СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для 10 класса (профильный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Определение ускорения движения тел
  2. Исследование движения тела под действием силы тяжести
  3. Исследование закона сохранения энергии под действием силы тяжести и упругости
  4. Изучение равновесия тела на наклонной плоскости
  5. Изучение движения связанных тел
  6. Изучение закона сохранения импульса
  7. Исследование изотермического процесса
  8. Исследование изобарного процесса
  9. Исследование изохорного процесса
  10. Измерение относительной влажности воздуха
  11. Измерение модуля Юнга резины
  12. Исследование явления капиллярности
  13. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников
  14. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
  15. Исследование полупроводникового диода

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы для 10 класса (профильный уровень)»

Лабораторные работы для 10класса  по физике. Составитель: Учитель физики 1 кат. Затесова Н.В. МАОУ НТГО «СОШ №3»

Лабораторные работы для 10класса по физике.

Составитель:

Учитель физики 1 кат.

Затесова Н.В.

МАОУ НТГО «СОШ №3»

Инструктаж  по технике безопасности. Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Инструктаж по технике безопасности.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Лабораторная работа №1 Определение ускорения движения тел Цель работы: отработать практический прием определения ускорения тела по его перемещению и времени движения. Оборудование:  Секундомер Желоб прямой Стальной шарик Металлический брусок Опора желоба

Лабораторная работа №1

Определение ускорения движения тел

Цель работы: отработать практический прием определения ускорения тела по его перемещению и времени движения.

Оборудование:

  • Секундомер
  • Желоб прямой
  • Стальной шарик
  • Металлический брусок
  • Опора желоба
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   1 . Задайте начальную и конечную координаты положения шарика в желобе.  2 . Начальная скорость равна нулю.  3 . Опыт повторять не менее 3-х раз.  4 . Заполните таблицу. 5 . Х 0 – координата начального положения шарика,  Х  - координата конечного положения шарика,  S – перемещение шарика.  6 . 7 . Вывод. №  опыта Х 0, мм Х ,мм S ,см  t ,с t ср, с а ср

Ход работы:

1 . Задайте начальную и конечную координаты положения шарика в желобе.

2 . Начальная скорость равна нулю.

3 . Опыт повторять не менее 3-х раз.

4 . Заполните таблицу.

5 . Х 0 – координата начального положения шарика,

Х - координата конечного положения шарика,

S – перемещение шарика.

6 . 7 . Вывод.

опыта

Х 0, мм

Х ,мм

S ,см

t ,с

t ср, с

а ср

Дополнительное задание:  1. Движение шарика ограничить первой половиной желоба.  2. Вновь провести измерения и определить ускорение.  3. Сравнить два результата и дать заключение, является ли движение шарика по наклонному желобу равноускоренным.

Дополнительное задание:

1. Движение шарика ограничить первой половиной желоба.

2. Вновь провести измерения и определить ускорение.

3. Сравнить два результата и дать заключение, является ли движение шарика по наклонному желобу равноускоренным.

Лабораторная работа №2 Исследование движения тела под действием силы тяжести Цель работы: установить зависимость дальности полета тела, брошенного горизонтально, от высоты броска. Оборудование:  Желоб криволинейный Желоб прямой Шарик пластиковый Стержень штатива с муфтой и лапкой Лист белой бумаги Лист копировальной бумаги.

Лабораторная работа №2

Исследование движения тела под действием силы тяжести

Цель работы: установить зависимость дальности полета тела, брошенного горизонтально, от высоты броска.

Оборудование:

  • Желоб криволинейный
  • Желоб прямой
  • Шарик пластиковый
  • Стержень штатива с муфтой и лапкой
  • Лист белой бумаги
  • Лист копировальной бумаги.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   1. Горизонтальное направление полета шарика придают с помощью криволинейного желоба.  2.  3.

Ход работы:

1. Горизонтальное направление полета шарика придают с помощью криволинейного желоба.

2.

3.

 4. Зависимость, выраженная последней формулой и подлежит экспериментальной проверке.  5. Соберите установку.

4. Зависимость, выраженная последней формулой и подлежит экспериментальной проверке.

5. Соберите установку.

6. На то место, куда падает шарик кладут чистый лист бумаги и накрывают копировальным листом.  7. Высоту нижнего края желоба Н и дальность полета S измеряют, пользуясь шкалой прямого желоба.  8. Пуск шарика с одной и той же высоты проводят 5-7 раз и находят среднее значение расстояние. Данные измерения занесите в таблицу. №  опыта S , мм S ср, Н,мм мм   9. Серию пусков повторить 2-3 раза, увеличивая высоту.  10. Сделайте вывод.

6. На то место, куда падает шарик кладут чистый лист бумаги и накрывают копировальным листом.

7. Высоту нижнего края желоба Н и дальность полета S измеряют, пользуясь шкалой прямого желоба.

8. Пуск шарика с одной и той же высоты проводят 5-7 раз и находят среднее значение расстояние. Данные измерения занесите в таблицу.

опыта

S , мм

S ср,

Н,мм

мм

9. Серию пусков повторить 2-3 раза, увеличивая высоту.

10. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №3 Исследование закона сохранения энергии под действием силы тяжести и упругости Цель работы: сопоставить изменение потенциальной энергии пружины с изменением потенциальной энергии тела, которое деформировало пружину.  Оборудование:  Динамометр Груз 100г (2шт.) Пружина Желоб прямой Стержень штатива с муфтой и лапкой, Укладочный пенал

Лабораторная работа №3

Исследование закона сохранения энергии под действием силы тяжести и упругости

Цель работы: сопоставить изменение потенциальной энергии пружины с изменением потенциальной энергии тела, которое деформировало пружину.

