«Лейтенантская проза»
- «Лейтенантская проза» оказалось камерной, предельно локализованной во времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой) автобиографичной до документальности и детализированной до натурализма.
Что такое лейтенантская проза?
Представители лейтенантской прозы
(1911 –1987)
(1919 - 1975)
(1923 - 1976)
(1913 - 1962)
(1923 - 2003)
- Его главную книгу обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие "литературных украшательств". «Виктор Некрасов пришел в литературу отнюдь не как литератор, - он пришел как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них...» Ему это удалось. В армии, куда Виктор Некрасов пошел, отказавшись от брони, он служил в качестве полкового инженера, а затем был заместителем командира саперного полка.
Виктор Некрасов
Повесть «В окопах Сталинграда», опубликовал в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10. Книга имела огромный успех. В 1947 года автор получил Сталинскую премию 2-й степени. Повесть неоднократно переиздавалась, была переведена на 36 языков.
Константин Воробьев
Ему открылись самые тяжелые моменты фронтовой жизни: катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить, не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году. Другой рукописи Воробьева - «Убиты под Москвой» повезло больше.
«Убиты под Москвой»
Другой рукописи Воробьева - «Убиты под Москвой» повезло больше. Она увидела свет в 1961 году. Подводя некоторые итоги, автор пытался осмыслить истоки долгожданной Победы. Собственно об этом его главный рассказ - как из хаоса, беспорядка , растерянности рождается практически новая армия, как критическая ситуация заставляет страну «исторгнуть» из себя героев, способных на запредельные усилия.
Виктор Курочкин
«В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно. И только потому удавалось, что он был солдатом, ибо только солдат способен пройти по проволоке между военным романтизмом и натурализмом и не покачнуться»
Эммануил Казакевич
Удивительный писатель и человек с необыкновенной биографией. Родился в семье публициста, литературного критика. Но решил бороться с "отцовским наследием" и закончил Харьковский машиностроительный техникум. Однако, "литературный ген" победить не удалось. Хотя путь в литературу оказался не самым коротким. Бригадир, инженер, начальник участка, председатель колхоза, начальник строительства и... все-таки - руководитель молодежного театра, журналист, автор нескольких поэтических сборников и пьес на идише. Потом война. "Белый билет" по близорукости.
"Почти слепой" как признавался сам. Ополчение, школа младших лейтенантов ( куда попадает, практически обманув медкомиссию), и, наконец - действующая армия. Знание нескольких языков определяет воинскую специальность - разведка. Рейды в тыл врага, добывание "языков", получение необходимой для боев информации. «Из рядового стал капитаном, из простого бойца – начальником разведки дивизии», «будучи почти слепым, стал прекрасным солдатом и хорошим разведчиком», «не использовал своей профессии писателя и плохое зрение для обустройства жизни подальше от пуль», «не подхалимничал перед начальством», «в наиболее трудные минуты был весел и бодр, не пытался спрятаться от трудностей, а шел им навстречу и побеждал их». Так Казакевич оценивал собственные военные достижения в письме к жене. А достижения, действительно, были немалые.
«В августе 44-го» - одна из первых военных книг, написанная в жанре детектива. Мастерски выстроенный напряженный сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный сленг контрразведчиков – все это придает роману суровое несентиментальное очарование.
Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году.
Богомолов поднял для себя планку очень высоко. Он создавал новую эстетику военной прозы. Абсолютная достоверность описываемых событий, при абсолютной правде человеческих характеров.
Владимир Богомолов
«Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация,любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа«В августе сорок четвертого...», как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».