | Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры:Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). |
Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. | Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. |
Хоровое пение. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. | Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен. Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»). |
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. | Освоение нотной записи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота |
Тема раздела «Музыка и ты» (17 час) |
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски. Ритмические игры.Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх. Классификация музыкальных звуков. Короткие и длинные звуки. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент. | Ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». Пьесы различного образно-эмоционального содержания. П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Слушание произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: двигательная импровизация под музыку контрастного характера. Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. |
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров | Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням. Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. |
Хоровое пение. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. | Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах. Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. |
Основы музыкальной грамоты. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано). | Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул |
Поурочное планирование в 1 классе
№ | Дата | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности (УУД) | Вида и задания контроля |
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас» (16 ч) |
1. | | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. (Урок-путешествие) | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.Звуки окружающего мира;звуки шумовые и музыкальные. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Композитор – исполнитель – слушатель. П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка» | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. | |
2 | | Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края. (Урок - экскурсия) | Музыкальный фольклор народов России и мира. Народные музыкальные традиции родного края. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. р.н.п. «Во поле береза стояла» греческий танец «Сиртаки» молдавская хороводная песня-пляска «Хора». Инсценирование и драматизация песен, фольклорных образцов музыкального искусства | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором). Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | 6.Б.П.Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях |
3 | | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. (Урок - игра) | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок, ритмоинтонирование слов, стихов | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
4 | | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. (Урок-путешествие) | Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Формирование первичных аналитических навыков. Представление о многообразии музыкальных жанров песня, танец, марш. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения: восприятие и анализ особенностей жанра. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главный носитель содержания музыки. Выразительные свойства мелодии. Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков». | Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. | |
5 | | Песенность как отличительная черта русской музыки. (урок – путешествие) | Песенность как отличительная черта русской музыки. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма в вокальной музыке. Куплетная форма песен. Сольное и ансамблевое музицирование. П.И.Чайковский «Осенняя песнь» Г.Свиридов «Осень» В.Павленко «Капельки» Т.Потапенко «Скворушка прощается» | Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
6 | | Интонация в музыке и речи. Народные музыкальные традиции родного края. (урок – импровизация) | Интонация в музыке и речи. Народные музыкальные традиции родного края. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия»и «аккомпанемент». Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. | Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | 6.Б.П.Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях |
7 | | Основы музыкальной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. (урок – театрализация) | Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты:нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце. | Знакомиться с элементами нотной записи. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
8 | | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш) | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм). Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. | Знакомиться с элементами нотной записи. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | 11.Б.П. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению) Вокализация, графическое моделирование |
9 | | Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Обобщающий урок 1 четверти. | Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Творческое соревнование | | |
10 | | Народные инструменты. Региональные музыкальные традиции. | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Свойство музыкального звука: тембр.Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка» (французская народная песня) | Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
11 | | Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов. | Музыкальный фольклор народов России в сочинениях профессиональных композиторов. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Понятие «композиторская музыка». Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли) Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» | Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
12 | | Свойства музыкального звука – тембр. Музыкальные инструменты. | Свойства музыкального звука– тембр. Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. И.С.Бах «Шутка» К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
13 | | Музыка народная и профессиональная. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира». | Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | |
14 | | Развитие в музыке. | Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Инсценирование и драматизация песен, фольклорных образцов музыкального искусства | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. | |
15 | | Музыкальный фольклор народов России и мира. | Народные музыкальные традиции родного края. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных. «Тихая ночь» - международный рождественский гимн «Щедрик»- украинская народная колядка «Все идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. | 7.Б.П.Назвать народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, определить возможности своего участия в подготовке, организации и проведении народного праздника |
16 | | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра. Балет. | Формирование первичных знаний о музыкально-театралных жанрах: путешествие в мир театра. Балет. Представление о многообразии музыкальных жанров - балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен Новому году. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. | |
Тема второго полугодия: «Музыка и ты» (17 ч) |
17 | | Сочинения профессиональных композиторов. | Сочинения профессиональных композиторов. Региональные музыкальные традиции. (Знаменитые музыканты Ярославской земли). Сочинения отечественных композиторов о Родине. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Средства передачи разнообразных жизненных явлений. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. . | |
18 | | Основные средства музыкальной выразительности | Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости» | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | |
19 | | Выразительность и изобразительность в музыке | Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | |
20 | | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. | Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. В. Гаврилин «Вечерняя музыка» С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» Е. Крылатов «Колыбельная Умки» В.Салманов «Вечер» | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | |
21 | | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация в музыке и речи. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация в музыке и речи. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. В.Моцарт « Менуэт» С.Прокофьев «Болтунья» | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | |
22 | | Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре. | Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре. Интонация и развитие в музыке. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. Инсценирование и драматизация песен, фольклорных образцов музыкального искусства. |
23 | | Образная природа музыкального искусства. | Музыка народная и профессиональная. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. А.Бородин «Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня) «Учил Суворов» | Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | |
24 | | Песенность как жанровая основа музыки | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки В.Моцарт «Колыбельная» И.Дунаевский «Колыбельная» М.Славкин « Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | |
25 | | Обобщающий урок 3 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть. Сольное и ансамблевое музицирование. | Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника | |
26 | | Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты ярославской губернии, оркестр народных инструментов «Струны Руси». Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям. Инструментовка и инсценировка песен. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. | 3.Б.П.Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз.инструментах, художественного движения, пластического интонирования) Инсценировка |
27 | | Музыкальные инструменты флейта и арфа | Музыкальные инструменты. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин И.Конради – «Менуэт» - лютня | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | |
28 | | Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. | Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | 3.Б.П. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных муз.инструментах, художественного движения, пластического интонирования) Разыгрывание |
29 | | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш). | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения: восприятие и анализ особенностей жанра. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. А.Журбин « Добрые слоны» И.Дунаевский « Выходной марш» Д.Кабалевский «Клоуны» О.Юдахина « Слон и скрипочка» | Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. | 1.Б.П. Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений Музыкальная викторина |
30 | | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: опера, балет. | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: опера, балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. ( фрагменты) | Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. | |
31 | | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: опера. | Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника | |
32 | | Музыка для детей. . | Певческие голоса: детские. Музыка для детей. Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы. «Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» | Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника | |
33 | | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | Образная природа музыкального искусства. Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. | Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Участвовать в проведении урока-концерта | 9.Б.Осмысленно исполнить музыкальные произведения профессионального и народного творчества, разработать исполнительский план с возможным включением жеста, движения, исполнить песню на концерте в классе, школе Вокально-хоровое и сольное исполнительство |