СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кукла из ниток"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Кукла из ниток"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные

основные общеобразовательные программы, «Школа – интернат №7»




ОТКРЫТЫЙ УРОК

на тему:

«КУКЛА ИЗ НИТОК»



Учитель: Фараджева И.Б.



Тема: «Кукла из ниток.»

Цель урока:

- научиться выполнять куклу из ниток.

Задачи урока:

- расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.

- ознакомление с народным видом ремесла – изготовлением куклы из соломы.

- формирование представлений о символике красного и белого цветов в народной культуре.

- формирование критического мышления учащихся.

- обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки).

- обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.


Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие, организация внимания.

       Долгожданный дан звонок –

       Начинается урок.

       А сейчас проверь, дружок,

       Ты готов начать урок?

       Все ль на месте,

       Все ль в порядке

   Ножницы и нитки?

  Все ли правильно сидят.

  Все внимательно глядят?

  Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

2. Объявление темы, постановка учебных задач.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с изделиями народных мастеров, с жизнью и обычаями наших предков. Начнём урок с просмотра отрывка из мультфильма «Танец кукол». Смотрите внимательно на экран.

-Скажите, ребята, кого и чего вы увидели на экране? /девочку и кукол/

-А у кого из вас есть кукла?/обращается к девочкам./ Покажите их и скажите, какие они?

(показ кукол)

Давайте поиграем с вами. Перед началом игры хотелось бы прочитать вам небольшое стихотворение:

Еще в полях белеет снег

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы

«Весна идет! Весна идет,

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед…»


- О каком времени года идет речь в этом стихотворении?

- Правильно, о весне!

- А какой праздник мы будем праздновать?

(8 марта, Новруз байрам).

-А какой праздновали на той недели?

- Конечно, масленицу!

-Масленица – это христианский праздник. Проводы зимы и встреча весны. Символом этого праздника являются блины. Вкусные, с разными начинками.

- Посмотрите на блин, какой он формы?/круглый./ А еще блин напоминает солнышко и наши помпончики. Их мы мастерили на прошлом уроке. Давайте их потрогаем? /тактильное восприятие/ (мягкие, круглые и пушистые)

Сейчас я предлагаю вам собрать солнышко с лучиками. Внутри солнышка наклеим слово масленица, а на каждый лучик,наклеимслова, которые обозначают масленицу (весна, ручьи, блины, гулянья, обряды, приметы и т.д.)




- Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданием! А теперь попробуйте отгадать загадки.


Загадки:

  1. Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

но с ней не скучно.

(Кукла)


2. Я, наверно, вам знакома,

Я живу у Тани дома,

С Танечкой хожу гулять,

С Танечкой ложусь в кровать,

И сама, без всякой сказки,

Закрываю сразу глазки,

Я совсем не растеряша

Я игрушка...Кукла Маша.

- Вот мы и подошли к теме нашего урока

Презентация «Кукла из ниток»

Тема нашего урока: «Кукла из ниток»

3. Беседа о смысле изделия, его назначении в народной культуре, о преемственности культур. Показ презентации учащимся.

  Посмотрите пожалуйста на эту куклу –«Мартиничку», это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу.  Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью сделать похожей на человека.

Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

 Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.

- Как вы считаете, цвета могут быть другими?

- Нет. Это не просто декоративное изделие, а символическое изображение весны.

-А какие цвета ещё вы знаете?

- Да, оба цвета символичны: Белый цвет - в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.

Игровое упражнение: «Собери пазлы».




4. Анализ образца: обсуждение приемов изготовления изделия.

- Рассмотрите образец и схему изготовления куклы из ниток(технологическая карта).

- Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.

Словарная работа: ожерелье- шейное украшение из ниток или драгоценных камней;

Оберег- это предмет, который охраняет от разных бедствий.

5. Инструктаж по технике безопасности

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.


6. Физкультминутка.

Кукла в гости собиралась.(Маршируют)

Кукла в платье наряжалась.(Движение рук от груди вниз)

Туфли новые надела. ( Имитируют надевание туфелек)

Долго в зеркальце глядела. (Открывают ладошки перед лицом)

Причесалась не спеша. (Имитируют причёсывание)

До чего же хороша! (Хлопают в ладоши)

Бусы новые надела. (Имитируют надевание бус)

Застегнула неумело. (Грозят пальчиком)

Разбежались бусы вскачь. (Руки от груди в стороны, одновременно шевелят пальчиками рук)

Тише, куколка, не плачь. ( Показывают жест «тихо»)

Пословицы:

«Без труда

Не вынуть и рыбку из пруда».

«Были бы руки, а работу дадут».

«У работающего в руках дело огнем горит».

У матрешки вытягиваем длину ниток .


7. Заготовка пучков ниток для куклы.

-  Сделаем женскую фигурку из  ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

- Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.

- Это очень долгий и неудобный способ, я научу вас работать по-другому. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

Демонстрирую, помогаю отдельным ученикам индивидуально.

- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится  пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?

- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.

- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?

С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.

Пальчиковая гимнастика: «Куклы»

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят(хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратина

И веселый Чиполино

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать

(поочередное загибание пальчиков)


8. Изготовление куклы совместно с учителем.

- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон).







Далее ученики работают по схеме, данной на доске. Помогаю, демонстрирую на своем макете действия. Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают.

- Оцените свою работу. Что возможно, исправьте: подтяните и расправьте нитки.




9. Выставка. Подведение итогов урока.

Ребята, поочередно каждый выходит к доске и демонстрирует свои изделия, за изготовление которых, получаете оценки.




-Ребята, посмотрите, каких красивых кукол вы сделали. А кто знает стихи про кукол.



(Стихотворение «Я её лелею»)


Стихотворение о кукле.

Подарили куклу

Мне на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.


Бросила игрушки,

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Машей забываю.


Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов.

В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.


10. Уборка рабочих мест.

Хочется, закончить урок такими словами:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!