История. 6 класс
Культура России
Михайлова Надежда Михайловна
Домашнее задание
Параграф 27. Задания в ПРТ
Можно посмотреть видео урок https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-rusi-xiii-xiv-vv
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Культурное пространство
- совокупность существующих культурных элементов
В качестве элементов культурного пространства можно рассматривать такие культурные формы, как религия, искусство, философия, целые культурные миры,
национальные и региональные культурные общности, цивилизации.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Условия возникновения культурного пространства
- Множество культур , существование в многонациональной стране;
- Существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа , нарушение ядра которого разрушает данную культуру (целостность до и раздробленность на Руси после 1132 г.) ;
- Наличие тенденций сохранения этнических культур и их основ (борьба с Ордой) , а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур ;
- Наличие существенных связей между этническими культурами .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Особенности русской культуры XV -начала XVI вв.
Золотая Орда
Византия
Половец
Хазары
Волжская Булгария
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В чем особенность русской культуры
- Русь, несмотря на всю самобытность, всегда впитывала достижения культуры всех народов, проживающих на ее территории.
- К 15-16 вв. расширился круг вопросов, интересовавший просветителей на Руси. В первую очередь, повышенный интерес приобрели князья и их подвиги.
- Освобождение от ордынского владычества и приобретение полной самостоятельности позволило расширить культурные связи Руси.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Общественная мысль и летописание
Где князья всегда стремились увековечить свое имя?
В литературе (летописях)
Крепнувшая княжеская власть получила идейную поддержку в начале XVI века в «Сказании о князьях Владимирских», содержащем две легенды
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1) утверждала, что московские князья ведут свой род от римского императора Августа
Общественная мысль
2) утверждала, что византийский царь Константин Мономах передал свои регалии – Владимиру (Мономаху).
Это означало, что потомки Владимира имели полное законное право на трон.
Можно ли считать укрепление княжеской власти как условие формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Теория «Москва-третий Рим»
1) Рим – как мировой центр христианства разрушен
2) Византия заключила унию с католиками
3) Москва осталась верна христианству
Наблюдаем ли мы здесь тенденции сохранения этнической культуры?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература Жанры русской литературы
«Поучение»
Житие
Летопись
Жанры литературы на Руси
«Хождение»
«Слово»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Летописание
В 1418 г. была проведена попытка создать летопись, где бы содержался призыв местного населения княжеских центров к объединению.
В XV веке возродилось общерусское летописание: Троицкая летопись была составлена в Москве, как подчеркивание важности, уникальности Москвы.
Все московские летописи подчеркивают идею единства Руси , поэтому все московские летописи начинались с «Повести Временных лет».
Можно ли считать данные обстоятельства условиями формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
«Обрушились русские князья на силу татарскую... на поле Куликовом на речке Непрядве... Полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь нещадно... Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непротоптанными дорогами... Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. А гроза и слава князя Дмитрия Ивановича ... по всем землям пронеслась». («Задонщина», автор Сафоний Рязанец)
-О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?
- Какая идея звучит в этом произведении?
- Какой город является центром борьбы против ордынского владычества?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
«Сказание о Мамаевом побоище»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
«… Поганый же Мамай тогда побежал с побоища, и достиг города Кафы, и, утаив свое имя, вернулся в свою землю, но не мог стерпеть, видя себя побежденным, посрамленным и поруганным. И снова гневался, сильно ярясь, и еще зло замышляя на Русскую землю, словно лев рыкая и будто неутолимая ехидна».
«… Стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых.
Князь великий Дмитрий Иванович победил Мамая»
Что говорит автор о Мамае?
Как отзывается автор о Дмитрии?
Какому княжеству принадлежит победа в Куликовской битве, исходя из смысла источника?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Летопись о Куликовской битве
Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых, на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов своих, великое благодарение вознес богу, даровавшему такую победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия лютого: «Вспомнил ты, господи, о милости своей, избавил нас, господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая
И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле божьей встать за веру христианскую.
