СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды и предания родного села

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Легенды и предания родного села»

Вступление

Многие спросят, зачем изучать фольклор? Может быть, достаточно школьных уроков литературы? Мы уверены, что нет. Устное народное творчество – неотъемлемая часть жизни народа. Веками фольклор отражал переживания народа, его боль, радость, открытия.

Фольклор – это устное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Исследователи выделяют множество жанров фольклора – это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички, частушки, поверия, легендыи т. д. Ввиду того, что материал огромен, и за короткое время его изучить невозможно, предметом нашей я работы мы сделали поверия и легенды, которые смогли собрать на территории Здоровецкого поселения.

Целью нашей работы является непосредственное изучение преданий и легенд нашего села.

Задачи работы

- провести опрос жителей села, записать собранный материал

- классифицировать полученный материал

- дать характеристику полученному материалу, опираясь на исследования фольклористов

Актуальность и важность нашей работы не вызывает сомнения. Ведь фольклор – это часть нашей жизни, жизни любого села. Но с каждым годом села становятся меньше, селяне перебираются в город, забывают свои истоки. Иногда, когда едешь по трассе, видишь целые заброшенные деревни. Одинокие покосившиеся домики смотрят на мир темными окнами без стекол; на крыше растет трава и мох, а заборов рядом с домиками и нет вовсе…. Это так печально, а ведь совсем недавно тут, наверно, жили люди, шумели праздники, слышался детский смех.

Если мы не будем собирать фольклорный материал, то в скором времени он просто исчезнет, как исчезли с лица земли многие деревеньки.

Мы не только собрали и записали материал, но также постарались дать ему комментарий.


























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Собранный материал мы разбили на блоки.

БЛОК ПЕРВЫЙ: ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО

Еще Николай Васильевич Гоголь описал в своем сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» случай с заколдованным местом. Оказывается, практически в каждом селе есть такие места. У них дурная слава, жители стараются обходить их стороной. Вот что рассказали старушки из нашей деревни.

История первая, рассказчик бабушка Оля, житель села Зубцово.

«Это было в середине семидесятых годов, я тогда еще помоложе была. Был у нас на селе тракторист – Ваня, Иван Семёнович... мы вместе с ним работали на ферме. Вот однажды он возвращался домой с поля. Была тогда поздняя осень, темнело очень рано. И вот пришлось ему заплутать на «ведьмином» перекрестке. Что такое «ведьминый» перекресток? Ну, это место такое страшное, между Мочилами и Зубцово. Плохое это место, нехорошее. Вот попал Иван Семенович на место это, петлял, кружил, а выехать не может. Четыре раза пытался выбраться, а все равно возвращается на этот перекресток.

Вот опять он попробовал вырваться с «ведьминного перекрестка» и даже не заметил, как в пруд угодил. А понял, что в пруд угодил, только после того, как вода в кабину попала. Всю ночь просидел он, несчастный, в пруду, чего уж он там видел – не знаю, но только утром его мужики-то наши нашли, а он полузамерзший и седой почти весь. Говорит, кикимор видел, но, я думаю, обманывает».

История вторая, рассказчик бабушка Варя, житель села Здоровецкие выселки.

«Вот что могу сказать, место есть одно у нас плохое на селе, да ты и сама знаешь теперь. Место это часто проезжаешь теперь, оно сразу за деревней начинается, как на Ливны едешь. Это место плохое, не было еще ни одного года, чтобы там аварий не происходило: машины бьются, даже люди гибнут. А почему так было? Мне моя бабушка еще рассказывала, что давным-давно на месте этом был питейный дом, постоялый двор.

И один раз случилась беда - в пьяной драке на этом постоялом дворе ограбили и убили одного проезжего. Вот с тех пор место и считается нехорошим. Недавно там поставили поклонный крест, с тех пор бед то место приносить меньше стало».

Наш комментарий легенд.

В данном блоке нашли отражения легенды о «гиблых местах». Эти легенды широко были распространены у древних славян и имели очень важное назначение: они являлись определенным «указателем» для детей, запрещали им находиться в тех местах, которые отличались большей опасностью для их жизни. К таким «гиблым» местам обычно относили берега глубоких рек, болота, окраины сел, позже – проезжие дороги.


















ВТОРОЙ БЛОК. СКАЗАНИЯ О МИФИЧЕСКИХ СУЩЕСТВАХ.

В устном народном творчестве встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Сегодня они кажутся причудливым вымыслом, и особенно необычно звучат сегодня эти легенды в устах современных людей.

Этот блок мы разбили на две подгруппы.

