СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура эпохи Елизаветы Петровны.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о культуре в эпоху праления Елизаветы Петровны.

Просмотр содержимого документа
«Культура эпохи Елизаветы Петровны.»

Культура эпохи Елизаветы Петровны

Культура эпохи Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна Елизаве́та I Петро́вна  (18  [29] декабря   1709 ,  Коломенское  — 25 декабря 1761 [ 5 января   1762 ],  Санкт-Петербург ) —  российская   императрица  с 25 ноября ( 6 декабря )  1741 года  из династии  Романовых , младшая дочь  Петра I  и  Екатерины I .

Елизавета Петровна

  • Елизаве́та I Петро́вна  (18  [29] декабря   1709Коломенское  — 25 декабря 1761 [ 5 января   1762 ],  Санкт-Петербург ) —  российская   императрица  с 25 ноября ( 6 декабря1741 года  из династии  Романовых , младшая дочь  Петра I  и  Екатерины I .
Введение Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.). Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы Петровны, рассматриваемой в контексте развития всей российской культуры в XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью.

Введение

  • Данная работа посвящена развитию культуры в годы царствования российской императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.).
  • Таким образом, данная работа является попыткой комплексного изучения культурной жизни периода правления Елизаветы Петровны, рассматриваемой в контексте развития всей российской культуры в XVIII в. с ее “дерзким” новаторством и традиционалистски консервирующей преемственностью.
 Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века Эволюция культуры эпохи Елизаветы Петровны оказалась тесно связанной с культурным развитием России в первой четверти XVIII в. и, прежде всего, с мощнейшим процессом ее “европеизации”, предпринятой Петром I. Метафорически этот процесс можно назвать “прорубанием окна в Европу”, а реально он выражался в строительстве новой столицы Санкт-Петербурга на берегах Балтийского моря, названной символически “Окном в Европу”.

Основные черты социальной и культурной жизни России в середине XVIII века

  • Эволюция культуры эпохи Елизаветы Петровны оказалась тесно связанной с культурным развитием России в первой четверти XVIII в. и, прежде всего, с мощнейшим процессом ее “европеизации”, предпринятой Петром I. Метафорически этот процесс можно назвать “прорубанием окна в Европу”, а реально он выражался в строительстве новой столицы Санкт-Петербурга на берегах Балтийского моря, названной символически “Окном в Европу”.
Культурная европеизация России во времена Елизаветы Петровны Вступив на трон, императрица Елизавета стремилась во многом восстановить порядки Петра Великого, но из числа приближенных Елизаветы Петровны особенно выделялись графы Разумовские, графы Шуваловы, Воронцовы, канцлер Бестужев-Рюмин. Все эти факторы сказались на характере и общем направлении культурного развития Российского государства. Теперь процесс культурной европеизации находился в руках широкообразованных в европейском духе людей, одновременно с этим патриархально воспитанных и не порвавших своей связи с тысячелетней национальной русской культурой. Как правило, все они были русскими по национальности, во многом близкими по духу самой Елизавете Петровне, разделявшими ее культурные пристрастия. Поэтому, культурная европеизация при Елизавете Петровне явственно носила отпечаток ее личностин о при этом делала все на свой лад

Культурная европеизация России во времена Елизаветы Петровны

  • Вступив на трон, императрица Елизавета стремилась во многом восстановить порядки Петра Великого, но из числа приближенных Елизаветы Петровны особенно выделялись графы Разумовские, графы Шуваловы, Воронцовы, канцлер Бестужев-Рюмин. Все эти факторы сказались на характере и общем направлении культурного развития Российского государства. Теперь процесс культурной европеизации находился в руках широкообразованных в европейском духе людей, одновременно с этим патриархально воспитанных и не порвавших своей связи с тысячелетней национальной русской культурой. Как правило, все они были русскими по национальности, во многом близкими по духу самой Елизавете Петровне, разделявшими ее культурные пристрастия. Поэтому, культурная европеизация при Елизавете Петровне явственно носила отпечаток ее личностин о при этом делала все на свой лад
Развитие культуры в 40 – 60 – е гг. XVIII в. в годы правления Елизаветы Петровны  Дальнейшее развитие при Елизавете Петровне получили наука и образование, приобретшие первоначальный толчок во времена Петра Великого. Центром научной мысли становится Академия наук, созданная в Санкт-Петербурге в 1724 – 1725 гг С Академией наук тесно связана творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению. Гигантский личный вклад в научную деятельность Академии наук внес, безусловно, М.В.Ломоносов. Будучи первым русским профессором, членом Академии наук ученый проявил универсальность интересов в различных отраслях знаний, где достиг крупных успехов, иногда опережавших его век

Развитие культуры в 40 – 60 – е гг. XVIII в. в годы правления Елизаветы Петровны

Дальнейшее развитие при Елизавете Петровне получили наука и образование, приобретшие первоначальный толчок во времена Петра Великого. Центром научной мысли становится Академия наук, созданная в Санкт-Петербурге в 1724 – 1725 гг С Академией наук тесно связана творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению. Гигантский личный вклад в научную деятельность Академии наук внес, безусловно, М.В.Ломоносов. Будучи первым русским профессором, членом Академии наук ученый проявил универсальность интересов в различных отраслях знаний, где достиг крупных успехов, иногда опережавших его век

 Религиозные реформы Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи Елизаветы Петровны  Известный русский историк культуры XVIII в. М.И. Пыляев отмечает, что “…православие Елизаветы Петровны было искренно, и наружные проявления религиозности были в обычае у придворных”. Все подчеркивали глубокую религиозность императрицы в отличие от своего отца, она не пропускала ни одной службы в придворной церкви, содержала строжайший пост и т.д. Петр I отнял у монастырей управление их обширными владениями, подчинив их светскому учреждению, называвшемуся сперва Монастырским приказом, а впоследствии Коллегией Экономии. . Елизавета же, как набожная женщина стала предоставлять монастырям милости: уничтожение некоторых обязанностей (постой войск и сторожевая служба у городских ворот); упразднение в 1744 г. Коллегии Экономии, что дало церкви возможность вступить в прямое управление своим имуществом.

