СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России во второй половине XVIII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура России во второй половине XVIII века»

«Культура России во второй половине XVIII века» (художественная культура)

«Культура России во второй

половине XVIII века»

(художественная культура)

План урока Особенности развития художественной культуры России. Направление в литературе. Направление в русской архитектуре. Живопись и скульптура. Развитие и становление русского театра и русской музыки.

План урока

  • Особенности развития художественной культуры России.
  • Направление в литературе.
  • Направление в русской архитектуре.
  • Живопись и скульптура.
  • Развитие и становление русского театра и русской музыки.
Особенности развития художественной культуры России Достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия; Чтение литературных произведений не только в светских салона, но и среди зарождающейся интеллигенции; Нормой «просвещенного» общества становятся спектакли и музыкальные вечера; Коллекционирование книг, картин, фарфора.

Особенности развития художественной культуры России

  • Достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия;
  • Чтение литературных произведений не только в светских салона, но и среди зарождающейся интеллигенции;
  • Нормой «просвещенного» общества становятся спектакли и музыкальные вечера;
  • Коллекционирование книг, картин, фарфора.
Направление в литературе Складывается развитая  система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Новый литературный язык и новая система стихосложения.

Направление в литературе

Складывается развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Новый литературный язык и новая система стихосложения.

Василий Кириллович Тредиаковский  (1703-1768)  Виват Россия! Виват драгая! Виват надежда! Виват благая! Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило!

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768)

Виват Россия! Виват драгая!

Виват надежда! Виват благая!

Скончу на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Сто языков надобно б было

Прославить все то, что в тебе мило!

Александр Петрович Сумароков  (1717 – 1777) Автор первых русских трагедий и комедий. Создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен.

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777)

Автор первых русских трагедий и комедий.

Создал 9 трагедий и 12 комедий,

около 400 басен.

Денис Иванович Фонвизин  (1744-1792)  Гаврила Романович Державин  (1743 – 1816) Д.И. Фонвизин Г.Р.Державин

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) Гаврила Романович Державин (1743 – 1816)

Д.И. Фонвизин

Г.Р.Державин

Николай Михайлович Карамзин  (1766 – 1826) Основатель в литературе жанра - сентиментализм

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

Основатель в литературе жанра - сентиментализм

Александр Николаевич Радищев  (1749 – 1802) В своих произведения, в художественной форме, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802)

В своих произведения, в художественной форме, поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества

Направление  в русской архитектуре Стремление показать возрастающую мощь Российской империи. Воплощаются национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Направление в русской архитектуре

Стремление показать возрастающую мощь Российской империи.

Воплощаются национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Варфоломей Варфоломеевич Растрелли  (1700 – 1771)  Барокко: Пышность фасадов; Фасады украшены памятными колоннами, расставленными по всему фасаду

Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700 – 1771)

Барокко:

Пышность фасадов;

Фасады украшены памятными колоннами, расставленными по всему фасаду

Зимний дворец в Петербурге

Зимний дворец в Петербурге

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в Петергофе

Дворец Строгановых

Дворец Строгановых

Смольный собор

Смольный собор

Василий Иванович Баженов  (1738 – 1799) Классицизм:  использование античных архитектурных сооружений

Василий Иванович Баженов (1738 – 1799)

Классицизм:

использование античных архитектурных сооружений

Дом Пашкова в Москве

Дом Пашкова в Москве

Михайловский замок

Михайловский замок

Иван Егорович Старов  (1745 – 1808) Троицкий собор Александро –невской лавры    Таврический дворец в Петербурге

Иван Егорович Старов (1745 – 1808)

Троицкий собор

Александро –невской лавры

Таврический дворец в Петербурге

Матвей Федорович Казаков  (1738-1812) Сенатский дворец

Матвей Федорович Казаков (1738-1812)

Сенатский дворец

Петровский путевой дворец

Петровский путевой дворец

Живопись и скульптура Расцвет отечественной живописи и скульптуры; Разнообразие жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни; 1757 год – учреждение Академии художеств.

Живопись и скульптура

Расцвет отечественной живописи и скульптуры;

Разнообразие жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни;

1757 год – учреждение Академии художеств.

Алексей Петрович Антропов  (1716-1795) .  Портрет Измайловой . Парадный портрет Петра III .

Алексей Петрович Антропов (1716-1795)

.

Портрет Измайловой . Парадный портрет Петра III .

