СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и просвещение во 2-й половине XVIII века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Наука и просвещение во 2-й половине XVIII века».

Во второй половине XVIII века Россия превращалась во многих отношениях в просвещенное европейское государство. Открытость России западному миру пришлась на то время, когда там бурно утверждалась эпоха Просвещения. Учение просветителей стало достоянием не только императорского двора, но проникало и в широкие круги населения — дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. Книги Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескьё начали свое победное продвижение по просторам России. Недаром современники говорили, что за несколько десятилетий XVIII века Россия с лихвой наверстала отставание в области культуры прошлых столетий.

1. Академия наук. Время властно диктовало необходимость дальнейшего развития науки. Огромную роль в этом процессе играла созданная в 1725 г. по указу Петра I Академия наук. Она являлась не только научным, но и учебным центром.

Просмотр содержимого документа
«Наука и просвещение во 2-й половине XVIII века»

Тема урока: «Наука и просвещение во 2-й половине XVIII века».

Во второй половине XVIII века Россия превращалась во многих отношениях в просвещенное европейское государство. Открытость России западному миру пришлась на то время, когда там бурно утверждалась эпоха Просвещения. Учение просветителей стало достоянием не только императорского двора, но проникало и в широкие круги населения — дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. Книги Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескьё начали свое победное продвижение по просторам России. Недаром современники говорили, что за несколько десятилетий XVIII века Россия с лихвой наверстала отставание в области культуры прошлых столетий.

1. Академия наук. Время властно диктовало необходимость дальнейшего развития науки. Огромную роль в этом процессе играла созданная в 1725 г. по указу Петра I Академия наук. Она являлась не только научным, но и учебным центром.

В составе Академии действовали обсерватория, лаборатории, музей, библиотека, ботанический сад. Главную задачу Академия усматривала в обследовании и изучении природы и населения России. Были организованы длительные и основательно подготовленные научные экспедиции, охватившие на протяжении XVIII столетия практически всю страну. Начало было положено двумя Камчатскими экспедициями (20-е — 40-е гг. XVIII века), которые собрали огромный материал по географии, геологии, экономике, истории, языкознанию и другим наукам. На кораблях «Святой Петр» и «Святой Павел» мореплаватели В. Беринг и А. И. Чириков подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, названного именем Беринга. Русские моряки и ученые обследовали ранее неизвестные пространства, описали их, нанесли на географические карты. Будущий академик С. П. Крашенинников долго жил на Камчатке среди местных народов, дружески с ними общался. Результатом его многолетних изысканий стал классический, переведенный на четыре европейских языка труд «Описание земли Камчатки».

В 1783 году была открыта Российская академия – научный центр для изучения русского языка и литературы. Первым президентом Российской академии стала Е.Р. Дашкова. Одно из первых дел – введение буквы ë.

2. М.В. Ломоносов. Выдающееся место в русской науке XVIII века принадлежит М. В. Ломоносову. Гению Ломоносова были подвластны многие науки, в которых ему принадлежат выдающиеся открытия. Он был энциклопедистом – обладал знаниями в разных науках. Он явился основателем дотоле неведомой науки — физической химии. Ему принадлежит заслуга разработки теории атомно-кинетического строения материи. Было доказано, что окружающий мир состоит из мельчайших частиц — атомов, находящихся в непрерывном движении и образующих молекулы. Под руководством Ломоносова начала работу первая в России химическая лаборатория. Было возрождено почти забытое производство цветной смальты. Этот редкий материал ученый использовал в большой мозаике «Полтавская баталия». Заботясь о внедрении научных достижений в практику, он писал: «Не токмо (только) художество и науки размножались, но и чтоб народ от того пользу имел». Изучение электричества привело исследователя к мысли о природе так хорошо ему знакомых северных сияний. Крупнейшее открытие сделал ученый, наблюдая космическую соседку Земли — планету Венеру. На ней он обнаружил атмосферу.

Широко известны филологические труды Ломоносова. Его «Российская грамматика», опубликованная в 1757 г., была не только серьезным теоретическим исследованием, но и практическим пособием для нескольких поколений учащихся. Ломоносов был также крупным поэтом. В Европе думали, что в России было два разных Ломоносова – Ломоносов-химик и Ломоносов-поэт.

3. Русские изобретатели. В России были талантливые изобретатели, чья творческая мысль стремилась к облегчению труда людей, к совершенствованию производства.

И. И. Ползунов, окончивший первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге, по трудам М. В. Ломоносова изучил устройство паронасосных установок и создал паровую воздуходувную машину, применявшуюся на Алтае в металлургическом производстве и высоко оцененную современниками. Он разработал проект первого в мире универсального по своему техническому применению парового двухцилиндрового двигателя, который остался неосуществленным.

Большой вклад в развитие техники внес механик-самоучка И. П. Кулибин, в 1769—1801 годах руководивший механической мастерской Академии наук. Его изобретения поражали современников оригинальностью и смелостью решений: «водоходы» — суда, движущиеся против течения по рекам, «самобеглая коляска» (самодвижущийся экипаж), зеркальный прожектор (кулибинский фонарь). Он разработал новые способы шлифовки стекол для оптических приборов, создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние, построил для императрицы дворцовый лифт.

4. Система образования. В январе 1755г. состоялось торжественное открытие Московского университета — первого в России. Какие уже были ВУЗы? Идея создания этого высшего учебного заведения России принадлежала М. В. Ломоносову. Страстное желание Ломоносова состояло в том, чтобы университетское образование могли получать русские люди не только дворянского происхождения, но и из других сословий. Путь в студенты университета открывали две гимназии при университете: одна для дворян, другая для прочих некрепостных сословий.

Университет имел три факультета: медицинский, юридический, философский. Преподавание, как и всюду в Европе, велось на латыни — языке тогдашней науки. Отечественные профессора доказывали необходимость читать лекции на родном русском языке. В конце концов эта цель была достигнута. Университет сыграл выдающуюся роль в развитии просвещения, науки и культуры России. Здесь работали лаборатории, ученые общества, библиотека «для всех любителей чтения», типография, где печаталась разнообразная учебная и научная литература, а с 1756г. стала выходить газета «Московские ведомости».

При Екатерине II во всех губернских городах предусматривалось открытие главных училищ (4-классных), дающих общеобразовательную подготовку. Малые народные училища (2-классные) учреждались в уездных городах. Преподавателей готовила учительская семинария в Петербурге, а также гимназии (в Казани и других городах). Выдвигалась и идея женского образования. При Смольном монастыре в Петербурге открыли Институт благородных девиц. Сюда принимали дворянок, но был класс и для девочек из других сословий.

Дворяне предпочитали воспитывать своих детей в пансионах или приглашать домашних учителей. Открылись двери дворянских (шляхетских) корпусов: Сухопутного, Морского, Артиллерийского и Инженерного. Для купеческих детей создали коммерческое училище. Дети горожан и крестьян по-прежнему получали начатки грамоты (чтения, письма, счета) у священнослужителей и мелких чиновников.

К концу 18 века в России насчитывалось примерно 500 учебных заведений, в школе учился 1 человек из 1500 жителей империи.

Появились профессиональные художественные училища. Танцевальная школа, Балетная школа, Академия художеств.

Т.о., 18 век стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!