СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ЛЕГЕНДА О ТЮЛЬПАНЕ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, что сначала было Слово.  Но есть еще и другое мнение: « Там где кончается Слово, начинается Музыка». Эти слова принадлежат Эрнесту Теодору Амадею Гофману.

Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух,

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

Сердце за ними стремится тревожно,

Хочет за ними куда-то лететь…

В эти минуты растаять бы можно,

В эти минуты легко умереть.

/ Н. Огарев /

Просмотр содержимого документа
«"ЛЕГЕНДА О ТЮЛЬПАНЕ"»





Тема: «Построение (формы) в музыке и в изобразительном искусстве».

Цель урока: определение 3х частной формы в произведениях П. И. Чайковского и А. В. Макоева.

Конструирование цветов из бумаги. Тюльпан. Техника «Оригами».

Задачи урока:

Образовательная:

Формировать представление учащихся о «фантастической» музыке, в частности балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; и «Вальса цветов», где 3х частная форма А В А, решает важную роль в раскрытии музыкальных образов, а также в изменении музыкальных образов в пьесе «Ручеек» А. В. Макоева, и, снова влияние той же 3х частной формы

на характер и настроение в них.

Учить анализировать форму, сопоставлять элементы натуры.

Закрепление понятий групп симфонического оркестра: духовые медные и деревянные, струнные и ударные.

Развивающая:

Развивать мыслительные способности;

умение правильно пользоваться музыкальными терминами; наблюдательность, любознательность, творческое выражение и художественный вкус.

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Воспитательная:

Воспитание интереса к окружающей жизни, наблюдательность, любознательность, прививать любовь к природе, к цветам.

Воспитывать любовь к труду, аккуратность исполнения, терпеливость к работе.

Воспитывать любовь к русской и осетинской музыке.

Музыкальный материал:

«Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»;

Песня «Цветут тюльпаны» В. Шаинского на стихи В.Геттуева.

Пьеса «Ручеек» А. В. Макоева.

«Волшебный цветок» музыка Ю. Чичкова на стихи М.Пляцковского.

Дополнительные материалы:

Цветная бумага, «жатка», заготовки стебля и листиков цветка.

Зрительный ряд:

Фотографии, рисунки, иллюстрации с картин голландских художников с изображением цветов, таблицы с изображением поэтапного складывания сборки цветка из бумаги.

Литературный ряд:

Легенда о тюльпане, стихотворения о цветах поэтов К. Жанэ, Р. Гамзатова, Вс. Рождественского.





















СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА:

Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.
Дети заходят в класс, приветствуют учителя, занимают
свои места, готовятся к уроку.

Учитель: Мы сегодня будем говорить о прекрасном – о цветах. А задание-конструирование цветов из бумаги; слушание музыки и определение формы построения, и чтения стихов.

“Давай пройдёмся медленно по лугу

И “здравствуй”

скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать”.

(Вс.Рождественский)


Сегодня мы посмотрим на цветы более внимательно и попробуем понять, как форма, внешний вид цветка влияют на его характер.

Первый вопрос: какие цветы вы знаете?

Учащиеся называют цветы:
— Подснежник, фиалка, нарцисс, тюльпан.
— Мать—и—мачеха, одуванчик, лютик.
— Роза, гвоздика, лилия и т.д.
Учитель: — “Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы...”

Какие они, цветы?

Учащиеся — Они красивые, яркие, нарядные, нежные, хрупкие, прекрасные.

Учитель: — А какие чувства пробуждают в нас цветы?

Учащиеся: — Чувство радости, праздника, умиления, хорошего настроения, улыбки.

Учитель: — Да, именно такие чувства будят в нас “прелестные создания природы”. В народе говорят: “Взгляни на цветок, и он согреет твоё сердце”.

Действительно, нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.

Ученик: Цветы, эти прекрасные, хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком. Они старше человека на 70, а может и 135 миллионов лет! Их следы находят в меловых отложениях именно такой давности. А, значит, цветы всегда сопутствовали человеку. Человек полюбил цветы, окружал себя ими. Для человека цветы стали символом совершенства, неувядающей красоты мира. Они вызывали в нём добрые чувства.

Ученик: Подарить цветы — значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

Цветы давно стали добрыми посредниками между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными. Человек придумал для них забавные и нежные названия, посвятил им сборники стихотворений, вышил их на своей повседневной одежде и праздничных платьях, позднее воссоздал их формы и краски на тканях, рисовал и ваял их, сочинил о них легенды, превратил их в благородные символы.