Оборудование:

  • Динамометр
  • Груз 100г (2шт.)
  • Пружина
  • Желоб прямой
  • Стержень штатива с муфтой и лапкой,
  • Укладочный пенал
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:  Закрепить пружину в лапке штатива. Желоб закрепить вертикально. Расстояние между желобом и пружиной должно быть не более 1-2см Определите жесткость пружины.

Ход работы:

  • Закрепить пружину в лапке штатива.
  • Желоб закрепить вертикально.
  • Расстояние между желобом и пружиной должно быть не более 1-2см
  • Определите жесткость пружины.
5. Верхний груз, удерживая рукой, поднимают, пока пружина вновь не окажется в нерастянутом состоянии.  6.Затем груз отпускают и замечают величину максимального удлинения пружины.  7. Опыт повторяют несколько раз и определяют среднее значение максимального удлинения.  8. Вычислить энергию деформированной пружины.  9. Определите изменение потенциальной энергии грузов.

5. Верхний груз, удерживая рукой, поднимают, пока пружина вновь не окажется в нерастянутом состоянии. 6.Затем груз отпускают и замечают величину максимального удлинения пружины. 7. Опыт повторяют несколько раз и определяют среднее значение максимального удлинения. 8. Вычислить энергию деформированной пружины. 9. Определите изменение потенциальной энергии грузов.

10. Найденные значения сравнить и сделать вывод. 11. Если произошли расхождения результатов, объясните почему. Как можно уменьшить их влияние.

10. Найденные значения сравнить и сделать

вывод.

11. Если произошли расхождения результатов,

объясните почему. Как можно уменьшить их

влияние.

Лабораторная работа №4 Изучение равновесия тела на наклонной плоскости Цель работы: экспериментально проверить утверждение о том, что тело движется равномерно и прямолинейно тогда, когда все действующие на него силы скомпенсированы. Оборудование: металлический брусок, укладочный пенал, динамометр, желоб прямой, стержень штатива с муфтой и лапкой.

Лабораторная работа №4

Изучение равновесия тела на наклонной плоскости

Цель работы: экспериментально проверить утверждение о том, что тело движется равномерно и прямолинейно тогда, когда все действующие на него силы скомпенсированы.

Оборудование:

  • металлический брусок,
  • укладочный пенал,
  • динамометр,
  • желоб прямой,
  • стержень штатива с муфтой и лапкой.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   Тело движется вдоль наклонной плоскости равномерно и прямолинейно тогда, когда составляющая силы тяжести, действующая на него вдоль плоскости, равна силе трения скольжения.

Ход работы:

Тело движется вдоль наклонной плоскости равномерно и прямолинейно тогда, когда составляющая силы тяжести, действующая на него вдоль плоскости, равна силе трения скольжения.

Отсюда следует, что при равномерном скольжении тела по наклонной плоскости, коэффициент трения может быть определен по тангенсу угла её наклона. Справедливо и обратное утверждение: если тело под действием силы тяжести скользит по плоскости, тангенс угла наклона равен коэффициенту трения скольжения, то тело движется равномерно

Отсюда следует, что при равномерном скольжении

тела по наклонной плоскости, коэффициент

трения может быть определен по тангенсу угла

её наклона.

Справедливо и обратное утверждение: если тело

под действием силы тяжести скользит по плоскости,

тангенс угла наклона равен коэффициенту трения

скольжения, то тело движется равномерно

Закрепить крышку пенала в штативе под небольшим углом. На крышку вблизи верхнего края кладут брусок. Медленно увеличивая наклон крышки следить за поведением бруска. Убедитесь, что при дальнейшем увеличении угла наклона движение бруска становится все более ускоренным.
  • Закрепить крышку пенала в штативе под небольшим углом.
  • На крышку вблизи верхнего края кладут брусок.
  • Медленно увеличивая наклон крышки следить за поведением бруска.
  • Убедитесь, что при дальнейшем увеличении угла наклона движение бруска становится все более ускоренным.
5. Вернитесь к такому наклону, когда движение будет равномерным. 6. Измерьте высоту Н верхнего края крышки пенала относительно рабочего стола и длину L проекции крышки на поверхность стола. 7. Вычислите тангенс угла наклона. 8. Эксперимент проведите дважды (по гладкой стороне крышки и по резине на другой стороне крышки). 9. Данные занесите в таблицу.

5. Вернитесь к такому наклону, когда движение будет равномерным.

6. Измерьте высоту Н верхнего края крышки пенала относительно рабочего стола и длину L проекции крышки на поверхность стола.

7. Вычислите тангенс угла наклона.

8. Эксперимент проведите дважды (по гладкой стороне крышки и по резине на другой стороне крышки).

9. Данные занесите в таблицу.

Сталь-оргалит mg, H F тр, H Сталь-резина µ H, мм L, мм tgα Сделайте вывод о проделанной работе

Сталь-оргалит

mg, H

F тр, H

Сталь-резина

µ

H, мм

L, мм

tgα

Сделайте вывод о проделанной работе

Лабораторная работа №5 Изучение движения связанных тел Цель работы:  определить ускорение движения двух тел, связанных нерастяжимых нитью.   Оборудование:  Динамометр Груз 100г Металлический брусок Желоб прямой Блок Кронштейн Нить Укладочный пенал

Лабораторная работа №5

Изучение движения связанных тел

Цель работы: определить ускорение движения двух тел, связанных нерастяжимых нитью.

Оборудование:

  • Динамометр
  • Груз 100г
  • Металлический брусок
  • Желоб прямой
  • Блок
  • Кронштейн
  • Нить
  • Укладочный пенал
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:  В ходе работы ученики определяют ускорение движения стограммового груза и металлического бруска, связанных нитью. Ускорение определяют с помощью законов Ньютона и закона сохранения. Результаты сравнить. Силу трения определяют с помощью динамометра при движении бруска 100г по столу. Силу тяжести металлического бруска определяют с помощью динамометра.

