СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Личностные УУД на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Личностные УУД на уроках музыки"»

Личностные УУД на уроках музыки

Перемены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.

«Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…».

А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

Приоритетное направление нового образовательного стандарта - целостное развитие личности в системе образования, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.

Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».

Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.


Основная задача предмета “Музыка” - формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности:

  • исполнение произведений;

  • слушание музыки, интонационно-образный анализ;

  • пластическое интонирование;

  • “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой);

  • игра;

  • моделирование;

  • проектная деятельность;

  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Образовательный процесс на уроках музыки осуществляется на основе учебников, в которых отчётливо выражена связь универсальных учебных действий с содержанием учебного предмета.



Педагогические приёмы для формирования УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ: дай себе помочь, выход за пределы, отсроченная реакция, лови ошибку, театрализация, идеальное задание.

Дай себе помочьмаксимально использовать ситуации, в которых ученики могут мне помочь. Разработать материал, который применяется в дальнейшем на уроках ( кроссворды, ребусы, загадки).

Выход за пределы: В ходе конструирования урока выходить за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского» дети рассказывают о своих любимых героев из мультфильмов и сказок.

Лови ошибку! Объясняя материал, намеренно допускать ошибки.

1.Сначала учеников заранее предупредить об этом. В младших классах подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Здесь важно научить детей быстро реагировать на ошибки. (Людвиг ванн Бетховен русский композитор).

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты подготавливать заранее или пользоваться материалом который приготовили другие ученики, в том числе старшие.

Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. К примеру 4 класс тема «Музыкальные инструменты. Квартет». Дети разыгрывают басню И.А.Крылова «Квартет»).

Идеальное задание :  предложить выполнить дома работу по выбору учащихся. На пример: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего (учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение; сочинить стихотворение, на произведение, прослушанное во время урока или нарисовать свои впечатления.

Здесь важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше нравится.


Школа сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.


Учить сегодня - сложная задача,

Ученье, как вершина,  нас зовет

Быть современным, грамотным,

А это значит - учить себя,

Чтоб двигаться вперед!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!