Тема: Лабораторная работа по теме: «Все начиналось с клетки»
Цель: Сформировать знания о разнообразие клеток.
Задачи: Познакомить учащихся с удивительными историческими данными открытия клетки;
Используя живые микропрепараты, показать разнообразные формы клеток.
Оборудование: Микроскоп, препаровальные иглы, листья герани, луковица, вода, пипетки.
Ход урока:
Учитель: История изучения клеточного строения организмов началась с изобретения увеличительного стекла. Профессиональным учёным – с высоким авторитетом и званием, рассматриваем в него разных предметов, казалось пустым, не достойным делом. Однако дотошные люди – ремесленники, торговцы, юристы бросились исследовать всё, что попадётся им под руку – от капельки застоявшейся дождевой воды и в самом деле живут необыкновенные существа, которых можно рассмотреть лишь «вооруженным» глазом.
Начали стихийно возникать кружки микроскопистов. Польский астроном Я. Гевелий писал: «Микроскоп, который ещё называют комариным стёклышком, показывает маленькие тельца и едва заметных зверёнышей такими, как верблюд или слон, вызывая большое удивление и забаву».
16 апреля 1663 года молодой ученый Роберт Гук показал на авторитетном собрании, как выглядит тонкий срез коры дуба: кора оказывается, не однородна, а состоит из частичек, похожих на пчелиные соты. Гук не разобрался в том, что эти соты представляют, однако он стал первым, кто открыл клетку - структурную единицу, из которой построено всё живое. Клетку, но не клеточное строение! Путь к этому открытию был трудным. Учёные открывали разные микроскопические структуры, ныне известные как клетки. Форма клетки бывает разнообразной. И я предлагаю вам познакомиться с разнообразной формой клеток, с помощью лабораторных работ.
Лабораторная работа 1
Тема. Изучение форм клеток растительных организмов.
Цель. Используя микроскоп, рассмотреть форму клеток кожицы лука и листа герани.
Ход работы.
Задание 1.
1.Подготовить микроскоп к работе.
2. Снять кожницу лука и положить её на предметное стекло.
3. Капнуть на кожницу капельку воды.
4. Покрыть микропрепарат покровным стеклом.
5. Рассмотреть клетки под малым увеличением.
6.Зарисовать клетку в тетради.
Задание 2.
1.Снять кожицу лука с листа герани и положить её на предметное стекло.
2.Капнуть на кожицу капельку воды.
3.Покрыть микропрепарат покрывным стеклом.
4. Рассмотреть клетки под малым увеличением.
5.Зарисовать клетку в тетради.
6.Сделать вывод.
Беседа по результатам работы
Учитель. Вы рассмотрели под микроскопом клетки кожицы лука и листа герани, и увидели, клетки. Они разные, хотя функции их сходные.
Обратите внимание на то, чем покрыта клетка. Она покрыта оболочкой, которая обладает удивительным свойством. Оболочка клеток может пропускать вовнутрь клетки и обратно вещества, которые необходимы для жизнедеятельности.
Лабораторная работа 2
Тема: Изготовление целлофанового мешочка-модели клетки.
Цель: Изготовить целлофановые мешочки для проведения опытов, показывающих свойства клеточной мембраны.
Оборудование: Целлофановая плёнка, стеклянные трубочки, тонкая медная проволока.
Ход работы.
Вырезать из пленки целлофана кружок диаметром 113-15 мм. Собрать его около стеклянной трубки в виде мешочка и туго привязать к трубке проволокой. Проверить его на герметичность. Для этого подуть в трубочку и если мешочек не пропускает воздух, значит, изготовлен верно. Сделать ещё три таких мешочка для дальнейших опытов.
Лабораторная работа 3
Тема: Поступление воды в клетку.
Цель: Используя модель клетки, изучить поступление воды через мембрану.
Оборудование: Модель клетки, крепкий раствор сахара в воде, стакан с водой.
Ход работы.
Окрасить раствор сахара капелькой зелёнки и залить этот раствор с помощью шприца в мешочек. Фломастером на трубке отметить уровень жидкости. Затем поместить мешочек в стакан с водой до обвязки мешочка. Через некоторое время (10-15 минут) жидкость в мешочке начнёт подниматься, она станет выше отметки на трубочке.
Вывод: Жидкость в изготовленной клетке поднялась потому, что сахар, соль обладают свойством «притягивать» к себе воду, как бы стремятся разбавиться, смешаться с водой. Вода легко поступает через поры плёнки, а сахар проходит через эти мельчайшие отверстия в плёнке с трудом. В мембране клетки тоже есть поры, через которые может поступать вода.
Лабораторная работа.
Тема: Поступление веществ в клетку.
Цель: Используя модель клетки, изучить поступление растворённых в воде и газообразных веществ в клетку.
Оборудование: Модель клетки, раствор крахмального клейстера, йод, стакан с водой.
Ход работы.
Опыт 1.
Заполнить мешочек хорошо разбавленным крахмальным клейстером. В стакан с водой добавит несколько капель йода. Раствор приобретает окраску крепкого чая. В приготовленный раствор опустить мешочек с крахмалом. Через несколько минут крахмал внутри мешочка окраситься в синий цвет, а цвет раствора в стакане останется прежним.
Вывод: Раствор йода может проходить через мельчайшие поры плёнки, а раствор крахмала не может выйти из него. Следовательно, оболочка модели клетки обладает полупроницаемостью. Таким же свойством обладает и оболочка живой клетки.
Опыт 2.
Заполните, с помощью шприца, модель клетки раствором крахмального клейстера. В стакан наливаем несколько капель воды с йодом и помещают над водой подготовленную модель клетки. Через несколько минут содержимое клетки окраситься в синий цвет.
Вывод. Оболочка клетки проницаема не только для растворённых веществ, но и для газообразных. Это хорошо видно на модели клетки.
Итог урока:
Растения состоят из клеток.
Клетки имеют сходное строение.
Растение живет, пока клетки выполняют свои функции.
Закрепление изученного материала:
Какое строение имеет клетка?
Какова роль клеточных оболочек?
Какие вещества проникают в клетку?
Домашнее задание: п. 7