Ход работы:

  • В ходе работы ученики определяют ускорение движения стограммового груза и металлического бруска, связанных нитью.
  • Ускорение определяют с помощью законов Ньютона и закона сохранения. Результаты сравнить.
  • Силу трения определяют с помощью динамометра при движении бруска 100г по столу.
  • Силу тяжести металлического бруска определяют с помощью динамометра.
5. Закрепите кронштейн в торце пенала с помощью винта-барашка. К нему крепится блок. 6. Пенал сдвигают к краю стола так, чтобы кронштейн выступал за пределы стола и блок мог свободно вращаться. 7. Бруски крепят по разные стороны блока. 8. Стограммовый лежит на столе, второй- свисает. 9. По желобу вычисляют движение бруска по горизонтали. 10. Вычислить высоту движения металлического бруска.

5. Закрепите кронштейн в торце пенала с помощью

винта-барашка. К нему крепится блок.

6. Пенал сдвигают к краю стола так, чтобы кронштейн

выступал за пределы стола и блок мог свободно

вращаться.

7. Бруски крепят по разные стороны блока.

8. Стограммовый лежит на столе, второй- свисает.

9. По желобу вычисляют движение бруска по горизонтали.

10. Вычислить высоту движения металлического бруска.

В выводе сопоставьте полученные результаты ускорения.

В выводе сопоставьте полученные результаты

ускорения.

Лабораторная работа №6 Изучение закона сохранения импульса Цель работы: экспериментально подтвердить справедливость закона сохранения импульса для двух шаров разной массы при их центральном столкновении. Оборудование:  Весы учебные Желоб криволинейный Желоб прямой Стальной шарик Пластиковый шарик Стержень штатива с муфтой  укладочный пенал Листы белой и копировальной бумаги

Лабораторная работа №6

Изучение закона сохранения импульса

Цель работы: экспериментально подтвердить справедливость закона сохранения импульса для двух шаров разной массы при их центральном столкновении.

Оборудование:

  • Весы учебные
  • Желоб криволинейный
  • Желоб прямой
  • Стальной шарик
  • Пластиковый шарик
  • Стержень штатива с муфтой
  • укладочный пенал
  • Листы белой и копировальной бумаги

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.
Ход работы В данной работе исследуют изменение импульсов двух шаров, которое происходит в результате их центрального столкновения. Один из шаров до удара покоится. После удара шары должны двигаться в ту же сторону, куда двигался один из них. Соберите установку, как показано на рисунке.

Ход работы

  • В данной работе исследуют изменение импульсов двух шаров, которое происходит в результате их центрального столкновения.
  • Один из шаров до удара покоится. После удара шары должны двигаться в ту же сторону, куда двигался один из них.
  • Соберите установку, как показано на рисунке.
4. Один шар лежит на краю желоба, второй пускают по желобу с некоторой высоты. 5. После столкновения шары, описав параболические траектории, падают на поверхность стола. 6. Скорости можно определить, измерив высоту Н горизонтальной части желоба и расстояние L , которое пролетел каждый шар над столом. 7.

4. Один шар лежит на краю желоба, второй пускают по желобу с некоторой высоты.

5. После столкновения шары, описав параболические траектории, падают на поверхность стола.

6. Скорости можно определить, измерив высоту Н горизонтальной части желоба и расстояние L , которое пролетел каждый шар над столом.

7.

8. Массы шаров определяют с помощью весов. 9. Данные заносят в таблицу. 10. Для определения точки падения шара место его предполагаемого падения на стол накрывают листом белой бумаги, покрытым копиркой. 11. Для определения импульса шара, которым он обладает перед ударом, его пускают с желоба в отсутствии второго. Место пуска помечают меткой. Измерив высоту горизонтального участка желоба Н и дальность полета первого шара L 1  № m 1 кг m 2 кг H L 1 м м V 1 p 1 м/с L 11 м кгм/с L 21 м   V 1 м/с  V 2 м/с  P 1 кгм/с P 2  кгм/с

8. Массы шаров определяют с помощью весов.

9. Данные заносят в таблицу.

10. Для определения точки падения шара место его предполагаемого падения на стол накрывают листом белой бумаги, покрытым копиркой.

11. Для определения импульса шара, которым он обладает перед ударом, его пускают с желоба в отсутствии второго. Место пуска помечают меткой. Измерив высоту горизонтального участка желоба Н и дальность полета первого шара L 1

m 1

кг

m 2

кг

H

L 1

м

м

V 1

p 1

м/с

L 11 м

кгм/с

L 21 м

V 1 м/с

V 2 м/с

P 1

кгм/с

P 2

кгм/с

12. Вычислить скорость шара на горизонтальном участке желоба, а затем и его импульс р 1. 13. Затем второй шар устанавливают на краю горизонтальной части желоба и повторяют пуск первого шара от метки. 14. Еще раз измеряют дальность полета первого шара L 11  и второго - L 21 Вывод: определив импульсы шаров, проверьте справедливость закона.

12. Вычислить скорость шара на горизонтальном участке желоба, а затем и его импульс р 1.

13. Затем второй шар устанавливают на краю горизонтальной части желоба и повторяют пуск первого шара от метки.

14. Еще раз измеряют дальность полета первого шара L 11

и второго - L 21

Вывод: определив импульсы шаров, проверьте справедливость закона.

Лабораторная работа №7 Исследование изотермического процесса Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь объема и давления газа определенной массы в различных его состояниях. Оборудование:  Трубка-резервуар с двумя кранами Мерный  цилиндр с водой Линейка Измерительная лента Лоток Укладочный короб Штатив Барометр-анероид один на весь класс

Лабораторная работа №7

Исследование изотермического процесса

Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь объема и давления газа определенной массы в различных его состояниях.