Ученик: В Средние века даже существовал язык цветов, с помощью которого люди могли объясняться. Так роза означала любовь, торжество, богатство; ландыш — чистоту и нежность; гвоздика — память и мужество.

“Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры”.

(К.Жанэ)

Учитель: — Природа и цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Сегодня вас встретила чарующая музыка П.И.Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Слушание «Вальса цветов» (с анимацией).

–Каков характер музыки?

Учащиеся: — Лёгкий, воздушный, изящный, сказочный, стремящийся ввысь.

Учитель: — Правильно. А какой это кит?

Учащиеся:— Это кит танец. Это вальс.

Учитель: — И не просто вальс, а “Вальс цветов” — волшебная, удивительная музыка П.И.Чайковского.

Начинается “Вальс” со взлёта звуков, исполняемые деревянными духовыми и медными духовыми инструментами — приглашение к танцу, к волшебному вальсу. (1-ая тема)



2-ая Тема исполняется струнными

Он состоит из развития нескольких прекрасных мелодий. Они, сменяя друг друга, переплетаясь и сверкая, создают образ праздничного цветного фейерверка.

Средняя часть настораживает, вклиниваются медные духовые инструменты. Но это волнение непродолжительно.

Снова возвращаются темы первой части. Взлёт по терциям вверх в исполнении деревянных духовых и мягкое опевание мелодии струнными инструментами. Как-будто прозрачный воздух наполняется ароматами цветов. Одни ароматы теплые и сладкие, другие – прохладные, а третьи — горьковатые.

Все ароматы, все цвета перемешиваются и, ещё раз, взлетают богатыми оркестровыми красками, яркими букетами.

Сколько же здесь частей мы услышали?

Учащиеся: — Три части.

Учитель: — Кто построит трёхчастную форму?
Выходит ученик и строит форму на доске

Учитель: — “Вальс цветов” является кульминацией выражения восторга, упоения жизнью.
А теперь прослушаем “Вальс” ещё раз.

Учитель: — Вы прослушали, как композитор в музыке рассказывает с помощью звуков о цветах. Что же там происходит, когда звучит “Вальс цветов”? Что представили вы, слушая музыку?
Дети рассказывают о своих впечатлениях:
— Услышали шепот цветов, разговоры, шелест лепестков.
— Это был бал цветов, танец.

Учитель: — Каждый человек, любящий цветы, обращающий к ним взор — поэт в душе. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:

“С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.



В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.


Кто не верит, всех зову я в сад —
Видите, моргая еле—еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели”.

На уроках мы не только учимся смотреть, видеть, рисовать, делать что—либо руками, но и узнавать, изучать.

Сегодня мы поближе познакомимся и полюбуемся одним из цветов того прекрасного сада, что нарисовала нам музыка. Узнаем и о тайне, которую он скрывает.

С цветами связано много легенд, поверий, традиций. Что ж, отправимся по следам легенд.

Цветок, к которому мы сегодня обратим взоры — тюльпан.

Ученик: — Известно, что родина тюльпанов — Греция, но наиболее ранние сведения о тюльпанах пришли из Персии, Турции, Ирана. Здесь, на Востоке, цветок был известен как “дуль— баш” — турецкая чалма, от которого впоследствии произошло слово “тюрбан” — “тюльпан”.

Учитель:— И действительно, если вглядеться, то он очень похож на турецкий головной убор, особенно когда лепестки собраны в бутон.

“Чудесный гость далёкого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,

В садах Хафиза огненный тюльпан

Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.”

(Вс. Рождественский)

Когда расцветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздничное пиршество и всем предлагает разноцветные бокальчики с волшебным напитком, дарующим радость и счастье.

Давайте подробнее рассмотрим цветок. Удлиненность венчика, отгиб лепестков тюльпана и правда создают ощущение формы бокала. Его плотная высокая ножка—стебель при- поднимает его высоко над землёй, что создает впечатление гордой осанки цветка. А цвет говорит сам за себя. Разнообразие окраски: снежно-белая, ярко-розовая, ярко—красная, бархатисто-фиолетовая, розовая, жёлтая, тёмно—красная, почти чёрная или пёстрая — в полоску, крапинку, — всё привлекает взор. Создаёт радостное и торжественное настроение.

