СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура единого государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по учебнику под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Культура единого государства»

История. 6 класс Культура России Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

Культура России

Михайлова Надежда Михайловна

Домашнее задание Параграф 27. Задания в ПРТ Можно посмотреть видео урок https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-rusi-xiii-xiv-vv Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Параграф 27. Задания в ПРТ

Можно посмотреть видео урок https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-rusi-xiii-xiv-vv

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Культурное пространство - совокупность существующих культурных элементов В качестве элементов культурного пространства можно рассматривать такие культурные формы, как религия, искусство, философия, целые культурные миры, национальные и региональные культурные общности, цивилизации. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Культурное пространство

- совокупность существующих культурных элементов

В качестве элементов культурного пространства можно рассматривать такие культурные формы, как религия, искусство, философия, целые культурные миры,

национальные и региональные культурные общности, цивилизации.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Условия возникновения культурного пространства Множество культур , существование в многонациональной стране;   Существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа , нарушение ядра которого разрушает данную культуру (целостность до и раздробленность на Руси после 1132 г.) ;   Наличие тенденций сохранения этнических культур и их основ (борьба с Ордой) , а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур ;   Наличие существенных связей между этническими культурами .   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Условия возникновения культурного пространства

  • Множество культур , существование в многонациональной стране;
  •   Существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа , нарушение ядра которого разрушает данную культуру (целостность до и раздробленность на Руси после 1132 г.) ;
  •   Наличие тенденций сохранения этнических культур и их основ (борьба с Ордой) , а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур ;
  •   Наличие существенных связей между этническими культурами .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности русской культуры XV -начала XVI вв.   Золотая Орда Византия Половец Хазары Волжская Булгария Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности русской культуры XV -начала XVI вв.

Золотая Орда

Византия

Половец

Хазары

Волжская Булгария

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В чем особенность русской культуры Русь, несмотря на всю самобытность, всегда впитывала достижения культуры всех народов, проживающих на ее территории.  К 15-16 вв. расширился круг вопросов, интересовавший просветителей на Руси. В первую очередь, повышенный интерес приобрели князья и их подвиги. Освобождение от ордынского владычества и приобретение полной самостоятельности позволило расширить культурные связи Руси. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В чем особенность русской культуры

  • Русь, несмотря на всю самобытность, всегда впитывала достижения культуры всех народов, проживающих на ее территории.
  • К 15-16 вв. расширился круг вопросов, интересовавший просветителей на Руси. В первую очередь, повышенный интерес приобрели князья и их подвиги.
  • Освобождение от ордынского владычества и приобретение полной самостоятельности позволило расширить культурные связи Руси.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общественная мысль и летописание   Где князья всегда стремились увековечить свое имя? В литературе (летописях) Крепнувшая княжеская власть получила идейную поддержку в начале XVI века в «Сказании о князьях Владимирских», содержащем две легенды Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общественная мысль и летописание

Где князья всегда стремились увековечить свое имя?

В литературе (летописях)

Крепнувшая княжеская власть получила идейную поддержку в начале XVI века в «Сказании о князьях Владимирских», содержащем две легенды

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1) утверждала, что московские князья ведут свой род от римского императора Августа Общественная мысль 2) утверждала, что византийский царь Константин Мономах передал свои регалии – Владимиру (Мономаху). Это означало, что потомки Владимира имели полное законное право на трон. Можно ли считать укрепление княжеской власти как условие формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1) утверждала, что московские князья ведут свой род от римского императора Августа

Общественная мысль

2) утверждала, что византийский царь Константин Мономах передал свои регалии – Владимиру (Мономаху).

Это означало, что потомки Владимира имели полное законное право на трон.

Можно ли считать укрепление княжеской власти как условие формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «Москва-третий Рим» 1) Рим – как мировой центр христианства разрушен 2) Византия заключила унию с католиками 3) Москва осталась верна христианству Наблюдаем ли мы здесь тенденции сохранения этнической культуры? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория «Москва-третий Рим»

1) Рим – как мировой центр христианства разрушен

2) Византия заключила унию с католиками

3) Москва осталась верна христианству

Наблюдаем ли мы здесь тенденции сохранения этнической культуры?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература  Жанры русской литературы «Поучение» Житие Летопись Жанры литературы на Руси «Хождение» «Слово» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература Жанры русской литературы

«Поучение»

Житие

Летопись

Жанры литературы на Руси

«Хождение»

«Слово»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Летописание В 1418 г. была проведена попытка создать летопись, где бы содержался призыв местного населения княжеских центров к объединению. В XV веке возродилось общерусское летописание: Троицкая летопись была составлена в Москве, как подчеркивание важности, уникальности Москвы. Все московские летописи подчеркивают идею единства Руси , поэтому все московские летописи начинались с «Повести Временных лет». Можно ли считать данные обстоятельства условиями формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Летописание

В 1418 г. была проведена попытка создать летопись, где бы содержался призыв местного населения княжеских центров к объединению.