Оборудование:

  • Трубка-резервуар с двумя кранами
  • Мерный цилиндр с водой
  • Линейка
  • Измерительная лента
  • Лоток
  • Укладочный короб
  • Штатив
  • Барометр-анероид один на весь класс
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   Объектом изучения в работе является воздух, находящийся внутри прозрачной эластичной трубки-резервуара. В исходном состоянии он имеет следующие параметры: давление равно атмосферному объем равен объему внутренней трубки температура соответствует температуре воздуха в помещении класса.  Второе состояние получают путем сжатия. Закройте кран на одном конце трубки. Второй кран остается открытым Конец трубки с открытым краном погружают в мерный цилиндр с водой комнатной температуры, так чтобы её уровень не доходил до края цилиндра на 15-20мм Кран погружают до дна цилиндра.

Ход работы:

Объектом изучения в работе является воздух, находящийся внутри прозрачной эластичной трубки-резервуара. В исходном состоянии он имеет следующие параметры:

  • давление равно атмосферному
  • объем равен объему внутренней трубки
  • температура соответствует температуре воздуха в помещении класса.

Второе состояние получают путем сжатия.

  • Закройте кран на одном конце трубки.
  • Второй кран остается открытым
  • Конец трубки с открытым краном погружают в мерный цилиндр с водой комнатной температуры, так чтобы её уровень не доходил до края цилиндра на 15-20мм
  • Кран погружают до дна цилиндра.
 5. Через открытый кран в трубку заходит вода, сжимая воздух до тех пор, пока его давление не сравняется с внешним давлением. 6. Во втором состоянии параметры станут такими: объем будет равен объему внутренней полости за вычетом объема воды, вошедшей в трубку давление возрастает на величину гидростатического давления столба воды в цилиндре температура не изменится. 7. Поперечное сечение трубки не меняется, поэтому объем воздуха удобно измерять в условных единицах. 8. За условную единицу принимают единицу длины воздушного столба. 9. Для измерения давления во втором состоянии линейкой измеряют разницу уровней воды в мерном цилиндре и трубке.

5. Через открытый кран в трубку заходит вода, сжимая воздух до тех пор, пока его давление не сравняется с внешним давлением.

6. Во втором состоянии параметры станут такими:

  • объем будет равен объему внутренней полости за вычетом объема воды, вошедшей в трубку
  • давление возрастает на величину гидростатического давления столба воды в цилиндре
  • температура не изменится.

7. Поперечное сечение трубки не меняется, поэтому объем воздуха удобно измерять в условных единицах.

8. За условную единицу принимают единицу длины воздушного столба.

9. Для измерения давления во втором состоянии линейкой измеряют разницу уровней воды в мерном цилиндре и трубке.

10. По формуле рассчитайте давление: 11. Давление воздуха во втором состоянии будет равно сумме атмосферного и гидростатического давлений. 12. Найдите произведение давления на объем воздуха в первом и во втором состояниях. 13. Сравнивая полученные числа, сделайте вывод о справедливости закона Бойля-Мариотта.

10. По формуле рассчитайте давление:

11. Давление воздуха во втором состоянии будет равно сумме атмосферного и гидростатического давлений.

12. Найдите произведение давления на объем воздуха в первом и во втором состояниях.

13. Сравнивая полученные числа, сделайте вывод о справедливости закона Бойля-Мариотта.

Примечание: p 1 - давление воздуха в исходном состоянии; ℓ 1 - длина воздушного столба в исходном состоянии; h в - разность уровней воды в цилиндре и трубке; p 0 - дополнительное давление столба воды; p 2 - давление воздуха во втором состоянии; ℓ - длина столба воды в трубке; ℓ 2 - длина воздушного столба после сжатия. Сделайте вывод. P 1 , Па ℓ 1  мм h в  мм P 0 Па P 2  Па ℓ мм  ℓ 2 мм P 1 ℓ 1   P 2 ℓ 2

Примечание: p 1 - давление воздуха в исходном состоянии;

ℓ 1 - длина воздушного столба в исходном состоянии; h в - разность уровней воды в цилиндре и трубке; p 0 - дополнительное давление столба воды; p 2 - давление воздуха во втором состоянии; ℓ - длина столба воды в трубке; ℓ 2 - длина воздушного столба после сжатия.

Сделайте вывод.

P 1 , Па

1

мм

h в

мм

P 0

Па

P 2

Па

мм

2 мм

P 1 1

P 2 2

Лабораторная работа №8 Исследование изобарного процесса Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь объема и температуры газа определенной массы в различных его состояниях.   Оборудование:  Трубка-резервуар с двумя кранами Термометр Калориметр Измерительная лента Лоток

Лабораторная работа №8

Исследование изобарного процесса

Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь объема и температуры газа определенной массы в различных его состояниях.

