Учитель начальных классов
Мастихина Евгения Евгеньевна
г. Новокузнецк Кемеровская область
МБОУ «СОШ №29»
КВН
по русскому языку во 2-м классе
Цель:
Учить играть в интеллектуальные игры.
Учить коллективной работе.
Развивать интерес к русскому языку.
Развивать чувство дружбы, товарищества.
Воспитывать культуру речи.
Вступительная часть.
- Здравствуйте дорогие ребята!
- Сегодня мы встретились неспроста, мы собрались здесь дружными крепкими командами. Да начнем же КВН посвященный русскому языку.
Учитель: Наш родной язык - русский. По мнению М.В. Ломоносова, нашему языку присуще "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского".
А.С. Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Знать свой язык обязан каждый человек! Давайте посмотрим, какими знатоками языка вы являетесь и как им владеете.
Даша:
"Рассказ школьного портфеля", Ю. Тимянский.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет.
Закрыт магазин на обед…
Хозяйка моет стаканы..
Секет свеклу… Пекет блины…
И до меня дошел черед:
Меня он портфелем зовет.
Но мне не зря "Родную речь"
Судьбой доверено беречь,
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
Учитель: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову недопустимо жителям нашей страны. Знать свой язык обязан каждый человек.
Учите русский -
Годы к ряду,
С душой, с усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
Наш КВН посвящен родному русскому языку.
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот команды, а вот жюри
Путь к победе труден, что ни говори!
Представление команд.
Команда: "Знатоки"(2а)
Девиз: Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их выполняем!
- Мы начинаем КВН
-А начнем мы с разминки
1. Разминка Конкурс капитанов команд " Слухачи!"
Задание: определите сколько звуков и букв в каждом слове. Время 3 минуты (каждый правильный ответ – 1 балл)
Юла (4зв.,3буквы) Деньки (5зв.,6букв) | | Яма(4зв.,3буквы) Пеньки (5зв.,6букв) |
2. Конкурс «Найди слово».!
-На партах найдите задание на карточках
Задание: Составь слово, переставив буквы. (каждое слово – 1 балл) Найдите лишнее слово.(дополнительно – 1 балл) Обоснуйте свой ответ. Время 5-7 минут.
Ланпе (пенал) Тарпа (парта) Ганик (книга) Ватра (трава) | Чкару (ручка) Кисарк (краски) Вонзок (звонок) Елонь (олень) |
3. Конкурс "Замени одним словом"
-Тип работы такой же, задание по карточкам
Задание: заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.Время 5-7 минут (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Совать нос – (любопытничать) Надуть губы – (обидеться) Выходить из себя – (сердиться) Зарубить на носу – (запомнить) Заговаривать зубы – (отвлекать) | Чесать языки – (болтать) Водить за нос – (обманывать) Унести ноги – (убежать) Ломать голову – (думать) Клевать носом – (дремать) |
4. Конкурс болельщиков "Образуй слово, отвечающее на вопрос Кто ?"
Задание: образуй от каждого слова, слова отвечающие на вопрос КТО? Время 5 минут.
-Возьмите задание на карточках
Глупый –… (глупец) Хвастливый – …(хвастун) Сильный – …(силач) Ленивый – …(лентяй) Смелый – …(смельчак) Старый – …(старик) Болтливый – …(болтун) Крепкий – …(крепыш) | Храбрый – …(храбрец) Шаловливый – … (шалун) Богатый – …(богач) Мудрый – …(мудрец) Крикливый – …(крикун) Маленький – …(малыш) Добрый – …(добряк) Грубый – …(грубиян) |
5. Конкурс капитанов«В стране непроверяемых написаний»
-Задание у доски. По 1 человеку из команды выходят к доске.
Вставить пропущенные буквы в слова (по 5 слов) Время 1-2 минуты (За каждый правильный ответ —1 балл.)
весело | малина | Быстро | учебник |
девочка | Воробей | Дежурный | Желтый |
корова | Сентябрь | Лопата | Огород |
пальто | Ворона | Посуда | Урожай |
работа | алфавит | рабочий | однажды |
Конкурс «Найди смысл»
Объясните устно смысл пословиц. Время – 3 минуты (за каждую пословицу команде дается 2 балла)
Птицы сильны крыльями, а человек дружбой. Человек без дружбы – что дерево без корня.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слова. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Конкурс «Найди родственников»
- Работают у доски все команды.
Каждой команде дается слово, к которому нужно придумать как можно больше родственных слов. Время 5 минут.(1 балл за каждое слово)
Береза – березка, березняк, березовый, березонька, подберезовик
Осина – осинка, осинник. осиновый, подосиновик, осинка
Малина - малиновый, малинка, малинный
Гриб - грибник, грибной, грибочек, грибок
- Молодцы справились с заданием. Наш КВН подходит к заершению.
Жюри подводит итоги. Считает баллы, набранные командами.
Заключение.
- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом модно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золоты эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
- Эти прекрасные строки принадлежат поэту Вадиму Шефнеру. Он призывает всех людей бережно обращаться со Словом.
-Слово жюри. Награждение.