-первая подгруппа – легенды о ведьмах, колдунах и д.р.

-вторая – легенды о прочих мифических существах.

ПЕРВАЯ ПОДГРУППА

  1. История третья. Бабушка с плохим глазом, рассказчик Оля С., житель села Здоровецкие выселки.

«Только недавно мы с мужем переехали в новый дом, еще много чего нужно было достроить и перестроить. И стала к нам соседка одна ходить. Приходит и просто смотрит. А как только уходит, у нас все начинает валиться из рук, ругаться мы начинаем, а потом долго помириться не можем. И так почти каждый раз. И вот я перестала пускать соседку к нам. Она приходит, а я говорю, что мы уходим или что заняты очень. Соседка ходить перестала, а мы перестали ругаться и спорить».

  1. История четвертая. Ведьма, которая крала детей, рассказчик бабушка Варя, житель села Здоровецкие выселки.

«Давно возле здоровецкого кладбища была разрушенная избушка, в которой жила ведьма. Однажды девочка и мама пошли на кладбище, на могилку к своей бабушке. Девочка в тот момент сильно отстала от матери, та хотела ее подождать, но не могла остановиться. Мать обернулась и увидела, как дочка ее уходит с ведьмой. Больше ребенка никто не видел».

  1. История пятая, рассказчик бабушка Варя, житель села Здоровецкие выселки.

«Умирала в нашей деревне женщина, году в 2000. А про нее говорили, что она знала какие-то заговоры и наговоры. А детей у нее не было. Так вот, почувствовала она, что конец ее близок, и позвонила в «скорую». А до этого она сама себе гроб заказала. Скорая приехала, а она в гробу уже лежит. Ну, тут и соседи прибежали, да не успели ее спасти. Потом ее долго не могли вынести: очень тяжелый был гроб. А дом-то ее до сих пор стоит на улице Лесной, только там не живет никто, вроде».

Наш комментарий легенд.

В устном народном творчестве образ ведьмы совместил в себе черты реальной женщины и злого духа. Слово «ведьма» образовано от древнерусского «ведать» - знать. Первоначально оно не имело зловещего смысла.

Наверное, нет ни одного села, в котором бы не было «своей» ведьмы. Почему же именно этот образ так притягивает внимание народных сказителей. Нам кажется, что в этом образе народ совместил две самых главных черты: с одной стороны – это черта «мудрой, ведающей» женщины. Ее, эту черту, мы можем найти и в народных сказках, и в литературных произведениях.

С другой стороны образ ведьмы имеет отрицательное значение. Главная роль ведьмы на селе – всячески вредить односельчанам, поэтому иметь ведьму в своем селе было «очень удобно». Все нехорошие события: падеж скота, эпидемии – списывались на них.

Но почему и сегодня образ мифической колдуньи так популярен в народе? Нам кажется, причин несколько.

Первая причина та же, что и с «нехорошими местами». Образ ведьмы должен отпугивать детей от каких-то мест. Например, дом на улице Лесной аварийный, стены его давно шатаются, а перекрытия почти сгнили. Ребята же часто устраивают игры внутри заброшенного дома, вот взрослые и рассчитывают, что история с ведьмой отпугнет ребят от аварийного дома.

Вторая причина, ее мы можем назвать психологической. Еще исследователь устного народного творчества А.Н.Афанасьев говорил, что в фольклоре сокрыта мудрость народа, его душа. Мы согласны полностью с этим высказыванием. Свои переживания, свое горе и нужду народ должен был визуализировать, предать им определенный вид. На эту роль лучше всего и подходили «ведьмы и колдуны», люди, которые чаще всего жили одиноко, обособленно от всех и к нечистой силе никакого отношения не имели.

ВТОРАЯ ПОДГРУППА

Второй подгруппой данного блока являются истории о мифических существах: водяных, леших, домовых, оборотнях, русалках и т.д. Это самая многочисленная группа историй.


  1. История шестая. О кошке и огненно-белой лошади. Рассказчик бабушка Оля, житель села Зубцово.

«Действие это происходило на Семенихинском мосту. Однажды сосед мой, Сережей его зовут, пошел в сельский клуб на танцы. Весело было, все гуляли и смеялись, а девушка Таня, она в другой деревне жила (д.Красово), попросила ее проводить. Сережа согласился. По пути им встретилась кошка, которая сидела на обочине дороги и умывалась. Сережа взял палку и кинул в нее, кошка жалобно замяукала и убежала.