Оборудование:

  • Трубка-резервуар с двумя кранами
  • Термометр
  • Калориметр
  • Измерительная лента
  • Лоток

Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:

Ход работы:

Объектом изучения в работе является воздух, находящийся внутри прозрачной эластичной трубки-резервуара. Измерив объем и температуру воздуха до и после охлаждения, определяют отношение объема к температуре в двух состояниях. Трубку уложить виток к витку в наружный стакан калориметра. Кран на нижнем конце трубки предварительно закрывают. Кран сверху остается открытым. В стакан налейте воду температурой 55-60градусов. Вода должна заполнить стакан до уровня, когда открытый кран окажется под водой на 5-10мм.  Из открытого крана начнет выходить воздух. Примерно через 2 минуты измеряют температуру воды. Эта температура будет равняться температуре воздуха в трубке.
  • Объектом изучения в работе является воздух, находящийся внутри прозрачной эластичной трубки-резервуара.
  • Измерив объем и температуру воздуха до и после охлаждения, определяют отношение объема к температуре в двух состояниях.
  • Трубку уложить виток к витку в наружный стакан калориметра.
  • Кран на нижнем конце трубки предварительно закрывают. Кран сверху остается открытым.
  • В стакан налейте воду температурой 55-60градусов. Вода должна заполнить стакан до уровня, когда открытый кран окажется под водой на 5-10мм.
  • Из открытого крана начнет выходить воздух. Примерно через 2 минуты измеряют температуру воды. Эта температура будет равняться температуре воздуха в трубке.
 7. Объем воздуха равен объему трубки.  8. Параметры во втором состоянии газа измеряют после охлаждения трубки.  9. Теплую воду слить, придерживая трубку и закрыв верхний кран. Налить в стакан такое же количество холодной воды. 10. Кран открывают. Через 2минуты измеряют температуры воды. Это будет температура воздуха в трубке.  11. Во внутрь трубки будет втянуто некоторое количество воды. Кран закрыть, воду слить, и определить объем холодного воздуха.  12. Результаты измерений заносят в таблицу.

7. Объем воздуха равен объему трубки.

8. Параметры во втором состоянии газа измеряют после охлаждения трубки.

9. Теплую воду слить, придерживая трубку и закрыв верхний кран. Налить в стакан такое же количество холодной воды.

10. Кран открывают. Через 2минуты измеряют температуры воды. Это будет температура воздуха в трубке.

11. Во внутрь трубки будет втянуто некоторое количество воды. Кран закрыть, воду слить, и определить объем холодного воздуха.

12. Результаты измерений заносят в таблицу.

ℓ 1 -длина столба воздуха в исходном состоянии; Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии; ℓ 2 - длина столба воздуха после охлаждения; ∆ℓ - длина столба воды, вошедшей в трубку; Т 2 – температура охлажденного воздуха. Сделайте вывод. ℓ 1 мм Т 1 ∆ℓ К ℓ 2  мм Т 2  мм  К ℓ 1 /Т 1  ℓ 2 /Т 2

ℓ 1 -длина столба воздуха в исходном состоянии;

Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии;

ℓ 2 - длина столба воздуха после охлаждения;

∆ℓ - длина столба воды, вошедшей в трубку;

Т 2 – температура охлажденного воздуха.

Сделайте вывод.

1

мм

Т 1

∆ℓ

К

2

мм

Т 2

мм

К

1 1

2 2

Лабораторная работа №9 Исследование изохорного процесса Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь давления и температуры газа определенной массы в различных его состояниях. Оборудование:    Трубка-резервуар с двумя кранами Термометр Монометрическая трубка Калориметр Измерительная лента Мерный цилиндр Штатив Лоток Укладочный короб Барометр-анероид (один на весь класс)

Лабораторная работа №9

Исследование изохорного процесса

Цель работы: экспериментально установить взаимосвязь давления и температуры газа определенной массы в различных его состояниях.

Оборудование:

  • Трубка-резервуар с двумя кранами
  • Термометр
  • Монометрическая трубка
  • Калориметр
  • Измерительная лента
  • Мерный цилиндр
  • Штатив
  • Лоток
  • Укладочный короб
  • Барометр-анероид (один на весь класс)
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:

Ход работы:

Закрепите лапку штатива на высоте около 35см от поверхности стола. Один кран трубки закрыть, второй - открыть. Трубку поместить в стакан калориметра. Уложить закрытым краном виток к витку, вплотную к стенке стакана. Затем в калориметр наливают горячую воду. Уровень воды выше конца с открытым краном на 5-10мм. Температура теплой воды не должна превышать на 10-12градусов комнатную температуру. По окончании пузырьков, кран закрывают. Температуру воды в стакане измеряют. Второе термодинамическое состояние определяют путем охлаждения. Верхний кран закрывают, трубку вынимают и вешают на лапку штатива. Термометр тоже вынимают.
  • Закрепите лапку штатива на высоте около 35см от поверхности стола.
  • Один кран трубки закрыть, второй - открыть. Трубку поместить в стакан калориметра. Уложить закрытым краном виток к витку, вплотную к стенке стакана. Затем в калориметр наливают горячую воду. Уровень воды выше конца с открытым краном на 5-10мм. Температура теплой воды не должна превышать на 10-12градусов комнатную температуру.
  • По окончании пузырьков, кран закрывают.
  • Температуру воды в стакане измеряют.
  • Второе термодинамическое состояние определяют путем охлаждения.
  • Верхний кран закрывают, трубку вынимают и вешают на лапку штатива. Термометр тоже вынимают.
 7. Примерно через 6-7 минут измеряют температуру воздуха.  8. Затем трубку-резервуар соединяют с манометрической трубкой соблюдая следующую последовательность.  9. Под лапку штатива ставят мерный цилиндр, куда предварительно налили 10-15мл воды комнатной температуры.  10. Свободный конец манометрической трубки опускают до дна цилиндра. Верхний край трубки зажимают лапкой штатива, но так, чтобы её внутренний канал не закрылся полностью, а нижний конец остался погруженным в воду. Только потом с помощью патрубка соединяют с манометрической трубкой кран трубки-резервуара.

7. Примерно через 6-7 минут измеряют температуру воздуха.

8. Затем трубку-резервуар соединяют с манометрической трубкой соблюдая следующую последовательность.

9. Под лапку штатива ставят мерный цилиндр, куда предварительно налили 10-15мл воды комнатной температуры.

