Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов имени Героя Советского Союза Тархова Сергея Федоровича
Обсуждена и одобрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Директор школы
(протокол №1от 29.08.2019) Н.А. Полутина
Председатель Педагогического совета 29.08.2019
Н.А.Полутина
Обсуждена и одобрена на заседании
методического объединения
учителей научно-общественных предметов
(протокол №1от 22.08.2019)
Руководитель методического объединения
С. В. Тихонова
Программа курса
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Я - Гражданин»
в 7 «В» классе
Составитель: Морозова Наталия Николаевна,
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 7 «В» класса
г. Нижний Ломов,
2019 год
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления “Я - Гражданин ”
Рабочая программа внеурочной деятельности “Я - Гражданин ” по духовно-нравственному направлению для обучающихся 7 класса МБОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов имени Тархова С. Ф разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности содержит:
результаты освоения курса внеурочной деятельности
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
тематическое планирование
Данная Программа предназначена для обучающихся 7 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 34 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю.
1. Результаты освоения
Личностные
будут сформированы:
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• эстетическое сознание;
• признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом;
• эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
• уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,
• нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указание форм организации и видов деятельности
№ п./п | Название тем и урока | Основные виды и формы учебной деятельности |
| «Я и я» | Формирование гражданского отношения к себе. Понимать, что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался. Определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт. |
1 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. | Дискуссия. Игры с элементами тренинга Выставка рисунков. Фотовыставка. |
2 | Тест «Познай себя». Правила счастливого человека. | Анкетирование. Диагностика. |
3 | Правила жизни. «Можно» и «нельзя» в жизни. Правило поведения в обществе. Моральные нормы. | Сравнение различных точек зрения на проблему. Конкурсы на лучшее письмо: «Как бы ты поступил…». Работа с источниками. |
4 | Мир моих интересов. Мои увлечения. Мои достижения. Мои способности. | Оценивать собственную урочную и внеурочную деятельности. Оформление фотовыставки и поделок, творческих работ. |
| «Я и семья» | Формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Забота о родителях – дело совести каждого. Мои семейные обязанности. Ценности семьи. Связь поколений. Сохранение традиций в семье. |
5 | День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Жизнь представителей старшего поколения — пример для молодежи. | Песни бабушек. Панорама добрых дел. Акции. Конкурс песен. Оформление фотовыставки. Мини – проект. |
6 | Моя семья. Значение семьи в жизни человека. Мои семейные обязанности. Ценности семьи. | Сбор информации. Фотовыставка «Я и моя семья». Наша домашняя коллекция. |
7 | Связь поколений. Сохранение традиций в семье. | Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов. |
| «Я и школа» | Формирование гражданского отношения к школе. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. |
8 | Я и мой класс. Самое сильное звено. Наши поручения. Наши планы. Достижения класса. | Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Классный уголок. Выставка достижений. |
9 | Мой лучший школьный друг. Каким он должен быть. Дружба. Взаимовыручка. Взаимопонимание. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Письмо другу. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. |
10 | Зачем нужно учиться в школе. Значение образования в жизни человека. | Заочная экскурсия по образовательным учреждения Пензенской области. Мини сочинение «Наша школа в будущем». |
| «Я и культура» | Формирование отношения к искусству. О красоте, моде и хорошем вкусе. Истинная красота. Эстетический вкус. Волшебный мир руками детей. Умения. Способности. Талант. Шедевры мирового искусства. Деятели культуры нашей страны. |
11 | О красоте, моде и хорошем вкусе. Истинная красота. Эстетический вкус. Волшебный мир руками детей. Умения. Способности. Талант. | Беседы об искусстве. Выставки о моде. Встреча с творческими людьми. Конкурсы рисунков, сочинений. Выставки. |
12 | Шедевры мирового искусства | Знакомство с достижениями мирового искусства. Презентации. |
13 | Деятели культуры нашей страны. | Беседа о достижениях |
| «Я и мое Отечество» | Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Народы разных стран. Народы России. Народы Пензенской области. Культура народов. Символика России. Символы нашего края. |
14 | Поговорим о толерантности. Народы разных стран. Народы России | Работа со словарями. Практикумы в библиотеке. |
15 | Народы Пензенской области. Культура народов. | Работа с картой Пензенской области. Составлять связный рассказ о народах. |
16 | Символика России. Символы нашего края. | Сбор информации для презентации. Работа в Интернете. |
17 | Проект «Я родом из Нижнего Ломова» | Составлять связный рассказ о городе. Написание исследовательской работы. |
| «Я и закон» | Права человека. Права ребенка. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Читаем и размышляем: «Из истории демократии», «Аристотель о политике». «Правила самовоспитания Ушинского», «Честное слово», «Цветик – семицветик». Обсуждаем, действуем, играем. Будущее создаем сами. Проект «Роль СМИ». Проект «Человек рядом». |
