СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лейтенантская проза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзорный урок по теме "Лейтенантская проза" знакомит учащихся с крупнейшими представителями и произведенями данного литературного направления.

Просмотр содержимого документа
«"Лейтенантская проза"»

«Лейтенантская проза» 

«Лейтенантская проза» 

«Лейтенантская проза»  оказалось  камерной,  предельно локализованной во времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой)  автобиографичной до документальности и детализированной  до натурализма. Что такое лейтенантская проза?
  • «Лейтенантская проза»  оказалось  камерной,  предельно локализованной во времени и пространстве (время часто ограничивалось одним боем, пространство буквально «пядью земли» - окопом, небольшим плацдармом, безымянной высоткой)  автобиографичной до документальности и детализированной  до натурализма.

Что такое лейтенантская проза?

Представители лейтенантской прозы Виктор Некрасов  (1911 –1987) Константин Воробьев  (1919 - 1975)   Виктор Курочкин  (1923 - 1976) Эммануил  Казакевич  (1913 - 1962) Владимир Богомолов  (1923 - 2003)

Представители лейтенантской прозы

  • Виктор Некрасов

(1911 –1987)

  • Константин Воробьев

(1919 - 1975)

  •   Виктор Курочкин

(1923 - 1976)

  • Эммануил  Казакевич

(1913 - 1962)

  • Владимир Богомолов

(1923 - 2003)

Его  главную книгу обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие
  • Его  главную книгу обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие "литературных украшательств". «Виктор Некрасов пришел в литературу отнюдь не как литератор, - он пришел как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них...»  Ему это удалось. В армии, куда  Виктор Некрасов пошел, отказавшись от брони, он служил в качестве полкового инженера, а затем был заместителем командира саперного полка. 

Виктор Некрасов

  Повесть «В окопах Сталинграда», опубликовал в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10.  Книга имела огромный  успех.  В 1947 года автор получил Сталинскую премию 2-й степени.  Повесть неоднократно переиздавалась, была  переведена  на 36 языков.  

 

Константин Воробьев   Ему открылись  самые тяжелые моменты  фронтовой жизни:  катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить,  не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году. Другой рукописи Воробьева  - «Убиты под Москвой» повезло больше. 

Константин Воробьев

  Ему открылись  самые тяжелые моменты  фронтовой жизни:  катастрофа октября – ноября 41 года под Москвой и плен. Потом были 2 побега и стихийный партизанский отряд. Писательство для него началось в 1943 году, и было даже не столько способом не забыть ничего, сколько средством выжить,  не сойдя с ума после ужасов концлагеря в оккупированном Шяуляе. Но опубликована повесть «Это мы, Господи!» была уже после смерти автора, в 1986 году. Другой рукописи Воробьева  - «Убиты под Москвой» повезло больше. 

«Убиты под Москвой» Другой рукописи Воробьева  - «Убиты под Москвой» повезло больше. Она  увидела свет в 1961 году. Подводя некоторые итоги, автор пытался осмыслить истоки долгожданной Победы. Собственно об этом его главный рассказ  - как из хаоса, беспорядка , растерянности рождается практически новая армия, как критическая ситуация  заставляет страну  «исторгнуть» из себя  героев, способных на запредельные усилия.

«Убиты под Москвой»

Другой рукописи Воробьева  - «Убиты под Москвой» повезло больше. Она  увидела свет в 1961 году. Подводя некоторые итоги, автор пытался осмыслить истоки долгожданной Победы. Собственно об этом его главный рассказ  - как из хаоса, беспорядка , растерянности рождается практически новая армия, как критическая ситуация  заставляет страну  «исторгнуть» из себя  героев, способных на запредельные усилия.

Виктор Курочкин «В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно. И только потому удавалось, что он был солдатом, ибо только солдат способен пройти по проволоке между военным романтизмом и натурализмом и не покачнуться»

Виктор Курочкин

«В военной прозе самое трудное ощутить в себе и сохранить потом на бумаге баланс красоты воинской героики, воинского братства, с одной стороны, и ужас, грязь, мерзость войны — с другой. Вот это сложнейшее балансирование удавалось Виктору Курочкину замечательно. И только потому удавалось, что он был солдатом, ибо только солдат способен пройти по проволоке между военным романтизмом и натурализмом и не покачнуться»

Эммануил  Казакевич  Удивительный писатель и человек с необыкновенной биографией. Родился в семье публициста, литературного критика. Но решил бороться с

Эммануил  Казакевич

Удивительный писатель и человек с необыкновенной биографией. Родился в семье публициста, литературного критика. Но решил бороться с "отцовским наследием" и закончил Харьковский машиностроительный техникум. Однако, "литературный ген" победить не удалось. Хотя путь в литературу оказался не самым коротким.  Бригадир, инженер, начальник участка, председатель колхоза,  начальник строительства и... все-таки -  руководитель молодежного театра, журналист, автор нескольких поэтических сборников и пьес на идише. Потом война. "Белый билет" по близорукости.  

"Почти слепой" как признавался сам. Ополчение, школа младших лейтенантов ( куда попадает, практически обманув медкомиссию), и, наконец - действующая армия. Знание нескольких языков определяет воинскую специальность - разведка. Рейды в тыл врага, добывание "языков", получение необходимой для боев информации. «Из рядового стал капитаном, из простого бойца – начальником разведки дивизии», «будучи почти слепым, стал прекрасным солдатом и хорошим разведчиком», «не использовал своей профессии писателя и плохое зрение для обустройства жизни подальше от пуль», «не подхалимничал перед начальством», «в наиболее трудные минуты был весел и бодр, не пытался спрятаться от трудностей, а шел им навстречу и побеждал их». Так Казакевич оценивал собственные военные достижения в письме к жене.  А достижения, действительно, были немалые. 

«В августе 44-го» - одна  из первых военных книг, написанная в жанре детектива. Мастерски выстроенный напряженный сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный  сленг контрразведчиков – все это придает роману суровое несентиментальное очарование.  Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году. Богомолов поднял для  себя  планку очень высоко. Он создавал новую эстетику военной прозы.  Абсолютная достоверность описываемых событий, при абсолютной правде человеческих характеров. Владимир Богомолов

«В августе 44-го» - одна  из первых военных книг, написанная в жанре детектива. Мастерски выстроенный напряженный сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный  сленг контрразведчиков – все это придает роману суровое несентиментальное очарование. 

Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году.

Богомолов поднял для  себя  планку очень высоко. Он создавал новую эстетику военной прозы.  Абсолютная достоверность описываемых событий, при абсолютной правде человеческих характеров.

Владимир Богомолов

«Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация,любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа«В августе сорок четвертого...», как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».

«Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация,любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа«В августе сорок четвертого...», как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!