В XV веке возродилось общерусское летописание: Троицкая летопись была составлена в Москве, как подчеркивание важности, уникальности Москвы.

Все московские летописи подчеркивают идею единства Руси , поэтому все московские летописи начинались с «Повести Временных лет».

Можно ли считать данные обстоятельства условиями формирования культурного пространства? Ответ обоснуйте.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература   «Обрушились русские князья на силу татарскую... на поле Куликовом на речке Непрядве... Полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь нещадно... Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непротоптанными дорогами... Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. А гроза и слава князя Дмитрия Ивановича ... по всем землям пронеслась». («Задонщина», автор Сафоний Рязанец)   -О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?   - Какая идея звучит в этом произведении? - Какой город является центром борьбы против ордынского владычества? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

«Обрушились русские князья на силу татарскую... на поле Куликовом на речке Непрядве... Полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь нещадно... Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непротоптанными дорогами... Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье. А гроза и слава князя Дмитрия Ивановича ... по всем землям пронеслась». («Задонщина», автор Сафоний Рязанец)

-О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?

  - Какая идея звучит в этом произведении?

- Какой город является центром борьбы против ордынского владычества?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература «Сказание о Мамаевом побоище» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

«Сказание о Мамаевом побоище»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература «… Поганый же Мамай тогда побежал с побоища, и достиг города Кафы, и, утаив свое имя, вернулся в свою землю, но не мог стерпеть, видя себя побежденным, посрамленным и поруганным. И снова гневался, сильно ярясь, и еще зло замышляя на Русскую землю, словно лев рыкая и будто неутолимая ехидна». «… Стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Князь великий Дмитрий Иванович победил Мамая» Что говорит автор о Мамае? Как отзывается автор о Дмитрии? Какому княжеству принадлежит победа в Куликовской битве, исходя из смысла источника? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

«… Поганый же Мамай тогда побежал с побоища, и достиг города Кафы, и, утаив свое имя, вернулся в свою землю, но не мог стерпеть, видя себя побежденным, посрамленным и поруганным. И снова гневался, сильно ярясь, и еще зло замышляя на Русскую землю, словно лев рыкая и будто неутолимая ехидна».

«… Стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых.

Князь великий Дмитрий Иванович победил Мамая»

Что говорит автор о Мамае?

Как отзывается автор о Дмитрии?

Какому княжеству принадлежит победа в Куликовской битве, исходя из смысла источника?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Летопись о Куликовской битве Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых, на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов своих, великое благодарение вознес богу, даровавшему такую победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия лютого: «Вспомнил ты, господи, о милости своей, избавил нас, господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле божьей встать за  веру христианскую. Кого считает автор победителем (лями) Мамая? Своими словами к чему автор скрыто призывает? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Летопись о Куликовской битве

Князь же Дмитрий с братом своим Владимиром, и с князьями русскими, и с воеводами, и с прочими боярами, и со всеми оставшимися воинами, став в ту ночь на обедищах поганых, на костях татарских, утер пот свой и, отдохнув от трудов своих, великое благодарение вознес богу, даровавшему такую победу над погаными, избавляющему раба своего от оружия лютого: «Вспомнил ты, господи, о милости своей, избавил нас, господи, от сыроядцев этих, от поганого Мамая

И еще христолюбивый князь похвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками, и стойко оборонялась, и доблестно мужествовала, и дерзнула по воле божьей встать за  веру христианскую.

Кого считает автор победителем (лями) Мамая? Своими словами к чему автор скрыто призывает?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература Летописание А) «Летописец» Ивана Калиты Б) 1408 г- Троицкая летопись – первый общерусский свод В) 1480- Московский летописный свод – необходимость единства страны, сильной великокняжеской власти, ведущая роль Москвы 2. Литературные произведения, посвященные битве на Куликовом поле А) конец XV в. – «Задонщина» - поэма Сафония Рязанца Б) «Сказание о Мамаевом побоище» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

  • Летописание

А) «Летописец» Ивана Калиты

Б) 1408 г- Троицкая летопись – первый общерусский свод

В) 1480- Московский летописный свод – необходимость единства страны, сильной великокняжеской власти, ведущая роль Москвы

2. Литературные произведения, посвященные битве на Куликовом поле

А) конец XV в. – «Задонщина» - поэма Сафония Рязанца

Б) «Сказание о Мамаевом побоище»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература 3. Житийная литература примерно I половина XV в- «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»- автор произведений Епифаний Премудрый 4. 1442 – «Хронограф» - сборник занимательных повестей о событиях всемирной истории – Пахомий Логофет 5. 1466-1472 – «Хождение за три моря» – путевой дневник Афанасия Никитина , о его путешествии в Персию, Индию, Турцию, Крым Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

