Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Наша любимая страна – Грамматика
Цели: воспитывать интерес к языку, чувство патриотизма, сотрудничества;
учить делать краткое выступление перед классом на тему «Части
речи»;
развивать речь устную и письменную; развивать умения работать над текстом;
Оборудование: символы двух команд «Грамотеи» и «Исследователи»; плакаты с высказываниями о грамматике; рисунок «Дерево слов»; общекомандная песня «Страна Грамматика», сочиненная учителем на музыку «Пусть в эту страну не идут, не идут поезда»; компьютер, диапроектор для проецирования текста и словарного диктанта.
Костюмы для театральных сценок »Экзамен Митрофанушки» и «Глагол и Частица НЕ».
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы работаем, разделившись на 2 команды. Скажите, как называется наш урок? Какова тема нашего урока, вы узнаете, вставив подходящее слово в написанную на доске пословицу: Без …………нет и математики.
Ответы: У нас сегодня урок – КВН. Цель нашего урока – показать знания по грамматике.
Учитель: А что мы называем грамматикой?
Ответ: Слово «грамматика» образовано от греческого слова «грамма», что означает «буква», «знак». Сначала под словом «грамматика» понимали умение читать и писать буквы. В настоящее время словом «грамматика» называют раздел науки о языке, в которую входят морфология и синтаксис.
Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое морфология?
Ответ: Морфология – это тоже слово греческое. «Морфе» - это форма, а «логос» - слово, наука. Это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Другой ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис – слово греческое, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы, как строятся словосочетания и предложения.
Учитель: А теперь разделимся на 2 команды и каждая команда пусть представит свой девиз, выбрав этот девиз из написанных примеров на листке.
Класс представляет свои девизы: «Грамотеи» - «Грамоте учиться – всегда пригодится». Наш девиз представлен в виде пословицы, что говорит о важности грамматики и грамоты. ( Закрепляют свой девиз на одной половине доски)
Вторая команда – «Исследователи» - « Я ко всем наукам ключ имею и со всей Вселенной я знаком. Это потому, что я владею русским всеохватным языком». Мы выбрали этот девиз, чтобы сказать, как важно знать законы языка, владеть языком и изучать его всю жизнь.
Учитель: (на экран проецирует высказывания) Запишите те высказывания, которые непосредственно соответствуют именно названию вашей команды.
Грамматика владеет даже королями ( Мольер).
Даже император бессилен в вопросах языка ( латинское изречение)
Все науки в грамматике нужды имеют (Ломоносов)
Без грамматики не выучишь и математики.
Каждая команда выбирает себе по два высказывания и записывает их. Устно один из команды доказывает, почему они выбрали именно это высказывание.
Учитель: А теперь второе задание. Представьте красноречивое высказывание о слове. Это было вашим домашним заданием. Кто из команды выступит первым?
Команда «Грамотеи»: Мы представляем такое высказывание: « Слова – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться». Это высказывание принадлежит писателю Максиму Горькому.
(Прикрепляет написанное высказывание на «Дерево» слов, которое закреплено на классной доске)
Команда «Исследователи». Выходят к доске 2 ученика и читают стихотворение Шефнера:
Первый: Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ним в плен не сдаются и в плен не берут.
Слово можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Второй: Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА, и ЧЕСТЬ;
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
( Прикалывает лист со стихотворением на «Дерево» слов)
(Учитель по ходу урока знакомит с баллами за каждое задание)
Учитель: (проецирует предложения на экран)
Найдите грамматическую основу записанных предложений. Скажите, это простые или сложные предложения? Есть ли в них осложняющие элементы?
Родина – это родная земля, друзья и мои родители.
Родина – это моя школа, мой родной язык.
Подводятся итоги первого этапа урока. Учитель говорит, что первая команда лучше справилась с первым заданием, а вторая – со вторым, то есть получают равное количество баллов. В знак дружбы и сотрудничества поём вместе песню о стране Грамматике.
Включается фонограмма « Пусть в эту страну не идут поезда». Звучит песня:
СТРАНА ГРАММАТИКА
Эта строгая планета
Всех нас весело зовёт!
Ломоносов и Буслаев рассказали наперёд.
