СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КВН по русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»


142700, г. Видное, ул.Завидная, д.5, Ленинского городского округа Московской области, тел. 8(495)107-50-35

__________________________________________________________________












методические рекомендации по проведению квн


по учебному предмету: РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 классы


Тема: «С русским языком можно творить чудеса»





СОСТАВИТЕЛИ:

Мерекина Т.А., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория,

Синельник Л.В., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения быстро ориентироваться в предложенной речевой ситуации. Такое мероприятие повышает уровень восприятия, активизирует потребности детей, развивает их культурный вкус. В духе азартного соревнования учащиеся могут блеснуть эрудицией.

Игровая форма – благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, развивают его «скрытые» способности.

Цели конкурса:

образовательная:

- обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изучения отдельных тем, установить связи между ними.

развивающая:

- развивать внимание, память, сообразительность, расширять и обогащать словарный запас, развивать речь учащихся.

воспитывающая:

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, воспитывать любовь к русскому языку.

В данном случае КВН проводится как промежуточный контроль по разделу «Орфография», «Лексика» и «Фразеология».

Подготовительные мероприятия.

- заранее класс разделить на равноценные команды;

- выбрать капитанов;

- пригласить членов жюри (старшеклассников или учителей);

- дать домашнее задание командам.

Оформление аудитории.

Перед началом конкурса аудиторию желательно украсить различными смешными смайликами и воздушными шарами для создания хорошего настроения, организовать музыкальные заставки; вывесить высказывания о русском языке великих людей (на плакатах), пожелания удачи.

Планируемые результаты:

В результате проведённого мероприятия должно произойти формирование языковой компетенции учащихся, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, увеличение словарного запаса и творческих способностей. Учащихся должны научиться самостоятельному конструированию своих знаний, необходимых для решения возникающих перед ним задач.

У каждого ученика должно углубиться чувство коллективизма. Большинство ребят должны осознать, что необходимо стремиться к познанию.

Основное содержание.

Данный сценарий урока построен из 9 конкурсов, включая представление команд и домашнее задание:

Приветствие команд.

Конкурс № 1 «Невидимка – молоток»

Конкурс № 2 «Конкурс капитанов»

Конкурс № 3 «Пишу грамотно»

Конкурс № 4 «Домашнее задание»

Конкурс № 5 «Страна Фразеология»

Конкурс № 6 «Объясни»

Конкурс № 7 «Закончи пословицу»

Каждый конкурс оценивает компетентное жюри по определённым критериям.

Максимальное количество баллов за все конкурсы — 44 балла.

Введение

Ведущий

Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня мы будем много говорить о нашем русском языке.

- Сегодня необычный день – много гостей у нас в классе. Поприветствуйте их улыбкой.

- Мы собрались с вами, чтобы помериться силой знаний по русскому языку.

- Итак, КВН посвященный теме: (хором) «С русским языком можно творить чудеса».

Предлагаю начать.

Представление жюри

В работе КВН принимает участие очень справедливое и, надеемся, весёлое и находчивое жюри:

- В КВНе участвуют две команды:

1 команда (хором) «Слово», выбираем капитана.

2 команда (хором) «Предложение», выбираем капитана.

- Следуя традициям КВН, начинаем нашу встречу с представления команд. Итак, слово командам

1. Приветствие команд

1команда.

- Победу, а не пораженье

Мы вам желаем «Предложение».

2команда.

- У нас приветствие готово

Ребятам из команды «Слово».

(хором) - Соперник наш, не позабудь

К победе очень труден путь!

Конкурс №1. «Невидимка-молоток»

Название следующего конкурса поможет отгадать (ученик)

Читает стихотворение ученица:

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

- Итак, конкурс называется «Невидимка-молоток». Вы уже догадались, что нужно обозначить ударение в словах, которые на доске.

1. Расставь ударение в словах: красивее, столяр, каталог, цемент, досуг, звонит, банты

2. Расставь ударение в словах: ворота, дешевизна, позвонит, квартал, торты, щавель, цепочка

Конкурс №2. Конкурс капитанов

Составить небольшой рассказ, включив в него как можно больше фразеологизмов, предложенных вам

Рукой подать - …

Через час по чайной ложке - …

Морочить голову - …

Засучив рукава - …

Во весь дух - …

Прикусить язык - …

Маковой росинки во рту не было - …

Повесить нос - …

Без сучка и задоринки –

Сидеть, сложа руки - …

Вставлять палки в колёса - …

Перековать мечи на орало - …

Когда рак на горе свистнет - …

Водой не разольешь - …

Биться как рыба об лёд - …

Бабушка надвое сказала - …

Вилами по воде писано - …

Воду в решете носить - …

Выводить на чистую воду - …

Ждать у моря погоды - …

Как в воду глядел - …

Конкурс №3. «Пишу грамотно»

1.1. Перон, карабкаться, аппетит, пархать, бирюзовый, стелаж, предрасветный, галлерея.

