Тема урока: «Культура России в ХVII веке».
Учитель: Джандарова Аида Исаевна
Курс: История России с древнейших времен до конца XVIIвека
Тема урока: Культура Руси XVII века.
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в XVII века
- Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)
Развивающая:
- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;
- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.
Воспитательная:
- Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Вид урока: изучения новой темы
Форма урока - виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.
Оборудование: Слайдовая презентация «Культура и повседневная жизнь народов России XVII в.». Карта России.
1. Оргмомент.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Сообщение темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока : «Культура России в XVII веке».
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с развитием русской культуры изучаемого периода, рассмотрим её многообразие, своеобразие и противоречивость, выясним ,что стало главным в развитии культуры 17 века.
3. Усвоение новых знаний.
Учитель: На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры - освобождения её от церковного влияния, заканчивается процесс формирования русской народности и единого русского языка.
Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошедшие события. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры, побываем исследователями, заглянем в прошлое.
Итак, в плане нашей экскурсии:
Знакомство с развитием образования и науки, основными жанрами русской литературы, достижениями архитектуры и живописи.
Перед вами лежат материалы по культуре 17 века. Внимательно прочитайте их и ответьте на предложенные вопросы.
Работа с документами.
1 группа.
«Образование и книгопечатание»
Учитель. В 17 веке всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы.
- Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. «мастера грамоты» появляются и городах.
В 1685 г открылась «школа для учения детям» в городе Боровске . Получило распространение домашнее обучение.
В 1665 г. - открылась первая государственная греко-латинская школа. Создал ее Симеон Полоцкий при Спасском монастыре в Москве.
В 1667 г. - в Китай-городе был создан «гимнасион».
В 1680 г. - основана школа при Печатном дворе. Руководитель - иеромонах Тимофей. Обучалось в ней 232 ученика
В 1687 г. - открыто первое Славяно-греко-латинское училище, которое впоследствии будет названо академией. Основатели его братья Софроний и Ионнаний Лихуды.
- В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.
В 1679 году появилась первая библиотека, названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Первое московское пособие для обучения грамоте - Букварь Василия Бурцова (20 августа 1634 год). Второе издание букваря - 1637 г. Совсем маленькая, "карманная" книжечка, напоминающая кошелек. Хотя принцип построения пока оставлен без изменений, это первая русская иллюстрированная азбука.
«Граматика», в 1648 изданная Мелетием Смотрицким, а в 1682 «Считание удобное».
"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г., по сравнению с предыдущими уже более объемный - в нем 160 листов.
В 1694 г. в Москве издан Букварь и энциклопедия «Полис» Кариона Истомина - монаха Московского Чудова монастыря. В 1696г. - «Букварь языка славенска…» в20 экземпляров.).
C 1621г. в Посольском приказе для царя составлялась рукописная газета «Куранты».
Вопросы к документу:
- Чем вы можете объяснить возросший интерес к грамотности и просвещению в 17 веке?
2 группа.
Учитель:
Научные знания находились ещё на стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов.
«Наука»
Успехи ремесла и торговли обусловили развитие научных знаний, носящих прикладной, практический характер. В 1621 году Онисимом Михайловым ( Родышским) был составлен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». В медицинской практике пользовались «травниками», «лечебниками». В Москве открылась «школа русских лекарей». Появляются руководства по описанию и измерению земельных участков. Освоение новых земель способствовало развитию географических знаний.
Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временеми года и тому подобное.
В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.
В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов 17 века - «Синопсис», автор киевский монах Гизеля.
Созданы книги «Книга Большого чертежа», «Чертеж Сибирской земли».
Вопросы к документу:
- Какие научные знания получили своё развитие в 17 веке? Какой характер они преимущественно носили?
Учитель:
Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, "жития", поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание.
3 группа.
«Литература».
- Центральное место в литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеевича», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и другие) была откликом на события Смутного времени.
Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII веке жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В них обличались феодальные порядки, ложь, продажность, крючкотворство.
Например:
Обман- «История о российском дворянине Фроле Скобееве»
Земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного-«Повесть о Ерше Ершовиче»
Жадность и корыстолюбие судей- «Повесть о Шемякином суде.
Протопоп Аввакум- основоположник автобиографического жанра в русской литературе. «Житие», написанное его собственной рукой, откровенно рассказывает о лишениях многострадального человека, посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной веры.
В XVII веке в русской литературе появляются поэтические произведения-вирши Симеона Полоцкого.он будучи учителем царских детей, также издал 2 сборника «Рифмологион», «Вертоград многоцветный».
Широкое хождение имеют сказки- волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни.
Ю. Крижанич автор «Политика», нахдясь в сылке Тобольске, выдвинул программу преобразований в России на основе самодержавия.
Крупной исторической работой по заказу патриарха Филарета был «Новый летописец», изданный в 1630 году обосновавший права Романовых на престол.