Как узнать нам части речи,
И не спутать нам глагол,
Существительное встретить,
И наречие узнать.
Припев:
Но в эту страну не идут поезда, не идут поезда
Мы вместе с друзьями
Приходим сюда навсегда.
В стране этой доброй, весёлой
Морфологию спросят сурово,
А если ответить невмочь,
То Синтаксис выгонит прочь!
Вот поэтому, ребята, мы упорно
Просим вас:
«Без грамматики ни часу.
И без книги – никуда!»
Пусть в эту страну не идут, не идут поезда.
Нас русское Слово приводит туда
Навсегда!
Припев (повторяется)
Учитель: Ребята, а теперь у нас третье задание. Подготовьте устное выступление о частях речи. «Грамотеи» расскажут о самостоятельных частях речи, а «Исследователи» - о служебных .
(Команды готовятся к выступлениям)
После выступления команд учитель предлагает: Вы услышали выступления. А теперь выполните задание, связанное с именами существительными. Выпишите отдельно в столбики существительные, которые употребляются только в единственном числе, а в другой столбик те, что употребляются только во множественном числе.
На экран спроецированы слова:
Асфальт, ворота, столы, пятнашки, брюки, сани, бельё, беготня, сутки, деревья, жмурки, вода, темнота, каникулы, сметана, бетон, ножницы, молоко, трусики, родня, ходьба, шаровары, салазки, голуби, магнитофоны.
Проверяется задание, подводятся итоги.
Учитель: А теперь самый важный конкурс нашего КВН – это работа с текстом. Прочтите текст и ответьте на вопросы:
Какова тема текста?
Какова проблеме текста?
Каков тип речи в тексте?
Каков стиль текста?
Что вы узнали о Ломоносове М.В.?
Можете ли вы сказать, что его жизнь – это пример жизни патриота и замечательного человека?
Что вы ещё знаете о Ломоносове?
Учитель: И последний конкурс нашего урока – КВН – это театральный. Это тоже наше домашнее задание для команд.
Команда «Грамотеи» представляет сценку из «Недоросля» Фонвизина «Экзамен Митрофанушки», а «Исследователи» представляют малознакомую сценку «Частица НЕ и ГЛАГОЛ». ( ниже приводится эта сценка)
Жил-был на свете Глагол. Очень полюбил он гордую, своенравную Частицу НЕ. Ходил Глагол всегда грустный, потому что Частица НЕ никакого внимания на него не обращала. Стоило Глаголу к ней приблизиться, как Частица громко кричала: «Не подходи! Я не хочу тебя видеть! Ты не сможешь быть со мной вместе!» Конечно, Глагол знал, что Частица Не всегда с ним пишется раздельно. Но как же ему быть?
И вот однажды он придумал. Он подошёл к частице и сказал: «Я люблю тебя!» Но Частица возмутилась и крикнула: « Ненавижу! Негодую! Неистовствую! Мне даже нездоровится, так я тебя невзлюбила!»
И Глагол был радостный и довольный. Теперь он стоял рядом, совсем близко с Частицей НЕ!
После театральной сценки проходит конкурс Капитанов. (ИЛИ РАБОТА С ТЕКСТОМ)
Различай пары слов! Составь с ними предложения и продиктуй своей команде!
Бал – балл
Окотиться – окатиться
Увидать – увядать
Лезть – лесть
Кто написал первые книги по грамматике русского языка?
( Ответы: В 1574 году Иван Фёдоров издал «Букварь» в городе Львове. Также наш русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов написал «Российскую Грамматику» в 1755 году)
Во время конкурса капитанов творческая группа каждой команды готовит свои синквейны, посвященные грамматике.
После проверки задания Капитанов подводятся итоги урока. Итоги подводятся в виде представления синквейна от команды.
Участники команд дают самооценку своей команде и команде соперников, используя «сердечки» разного цвета для оценивания основных позиций конкурса: театральная сценка – (оценка СЕРДЕЧКИ) и пояснение;
Выступление о частях речи (СЕРДЕЧКИ);
Синквейны команды ( СЕРДЕЧКИ)
Учитель выставляет оценки и благодарит за активную работу на уроке.