10. Свободный конец манометрической трубки опускают до дна цилиндра. Верхний край трубки зажимают лапкой штатива, но так, чтобы её внутренний канал не закрылся полностью, а нижний конец остался погруженным в воду. Только потом с помощью патрубка соединяют с манометрической трубкой кран трубки-резервуара.

11. Кран плавно открывают. В трубку начнет втягиваться вода до тех пор, пока давление водяного столба не скомпенсирует уменьшение давления в трубке. 12. Давление определяется по разности атмосферного давления и давления водяного столба, которое рассчитывают, измерив разницу уровней воды в манометрической трубке и цилиндре. 13. В таблице: р 1 – давление воздуха в исходном состоянии, Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии, h в – высота подъема воды в манометрической трубке, р в – гидростатическое давление столба воды в манометрической трубке, р 2 - давление воздуха во втором состоянии, Т 2 – температура воздуха во втором состоянии.

11. Кран плавно открывают. В трубку начнет втягиваться вода до тех пор, пока давление водяного столба не скомпенсирует уменьшение давления в трубке.

12. Давление определяется по разности атмосферного давления и давления водяного столба, которое рассчитывают, измерив разницу уровней воды в манометрической трубке и цилиндре.

13. В таблице: р 1 – давление воздуха в исходном состоянии, Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии, h в – высота подъема воды в манометрической трубке, р в – гидростатическое давление столба воды в манометрической трубке, р 2 - давление воздуха во втором состоянии, Т 2 – температура воздуха во втором состоянии.

13. В таблице: р 1 – давление воздуха в исходном состоянии, Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии, h в – высота подъема воды в манометрической трубке, р в – гидростатическое давление столба воды в манометрической трубке, р 2 - давление воздуха во втором состоянии, Т 2 – температура воздуха во втором состоянии. Сделайте вывод. P 1 , Па Т 1  h в  К P в мм P 2  Па Па Т 2 К  P 1 / Т 1  P 2 /Т 2

13. В таблице: р 1 – давление воздуха в исходном состоянии, Т 1 – температура воздуха в исходном состоянии, h в – высота подъема воды в манометрической трубке, р в – гидростатическое давление столба воды в манометрической трубке, р 2 - давление воздуха во втором состоянии,

Т 2 – температура воздуха во втором состоянии.

Сделайте вывод.

P 1 , Па

Т 1

h в

К

P в

мм

P 2

Па

Па

Т 2 К

P 1 / Т 1

P 2 2

Лабораторная работа №10 Измерение относительной влажности воздуха Цель работы: овладеть практическим приемом определения относительной влажности воздуха с использованием термометра и психрометрической таблицы. Оборудование:  Термометр Стакан с водой комнатной температуры Штатив Лоток Укладочный пенал Нить Кусочек марли Психрометрическая таблица

Лабораторная работа №10

Измерение относительной влажности воздуха

Цель работы: овладеть практическим приемом определения относительной влажности воздуха с использованием термометра и психрометрической таблицы.

Оборудование:

  • Термометр
  • Стакан с водой комнатной температуры
  • Штатив
  • Лоток
  • Укладочный пенал
  • Нить
  • Кусочек марли
  • Психрометрическая таблица
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:  Снять показания термометра, закрепленного в штативе. Затем вокруг нижней части термометра намотать марлю и закрепить её ниткой. Поднести воду так, чтобы марля была полностью погружена. Наблюдают за показаниями термометра. Когда понижение температуры прекратится, снова записывают показания. Используя психрометрическую таблицу, определяют влажность воздуха.

Ход работы:

  • Снять показания термометра, закрепленного в штативе.
  • Затем вокруг нижней части термометра намотать марлю и закрепить её ниткой. Поднести воду так, чтобы марля была полностью погружена.
  • Наблюдают за показаниями термометра. Когда понижение температуры прекратится, снова записывают показания.
  • Используя психрометрическую таблицу, определяют влажность воздуха.
Дополнительное задание: Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»? 2. В каком случае температура «влажного» термометра будет равна температуре «сухого»?

Дополнительное задание:

  • Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»?

2. В каком случае температура «влажного» термометра будет равна температуре «сухого»?

Лабораторная работа №11 Измерение модуля Юнга резины Цель работы: овладеть одним из практических методов исследования упругих свойств материалов. Оборудование:  Резиновый жгут Штатив Укладочный пенал.

Лабораторная работа №11

Измерение модуля Юнга резины

Цель работы: овладеть одним из практических методов исследования упругих свойств материалов.

Оборудование:

  • Резиновый жгут
  • Штатив
  • Укладочный пенал.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:  Собрать установку, измерив первоначальную длину резины.

Ход работы:

  • Собрать установку, измерив первоначальную длину резины.
Площадь поперечного сечения жгута в деформированном состоянии определяют по площади его сечения в нерастянутом состоянии. Для определения модуля Юнга необходимо измерить массу груза, начальное и конечное расстояния между метками на поверхности жгута и площадь его сечения в исходном состоянии. Жгут наматывают на линейку, не натягивая, виток к витку. Общую длину намотки L делят на число витков N. Это и будет диаметр жгута. Находят площадь поперечного сечения жгута.
  • Площадь поперечного сечения жгута в деформированном состоянии определяют по площади его сечения в нерастянутом состоянии.
  • Для определения модуля Юнга необходимо измерить массу груза, начальное и конечное расстояния между метками на поверхности жгута и площадь его сечения в исходном состоянии.
  • Жгут наматывают на линейку, не натягивая, виток к витку. Общую длину намотки L делят на число витков N. Это и будет диаметр жгута. Находят площадь поперечного сечения жгута.
5. Подвесить жгут в лапке штатива и ставят метки, измерив расстояние между ними. 6. После этого подвесить к нижней части жгута груз, массой 100г и измеряют расстояние между метками в деформированном состоянии (примерно через 3-4минуты) 7. Данные заносят в таблицу. Сделайте вывод. N L d мм мм P Н ℓ ℓ 0 м м m E кг

5. Подвесить жгут в лапке штатива и ставят метки, измерив расстояние между ними.