3. Житийная литература

  • примерно I половина XV в- «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»- автор произведений Епифаний Премудрый

4. 1442 – «Хронограф» - сборник занимательных повестей о событиях всемирной истории – Пахомий Логофет

5. 1466-1472 – «Хождение за три моря» – путевой дневник Афанасия Никитина , о его путешествии в Персию, Индию, Турцию, Крым

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Хождение за три моря» «Русскую землю Бог да сохранит! Боже , храни её! Господь, храни её! На этом свете нет страны, подобной ей! Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости. Боже, Боже, Боже, Боже…» Афанасий Никитин, тверской купец К чему призывает автор князей? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Хождение за три моря»

«Русскую землю Бог да сохранит! Боже , храни её! Господь, храни её! На этом свете нет страны, подобной ей! Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости. Боже, Боже, Боже, Боже…»

Афанасий Никитин, тверской купец

К чему призывает автор князей?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Успенский собор. Москва. Кремль.   1475-1479 гг. Аристотель Фиораванти Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. Аристотель   Фиораванти  Ивана III 1462-1505 В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Успенский собор. Москва. Кремль.

1475-1479 гг. Аристотель Фиораванти

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III.

Аристотель   Фиораванти

Ивана III

1462-1505

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Грановитая палата   1487-1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари  (заседания Боярской думы и Земских соборов) Тронный зал Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Грановитая палата

1487-1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (заседания Боярской думы и Земских соборов)

Тронный зал

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Грановитая палата. Москва.   Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Грановитая палата. Москва.

Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Благовещенский собор  Построен псковичами в 1484 -1489 годах . Это домовая церковь московских государей. Расписывали иконостас Ф. Грек, А. Рублев – иконостас (иконы не сохранились) В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году  художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484 -1489 годах . Это домовая церковь московских государей. Расписывали иконостас Ф. Грек, А. Рублев – иконостас (иконы не сохранились)

В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году  художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Церковь Ризположения Московского Кремля. 1484 – 1486  Церковь Ризположения построена псковскими мастерами в 1484 – 1486 гг. Эта небольшая церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ.  В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы» (праздник, известный в Византии с V века). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Церковь Ризположения

Московского Кремля. 1484 – 1486

Церковь Ризположения построена псковскими мастерами в 1484 – 1486 гг. Эта небольшая церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ.

В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы» (праздник, известный в Византии с V века).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Стены Московского Кремля Стены Московского Кремля  1485-1516 гг. Аристотель Фиораванти Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Стены Московского Кремля

Стены Московского Кремля 1485-1516 гг. Аристотель Фиораванти

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Спасская башня. Москва. Кремль. Спасская башня (Фроловская башня) 1491 г.  Пьетро Антонио Солари 1642-1625 – реконструкция Спасской башни Московского Кремля: Бажен Огурцов построил новый ярус.  Х. Галовей установил часы. Высота башни сейчас 71 метр. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Спасская башня. Москва. Кремль.

Спасская башня (Фроловская башня) 1491 г. Пьетро Антонио Солари

1642-1625 – реконструкция Спасской башни Московского Кремля: Бажен Огурцов построил новый ярус.

Х. Галовей установил часы.

Высота башни сейчас 71 метр.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангельский собор Кремля Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 гг.  Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.        Этот храм является усыпальницей московских царей. Западный портал Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный

Алевизом Новым в 1505-1508 гг.

Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.

Этот храм является усыпальницей московских царей.

Западный портал

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Церковь Вознесения в с. Коломенском  1528-1532 гг. Церковь Вознесения в с. Коломенском  1528-1532 гг. (в честь рождения Ивана IV )  Шатровый стиль Возведена в Коломенском предположительно  итальянским архитектором Петром Франческо Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым  на правом берегу Москвы-реки. Во времена Великого Московского князя Василия III . Василий III и герб Москвы. Гравюра из «Записок о Московии» С. Герберштейна Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Церковь Вознесения в с. Коломенском 1528-1532 гг.

Церковь Вознесения в с. Коломенском 1528-1532 гг. (в честь рождения Ивана IV ) Шатровый стиль

Возведена в Коломенском предположительно 

итальянским архитектором Петром Франческо Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым  на правом берегу Москвы-реки. Во времена Великого Московского князя Василия III .

Василий III и герб Москвы.

