СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Медь и ее свойства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия для специальности 22.02.06 "Сварочное производство" по дисциплине "Химия"

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Медь и ее свойства"»

Дисциплина/МДК: ЕН.04 Химия

Специальность: 22.02.06 СП

Курс, группа: 2 курс 29 группа

Преподаватель: Покотило Яна Валентиновна

Обратная связь: pokotilo.yana@bk.ru


Дата занятия: 15.12.2022

Занятие № 13


Инструкция для обучающегося:


ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте инструкцию (ниже прилагается) к лабораторной работе, просмотрите видео (ссылки в каждом задании)

  2. Ответы к работе оформить в тетрадях по стандарту (вид работы, тема, цель, оборудование, ход работы, вывод)

  3. Вопросы для самоконтроля ответить письменно в той же тетраде.

  4. Фотоотчет страницы тетради с указанием фамилии и группы, с письменным заданием сбросить ВКонтакте личным сообщением

  5. Срок выполнения согласно расписанию до следующего занятия, если не будет замен



Цель занятия:

образовательная:

  • дать характеристику металла и его соединений по известному обучающимся алгоритму;

  • научить студентов доказывать некоторые свойства меди и ее соединений при осуществлении химического эксперимента;

  • продолжить формирование навыка написания реакций с точки зрения ОВР, в свете ТЭД;

  • продолжить формирование навыка выполнения тестов;

развивающая:

  • создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;

  • развивать умение анализировать наблюдать, систематизировать, делать выводы;

воспитательная:

  • формировать у обучающихся навык безопасного использования различных соединений меди в быту;

Литература:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 11 кл. Москва. Просвещение. 2014 г. 156 с.

Актуализация:

Тест «Медь и ее соединения»

1. Сплав меди и олова

а) бронза

б) чугун

в) дюралюминий


2. Медь - металл

а) активный

б) средней активности

в) малоактивный


3. При взаимодействии меди с конц. H2SO4 выделяется газ:

а) SO3

б)SO2

в) H2S


4. В реакции, схема которой Cu + O2 → CuO, сумма коэффициентов равна:

а) 3

б) 4

в) 5


5. В природе медь встречается:

а) только в самородном состоянии

б) только в виде соединений

в) и в самородном, и в виде соединений



Мотивация:

Сегодня мы углубим наши знания о меди и ее соединениях при помощи выполнения лабораторной работы, так как эта тема не посредственно связана с вашей будущей профессией.







Лабораторная работа № 7

Изучение свойств меди и ее соединений

Цель работы: Изучение химических свойств меди и ее соединений.


Оборудование: компьютер и интернет


Краткие теоретические сведения

Β химическом отношении медь является малоактивным металлом. Наиболее устойчивы соединения меди, в которых она имеет степень окисления +2. Соединения меди в степени окисления +1 обладают восстановительными свойствами, а соединения меди в степени окисления +3 крайне неустойчивы и обладают сильными окислительными свойствами. При обычной температуре на воздухе медь вполне устойчива – сухой кислород на нее не действует. Но в присутствие влаги и диоксида углерода поверхность меди покрывается зеленоватым налетом карбоната гидроксомеди (CuOH)2CO3. При нагревании до 375 ºС медь окисляется до черного оксида меди (II) CuO, выше 375 ºС – до Cu2O. С чистой водой медь не взаимодействует. Не действуют на нее и растворы неокисляющих кислот.

Концентрированная серная кислота при нагревании окисляет медь, восстанавливаясь при этом до оксида серы. Азотная кислота окисляет медь, восстанавливаясь при этом: концентрированная – до NO2, разбавленная – до NO.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИ Β ТЕХНИКЕ

Медь и сплавы на ее основе находят широкое применение в различных областях техники. Чистая медь (99,9 % Cu) в больших количествах используется в электротехнической промышленности для изготовления электрических проводов, контактов и других деталей, а также в теплообменных аппаратах. Благодаря высокой пластичности медь используется для изготовления холоднотянутых проволок, используемых в радиоэлектронике.

На основе меди изготавливаются различные сплавы, которые применяются во многих областях промышленности – в станко-, авто-, судо-, авиа-, аппаратостроении, для художественного литья и т. д. Содержание легирующих добавок может доходить до 50 %. Легирующие добавки повышают твердость и прочность, устойчивость по отношению к коррозии, пластичность и другие свойства.

Основными сплавами меди являются латуни (Cu –Zn), бронзы (Cu – Sn, Cu – Al, Cu – Be и др.) и медно-никелевые сплавы – мельхиор, константан и др.

Ход работы


Опыт 1. Отношение меди к кислотам.

Выполнение работы. Β пробирки с растворами следующих кислот: соляной, серной (концентрир. и разбавл.), азотной (концентрир. и разбавл.) добавьте по кусочку меди. Запишите уравнения соответствующих реакций.

опыт - медь с конц. азотной кислотой

опыт - медь с конц. серной кислотой


Опыт 2. Получение гидроксида меди (II) и исследование его свойств.

Выполнение работы. Получите гидроксид меди (II) и проверьте, как взаимодействует полученный гидроксид меди (II) с кислотами и щелочами.

Напишите уравнение реакций и сделайте вывод о свойствах гидроксида меди (II).

видео - получение гидроксида меди (2)

видео - взаимодействие гидроксида меди с кислотами и щелочами


Опыт 3. Получение оксида меди (II).

Налейте в пробирку около 5 мл раствора сульфата меди с массовой долей CuSO4 равной 10%. Добавьте к нему немного больший объем гидроксида калия. К образовавшемуся синему осадку гидроксида меди (II) поместите избыток глюкозы и перемешайте. Смесь нагрейте до кипения и оставьте на несколько минут для завершения реакции. Отметьте цвет оксида меди (I), запишите уравнение протекающей реакции

В пробирку вносим несколько капель глюкозы, 2-3 капли сульфата меди (II) и при взбалтывании несколько капель раствора гидроксида натрия до образования светло-синего раствора. Полученный раствор нагреваем. Образуется жёлтый, а затем красный осадок.


Опыт 4. Окислительные свойства соединений меди (II).

Выполнение работы. К раствору сульфата меди (II) добавьте по каплям раствор иодида калия. Какое вещество изменяет цвет раствора? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции, укажите окислитель, восстановитель.

видео опыт


Сделайте вывод об активности меди и отношении ее к кислотам, о наиболее характерных степенях окисления, окислительно-восстановительных свойствах соединений.


Контрольные вопросы (письменно)

1. Напишите полную электронную формулу атома меди, укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет медь в своих соединениях?

2. Что произойдет при действии на медь серной кислоты:

а) разбавленной; б) концентрированной.

3. Какие из приведенных солей мало растворимы в воде:

CuCl2, CuS, CuSO4, Cu(NO3)2,

4. Какие соединения меди обладают опасными свойствами



Домашнее задание: отчет о работе

Обратная связь: pokotilo.yana@bk.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!