6. После этого подвесить к нижней части жгута груз, массой 100г и измеряют расстояние между метками в деформированном состоянии (примерно через 3-4минуты)

7. Данные заносят в таблицу.

Сделайте вывод.

N

L

d

мм

мм

P

Н

ℓ 0 м

м

m

E

кг

Лабораторная работа №12 Исследование явления капиллярности Цель работы: экспериментально определить радиус капиллярной трубки. Оборудование:  Капиллярная трубка Мерный цилиндр Штатив Укладочный короб Сосуд с водой комнатной температуры Линейка.

Лабораторная работа №12

Исследование явления капиллярности

Цель работы: экспериментально определить радиус капиллярной трубки.

Оборудование:

  • Капиллярная трубка
  • Мерный цилиндр
  • Штатив
  • Укладочный короб
  • Сосуд с водой комнатной температуры
  • Линейка.
Правила техники безопасности.  Внимательно прочитайте правила.  Во время работы будьте внимательны. Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя. Не ставьте оборудование на край стола. Не пользуйтесь сломанным оборудованием. Не переставляйте оборудование на другие столы. По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

  • Во время работы будьте внимательны.
  • Приступайте к выполнению работы с разрешения учителя.
  • Не ставьте оборудование на край стола.
  • Не пользуйтесь сломанным оборудованием.
  • Не переставляйте оборудование на другие столы.
  • По окончанию работы сдайте оборудование учителю.

Ход работы:   В работе радиус капилляра определяется одним способом, затем делается заключение о справедливости теоретических выводах.

Ход работы:

В работе радиус капилляра определяется одним способом, затем делается заключение о справедливости теоретических выводах.

  • Для первого способа мерный цилиндр заполняют доверху водой комнатной температуры. Цилиндр размещают вплотную к линейке, которую закрепляют вертикально в штативе так, чтобы нулевое деление находилось напротив поверхности воды в цилиндре, а шкала была направлена вверх. Капиллярную трубку удерживают рукой и несколько раз погружают в воду, чтобы смочить её внутренний канал. Затем свободный конец трубки снова опускают в воду и, приблизив её к линейке, измеряют высоту столбика воды в капилляре.
  • Для первого способа мерный цилиндр заполняют доверху водой комнатной температуры. Цилиндр размещают вплотную к линейке, которую закрепляют вертикально в штативе так, чтобы нулевое деление находилось напротив поверхности воды в цилиндре, а шкала была направлена вверх.
  • Капиллярную трубку удерживают рукой и несколько раз погружают в воду, чтобы смочить её внутренний канал.
  • Затем свободный конец трубки снова опускают в воду и, приблизив её к линейке, измеряют высоту столбика воды в капилляре.
  • Опыт проводят несколько раз и вычисляют среднее значение радиуса.
  • Опыт проводят несколько раз и вычисляют среднее значение радиуса.

№ опыта

Дополнительное задание: Предложите второй способ определения радиуса капилляра.

Дополнительное задание:

Предложите второй способ определения радиуса

капилляра.

Лабораторная работа №13 Изучение последовательного и параллельного соединения проводников Цель работы: экспериментально доказать утверждения о том, что: 1) в последовательной цепи  значение силы тока одинаково на всех участках цепи. Общее напряжение, приложенное к цепи, равно сумме напряжений на различных участках цепи ; 2) в параллельной цепи общее значение тока равно сумме значений силы тока в каждой из ветвей. Напряжение на каждой из параллельных ветвей одинаково. Оборудование:  Источник тока Амперметр Вольтметр Соединительные провода Элементы планшета: ключ, резисторы

Лабораторная работа №13

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Цель работы: экспериментально доказать утверждения о том, что: 1) в последовательной цепи значение силы тока одинаково на всех участках цепи. Общее напряжение, приложенное к цепи, равно сумме напряжений на различных участках цепи ; 2) в параллельной цепи общее значение тока равно сумме значений силы тока в каждой из ветвей. Напряжение на каждой из параллельных ветвей одинаково.

Оборудование:

  • Источник тока
  • Амперметр
  • Вольтметр
  • Соединительные провода
  • Элементы планшета: ключ, резисторы

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Соберите электрическую цепь последовательного соединения: Снимите показания амперметра и вольтметра. Данные измерения занесите в таблицу:

Ход работы:

  • Соберите электрическую цепь последовательного соединения:
  • Снимите показания амперметра и вольтметра.
  • Данные измерения занесите в таблицу:
4. Соберите новую установку. 5. Измерив общее значение силы тока, амперметр соединяют последовательно с первым резистором и определяют силу тока на нем. Затем снимают показания силы тока на втором резисторе. Все показания заносят в таблицу. 6. Аналогично снимаются показания напряжения.

4. Соберите новую установку.

5. Измерив общее значение силы тока, амперметр соединяют последовательно с первым резистором и определяют силу тока на нем. Затем снимают показания силы тока на втором резисторе. Все показания заносят в таблицу.

6. Аналогично снимаются показания напряжения.

Завершив измерения, вычисляют суммарное значение напряжений на двух участках цепи для первой серии опытов и суммарное значение силы тока для второй серии опытов. По итогам измерений сделайте вывод.

Завершив измерения, вычисляют суммарное значение напряжений на двух участках цепи для первой серии опытов и суммарное значение силы тока для второй серии опытов.

По итогам измерений сделайте вывод.

Лабораторная работа №14 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Цель работы: научиться собирать электрические схемы, измерять ЭДС источника тока, а также путём косвенных измерений определять его внутреннее сопротивление. Оборудование:  Источник тока Вольтметр Амперметр Реостат Ключ Соединительные провода.

