Просмотр содержимого документа
«Культура общения воспитанников.»
ОГКОУ Шуйский Детский дом-школа
Программа
по воспитательной
работе:
«Культура общения воспитанников».
Подготовила воспитатель: Перцева А. Д.
I квалификационная категрия.
2014 – 2015 год.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы и важность проблемы.
Нет в мире ничего богаче и сложнее человеческой личности. Её всестороннее развитие, нравственное совершенство — цель воспитания. Путь к достижению этой цели не менее сложен, чем сам человек.
Целью современного воспитания является воспитание социально адаптированной личности, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера.
Одним из важных условий адаптации является умение правильно общаться. Это направление и занимает занимает главное место в моей воспитательной работе с классом.
Подростковый возраст— качественно новый этап в развитии школьника. Это самый трудный из всех возрастов и для всех окружающих его людей. Именно в этом возрасте появляется активное желание быть взрослым, растет потребность в общении со сверстниками, друзьями. Особое значение приобретает чувственная сфера. Очень часто свои чувства подростки проявляют бурно, порой эффективно. Эгоизм, недоброжелательность, агрессивность, взаимная нетерпимость, озлобленность процветают в подростковой среде.
Поэтому на данном этапе развития ребенку необходима компетентная поддержка педагогов и родителей, заключающаяся в воспитании коммуникативных качеств учащихся: умения общаться со сверстниками, одноклассниками, со старшими людьми, работать в команде, коллективе, руководить при организации мероприятий. Такая работа связана с развитием таких личностных качеств как активность, уверенность в себе, умение принимать решения и отвечать за свои поступки, терпимое отношение к другим людям.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
Создание условий для самореализации личности в классе.
Задачи программы:
Совершенствовать навыки общения учащихся, развивать толерантность.
Научить учащихся понимать себя и других.
Развивать умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию.
Познакомить учащихся с основными правилами делового и бытового общения.
Создать условия для осознания учащимися важности содружества, дружелюбности в классе.
Оказать помощь каждому ребенку найти своё место в коллективе.
Компоненты воспитательной работы:
Единство воспитания в трёх сферах: В образовательной, во внеурочной и в социуме.
Совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания).
Практическая деятельность программы представляет сбой систему разнообразных дел, поручений , заданий, традиций, определяющих социально ценный опыт детей и духовную атмосферу школы.
Непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику и самопознание.
Методы и формы реализации программы:
Тематические воспитательные часы, внеклассные занятия, психологические практикумы.
Встречи с психологом, учителями — предметниками, интересными людьми, работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками.
Участие общешкольных, внеклассных мероприятиях.
Механизм реализации программы:
Основные направления | Мероприятия |
Просвещение в области эстетического и этического воспитания | 1.Воспитательные часы 2. Внеклассное занятие: 2. Психологические практикумы |
Просвещение в области правовой культуры | 1. Встречи и беседы с работниками правоохранительных органов. 2. Классные часы: |
Работа с активом группы | 1. Выбор актива группы 2. Распределение обязанностей среди учащихся класса. 3. Составление плана работы на учебный год. |
Спортивно - оздоровительная работа | 1. Участие в различных спортивных соревнований. 2. Участие в днях здоровья. 3. Посещение спортивных учреждений (бассейн, лыжная база, каток) во время каникул. |
Работа с учителями и педагогами дополнительного образования | 1. Проведение тематических объединений. 2. Индивидуальные беседы. |
Работа со школьным психологом | Проведение психологом занятий по теме «Социально — психологический игровой тренинг по профилактике агрессивности» |
Предполагаемый результат программы:
Повышение уровня воспитанности.
Понижения уровня агрессивности учащихся.
Уменьшение количества возникновения проблемных ситуаций между собой.
Увеличение числа учащихся занятых в различных делах класса.
Повышение результатов в учебе.
Мониторинг реализации программы:
Объект | Критерии | Показатели, содержание | Методики изучения |
Воспитанники класса 4-5кл. | Нравственные ценности личности учащегося | 1. Сформированность ценностных отношений | Методика «Пословицы», тест «Размышления о жизненном опыте» |
2. Уровень воспитанности: отношение к себе, к друзьям, к семье, к школе, к России | Методика Степановой, метод наблюдений |
3. Выбор нравственных форм реализации и самовыражения | Анализ нарушени дисциплины, правонарушений. Статистические данные. Методика определения общественной активности учащихся. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. |
4. Состояние развития группового коллектива, в котором формируются нравственные ценности | Социометрия, методика Л.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» |
5. Состояние агрессивности у учащихся | Исследование психолога |
Удовлетворённость воспитанников школьной жизнью | 1. Участие учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях | Статистические данные |
2. Стремление воспитанников к проявлению своих способностей | Статистические данные |
3. Креативность личности ребенка, наличие достижений | Методика диагностики уровня творческой активности воспитанников. Методика для изучения социализированности личности учащихся. Портфолио ученика. |
Удовлетворённость воспитанников и воспитательной деятельностью. | 1. Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы, классного коллектива | Методика изучения удовлетворённостью учащихся школьной жизнью. Анкета учащихся. |
2. Удовлетворённость педагогов воспитательным процессом в классе | Анкетирование. |