Удивительно, но легенд о роскошном восточном тюльпане не сложилось. Лишь в немногих английских сказках он служит колыбелью или люлечкой для маленьких эльфов, для малюток фей и других крошечных фантастических существ.

Вы, наверное, знаете о них из сказок?

Учащиеся:— Да. Например, Дюймовочка.

Учитель: — Но зато о скромном жёлтом европейском тюльпане
есть такое сказание:

“Рассказывают, что в золотистом плотно замкнутом бутоне этого цветка было заключено одно время человеческое счастье, и что никто никак не мог добраться до него, хотя пытались многими способами: кто силой, кто хитростью, кто заклинаниями.

“И шли к этому цветку”, — говорит легенда, и стар, и млад, и здоровые, и увечные, шли цари с блестящей свитою и нищие с клюкой, простые труженики.

Толпы приходили, толпы уходили... но всё напрасно — счастье не давалось им в руки”.

Но вот, однажды, по лугу, где рос такой цветок, проходила женщина, ведя за руку своего маленького мальчика. Вдруг она заметила издали золотистый бутончик, о котором так много слышала. Она не помышляла, конечно, его раскрыть, она знала, что это невозможно, но ей хотелось только посмотреть на цветок, который заключал в себе счастье.

Она потихоньку, с замиранием сердца, приближалась к нему... как вдруг мальчик, увидя блестящий бутончик, вырвался из её рук и с громким смехом, размахивая ручонками, бросился к цветку. И — о, чудо! О, удивление! — в ту же минуту бутон раскрылся сам собой...

То, — чего не в силах были сделать ни сила, ни заклинания — сделал весёлый, беззаботный смех ребёнка. И действительно, пора нашего детства является самой счастливой порой нашей жизни.

Музыкальная пауза. Звучит небольшой фрагмент из “Вальса цветов” Чайковского. Музыка стихает.

Учитель: — Вот мы с вами и познакомились с одним цветком, рассмотрели его форму, узнали что скрывает название и послушали чудесную легенду.

А теперь давайте сделаем тюльпан из бумаги. А поможет нам уже знакомая техника — “Оригами”.

Давайте вспомним, что это за техника, откуда она пришла и в чём её основная особенность.

Ребята отвечают :
— Родина “Оригами” — Япония.
— “Оригами” — это храмовое искусство — фигурки сложенные из бумаги.
— Используется лист бумаги определенной формы — квадрат.

Учитель:— Возьмите цветной лист бумаги, так как тюльпаны бывают разных цветов, и сделайте чудесный квадратик. Ребята делают из бумажного листа квадрат.

Учитель:— А дальше, мы будем складывать чудесный квадратик и следить за его превращениями:

1. Возьмите квадратик.

2.Сложите его по диагонали.

З. Разверните и сложите по диагонали в другую сторону.

4. Отогните. Поверните лицом цветную сторону к себе, и пальчиками пригладьте диагональные сгибы. Затем половинки диагоналей сложите попарно, соединив их вместе.

5. Сложите нижние уголки с Двух СТОО к середине.

6. Перекиньте сектора спереди и сзади.

7. Согните правые стороны переднего и заднего квадратов к середине.

8. Левые стороны вставьте в кармашки.



9. Расправьте фигуру и надуйте её.

10. Вот и готов венчик цветка.

Учитель: — Чего не хватает цветку?

Учащиеся:— Ему нё хватает стебелька. И широкого листочка, обнимающего стебелёк.

Учитель: — Возьмите лист бумаги зелёного цвета. От меньшей стороны листа отрежьте полоску шириной 5—6 см. Цветной стороной наружу сложите полоску пополам и ещё раз, и ещё раз... Получился узкий плотный стебелёк.


1.

2.

3.

4.

Теперь вырезаем листок из зеленой бумаги.

Внизу цветка есть небольшое отверстие, вставляем туда стебелёк, приклеиваем листок, обхватив им стебелёк.

При выполнении задания, проводится индивидуальная работа, оказывается помощь слабым ученикам.
Общие ошибки выносятся на суд класса, если необходимо, работа приостанавливается и поясняется тот или иной этап складывания поделки.

После выполнения задания, отбираются самые аккуратные, лучшие работы и несколько неудачных, небрежных. Разбираем с детьми, почему одни получились хорошо, а другие не очень.