Лабораторная работа №14

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления

источника тока

Цель работы: научиться собирать электрические схемы, измерять ЭДС источника тока, а также путём косвенных измерений определять его внутреннее сопротивление.

Оборудование:

  • Источник тока
  • Вольтметр
  • Амперметр
  • Реостат
  • Ключ
  • Соединительные провода.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Соберите электрическую цепь согласно схеме. Вспомните, что вольтметр включается в цепь параллельно, а амперметр - последовательно. Замкните цепь и убедитесь в том, что ток по цепи идёт. Разомкните цепь и измерьте ЭДС источника тока (опыт 1). Замкните цепь и измерьте ток и напряжение при двух положениях ползунка реостата (опыты 2,3). № опыта U , В 1. I , А 2. ε , В 3. - Х Х

Ход работы:

  • Соберите электрическую цепь согласно схеме.
  • Вспомните, что вольтметр включается в цепь параллельно, а амперметр - последовательно.
  • Замкните цепь и убедитесь в том, что ток по цепи идёт.
  • Разомкните цепь и измерьте ЭДС источника тока (опыт 1).
  • Замкните цепь и измерьте ток и напряжение при двух положениях ползунка реостата (опыты 2,3).

опыта

U , В

1.

I , А

2.

ε , В

3.

-

Х

Х

ЭДС равна напряжению, измеренному вольтметром при разомкнутой цепи. Значение ЭДС одинаково во всех дальнейших опытах.  Внутреннее сопротивление источника тока рассчитайте согласно таблице. Найдите для всех случаев внутреннее сопротивление источника тока и его среднее значение. Запишите окончательные результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока в виде, где  ∆ U – погрешность вольтметра

ЭДС равна напряжению, измеренному вольтметром при разомкнутой цепи. Значение ЭДС одинаково во всех дальнейших опытах. Внутреннее сопротивление источника тока рассчитайте согласно таблице.

Найдите для всех случаев внутреннее сопротивление источника тока и его среднее значение.

Запишите окончательные результаты измерений ЭДС и

внутреннего сопротивления источника тока в виде, где

U – погрешность вольтметра

Запишите окончательный результат в виде:

Запишите окончательный результат в виде:

Дополнительное задание: Почему показания вольтметра и амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны? 2. Как повысить точность измерения ЭДС источника тока?

Дополнительное задание:

  • Почему показания вольтметра и амперметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны?

2. Как повысить точность измерения ЭДС источника тока?

Лабораторная работа № 15 Исследование полупроводникового диода Цель работы:  исследовать зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от величины и полярности приложенного к нему напряжения. Оборудование:  Выпрямитель Вольтметр Миллиамперметр  соединительные провода Элементы планшета: ключ, резистор, переменный резистор, диод.

Лабораторная работа № 15

Исследование полупроводникового диода

Цель работы: исследовать зависимость силы тока в полупроводниковом диоде от величины и полярности приложенного к нему напряжения.

Оборудование:

  • Выпрямитель
  • Вольтметр
  • Миллиамперметр
  • соединительные провода
  • Элементы планшета: ключ, резистор, переменный резистор, диод.

Правила техники безопасности.

Внимательно прочитайте правила.

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

3. Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов, и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь, а при разборке – отключать в первую очередь.

6. Перед включением тока пригласите учителя или лаборанта для проверки собранной вами установки и начинайте опыт только после их разрешения.

7. Не допускайте « зашкаливания» приборов во-избежании выхода из «строя». Если такое произойдёт, то немедленно уменьшите силу тока или отключите установку. При невозможности самому справиться с возникшими трудностями, позовите учителя.

8. Включайте установку лишь на то время, которое необходимо для производства измерений, наблюдений, а после этого отключите её.

9. Избегайте перекрещивания проводов.

Ход работы:  Т.к. сопротивление диода мало, то вольтметр можно подключить к диоду. Соберите схему. Резистор ограничивает прямой ток диода, чем и обеспечивает его сохранность.

Ход работы:

  • Т.к. сопротивление диода мало, то вольтметр можно подключить к диоду.
  • Соберите схему.
  • Резистор ограничивает прямой ток диода, чем и обеспечивает его сохранность.
4. Вторая схема представлена для снятия обратной ветви вольтамперной характеристики. При подаче на диод напряжения в обратной полярности его сопротивление резко возрастает и становится сравнимым с сопротивлением вольтметра. Чтобы уменьшить погрешность измерения силы тока, вольтметр подключают непосредственно к выводам потенциометра (переменного резистора).

4. Вторая схема представлена для снятия обратной ветви вольтамперной характеристики. При подаче на диод напряжения в обратной полярности его сопротивление резко возрастает и становится сравнимым с сопротивлением вольтметра. Чтобы уменьшить погрешность измерения силы тока, вольтметр подключают непосредственно к выводам потенциометра (переменного резистора).

Результаты измерений занесите в таблицу. Сравнивая результаты, полученные при прямом и обратном включении диода, сделайте выводы о том, как влияет полярность приложенного к диоду напряжения на силу тока через диод. Закончить работу построением графика зависимости тока от напряжения для прямого включения диода.
  • Результаты измерений занесите в таблицу.
  • Сравнивая результаты, полученные при прямом и обратном включении диода, сделайте выводы о том, как влияет полярность приложенного к диоду напряжения на силу тока через диод.
  • Закончить работу построением графика зависимости тока от напряжения для прямого включения диода.
Использованная литература Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г. Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г.

Использованная литература

  • Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике. ООО «Химлабо» 2012г.
  • Степанов С.В. Методические рекомендации к лабораторным работам по электродинамике. ООО «Химлабо» 2012г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!