Дисциплина/МДК: ЕН.04 Химия
Специальность: 22.02.06 СП
Курс, группа: 2 курс 29 группа
Преподаватель: Покотило Яна Валентиновна
Обратная связь: pokotilo.yana@bk.ru
Дата занятия: 15.12.2022
Занятие № 13
Инструкция для обучающегося:
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте инструкцию (ниже прилагается) к лабораторной работе, просмотрите видео (ссылки в каждом задании)
Ответы к работе оформить в тетрадях по стандарту (вид работы, тема, цель, оборудование, ход работы, вывод)
Вопросы для самоконтроля ответить письменно в той же тетраде.
Фотоотчет страницы тетради с указанием фамилии и группы, с письменным заданием сбросить ВКонтакте личным сообщением
Срок выполнения согласно расписанию до следующего занятия, если не будет замен
Цель занятия:
образовательная:
дать характеристику металла и его соединений по известному обучающимся алгоритму;
научить студентов доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении химического эксперимента;
продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД;
продолжить формирование навыка выполнения тестов;
развивающая:
создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;
развивать умение анализировать наблюдать, систематизировать, делать выводы;
воспитательная:
Литература:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 11 кл. Москва. Просвещение. 2014 г. 156 с.
Актуализация:
Тест «Медь и ее соединения»
1. Сплав меди и олова
а) бронза
б) чугун
в) дюралюминий
2. Медь - металл
а) активный
б) средней активности
в) малоактивный
3. При взаимодействии меди с конц. H2SO4 выделяется газ:
а) SO3
б)SO2
в) H2S
4. В реакции, схема которой Cu + O2 → CuO, сумма коэффициентов равна:
а) 3
б) 4
в) 5
5. В природе медь встречается:
а) только в самородном состоянии
б) только в виде соединений
в) и в самородном, и в виде соединений
Мотивация:
Сегодня мы углубим наши знания о меди и ее соединениях при помощи выполнения лабораторной работы, так как эта тема не посредственно связана с вашей будущей профессией.
Лабораторная работа № 7
Изучение свойств меди и ее соединений
Цель работы: Изучение химических свойств меди и ее соединений.
Оборудование: компьютер и интернет
Краткие теоретические сведения
Β химическом отношении медь является малоактивным металлом. Наиболее устойчивы соединения меди, в которых она имеет степень окисления +2. Соединения меди в степени окисления +1 обладают восстановительными свойствами, а соединения меди в степени окисления +3 крайне неустойчивы и обладают сильными окислительными свойствами. При обычной температуре на воздухе медь вполне устойчива – сухой кислород на нее не действует. Но в присутствие влаги и диоксида углерода поверхность меди покрывается зеленоватым налетом карбоната гидроксомеди (CuOH)2CO3. При нагревании до 375 ºС медь окисляется до черного оксида меди (II) CuO, выше 375 ºС – до Cu2O. С чистой водой медь не взаимодействует. Не действуют на нее и растворы неокисляющих кислот.
Концентрированная серная кислота при нагревании окисляет медь, восстанавливаясь при этом до оксида серы. Азотная кислота окисляет медь, восстанавливаясь при этом: концентрированная – до NO2, разбавленная – до NO.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИ Β ТЕХНИКЕ
Медь и сплавы на ее основе находят широкое применение в различных областях техники. Чистая медь (99,9 % Cu) в больших количествах используется в электротехнической промышленности для изготовления электрических проводов, контактов и других деталей, а также в теплообменных аппаратах. Благодаря высокой пластичности медь используется для изготовления холоднотянутых проволок, используемых в радиоэлектронике.
На основе меди изготавливаются различные сплавы, которые применяются во многих областях промышленности – в станко-, авто-, судо-, авиа-, аппаратостроении, для художественного литья и т. д. Содержание легирующих добавок может доходить до 50 %. Легирующие добавки повышают твердость и прочность, устойчивость по отношению к коррозии, пластичность и другие свойства.
Основными сплавами меди являются латуни (Cu –Zn), бронзы (Cu – Sn, Cu – Al, Cu – Be и др.) и медно-никелевые сплавы – мельхиор, константан и др.
Ход работы
Опыт 1. Отношение меди к кислотам.
Выполнение работы. Β пробирки с растворами следующих кислот: соляной, серной (концентрир. и разбавл.), азотной (концентрир. и разбавл.) добавьте по кусочку меди. Запишите уравнения соответствующих реакций.
опыт - медь с конц. азотной кислотой
опыт - медь с конц. серной кислотой
Опыт 2. Получение гидроксида меди (II) и исследование его свойств.
Выполнение работы. Получите гидроксид меди (II) и проверьте, как взаимодействует полученный гидроксид меди (II) с кислотами и щелочами.
Напишите уравнение реакций и сделайте вывод о свойствах гидроксида меди (II).
видео - получение гидроксида меди (2)
видео - взаимодействие гидроксида меди с кислотами и щелочами
Опыт 3. Получение оксида меди (II).
Налейте в пробирку около 5 мл раствора сульфата меди с массовой долей CuSO4 равной 10%. Добавьте к нему немного больший объем гидроксида калия. К образовавшемуся синему осадку гидроксида меди (II) поместите избыток глюкозы и перемешайте. Смесь нагрейте до кипения и оставьте на несколько минут для завершения реакции. Отметьте цвет оксида меди (I), запишите уравнение протекающей реакции
В пробирку вносим несколько капель глюкозы, 2-3 капли сульфата меди (II) и при взбалтывании несколько капель раствора гидроксида натрия до образования светло-синего раствора. Полученный раствор нагреваем. Образуется жёлтый, а затем красный осадок.
Опыт 4. Окислительные свойства соединений меди (II).
Выполнение работы. К раствору сульфата меди (II) добавьте по каплям раствор иодида калия. Какое вещество изменяет цвет раствора? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции, укажите окислитель, восстановитель.
видео опыт
Сделайте вывод об активности меди и отношении ее к кислотам, о наиболее характерных степенях окисления, окислительно-восстановительных свойствах соединений.
Контрольные вопросы (письменно)
1. Напишите полную электронную формулу атома меди, укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет медь в своих соединениях?
2. Что произойдет при действии на медь серной кислоты:
а) разбавленной; б) концентрированной.
3. Какие из приведенных солей мало растворимы в воде:
CuCl2, CuS, CuSO4, Cu(NO3)2,
4. Какие соединения меди обладают опасными свойствами
Домашнее задание: отчет о работе
Обратная связь: pokotilo.yana@bk.ru