Иван Петрович Аргунов  (1729-1802)  Портрет крестьянки Портрет И.П. Ветошниковой  в русском костюме.

Иван Петрович Аргунов (1729-1802)

Портрет крестьянки Портрет И.П. Ветошниковой

в русском костюме.

Семья художников Аргуновых Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских , а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.

Семья художников Аргуновых

  • Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских , а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

« Портрет графини Шереметевой» Портрет графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.

« Портрет графини Шереметевой»

Портрет графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.

Федор Степанович Рокотов  (1735 – 1808) Портрет А.П. Струйской. Портрет Екатерины II. Портрет Г.Г. Орлова

Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808)

Портрет А.П. Струйской. Портрет Екатерины II. Портрет Г.Г. Орлова

Коронационный портрет Екатерины II (1763)

Коронационный портрет Екатерины II (1763)

Портрет Струйской Её глаза — как два тумана,  Полуулыбка, полуплач,  Её глаза — как два обмана,  Покрытых мглою неудач.  Соединенье двух загадок,  Полувосторг, полуиспуг,  Безумной нежности припадок,  Предвосхищенье смертных мук .  Н.ЗАБОЛОЦКИЙ

Портрет Струйской

Её глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук .

Н.ЗАБОЛОЦКИЙ

Дмитрий Григорьевич Левицкий  (1735 – 1822) Портрет Н.И.Новикова Портрет П.А.Демидова

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)

Портрет Н.И.Новикова Портрет П.А.Демидова

Екатерина II  — законодательница в храме Правосудия. Портрет Г.И.Алымовой

Екатерина II  — законодательница в храме Правосудия.

Портрет Г.И.Алымовой

Владимир Лукич Боровиковский  (1757 – 1825) Портрет М.И.Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)

Портрет М.И.Лопухиной

Портрет вице-канцлера князя  А. Б. Куракина

Портрет вице-канцлера князя 

А. Б. Куракина

Портрет сестёр  А. Г. и В. Г. Гагариных , 

Портрет сестёр 

А. Г. и В. Г. Гагариных

Григорий Иванович Угрюмов  Антон Павлович Лосенко  А.П. Лосенко Г.И. Угрюмов А.П.Лосенко «Владимир перед Рогнедой». Избрание Михаила Федоровича на царство. «Взятие Казани»

Григорий Иванович Угрюмов Антон Павлович Лосенко

А.П. Лосенко Г.И. Угрюмов А.П.Лосенко

«Владимир перед Рогнедой». Избрание Михаила Федоровича на царство. «Взятие Казани»

Михаил Шибанов Празднество свадебного сговора Крестьянский обед

Михаил Шибанов

Празднество свадебного сговора Крестьянский обед

Федот Иванович Шубин  (1740- 1805) Екатерина – законодательница Портрет Безбородко

Федот Иванович Шубин (1740- 1805)

Екатерина – законодательница Портрет Безбородко

 Портрет А.М. Голицина Портрет М. Ломоносова

Портрет А.М. Голицина Портрет М. Ломоносова

Э. Фальконе Являлся представителем светского жанра классицизм     «Медный всадник»

Э. Фальконе

Являлся представителем светского жанра классицизм

«Медный всадник»

Развитие и становление русского театра и русской музыки Открытие театров при учебных заведениях;  1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театр»; Крепостные театры;  1779 г. – открытие первых частных театров.

Развитие и становление русского театра и русской музыки

Открытие театров при учебных заведениях;

1756 – учреждение «Русского для представления трагедий и комедий театр»;

Крепостные театры;

1779 г. – открытие первых частных театров.

Федор Григорьевич Волков  (1729 – 1763) Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль )

Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763)

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль )

Зрительный зал Эрмитажного театра

Зрительный зал Эрмитажного театра

Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова    Просковья Ивановна Ковалева – Жемчугова

Татьяна Васильевна Шлыкова – Гранатова

Просковья Ивановна Ковалева – Жемчугова

В XVIII формируется русская композиторская школа Е.И. Фомин(1761-1800) Д.С. Бортнянский(1751-1825)

В XVIII формируется русская композиторская школа

Е.И. Фомин(1761-1800) Д.С. Бортнянский(1751-1825)

Итоги развития русской культуры второй половины XVIII века Формирование новых видов искусства – живопись, литература, архитектура; Создание и развитие основ отечественной науки. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

Итоги развития русской культуры второй половины XVIII века

  • Формирование новых видов искусства – живопись, литература, архитектура;
  • Создание и развитие основ отечественной науки.

За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!