1.2. Прокричали первые петухи и Яшка проснулся.

2.1. Ракотать, колонна, терасса, проффесия, понарама, участвовать, сыроешка, граматика.

2.2. Яшка поел взял удочки и помчался на крыльцо.

3.1. Искуссный, искусство, дресировка, алея, росток, циплёнок, хокей, тенисс.

3.2. Весна чудесное время года!

4.1. Илюминация, рассвет, подоконик, декломация, кросфорд, абонемент, захолусный, гипопотам.

4.2. Солнце моргнуло оно не хотело плакать, потом расправило свои лучики и улыбнулось.

Конкурс №4. «Домашнее задание»

Сценка 1.

Неумнов (напевает от радости). Ну, Головастиков, это ты здорово придумал. ТелепАтия! Мысли на расстоянии! Ну-ка, телепатни мне чего-нибудь.

Головастиков. Разводит руками, как экстрасенс.

Неумнов. Буря мглою небо кроет … Что ты мне литературу внушаешь — у нас сейчас биология. На, возьми учебник — параграф 36. Смотри, внушай сильнее.

Головастиков садится на край сцены, кладет на колени учебник, поглядывая в него, посылает мысли.

Звонок. Начало урока. Входит учитель литературы.

Учитель. Здравствуйте, ребята, Татьяна Анатольевна заболела, поэтому вместо биологии будет литература. Итак, Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто желает отвечать? Как всегда лес рук. Неумнов, к доске.

Неумнов (откашливается). Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. Он писал много для детей. Пушкин подробно говорит… (начинается действие телепатии), что тело его, слоевище, состоит из гриба и водоросли. Он очень неприхотлив. Живет в пустынях, скалах, тундрах. Отмирая, он образует перегной. В этом его главная роль…

Учитель. Неумнов, что с тобой?

Неумнов. Можно, я лучше о старике расскажу? Жил старик со своею старухой у самого синего моря, Они жили в ветхой землянке… Насекомые плохо посещают её цветки — в них нет ни нектара, ни пыльцы. (Мотает головой.) Старик ловил неводом рыбу… Его сажают весной, перед посадкой клубни проращивают в светлом помещении.

Учитель. Неумнов, ты не заболел случайно? Или не готов отвечать?

Неумнов. Готов-готов. Можно женский образ? Старуха – сидит под окошком. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой паутины. Кокон она плетет в укромных местах: под пнями, камнями...

Учитель недоуменно смотрит.

Неумнов. Нет!!! Нет!!! Я сейчас вспомню. Пошёл старик к синему морю, стал он кликать золотую рыбку. Тело ее покрыто чешуей. При линьке кожа сходит одним куском. Она передвигается, извивая свое тело по земле. Ядовитость ее общеизвестна.

Учитель. Довольно! Садись. Кол!

Звонок.

Неумнов (подбегает к Головастикову). Ну, Головастиков, ну удружил. Мысли на расстоянии. Вот тебе и телАпатия. Эх ты! Вот тебе — пятерка обеспечена! Вот тебе — отличником станешь!

Оба понурые, с опущенной головой.

Сценка 2

Учитель. Здравствуйте! Продолжается фронтальный опрос по теме «Стили речи». Вот вам задание. Используя художественный стиль речи, рассказать о современном образовании.

Ответ.

Ведущий.

Задача ясна – нет предела фантазии,

Учиться мы можем в Европе и Азии,

В Америке, Франции, на островах,

Да не остаться бы нам в дураках.

Вот и Царь Салтан отправил своих девиц получать образование, а что из этого вышло – вы сейчас узнаете.

Итак, дворец царя Салтана. Звучит музыка, восточный танец

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1-я девица.

«Кабы я была царица, - говорит одна девица, то на весь крещеный мир приготовила б я пир:

Напекла бы пирогов из некислых творогов,

Все обмазала сгущенкой, чем не повар я, девчонки?»

2-я девица.

Кабы я была царица, - говорит ее сестрица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря

Не ребенка, не зверушку, просто мягкую игрушку.

Чтоб не ела, не пила, не орала до утра,

Без пеленок и пустышек. И красивей всех мальчишек».

3-я девица.

«Кабы я была царица, - третья молвила сестрица,

Я бы по полю пошла, я бы денежку нашла.

Может, ты хороший повар, но верней сегодня доллар.

На него весь мир куплю, а царю скажу «люблю»».

Ведущий.

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Салтан.

Что ж, согласен я жениться, ну а вы должны добиться:

Славы, денег и медалей да других больших регалий.

В институт пора идти и диплом мне принести.

За морями, за горами – выбирайте это сами.

Ведущий.

Долго ль, коротко ли, лета пролетели незаметно.

Три девицы уж с дипломом, каждая владеет домом,

Иностранным языком и набитым сундуком.

Царь увидел и растаял, видно встретить уж не чаял.

Расспросил, какие знания им дало образование.

2-я девица.