Кого считает автор победителем (лями) Мамая? Своими словами к чему автор скрыто призывает?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
А) «Летописец» Ивана Калиты
Б) 1408 г- Троицкая летопись – первый общерусский свод
В) 1480- Московский летописный свод – необходимость единства страны, сильной великокняжеской власти, ведущая роль Москвы
2. Литературные произведения, посвященные битве на Куликовом поле
А) конец XV в. – «Задонщина» - поэма Сафония Рязанца
Б) «Сказание о Мамаевом побоище»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
3. Житийная литература
- примерно I половина XV в- «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»- автор произведений Епифаний Премудрый
4. 1442 – «Хронограф» - сборник занимательных повестей о событиях всемирной истории – Пахомий Логофет
5. 1466-1472 – «Хождение за три моря» – путевой дневник Афанасия Никитина , о его путешествии в Персию, Индию, Турцию, Крым
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Хождение за три моря»
«Русскую землю Бог да сохранит! Боже , храни её! Господь, храни её! На этом свете нет страны, подобной ей! Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости. Боже, Боже, Боже, Боже…»
Афанасий Никитин, тверской купец
К чему призывает автор князей?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Успенский собор. Москва. Кремль.
1475-1479 гг. Аристотель Фиораванти
Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III.
Аристотель Фиораванти
Ивана III
1462-1505
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Грановитая палата
1487-1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (заседания Боярской думы и Земских соборов)
Тронный зал
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Грановитая палата. Москва.
Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Благовещенский собор
Построен псковичами в 1484 -1489 годах . Это домовая церковь московских государей. Расписывали иконостас Ф. Грек, А. Рублев – иконостас (иконы не сохранились)
В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Церковь Ризположения
Московского Кремля. 1484 – 1486
Церковь Ризположения построена псковскими мастерами в 1484 – 1486 гг. Эта небольшая церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ.
В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы» (праздник, известный в Византии с V века).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Стены Московского Кремля
Стены Московского Кремля 1485-1516 гг. Аристотель Фиораванти
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Спасская башня. Москва. Кремль.
Спасская башня (Фроловская башня) 1491 г. Пьетро Антонио Солари
1642-1625 – реконструкция Спасской башни Московского Кремля: Бажен Огурцов построил новый ярус.
Х. Галовей установил часы.
Высота башни сейчас 71 метр.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Архангельский собор Кремля
Более изысканный Архангельский собор, построенный
Алевизом Новым в 1505-1508 гг.
Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.
Этот храм является усыпальницей московских царей.
Западный портал
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Церковь Вознесения в с. Коломенском 1528-1532 гг.
Церковь Вознесения в с. Коломенском 1528-1532 гг. (в честь рождения Ивана IV ) Шатровый стиль
Возведена в Коломенском предположительно
итальянским архитектором Петром Франческо Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым на правом берегу Москвы-реки. Во времена Великого Московского князя Василия III .
Василий III и герб Москвы.
Гравюра из «Записок о Московии»
С. Герберштейна
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Монастыри
Троице-Сергиева Лавра
Соловецкий монастырь
Никитский монастырь
Иосифо-Волоколамский монастырь
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Донская икона Божьей матери
Спас
Вседержитель
- Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек ). Поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей, например церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)
Работал в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит.
Богоматерь
1405.
Иоанн Златоуст
1405.
Преображение
Господне
1403.
Архангел
Гавриил
1405.
Апостол
Павел
1405.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
Спас, 1410-е
Андрей Рублев , ученик Феофана Грека, основатель московской школы иконописи . Образы Рублева навевают воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах,
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.)
Монах Троице-Сергиева,
затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.
Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря
Троица. 1410-1420-е гг.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.)
Апостол Павел из Звенигородского чина. 1410—1420
Памятник Андрею Рублёву во Владимире
Благовещение Пресвятой Богородицы, 1427—1430, Андронников монастырь
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Даниил Черный 1340 / 50 -1428
Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенский собор во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. Погребён Даниил в Спасо -Андрониковом монастыре вместе с Андреем Рублёвым.
Фреска "Лоно Авраамово"
Часть росписи Владимирского Успенского собора
Икона Даниила
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.)
Монах Иосифо - Волоколамского
монастыря.
Фрески и иконы Успенского
собора Московского Кремля,
церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Утонченность. Изысканность.
Праздничность. Нарядность.
Нежные тона.
Вседержитель. Фреска.
1502-1503 гг.
Святитель Николай
Чудотворец. 1502.
Митрополит Петр.
1481 г.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Ферапонтов монастырь 1398 год – музей фресок Дионисия
Ферапонтов монастырь 1398 год Вологодская область
Особую значимость для русской и мировой культуры имеет Собор Рождества Богородицы . Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.
Собор Рождества Богородицы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?
Создание единого Российского государства, избавление от ордынского владычества, привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, культурному взлету России.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
Какие условия формирования культурного пространства существовали на Руси?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§27.
Подготовить краткое сообщение о Сафонии Рязанце или Афанасии Никитине (на выбор)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»