Ребята отмечают в хороших работах аккуратность, точность в исполнении, внимательность при объяснении, правильное, красивое сочетание цветов, подобранное автором работы. Плохие работы, неудачные — получились из-за невнимательности, неаккуратности, небрежности в работе, отсутствием старательности.

Оцениваем — справились ли мы с работой.

Учитель: — Давайте вспомним, повторим с чем сегодня познакомились на уроке, что запомнилось.

Ученики: — Познакомились с цветком — тюльпан.
— Родом он из Греции. Красив и изящен.

Учитель: — А почему мы использовали технику “Оригами” для выполнения тюльпана?

Учащиеся: — Он объёмной формы, поэтому мы выбрали для его создания такой способ конструирования, который может это передать.

Учитель: — Что запомнилось вам?

Учащиеся:— Легенда.

Учитель: — Давайте вспомним, о чём эта легенда.

Учащиеся:— Она о том, что в цветке — тюльпана было заключено человеческое счастье.

Учитель: — Правильно, именно о радости и счастье — мечте каждого человека, был наш сегодняшний разговор.
Именно о счастье видеть красоту мира, в котором мы живем, о радости познания.

Но познавая мир, человек не должен его разрушать. Строя для себя, занимаясь какой—либо деятельностью, человек не должен забывать и об окружающем его мире. — природе. Вслушайтесь в эти строки:

“Себя не видят синие просторы,

И в вечном холоде светлы, чисты,

Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
И сладко знать, идёшь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой:
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой”.

Учитель: — И действительно, только человек может увидеть и оценить красоту.

“Остановись в изумлении перед красотой и в твоем сердце тоже расцветет красота”.

-Посмотрите на экран. Перед вами две фотографии. Всмотритесь в них внимательно и, может быть одна из них «зазвучит».

Учитель музыки исполняет пьесу А.Макоева «Ручеек».

Учитель: - Как вы думаете, какая из картин «звучала».

Учащиеся выбирают пейзаж со спокойным течением речки. Как бы вы назвали эту пьесу А.Макоева:

Учащиеся:- Река, горная река или речка…

Учитель: - И ещё точнее, маленькая река.

Учащиеся:- Ручеёк.

Учитель: - Молодцы, композитор так и назвал свою пьесу «Ручеек». (показ портрета композитора)

Учитель: - Какой характер в этой пьесе?

Учащиеся:- Разный, сначала добрый и ласковый (1-ая часть).

Учитель: - Но вот на пути ручейка встречается большой камень, ручейку нужно бежать дальше, а камень мешает. Ручеёк начинает волноваться и сильнее биться о камень (2-ая часть). И вскоре, он находит другой путь, он обтекает камень. И снова возвращается его тихое журчание (повторение 1-ой части).

- Сколько же частей в этой пьесе?

Учащиеся:- Три части.

Учитель: - Молодцы.

Вы знаете очень красивую песню о прекрасном цветке — тюльпане. Давайте споём её.

Дети исполняют песню “Тюльпаны” под аккомпанемент учителя музыки:

“У вершин окрестных на виду,
По тропе, по извилистой, иду,
А вокруг поднимаются цветки,
Лепестки, упругие и чисты.
Разноцветные, словно радуга,
Красотой своей сердце радуя, радуя, радуя,
Цветут тюльпаны...

Припев:

Тюльпаны — улыбка весны, улыбка весны, улыбка

Весны.

И все в их сердца влюблены,
И весна, и улыбки видны.”



Учитель: — Молодцы. Вы замечательно исполнили песню. Я хочу предложить вам ещё одну песню, которая называется “Волшебный цветок”, музыка Ю.Чичкова, слова М.Пляцковского. Послушайте.

Звучит песня в грамзаписи.

Учитель: — О каком цветке поётся в песне?

Учащиеся:— О волшебном цветке. — Этот цветок — мечта.

Учитель: — Цветок. Мечта. Волшебство. Как это поэтично и красиво.

Не менее поэтично звучат слова, сказанные однажды Великим сказочником Г.Х.Андерсеном: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”.

Учитель: — Но это уже тема следующего урока. Мы будем говорить в следующий раз о сказке, мечте, волшебстве. О фантазии человека.

Учитель: — Вот и закончилось время нашего урока. Тогда запишите, ЧТО надо принести на следующий урок.

Учащиеся записывают в дневники, приводят в порядок рабочие места. Выставление оценок за урок. Прощание. Выход из класса под мелодию песни «Волшебный цветок» Ю.Чичкова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!