СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лейтенантская проза К. Воробьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены повести К.Д. Воробьёва в русле прозы «лейтенантов», обосновывается принадлежность произведений  писателя к данному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Лейтенантская проза К. Воробьева»

«ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ ПРОЗА» КОНСТАНТИНА ВОРОБЬЕВА



Аннотация


В статье рассмотрены повести К.Д. Воробьёва в русле прозы «лейтенантов», обосновывается принадлежность произведений писателя к данному направлению.


Понятие «лейтенантская проза» давно и прочно связано с появлением в конце 1950-х — начале 60-х годов повестей Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова и других авторов. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», давшая название своеобразному ракурсу изображения военных действий, традиционно определяется как ее исток. Известная фраза Василя Быкова «Все мы вышли из «Окопов» Некрасова» свидетельствует о том, что произведения названных писателей, пытались реализовать попытку рассмотреть и осмыслить отгремевшую войну как страшную трагедию. Они хотели разрушить идеалистическое представление о войне, которое навязывала официальная пропаганда после окончания войны.

Среди ярких представителей «лейтенантской прозы» Константин Воробьёв занимает особое место. Участник боёв под Москвой осенью 1941 года, вскоре попавший в плен и прошедший опыт Саласпилса и других лагерей, он в 1943-м, в подполье, написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!..» и буквально зарыл в землю. Напечатана она была лишь сорок лет спустя, после смерти автора, случайно обнаруженная в архиве журнала «Новый мир». До этого в 1962 году вышла повесть «Крик» о первых месяцах войны, а в 1963-м личным решением А.Т. Твардовского были опубликованы «Убиты под Москвой» - « лейтенантская проза», как называли критики. Эти произведения вызвали. по словам Солженицына, «бешеную атаку советской казённой критики»[1, с. 155]. Военные произведения Воробьёва - это концентрация пронзительной, наотмашь бьющей правды, это свидетельство из первых рук о самых страшных страницах истории ХХ века.

Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном, что пережили сами на войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми. Пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. Молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты — ничто, а вместе — сила. Но и от тебя одного зависит так много, буквально всё. От тебя — мужественно несущего свой крест [1, с. 167].

В произведениях «Крик» и «Убиты под Москвой» писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года, когда с ротой Кремлевских курсантов попал на фронт. Никто не мог подумать, что этих молодых ребят, отборные кадры, всех как на побор высокого роста со стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью бросят навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для абсолютного большинства из них эти первые бои под Москвой станут последними в их жизни.

Краткое содержание «Убиты под Москвой» - это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта. Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов. Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины. Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.

Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. Гибель героини совпала с началом разведки боем, а далее повествование обрывается. В самом конце произведения мы узнаём, что очнулся Сергей Воронов в госпитале. Остался жив. «Пуля почему-то у самого сердца свернула в сторону» [2, с. 134]). Врачи назвали это казусом. Оставляя в живых своего героя, автор хочет подчеркнуть, что не исполнено ещё его предназначение на этой земле. Не выполнен ещё солдатский долг (будет потом и Курская дуга, где решался исход войны, и, наверное, победные марши) и долг человеческий: никогда не достичь бы земли летящей Маринке, не будь рассказана эта история.

Короткое, как взрыв, как всплеск молнии, название – «Крик». Почему Воробьёв так назвал свою повесть? На крик обычно оборачиваются люди. Бывает крик боли, крик радости. Но существует и такое выражение, как крик души.

Название повести говорит о том, что это произведение – крик души автора и его героя, заставляющий читателя задуматься не только о прошлом, но и о себе, о своём поколении и о своём предназначении на земле. Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора - нельзя забывать ни в коем случае.

Тяготение произведений 1940-х гг. к натуралистической поэтике обусловлено подлинной памятью участников, желанием рассказать малейшие подробности и факты, стремлением к локальному изображению события. Каждый писатель, прошедший фронт, обладал колоссальным знанием, которое было еще невозможно обобщить, внимание сосредотачивалось на герое, его обостренном восприятии изменившегося мира, на процессе вживания в войну.


Список источников


  1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «Оттепели» (1953—1968): Учеб. пособие. — Эдиториал УРСС, 2001.

  2. Воробьёв К.Д. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1. Повести. — М.: Современник, 1991.

  3. Некрасов В.П. В окопах Сталинграда: Роман. Рассказы. Повесть / Сост.: Т.П. Голованова, А.А. Аль. — Л.: Лениздат, 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!