Лабораторная работа №1
«Строение животной клетки»
Цель: изучить строение животной клетки.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, таблица «Строение животной клетки».
Ход работы
Рассмотреть микропрепараты под микроскопом.
Зарисовать животную клетку и подписать рисунок.
Заполнить таблицу
Органоиды | Строение | Функции |
Сделать выводы о строении животной клетки.
Лабораторная работа №2
«Строение инфузории туфельки»
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение инфузории туфельки.
Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Инфузория туфелька», таблица «Простейшие».
Ход работы
Рассмотреть микропрепарат под микроскопом.
Найти Инфузорию, зарисовать и подписать рисунок.
Сравнить Инфузорию с другими простейшими.
Признаки | Амёба | Эвглена зелёная | Инфузория-туфелька |
Форма тела | | | |
Питание | | | |
Передвижение | | | |
Порошица | | | |
Хлоропласт | | | |
Стигма | | | |
Ядро | | | |
Сделать выводы о строении Инфузории туфельки.
Лабораторная работа №3
«Внешнее и внутреннее строение дождевого червя»
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя, найти признаки усложнения в его организации.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, таблица «Строение дождевого червя», виртуальная лаборатория.
Ход работы
Изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя.
Зарисовать и подписать рисунок. (внутр. Строение стр.86 рис.63)
Сделать выводы, опираясь на цель.
Лабораторная работа №4
«Внешнее и внутреннее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение раковин моллюсков
Оборудование: раковины моллюсков.
Ход работы:
Рассмотрите раковины моллюсков.
Изучите их внешнее строение
Рассмотрите и зарисуйте внутреннее строение раковин.
Сделайте выводы о значении раковин в жизни моллюсков
Лабораторная работа №5
«Внешнее строение насекомых»
Цель: Изучить внешнее строение насекомых.
Оборудование: коллекции насекомых.
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение насекомого.
Опишите его отделы тела, количество конечностей, наличие крыльев, окрас, размер, органы чувств.
Запишите классификацию насекомого.
Сделайте выводы о разнообразии в строении тел насекомых, о их сходствах и различиях.
Лабораторная работа №6
«Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Цель: Изучить внешнее строение рыб в связи с их со способом передвижения.
Оборудование: таблицы: «Строение рыб», «Разнообразие рыб»
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение рыбы, определите:
- отделы тела;
- форму тела;
- распределение чешуи;
- окрас.
Зарисуйте и подпишите внешнее строение рыбы.
Пользуясь учебником опишите внешнее строение рыбы.
Сделайте выводы о внешнем строение рыбы, в связи с её образом жизни. И опишите эволюционные усложнения в сравнении с предыдущими классами животных.
Лабораторная работа №7
Тема: Строение скелета лягушки.
Цель: Изучить особенности строения скелета лягушки, в связи с полуводным образом жизни.
Оборудование: таблицы с изображением скелета, скелет лягушки.
Ход работы.
Р ассмотрите рисунок и заполните таблицу стр.167(Биология в таблицах):
Отделы скелета | Название костей | Значение |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лабораторная работа № 8
«Особенности внешнего строения скелета змеи, связанные с ее образом жизни»
Цель: изучить особенности внешнего строения скелета змеи.
Оборудование: скелет змеи, таблица, учебник.
Ход работы.
Р
ассмотрите и зарисуйте скелет змеи.
Подпишите отделы скелета
Какое значение имеет такой скелет для жизни змей? См. приложение №1.
4. Сделайте вывод о проделанной работе.
Приложение № 1
В позвоночнике пресмыкающихся четко выделяются шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы. У змей все ребра оканчиваются свободно и участвуют в их передвижении. Свободное расположение ребер и растяжимость стенок тела дают возможность змеям питаться крупной добычей. Тазовые кости у пресмыкающихся срослись с двумя позвонками, что укрепило пояс задних конечностей.
Лабораторная работа №9
«Внешнее строение птицы. Строение пера»
Цель: Изучить особенности внешнего строения птицы в связи с полётом.
Оборудование: таблицы: «Внешнее строение птицы», «Строение пера»
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение птицы, определите:
- отделы тела;
- форму тела;
- окрас.
Зарисуйте и подпишите внешнее строение птицы.
Рассмотреть контурное перо и зарисовать его, подписать его части.
Рассмотреть и зарисовать пуховое перо, подписать его части.
Сделайте выводы о внешнем строение птиц, которые связанны с полетом.
Лабораторная работа №10
«Строение скелета птицы»
Цель: Изучить особенности строения скелета птицы и отметить черты связанные с полетом.
Оборудование: таблица «Скелет птицы».
Ход работы:
Рассмотрите скелет птицы. Найдите отделы скелета и запишите их.
Рассмотрите отделы позвоночника и запишите их.
Рассмотрите кости поясов и свободных конечностей, зарисуйте переднюю конечность птицы.
Рассмотрите грудной отдел скелета птицы.
Сделайте выводы о строение скелета птицы и отметьте черты, связанные с полетом.
Лабораторная работа №11
«Строение скелета млекопитающих»
Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.
Оборудование: таблица «Строение скелета млекопитающих», скелет крота.
Ход работы:
Рассмотрите общее строение скелета, найдите его части: скелет головы, туловище, конечности. Обратите внимание на соединение костей между собой.
Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размер мозговой коробки, соединение костей и дифференцировку зубов.
Определите отделы позвоночника и особенности их строения, запишите их.
Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните её значение для млекопитающих и запишите.
Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей – передних и задних, опишите их строение. Рассмотрите места прикрепления мышц.
Найдите сходство и различия в строении скелета млекопитающих и пресмыкающихся, запишите их.
Сделайте выводы об особенностях строения скелета млекопитающих.