18 | Права человека | Знакомимся с законом. Знакомство с методами и формами участия школьников в общественно – политической деятельности |
19 | Права ребенка | из Конвенции о правах ребёнка, «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» |
20 | Читаем и размышляем: «Из истории демократии», «Аристотель о политике». | Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
21 | Читаем и размышляем: «Правила самовоспитания Ушинского», «Честное слово», «Цветик – семицветик» | Обсуждение различных точек зрения. Работа с текстами. |
22 | Обсуждаем, действуем, играем | Достоинство человека. Письменная работа с обсуждением заданий. Синквейн «Молодой гражданин России». |
23 | Будущее создаем сами | Проведение детского референдума как способа решения по важным вопросам детского коллектива. |
24 | Проект «Человек рядом». | Исследование проблем детского коллектива. |
25 | Проект «Роль СМИ» | Проведение интервьюирования с последующим представлением результатов для школьников. Подготовка репортажа о проблемах района, школы, класса. |
| «Я и наша истории» | Формирование гражданского отношения к Отечеству. Государственные праздники России. Из истории праздников. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Наши деды и отцы на рубежах родной земли. О подвигах женщин в военное время. Труженики села, ковавшие Победу в тылу родного края. Конкурсы сочинений. |
26 | Государственные праздники России. | Сбор информации для презентации. Работа в Интернете. Беседы о праздниках России. |
27 | Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. | Сбор информации для презентации. Работа в Интернете |
28 | Наши деды и отцы на рубежах родной земли. | Рассказ о героическом подвиге одного из членов семьи. Конкурс сочинений. |
29 | О подвигах женщин в военное время. Труженики села, ковавшие Победу в тылу родного края. | Сбор информации для презентации. Работа в Интернете. |
30 | Города – герои. Награды России. Из истории наград. | Оформление стенда «Города-Герои» |
31 | Памятники нашего края. | Экскурсия в краеведческий музей. |
32 | Народная память – она крепкая. | Заочная экскурсия «Памятники нашего края» |
33 | Творческий отчет «Я-Гражданин России» | Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем занятий | Количество час |
| 1. «Я и я» | 4 |
1-2 | Познай себя | 2 |
3 | Правила жизни | 1 |
4 | Мир моих интересов | 1 |
| 2. «Я и семья» | 3 |
5 | День пожилого человека | 1 |
6 | Моя семья | 1 |
7 | Связь поколений | 1 |
| 3. «Я и школа» | 3 |
8 | Я и мой класс | 1 |
9 | Мой лучший школьный друг | 1 |
10 | Зачем нужно учиться в школе | 1 |
| 4. «Я и культура» | 3 |
11 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 |
12 | Шедевры мирового искусства | 1 |
13 | Деятели культуры нашей страны. | 1 |
| 5. «Я и мое Отечество» | 4 |
14 | Поговорим о толерантности | 1 |
15 | Народы Пензенской области. Культура народов. | 1 |
16 | Символика России. Символы нашего края. | 1 |
17 | Проект «Я родом из Нижнего Ломова» | 1 |
| 6. «Я и закон» | 8 |
18 | Права человека. | 1 |
19 | Права ребенка. | 1 |
20 | Читаем и размышляем: «Из истории демократии», «Аристотель о политике». | 1 |
21 | Читаем и размышляем: «Правила самовоспитания Ушинского», «Честное слово», «Цветик – семицветик». | 1 |
22 | Обсуждаем, действуем, играем | 1 |
23 | Будущее создаем сами | 1 |
24 | Проект «Человек рядом». | 1 |
25 | Проект «Роль СМИ». | 1 |
| 7. «Я и наша истории» | 7 |
26 | Государственные праздники России. | 1 |
27 | Герои России. | 1 |
28 | Наши деды и отцы на рубежах родной земли | 1 |
29 | О подвигах женщин в военное время. | 1 |
30 | Награды России | 1 |
31 | Памятники нашего края. | 1 |
32 | Народная память – она крепкая. | 1 |
33 | Творческий отчет «Я - Гражданин России» | 1 |
34 | Подведение итогов. | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем занятий | Количество час | Дата по плану | По факту |
| 1. «Я и я» | 4 | | |
1-2 | Познай себя | 2 | | |
3 | Правила жизни | 1 | | |
4 | Мир моих интересов | 1 | | |
| 2. «Я и семья» | 3 | | |
5 | День пожилого человека | 1 | | |
6 | Моя семья | 1 | | |
7 | Связь поколений | 1 | | |
| 3. «Я и школа» | 3 | | |
8 | Я и мой класс | 1 | | |
9 | Мой лучший школьный друг | 1 | | |
10 | Зачем нужно учиться в школе | 1 | | |
| 4. «Я и культура» | 3 | | |
11 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | | |
12 | Шедевры мирового искусства | 1 | | |
13 | Деятели культуры нашей страны. | 1 | | |
| 5. «Я и мое Отечество» | 4 | | |
14 | Поговорим о толерантности | 1 | | |
15 | Народы Пензенской области. Культура народов. | 1 | | |
16 | Символика России. Символы нашего края. | 1 | | |
17 | Проект «Я родом из Нижнего Ломова» | 1 | | |
| 6. «Я и закон» | 8 | | |
18 | Права человека. | 1 | | |
19 | Права ребенка. | 1 | | |
20 | Читаем и размышляем: «Из истории демократии», «Аристотель о политике». | 1 | | |
21 | Читаем и размышляем: «Правила самовоспитания Ушинского», «Честное слово», «Цветик – семицветик». | 1 | | |
22 | Обсуждаем, действуем, играем | 1 | | |
23 | Будущее создаем сами | 1 | | |
24 | Проект «Человек рядом». | 1 | | |
25 | Проект «Роль СМИ». | 1 | | |
| 7. «Я и наша истории» | 7 | | |
26 | Государственные праздники России. | 1 | | |
27 | Герои России. | 1 | | |
28 | Наши деды и отцы на рубежах родной земли | 1 | | |
29 | О подвигах женщин в военное время. | 1 | | |
30 | Награды России | 1 | | |
31 | Памятники нашего края. | 1 | | |
32 | Народная память – она крепкая. | 1 | | |
33 | Творческий отчет «Я - Гражданин России» | 1 | | |
34 | Подведение итогов. | 1 | | |