На обратном пути кошки уже не было. Когда Сережка проходил то место, куда убежала кошка, то он услышал ржание. На него бежала белая-белая лошадь. Сережка –то молодой был и смог от нее убежать, домой забежал, ворота закрыл, а все слышит, как лошадь копытом бьет и ржание.

Мать вышла к нему, а но весь белый-белый стоит и дрожит. Мать вышла на улицу, а лошади то и не было».


Наш комментарий к легенде.

Важно отметить, что легенды о белой лошади бытуют в большом множестве именно на территории Орловской области. Как написано в книге «Копилка народных премудростей», белая лошадь обычно появляется в тех местах, где проходило сражение или битва. Лошадь эта бегает, ржет, бьет землю копытом, кажется, что она напугана.


  1. История седьмая, про речку Ливенку и водяного, рассказчик Надежда Н., житель села Здоровец.

«Это было в 1997 году. На Здоровце жила девушка, она была хорошей и красивой, но верила во всякую ерунду. Однажды она говорит нам, что ей на речку нельзя, может утонуть, водяной, говорит, может утащить. А потом засмеялась и убежала. Так вот, дело было после Троицы. Собрались наши девчата купаться, речка наша, Ливенка, тогда еще побольше была, почище. Пошли девчата на речку, смеялись, купались. А девушка наша как в речку зашла, так больше и не вышла. Никто даже и не видел, куда она делась, даже кругов на воде не было. И как там утонуть можно, там воды по колено-то….».

2. История восьмая, про белоснежный дом, рассказчик Антонина Н, житель деревни Здоровец.

«Великая Отечественная война не прошла мимо нашей деревни. Во время войны у нас был госпиталь, но не всех могли принять. Многие солдаты были отправлены в дома к местному населению. В Здоровецком лесу стоял белый домик, как он выстоял под бомбежками, никто не знает. В том домике жили дедушка и бабушка, так вот они помогали солдатами: лечили их, кормили, чем могли. А самое главное, даже в самую страшную погоду не тушили они огонек на окне. И вот этот огонек и привлек немцев. Они узнали о доброте старичков и за домом их расстреляли, а сам дом сожгли.

Но проходит время, а люди говорят, что на том месте, где дом стоял, часто видят они огоньки. И совсем не страшно на душе от этих огней, а так хорошо и спокойно делается».

2.История девятая, про мужчину, который заблудился в лесу, рассказчик бабушка Надя, житель села Здоровец.

«Когда я была молодая, часто в гости к куме в Речицу ездила, и вот, что слышала. Был в селе у них мужичок, ягоды любил собирать, грибы. И ничего не боялся. И вот пошел он в лес, лес-то хоть и большой, но не таежный, он его с рождения знал. Пошел мужичок и пропал…день его ищут, два….и лишь на третий день нашли, лежит он и улыбается, еле в чувства его привели. Он потом говорит, что питался ягодами и воду из родника пил, и все время чувствовал, что его кто-то щекочет, и слышал, что рядом кто-то лес ломал, ветками шумел, аж трещало все.

В то время многие пропадали, а находили их с улыбками, говорят, что это их леший защекотал. Но это до войны еще было, а после войны леса все это прекратилось».

2.История десятая, про домовенка, рассказчик бабушка Надя, житель села Здоровец.

«Нас в семье много было, детей-то, а бабушка наша всегда нам говорила, не шумите после захода солнца, хозяина не будите. А мы думали, что хозяин – это папка наш. А бабушка сказала, что это домового так зовут, что он дом от пожара охраняет. А мы не поверили и продолжили играть. А ночью я вижу, как на окне котенок пушистый сидит, а котов у нас и нет. А потом я уснула. А на утро моря сестра говорит, что ночью видела старичка, только он махонький был, как кошка, старичок за веник спрятался, а больше его она и не видела. Тут мы поняли, что старичок этот и котенок – домовенок был».










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Историю можно и нужно изучать не только в школе, но и видеть ее в повседневной жизни. Важнейшую часть культуры составляет устное народное творчество. И если сказки собирали такие выдающиеся исследователи, как Афанасьев, братья Киреевские и другие, то рассказы и легенды не изучали так подробно. В нашей работе мы показали, что фольклор и сейчас является важной частью жизни народа.

Мы столкнулись с некоторыми трудностями. Самая главная – нежелание носителей легенд и сказаний беседовать. Для многих опрошенных это лишь «страшилки», в которых они не видят связь с мифологией. А ведь и образ домового, и водяного насчитывает несколько тысяч лет, не зря великие классики обращались к образам фольклора.

Разумеется, останавливаться на собранном материале, мы не считаем целесообразным, продолжаем сбор фольклористического материала.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!