«Я, - сказала та девица, что была второй сестрицей,

Возглавляю «Детский мир»».

Ведущий.

Ну, а первая, что пир обещала всем устроить,

Сейчас директор ресторана – у нее своя охрана.

1-я девица.

Приглашаю съесть филе,

Трюфеля и оливье.

Есть в меню жульен, омлеты,

Отбивные и котлеты.

Фрукты, кофе и коктейли,

Вы такого и не ели.

Ведущий.

Ну, а третия сестрица -

Раскрасавица девица

Не устраивает пир,

Должность у нее – банкир.

Бойко доллары считает

И проценты собирает.

3-я девица.

Я за банковским столом

Выкроила себе дом:

Десять комнат, ванна, душ.

И зачем мне нужен муж?

Ведущий.

Царь находится в смятении,

Обалдел от напряжения,

Три девицы хороши,

И у всех есть барыши.

Салтан.

Как же выбрать мне невесту?

Все занять достойны место.

Я уже не молодой,

Кто же станет мне женой?

Ведущий.

Но девицы не спешат,

Замуж что-то не хотят.

А для дум теперь есть пища:

Все девицы хором.

От добра-добра не ищут.

И не надо выбирать,

Сразу надо в жены брать.

Конкурс №5. «Страна Фразеология»

- Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами. Они обогащают книжную, газетную, не говоря уже о разговорной речи.

- И сейчас каждой команде предстоит объяснить значение фразеологических оборотов и некоторые из них проиллюстрировать:

Рукой подать - …

Через час по чайной ложке - …

Морочить голову - …

Засучив рукава - …

Во весь дух - …

Прикусить язык - …

Маковой росинки во рту не было - …

Повесить нос - …

Без сучка и задоринки - …

Сидеть сложа руки - …

Вставлять палки в колёса - …

Перековать мечи на орало - …

Когда рак на горе свистнет - …

Водой не разольешь - …

Биться как рыба об лёд - …

Бабушка надвое сказала - …

Вилами по воде писано - …

Воду в решете носить - …

Выводить на чистую воду - …

Ждать у моря погоды - …

Как в воду глядел - …

Как в воду канул - …

Много с тех пор воды утекло - …

Пруд пруди - …

Переливать (воду) из пустого в порожнее - …

Конкурс №6. «Объясни»

Объясните значение слов «полог», «иллюминация», «циновка», «пороша».

Объясните значение слов «изморось» «жокей», «созерцать», «флюгер».

Конкурс №7. «Закончи пословицу»

«Сначала подумай, а ...», «Старый друг...», «До слова крепись, а ....», «Дерево держится корнями, а …», «Где дружба и совет, …», «Дружному и смелому круглый год - …», «Дружно не грузно, а врозь - …», «Книга в счастье украшает, а …», «Счастье в воздухе не вьется, а …», «Рыба видит приманку, а …», «Меньше говори - ...», «Надо наклониться, чтобы ...», «Труд человека кормит, а лень ...», «Не храбрись словом, а ...», «Терпение и труд ...», «Ученье – свет ...», «Слово не воробей - ...», «Без труда не ...», «Суди о людях не по словам, а …», «Не спеши языком, …», «Повторенье - …».


Заключение

Ведущий

- Вы такие молодцы!

И сегодня нет проигравших, вы стремитесь узнать много нового и интересного.

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!


Вручение призов.

Приложение 1.

Задания для болельщиков

1.

1.Сколько букв в алфавите? (33).

2. Сколько гласных (10).

3.Согласных? (21, две буквы ъ и ь не обозначают звуков).

№1.

1. Сколько слогов в слове КАНИКУЛЫ? (четыре)

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)

3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

4. Как называется слово, которое отвечает на вопрос: кто? что?


№2.

1. Сколько слогов в слове ФИЗКУЛЬТУРА? (три)

2. Как пишутся имена собственные?

3. Как называется слово, которое обозначает действие?

4. Какая буква не обозначает звука?


№3.

1. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

2. Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

3. Главный член предложения, который обозначает действие называется …(сказуемым)

4. Как пишутся названия городов?

5. Часть речи, обозначает признак предмета, называется …

6. Что такое грам. основа?


№5.

1. Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

2. Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

3. Не с глаголами пишется……

4. Сколько гласных звуков в русском языке?



Приложение 2.

Лист оценивания жюри


п/п

КВН по русскому языку

Команда «Слово»

Команда «Предложение»

1

Конкурс «Невидимка – молоток» (5 балл)



2

Конкурс «Конкурс капитанов» (7 балл)



3

Конкурс «Пишу грамотно» (5 балл)



4

Конкурс «Домашнее задание» (10 балл)



5

Конкурс «Страна Фразеология» (5 балл)



6

Конкурс «Объясни» (5 балл)



7

Конкурс «Закончи пословицу» (5 балл)



8

Конкурс болельщиков (1 балл)



9

Конкурс болельщиков (1 балл)




11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!