Религиозные реформы Петра I и их влияние на культурную жизнь эпохи Елизаветы Петровны

Известный русский историк культуры XVIII в. М.И. Пыляев отмечает, что “…православие Елизаветы Петровны было искренно, и наружные проявления религиозности были в обычае у придворных”. Все подчеркивали глубокую религиозность императрицы в отличие от своего отца, она не пропускала ни одной службы в придворной церкви, содержала строжайший пост и т.д. Петр I отнял у монастырей управление их обширными владениями, подчинив их светскому учреждению, называвшемуся сперва Монастырским приказом, а впоследствии Коллегией Экономии. . Елизавета же, как набожная женщина стала предоставлять монастырям милости: уничтожение некоторых обязанностей (постой войск и сторожевая служба у городских ворот); упразднение в 1744 г. Коллегии Экономии, что дало церкви возможность вступить в прямое управление своим имуществом.

Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны  Во второй четверти XVIII в. русская художественная культура вступила в стадию классицизма, что было свойственно в целом и всей западной цивилизации. В первую очередь классицистские тенденции коснулись литературы, представленной произведениями А.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Таким образом, можно утверждать, что в XVIII в. зарождается иная система взглядов на природу и общество – рационализм. “Так, в истории русской литературы и общественной мысли просматриваются три господствующие мировоззренческие системы: религиозный символизм (XI – XV вв.), наивный прагматизм (XVI – XVII вв.) и рационализм (первые две трети XVIII в.)”.

Литература и искусство эпохи Елизаветы Петровны

Во второй четверти XVIII в. русская художественная культура вступила в стадию классицизма, что было свойственно в целом и всей западной цивилизации. В первую очередь классицистские тенденции коснулись литературы, представленной произведениями А.Д.Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Таким образом, можно утверждать, что в XVIII в. зарождается иная система взглядов на природу и общество – рационализм. “Так, в истории русской литературы и общественной мысли просматриваются три господствующие мировоззренческие системы: религиозный символизм (XI – XV вв.), наивный прагматизм (XVI – XVII вв.) и рационализм (первые две трети XVIII в.)”.

Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны   Став императрицей, Елизавета сразу же увеличила штат придворных слуг: фурьеров, камер-юнкеров, камердинеров, фрейлин, гувернанток, музыкантов, песенников-бандуристов и многочисленных лакеев.  Елизавета воскресила этот обычай, наряду с другими Теперь же законом стали французские образцы и французская грация. По словам К. Валишевского: “После государственного переворота совершилась еще и другая революция; как сущность, так и форму ее создали торговцы модных товаров, “мадамы” и учителя танцев, и западная цивилизация, поскольку Елизавета и ее современники были способны ее понять, не выходила из рамок, созданных этими цивилизаторами. Зато рамки эти были чрезвычайно блестящими”. На время своего коронования Елизавета выстроила в Москве оперный театр, вмещавший пять тысяч зрителей. Оперные представления, где рядом с итальянскими певцами выступали молодые придворные, обученные в местной консерватории, чередовались с интермедиями и аллегорическими балетами.

Придворная жизнь эпохи Елизаветы Петровны

Став императрицей, Елизавета сразу же увеличила штат придворных слуг: фурьеров, камер-юнкеров, камердинеров, фрейлин, гувернанток, музыкантов, песенников-бандуристов и многочисленных лакеев.

Елизавета воскресила этот обычай, наряду с другими Теперь же законом стали французские образцы и французская грация. По словам К. Валишевского: “После государственного переворота совершилась еще и другая революция; как сущность, так и форму ее создали торговцы модных товаров, “мадамы” и учителя танцев, и западная цивилизация, поскольку Елизавета и ее современники были способны ее понять, не выходила из рамок, созданных этими цивилизаторами. Зато рамки эти были чрезвычайно блестящими”. На время своего коронования Елизавета выстроила в Москве оперный театр, вмещавший пять тысяч зрителей. Оперные представления, где рядом с итальянскими певцами выступали молодые придворные, обученные в местной консерватории, чередовались с интермедиями и аллегорическими балетами.

Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы  Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ.  В эпоху Елизаветы Петровны быт широких слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью.  После ужина начиналось веселье: пение песен, отгадывание загадок, катание на качелях, а также с горок, покрытых льдом.  Подавляющее большинство селян и работных людей в городах, жило в курных избах. В XVIII в. в конструкции изб произошло несколько существенных изменений.  Появление пола означало шаг вперед как в гигиеническом отношении, так и для сохранения тепла. Другим новшеством было появление потолка, вызвавшее изменения в расположении окон.

Народное творчество и народные обычаи эпохи Елизаветы

Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ.

В эпоху Елизаветы Петровны быт широких слоев населения, особенно крестьянства, характеризовался традиционностью.

После ужина начиналось веселье: пение песен, отгадывание загадок, катание на качелях, а также с горок, покрытых льдом.

Подавляющее большинство селян и работных людей в городах, жило в курных избах. В XVIII в. в конструкции изб произошло несколько существенных изменений.

Появление пола означало шаг вперед как в гигиеническом отношении, так и для сохранения тепла. Другим новшеством было появление потолка, вызвавшее изменения в расположении окон.

Конец

Конец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!