Вопросы к документу:
Какие новые жанры литературы появились в 17 веке?
Как вы считаете, какие пороки общества высмеивали сатирические повести? (Ложь, пьянство, жадность, ябедничество и т.д.)
Вывод: Таким образом, литература XVII века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.
Учитель:
Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.
4 группа.
«Архитектура»
Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское .Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево.
Примерами шатрового стиля в архитектуре 17 в. Является московская церковьРождества Богородицы в Путинках(1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635-1653).
Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском (арх. Семен Петров и Иван Михайлов). Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.
Патриарх Никон руководил строительством Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко (нарышкинское барокко), использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Наиболее яркими примерами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря.
Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.(арх. Яков Бухвостов). Примером нарышкинского борокко гражданского строительства является Сухарева башня в Москве (1692-1701), арх Чоглоков.
Вопросы к документу:
Какие направления русского зодчества получили своё развитие в 17 веке?
Как назывался новый стиль архитектуры конца 17 века? Назовите его отличительные черты.
Учитель:
Одним из самых ярких памятников гражданской постройки этой эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича.
Строителями дворца были народные мастера- Антипа Константинов, Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и Трофим Шарутин.
Первоначальные интерьеры дворца не сохранились.
Вывод: Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».
Учитель:
В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова.
5 группа.
«Живопись».
-Живописные произведения в 17 веке представлены в основном иконами. Новым стало то, что художники стали проявлять интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.
К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков. В русской живописи XVII в. С. Ушаков выступил как реформатор: используя традиционные приёмы иконописи, он вместе с тем стремился к объёмности изображения ликов, добиваясь большей их реальности, чтобы подчеркнуть индивидуальные черты, сделать лики «жизнеподобными».
Среди работ Ушакова есть иконы особого рода - политические картины - «Насаждение древа государства Российского». Со второй половины XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали называть парсунами. ПАРСУНА - (личность, особа) первоначально синоним современного понятия "портрет" вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
С. Ушаков является автором икон: «Спас Нерукотворный», Троица, Богоматерь Владимирская.
В этот период стал развиваться такой живописный жанр, как книжная и летописная миниатюра. Живописцы отражали земные дела людей: пахота, катание на санях, сенокос и т.д.
Вопросы к документу:
- Какие изменения появились в живописи 17 века? Что появилось нового?
ПАРСУНА(личность, особа) первоначально синоним современного понятия "портрет" вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания.
В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере - на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя - Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.
В 80-90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
Фресковая живопись приобрела характер мирских жанровых картин, привлекая внимание к повседневной жизни человека (например, церковь Ильи пророка в Ярославле, художники Гурий Никитин, Сила Савин)
Вывод: Итак, изменения коснулись и живописи. Это наблюдается в медленном, но постепенном отходе от канонических образцов иконописания. Изображениям придают портретное сходство с конкретными людьми.
Театр
Отчетливая тенденция к обмирщанию культуры появилось в 17 в. И в распространении в придворной среде сугубо светских музыкально-театральных постановок. Так в 1672 г. была при московском царе учреждена актерская группа под руководством пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе – И. Грегори. Театр ставил постановки на античную тематику.
4.Закрепление.
Тестовые задания.
Самой распространенной формой получения образования было:
А) обучение в церковных школах;
Б) обучение в государственных школах;
Г) обучение в университетах;
Д) домашнее обучение.
2. В середине XVII века в архитектуре получил распространение стиль
А) «дивное узорочье»
Б) нарышкинское барокко
В) шатровый
Г) «палаццо»
3. Первая история Российского государства, изданная в 1678 г., называлась
А) «Житие»
Б) «Синопсис»
В) «Хронограф»
Г) «Хождение»
4. Яркой иллюстрацией стиля «нарышкинское барокко» является
А) Церковь Покрова в Филях в Москве
Б) Церковь Ильи Пророка в Ярославле
В) Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве
Г) Успенский собор Московского Кремля
5. В XVII в. появился новый литературный жанр
А) былина
Б) «житие»
В) сатирическая повесть
Г) «хождение»
6. Первым высшим учебным заведением в России был:
А) Московский университет
Б) государственная школа при Заиконоспасском монастыре
В) Славяно-греко-латинская училище (академия)
7. В XVII веке популярными в народе оставались жития святых. В многочисленных списках ходило по стране «Житие»:
А) протопопа Сильвестра
Б) протопопа Аввакума
В) ученого-монаха Симеона Полоцкого
Г) митрополита Макария.
8. Особым расположением царской семьи пользовался ученый-монах Симеон Полоцкий, который выделялся своими успехами в:
А) учении книжном
Б) поэзии
В) медицине
Г) богословии.
Выводы.
- Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века?(обсуждение в группах).
Учитель: После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:
Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;
В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;
В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы.
5.Домашнее задание.
Прочитать параграф 10, выполнить задания в рабочей тетради, написать мини-сочинение «Экскурсия в музей».
6. Итог урока.