СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению-лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»

Просмотр содержимого документа
«Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»»

Открытый урок по литературному чтению

лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба»

Цель: обобщить понятие об устном народном творчестве в целях расширения литературного кругозора и обучение составления характеристики внутренних качеств героя, формирование понятия дружбы. 
Задачи: формировать умение пересказывать содержание прочитанного текста, опираясь на его название, формировать понятие «дружба» и «друг»; развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом; развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний; воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её. 
Методы: 
Беседа, работа с учебником, практический метод, анализ, обобщение.  

Ход урока 
1. На доске запись пословиц:

Пословицы разделены на две части, ваша задача догадаться и соединить ее.


Крепкую дружбу и топором от того и наберешься

С кем поведешься не разрубишь

Старый друг лучше новых двух


2. Введение в тему произведения. 
- Как вы думаете над чем сегодня мы будем работать?
- Сегодня мы продолжим тему «как проверяется дружба». 
Учебник стр.71 

3. Словарная работа. 
Прежде чем начать работу со сказкой давайте вспомним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ. 
Лезгины – один из народов Дагестана - «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора. Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы. 
- В тексте вам, возможно, встречались незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение. 
Работа со словарем: 
Статный – человек стройный, красивого телосложения. 
Лаваш – лепёшка. 
Аул – горное селение. 
Ватага – толпа, шайка. (н-р ватага ребят)
- Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении. 
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное. 
на доске: 

А-лис-кер, ре-чуш-ка, ра-зу-вать-ся, рас-ще-ли-на. 

4. Работа по тексту (пересказ).
- Кто желает пересказать сказку?

- учащиеся дополняют друг друга.

5. Анализ произведения. 
- Понравилась ли вам эта сказка? Чем? 
- Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?

-А какими качествами должен обладать друг, товарищ?


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

-посмотрите ребята на стену. Что это? Это дом дружбы

- сейчас мы построим дом, который укажет нам - Каковы основы дружбы?  
- Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац. 

(Кто быстрее найдет, тот и прочитает)
О каком качестве Али-аги говорит его поступок? /дождался – о терпении/ 
- Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпеливый. 


- Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73 
- С каким словом будет второе бревнышко? 
/поделился – нежадный, щедрый/ 
- Выложим второе бревнышко со словом – щедрый

- В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/ 
- Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73 
Он правильно сделал? 
- О каких качествах Али-аги идет речь здесь? 
Внимание/заботливый, добрый 2 брёвнышка 

- Все наказы матери выполнил Алискер? 
- В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги? 
- Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины? 

- Как вы понимаете слова «чистая совесть»? 
- О каких качествах Али-аги вы можете сказать? 
/верный, надёжный, честный

- Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь? 
- Каким еще был Али-ага? /скромный/ 

- Хотели ли вы иметь такого друга? 
- Посмотрите на дом, который у нас получился.

- На каких же качествах основана настоящая дружба
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/ 

-но чего то здесь не хватает. Чего? (Осталось поставить крышу)
- Перед вами лежат пословицы. Выберите одну, которая подойдет к нашей сказке. 

ФИЗМИНУТКА

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2-3 раза.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую сторону.


На столе листочки с пословицами
1. Крепкую дружбу и водой не разольешь; 2.Сделал дело, гуляй смело; 3.Друзья познаются в беде; 4.С кем поведешься, от того и наберешься; 5.Старый друг лучше новых двух. 

- Обоснуйте свой выбор. 
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/. 

6. Рефлексия урока

- ребята, а какими качествами обладает наш класс?

показ дерево дружбы нашего класса

-сейчас я вас прошу написать на лепесточках одно качество, которым обладает наш класс. И все лепестки на прикрепим к нашему дереву дружбы 2 «в» класса.
7. Итог урока 
- Над какой сказкой мы сегодня работали на уроке? 
- Чему она учит? 
- Что же лежит в основе дружбы?

- понравился вам урок? С каким настроением вы сейчас пойдете на перемену?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!