СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник лабораторных работ по химии для 9 класса. Удобно использовать на уроках-практикумах по химии.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по химии 9 класс»











































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г.Владивостока»





СБОРНИК

ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ХИМИИ

9 КЛАСС





Коровицкий Сергей Александрович,

учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №73»






г. Владивосток

2020

Практическая работа №1

«Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?


ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?


ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?


ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?


ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н2О2, в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO2. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?





Оформите в виде таблицы отчет о практической работе.

Название опыта

Ход работы

Наблюдение и выводы

1

Влияние природы реагирующих веществ



2

Влияние концентрации реагирующих веществ



3

Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ



4

Влияние температуры



5

Влияние катализатора



Сформулируйте вывод по практической работе.



























Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

(Оформите в виде таблицы отчет о практической работе)

Реактив

Н2SO4

NaCl

Na2SO4

лакмус




BaCl2




AgNO3




пробирки:





Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Уравнение электролитической диссоциации

Качественная реакция на катион ___

Качественная реакция на анион ___





2) Сульфат меди (II).

Уравнение электролитической диссоциации

Качественная реакция на катион ___

Качественная реакция на анион ___





Сформулируйте вывод по практической работе.




Практическая работа №3

«Получение водорода и изучение его свойств»

Цель работы: получить водород взаимодействием соляной кислоты с цинком; изучить некоторые свойства газа водорода.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, цинк, раствор соляной кислоты.

Ход работы:

Опыт 1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Накройте газоотводную трубку пробиркой (вверх дном) и выждите несколько секунд, пока из пробирки вытиснится воздух.


Опыт 2. Проверьте водород «на чистоту». Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п - пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.


Опыт 3. Изучение физических свойств водорода.

Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.

Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.


Опыт 4. Изучение химических свойств водорода.

Горение чистого водорода.

Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.

Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.


Описание опыта

Наблюдение, реакции

Вывод














Сформулируйте вывод по практической работе.































Практическая работа №4

«Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»

Цель работы: закрепить знания о соединениях галогенов, повторить общие кислотные свойства на примере соляной кислоты, продолжить формировать общелабораторные умения и основные навыки работы с химическими реактивами и оборудованием.

Оборудование и реактивы: растворы кислот, щелочи, солей, металлы, индикатор универсальный, штатив с пробирками.


Ход работы:


Опыт №1. Качественные реакции галогенидов - солей галогенводородных кислот HCl, HBr, HI.

К выданным растворам солей галогенводородных кислот осторожно прилейте НЕБОЛЬШОЕ количество раствора нитрата серебра. (ПОМНИТЕ реактив оставляет несмываемые черные следы на всех поверхностях. Будьте аккуратны.)


Опыт № 2. Изучение кислотных свойств соляной кислоты

2.1 Взаимодействие с металлами на примере магния, цинка, железа. Используя небольшое количество металлической стружки и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с металлами с выделением ______________. Запишите уравнения реакций.


2.2 Взаимодействие с оксидами металлов на примере оксида кальция, оксида алюминия.

Используя небольшое количество оксидов металлов и раствора кислоты, убедитесь, что соляная кислота, как и все кислоты взаимодействует с оксидами металлов с образованием ______ и _____.


2.3 Взаимодействие с щелочью на примере гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина.

К небольшому количеству раствора щелочи прилейте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Прилейте, небольшими порциями, раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в ионном виде.


2.4. Взаимодействие с нерастворимым основанием на примере гидроксидов меди и алюминия.

Используя выданные растворы солей меди и алюминия и раствор щелочи, получите небольшое количество нерастворимого гидроксида. К полученным осадкам прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций


2.5 Взаимодействие с солями более слабых кислот на примере карбоната натрия, карбоната меди

Используя выданный раствор карбоната натрия и порошок карбоната меди, убедитесь, что соляная кислота, как сильный электролит, способна вытеснять слабые кислоты из их солей. Запишите уравнения реакций.


Запишите вывод к практической работе.

























Практическая работа №5

«Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель работы: Научиться получать аммиак и изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH4Cl и гидроксида кальция Ca(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.


Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?


Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.


Запишите вывод к практической работе.

Практическая работа №6

«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»

Цель работы: Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов, а также научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Опыт 1.Получение и изучение свойств углекислого газа.

1.1. Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?


1.2. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?


1.3. Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?


Опыт 2. Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество


Реактив

NaCl

Na2SO4

Na2CO3

HCl




BaCl2




AgNO3




пробирки:





Сформулируйте вывод по практической работе.


Практическая работа № 7

«Решение экспериментальных задач по теме

Металлы и их соединения»

Цель работы: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Задание 1. Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 → Fe(CNS)3

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций










Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций










Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4, NaBr,. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

Вещество


Реактив

Na3PO4

FeCl3

ZnSO4

NaBr

NaOH





AgNO3





пробирки:






Сформулируйте вывод по практической работе.


Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.


  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.


  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.


  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.


  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.


  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.


  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.


  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.


  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.


  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.


  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.


  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.


  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.


  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.


  • После работы приведи порядок на рабочем месте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!