Гравюра из «Записок о Московии»

С. Герберштейна

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Монастыри Троице-Сергиева Лавра Соловецкий монастырь Никитский монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Монастыри

Троице-Сергиева Лавра

Соловецкий монастырь

Никитский монастырь

Иосифо-Волоколамский монастырь

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Донская икона Божьей матери Спас Вседержитель Феофан  родился в Византии (отсюда прозвище Грек ). Поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей, например церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Донская икона Божьей матери

Спас

Вседержитель

  • Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек ). Поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является изображение Спаса Вседержителя в куполе. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей, например церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.  

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Работал в Константинополе, Новгороде (церковь Спаса на Ильине улице), Москве (Благовещенский и Архангельский соборы в Московском Кремле). Эмоциональность. Драматизм. Сдержанный, аскетичный колорит. Богоматерь 1405. Иоанн Златоуст 1405. Преображение  Господне 1403. Архангел  Гавриил 1405. Апостол Павел 1405. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Работал в Константинополе,

Новгороде (церковь Спаса на

Ильине улице), Москве

(Благовещенский и

Архангельский соборы в

Московском Кремле).

Эмоциональность. Драматизм.

Сдержанный, аскетичный

колорит.

Богоматерь

1405.

Иоанн Златоуст

1405.

Преображение

Господне

1403.

Архангел

Гавриил

1405.

Апостол

Павел

1405.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 Спас, 1410-е Андрей Рублев , ученик Феофана Грека, основатель московской школы иконописи .  Образы Рублева навевают воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангел Михаил из деисусного чина, 1414

Спас, 1410-е

Андрей Рублев , ученик Феофана Грека, основатель московской школы иконописи . Образы Рублева навевают воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах,

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.) Монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Фрески Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире. Мягкость. Человечность. Более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека. Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря Троица. 1410-1420-е гг. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.)

Монах Троице-Сергиева,

затем Спасо-Андроникова

монастыря.

Фрески Благовещенского собора

Московского Кремля,

Успенского собора во

Владимире.

Мягкость. Человечность.

Более сдержанная манера

письма, чем у Феофана Грека.

Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря

Троица. 1410-1420-е гг.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.) Апостол Павел из Звенигородского чина. 1410—1420 Памятник Андрею Рублёву во Владимире Благовещение Пресвятой Богородицы, 1427—1430, Андронников монастырь Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Андрей Рублев (1360 – 1428 гг.)

Апостол Павел из Звенигородского чина. 1410—1420

Памятник Андрею Рублёву во Владимире

Благовещение Пресвятой Богородицы, 1427—1430, Андронников монастырь

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Даниил Черный 1340 / 50 -1428 Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенский собор во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. Погребён Даниил в Спасо -Андрониковом монастыре вместе с Андреем Рублёвым. Фреска

Даниил Черный 1340 / 50 -1428

Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенский собор во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва. Погребён Даниил в Спасо -Андрониковом монастыре вместе с Андреем Рублёвым.

Фреска "Лоно Авраамово"

Часть росписи Владимирского Успенского собора

Икона Даниила

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.) Монах Иосифо - Волоколамского монастыря. Фрески и иконы Успенского собора Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Утонченность. Изысканность. Праздничность. Нарядность. Нежные тона. Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг. Святитель  Николай Чудотворец. 1502. Митрополит Петр. 1481 г. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.)

Монах Иосифо - Волоколамского

монастыря.

Фрески и иконы Успенского

собора Московского Кремля,

церкви Рождества Богородицы

Ферапонтова монастыря.

Утонченность. Изысканность.

Праздничность. Нарядность.

Нежные тона.

Вседержитель. Фреска.

1502-1503 гг.

Святитель  Николай

Чудотворец. 1502.

Митрополит Петр.

1481 г.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ферапонтов монастырь 1398 год – музей фресок Дионисия   Ферапонтов монастырь 1398 год  Вологодская область Особую значимость для русской и мировой культуры имеет Собор Рождества Богородицы . Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием  и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника  рубежа  XV-XVI веков. Собор Рождества Богородицы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ферапонтов монастырь 1398 год – музей фресок Дионисия

Ферапонтов монастырь 1398 год Вологодская область

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет Собор Рождества Богородицы . Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием  и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника  рубежа  XV-XVI веков.

Собор Рождества Богородицы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?   Создание единого Российского государства, избавление от ордынского владычества, привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, культурному взлету России. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли сказать, что борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на формирование культурного пространства на Руси?

Создание единого Российского государства, избавление от ордынского владычества, привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, культурному взлету России.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление  Какие условия формирования культурного пространства существовали на Руси? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

Какие условия формирования культурного пространства существовали на Руси?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание §27. Подготовить краткое сообщение о  Сафонии Рязанце или Афанасии Никитине (на выбор)   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§27.

Подготовить краткое сообщение о Сафонии Рязанце или Афанасии Никитине (на выбор)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!