(УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. , ФГОС ООО)
Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч) Тема. Неметаллы (30 ч.) |
| Общая характеристика неметаллов. | Урок «открытия» нового знания | Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение природе. | Уметь пользоваться ПС и по ней давать характеристику элементу, составлять уравнения реакций. Знать понятие аллотропии | Р. Определять цели планировать пути достижения целей; контролировать, оценивать свои действия. П.: Извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; выявлять взаимосвязи. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать свое мнение, формулировать вопросы. | Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию; осознавать единство и целостность окружающего мира | | |
| Положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов. Л.О.№2 ИТБ | Урок «открытия» нового нания | Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Соединения галлогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Л.О.№2 ИТБ Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений | Уметь характеризовать строение молекул галогенов, описывать физические и химические свойства галогенов на основе наблюдений за их превращениями во время демонстрационных опытов, объяснять зависимость свойств галогенов их от положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять формулы соединений галогенов и по формулам давать названия соединениям галогенов. Получить возможность научиться осознавать необходимость соблюдения правил экологической безопасности при обращении с галогенами | Р.: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. П.: Ставят и формулируют цели и проблемы урока. К. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать свое мнение, формулировать вопросы. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование ответственного отношения к учению | | |
| Хлор. Свойства и применение хлора | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. | Знать свойства хлора как простого вещества. Уметь составлять и объяснять с точки зрения восстановления и окисления уравнения реакций, характеризующих химические свойства хлора. | Р.: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. П.: Ставят и формулируют цели и проблемы урока. К. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать свое мнение, формулировать вопросы. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование ответственного отношения к учению | | |
| Хлороводород: получение и свойства. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Хлороводород. Физические свойства. Получение | Знать способ получения хлороводорода в лаборатории и уметь собирать его в пробирку, колбу. Уметь характеризовать свойства хлороводорода | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно П.: Составлять схемы, определять понятия; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование ответственного отношения к учению | | |
| Соляная кислота и её соли. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов. | Знать общие и индивидуальные свойства соляной кислоты. Уметь отличать соляную кислоту и ее соли от других кислот и солей | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно П.: Составлять схемы, определять понятия; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование ответственного отношения к учению | | |
| Пр. работа 3. ИТБ Получение соляной кислоты и изучение её свойств. | Урок отработки умений и рефлексии | Практическая работа ИТБ Получение соляной кислоты и изучение её свойств. | Уметь применять теоретическиезнания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов. Уметь собирать простейший прибор для получения газов, растворять хлороводород в воде. Уметь распознавать соляную кислоту и ее соли | Р.: Планировать пути достижения целей; оценивать ситуацию. и оперативно принимать решение. Контроль и оценка партнера. П.: Составлять алгоритм действия, строить модель на основе условий задачи; проводить химический эксперимент. К.: Находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками при работе индивидуально и в парах. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
| Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия серы. | Урок «открытия» нового знания | Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. | Знать закономерности изменения свойств в А – группах, определение понятия аллотропии. Уметь давать характеристику элементов и простых веществ подгруппы кислорода по их положению в периодической таблице и строению атома. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; выявлять взаимосвязи. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование ответственного отношения к учению | Диск №7 «Химия общая и неорганическая» (кислород). Презентация «Простые вещества - неметаллы» | |
| Свойства и применение серы. Л.О.№3 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений. | Уметь характеризовать строение молекулы серы, объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы. Получить возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Составлять схемы, определять понятия; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование интереса к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем. | Диск №7 «Химия общая и неорганическая» (сера). Коллекция «Минералы». Презентация «Сера» Образец серы, хим. стакан, стеклянная палочка, ложечка для сжигания химических веществ, сухое горючее. | |
| Сероводород. Сульфиды. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.. | Знать свойства сероводорода. Уметь распознавать сульфид – ионы в растворах | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Составлять схемы, определять понятия; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирование познавательных интересов и мотивов значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека | Растворы серной кислоты, хлорид бария, соляная кислота | |
| Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. | Знать свойства кислородных соединений серы. уметь распознавать сульфит – ионы и сульфат- ионы в растворах | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. П.: Составлять схемы, определять понятия; обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к самообразованию и саморазвитию, ответственного отношения к учению | Презентация «Кислотные дожди». | |
| Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли. Л.О.№4 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты. Лабораторные опыты. Качественные реакции на сульфид- сульфит- и сульфат- ионы в растворе. | Знать отличительные свойства концентрированной серной кислоты. Уметь составлять уравнения реакции с концентрированной серной кислотой понимать принципы и научные способы организации и оптимизации производства | Р.: Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование познавательных интересов и мотивов; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека | Презентация «Серная кислота». Растворы: серная кислота, соляная кислота, хлорид бария. Индикатор лакмус | |
| Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Р.: Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Диск №3 «Кислоты и основания». Диск №11 «Виртуальная лаборатория» | |
| Практическая работа 4. ИТБ Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | Уроки отработки умений и рефлексии | Практическая работа 4. ИТБ Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | Уметь применять теоретическиезнания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов | Р.: Планировать пути достижения целей; оценивать ситуацию. и оперативно принимать решение. Контроль и оценка партнера. П.: Составлять алгоритм действия, строить модель на основе условий задачи; проводить химический эксперимент. К.: Находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками при работе индивидуально и в парах. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Растворы: сульфат натрия, хлорид натрия, серная кислота, оксид меди (II) | |
| Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот: свойства и применение. | Урок «открытия» нового знания | Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: физические и химические свойства. Получение и применение. Оксиды азота. Круговорот азота в природе. | Уметь: объяснять сходство и различие в строении атомов азота и фосфора; характеризовать элементы азот и фосфор по положению в ПС. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; концентрировать и оценивать свои действия П.: Давать определения понятиям, устанавливать причинно – следственные связи; переводить информацию из одной формы представления в другую. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего особенности химического знания | Диск №7 «Химия общая и неорганическая», презентация «Азот» | |
| Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. | Знать свойства аммиака. уметь распознавать ион аммония в растворах. | Р.: Планировать свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. П.: Ставят и формулируют цели и проблемы урока. К.: Контролируют действия партнера | Формирование познавательных интересов и мотивов, осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека. | Презентация «Аммиак». Диск №11 «Виртуальная лаборатория» | |
| Пр. работа 5. ИТБ Получение аммиака и изучение его свойств. | Урок рефлексии | Получение и собирание аммиака. Правила ТБ. | Знать правила обращения с лабораторным оборудованием; уметь получать аммиак и изучать его свойства. | Р.: Планировать пути достижения целей; оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, контроль и оценка действий партнера П.: Составлять алгоритм действия, строить модель на основе условий задачи; проводить химический эксперимент К.: Находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками при работе индивидуально и в парах, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности. | | |
| Соли аммония. Л.О.№5 ИТБ | Урок «открытия» нового знания | Соли аммония. Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. . | Знать качественную реакцию на ион аммония. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства солей аммония и разъяснять их в свете представления об электролитической диссоциации | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
| Азотная кислота. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие | Уметь описывать свойства азотной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов. Получить возможность научиться составлять «цепочки» превращений. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Проявляют устойчивый интерес к новым знаниям и применением этих знаний в быту. | Презентация «Окислительные свойства азотной кислоты». | |
| Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Азотная кислота и ее соли. Азотные удобрения | Знать свойства азотной кислоты и ее солей. Уметь распознавать нитрат – ионы в растворах | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Презентация «Нитраты» | |
| Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | Урок «открытия»нового знания | Фосфор. Физические и химические свойства фосфора. Аллотропия фосфора.. | Знать аллотропию фосфора. Уметь характеризовать его химические свойства | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека | Диск №7 «Химия общая и неорганическая» Презентация «Фосфор» | |
| Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Соединения фосфора: оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | Знать свойства оксида фосфора и фосфорной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах, проводить качественную реакцию на фосфат-ионы. Понимать значение минеральных удобрений для растений. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. | Диск №3 «Кислоты и основания», презентация «Минеральные удобрения» Коллекция удобрений | |
| Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия углерода. | Урок «открытия» нового знания | Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. | Уметь характеризовать химические элементы IVА-группы на основании их положения в периодической системе и строения их атомов. Иметь представление об аллотропных модификациях углерода. | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Демонстрации. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов. Диск №7. «Химия общая и неорганическая» (Элементы IV группы. Углерод и кремний | |
| Химические свойства углерода. Адсорбция. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Адсорбция. | Знать свойства простого вещества угля, иметь представление об адсорбции. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода как восстановителя и как окислителя. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
| Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV). Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. | Знать свойства простого вещества угля, иметь представление об адсорбции. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода как восстановителя и как окислителя. | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
| Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Л.О.№ 6-7 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода. Лабораторные опыты. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат-ион. | Знать свойства оксида углерода(IV), качественную реакцию на углекислый газ. Уметь доказывать характер оксида, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислотных оксидов. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. | Диск №7. «Химия общая и неорганическая» (Элементы IV группы. Углерод и кремний). Диск №11 «Виртуальная лаборатория» Карбонат кальция, р-р соляной кислоты, 2 пробирки, газоотводная трубка | |
| Пр. работа 6. ИТБ Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Урок рефлексии | Практическая работа Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Уметь получать и собирать оксид углерода(IV) в лаборатории и доказывать наличие данного газа. Уметь распознавать соли угольной кислоты. | Р.: Планировать пути достижения целей; оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, контроль и оценка действий партнера П.: Составлять алгоритм действия, строить модель на основе условий задачи; проводить химический эксперимент К.: Находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками при работе индивидуально и в парах, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности. | Презентация «Получение углекислого газа». Диск №11 «Виртуальная лаборатория» Кусочки мела, раствор соляной кислоты. Растворы: гидроксид натрия, р-р фенолфталеин. Кристаллические вещества сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия | |
| Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | Урок «открытия» нового знания | Кремний. Кремний и его соединения. Оксид кремния(IV). Стекло. Цемент. | Знать, причину различия физических свойств высших оксидов углерода и кремния. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния и оксида кремния (IV) | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности. | Демонстрации. Образцы природных карбонатов и силикатов. Презентации «Стекло», «Цемент», «Кремний и его соединения». | |
| Кремниевая кислота и ее соли. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Кремниевая кислота и ее соли | Знать свойства кремниевой кислоты, качественную реакцию на силикаты. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремниевой кислоты и её солей. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия. П.: Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». Решение расчетных задач. | Знать строение атомов неметаллов, изменение свойств простых веществ неметаллов и их соединений в зависимости от заряда ядра атомов неметаллов. Уметь объяснять свойства неметаллов и их соединений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и электролитической диссоциации. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
| Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы». | Урок развивающего контроля | Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы». | Уметь использовать приобретенные знания | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | | |
Тема: Металлы и их соединения (13) |
| Положение металлов в ПСХЭ Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. Л.О. №8 ИТБ | Урок «открытия» нового знания | Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Общие физические свойства металлов. Лабораторные опыты. Изучение образцов металлов. | Уметь характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ Д.И. Менделеева. Получить возможность научиться: прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. | Р. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П. Использовать знаково- символические средства. К. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве. | Определять свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Презентация «Металлы». Коллекция «Металлы и сплавы» | |
| Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Металлы в природе и общие способы их получения. | Уметь объяснять способы получения металлов с точки зрения представлений об окислительно – восстановительных реакциях | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию | Коллекция «Металлы» Коллекция сплавов. | |
| Химические свойства металлов. Ряд активности металлов. Л.О.№9 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. электрохимический ряд напряжения металлов. Металлическая связь. Сплавы металлов. Лабораторные опыты. Взаимодействие металлов с растворами солей. | Уметь описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях свойств металлов в периодах и группах. Получить возможность научиться: прогнозировать химические свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. | Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще неизвестно. П. Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство. К. Участие в коллективном обсуждении проблем, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование умений использования знаний в быту. | | |
. | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Свойства. | Урок «открытия»нового знания | Щелочные металлы и их соединения. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. | Уметь давать характеристику щелочным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, исследовать свойства щелочных металлов - как простых веществ. Получить возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. | Р.: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. П.: Ставят и формулируют цели и проблемы. К.: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми | Диск №7 «Химия общая и неорганическая» образцы оксидов и гидроксидов щелочных металлов. | |
. | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений. | Уметь характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов; составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений. Получить возможность научиться составлять «цепочки» превращений. | Р.: Определять цели, планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия. П.: Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | | |
55. | Щелочно-земельные металлы. Кальций и его соединения. Жёсткость воды. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Щелочноземельные металлы ии их соединения. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения. | Уметь давать характеристику щелочноземельным металлам по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атомов, исследовать свойства щелочноземельных металлов как простых веществ. Получить возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. | Р.: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. П.: Ставят и формулируют цели и проблемы урока. К.: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, способности вести диалог с другими людьми | | |
56. | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства, применение. | Урок «открытия» нового знания | Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. | Уметь давать характеристику алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, физические и химические свойства алюминия; объяснять зависимость свойств алюминия от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, объяснять причины химической инертности алюминия. Получить возможность научиться грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. | Р.: Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия. П.: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. К.: Допускают возможность различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование умений использования знаний в быту. | Диск №7 «Химия общая и неорганическая», презентация «Алюминий» | |
57. | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Л.О.№10 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Нахождение в природе. Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. | Уметь характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия, составлять химические уравнения, характеризующие свойства алюминия, решать «цепочки» превращений. Получить возможность научиться составлять «цепочки» превращений | Р. :Учитывают правило в планировании и контроле способа решения задач. П.: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: Контролируют действие партнера | Формирование умений интегрировать полученные знания в практическую жизнь | Диск №7 «Химия общая и неорганическая» презентация «Алюминий» Раствор Н2SО4, НСl, NаОН, гранулы алюминия | |
58. | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. | Урок «открытия» нового знания | Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. | Уметь давать характеристику железа по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, характеризовать состав атома, физические и химические свойства железа, объяснять зависимость свойств железа от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева; исследовать свойства железа в ходе выполнения лабораторного опыта, описывать химический эксперимент. Получить возможность научиться грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни | Р.: Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия. П.: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. К.: Допускают возможность различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование умений интегрировать полученные знания в практическую жизнь | Диск №7 «Химия общая и неорганическая», презентация «Железо» | |
59. | Соединения железа. Л.О.№11 ИТБ | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Лабораторные опыты. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. | Уметь характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов железа, составлять химические уравнения, характеризующие свойства соединений железа, проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах катионов железа, решать «цепочки» превращений. Получить возможность научиться составлять «цепочки» превращений, составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям. | Р.: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения задач. П.: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: Допускают возможность различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими в сотрудничестве людьми | Коллекция образцов железных руд | |
60. | Практическая работа 7. ИТБ Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Урок рефлексии | Практическая работа 7. ИТБ Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Получить возможность научиться осознавать необходимость соблюдения правил ТБ и ОТ для сохранения здоровья окружающих. | Р.: Осуществляют пошаговый контроль по результату. П.: Владеют общим приемом решения задач. К.: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем | Растворы: нитрат серебра, сульфат меди, нитрат алюминия, медная проволока, стружки железа, медные стружки | |
61. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Решение расчетных задач | Урок рефлексии | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Решение расчетных задач | Уметь обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц, презентаций. | Р.: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок. П.: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. К.: контролируют действия партнера | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности | | |
62. | Контрольная работа 3 по теме «Металлы». | Урок развивающего контроля | Контрольная работа 3 по теме «Металлы». | Уметь применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | Р.: Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. П. овладевают способом ставить учебные цели, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, формулируют собственное мнение и позицию К.: Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формируют собственное целостное мировоззрение. Проявляют ответственность за результаты | | |
Раздел 3. Первоначальные сведения об органических веществах (6 ч.) |
63. | Органическая химия. Углеводороды. Л. О. № 12. Знакомство с углём, нефтью, продуктами переработки | Урок «открытия» нового знания | Предмет органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Углеводороды: метан, этан, этилен. Предельные (насыщенные) углеводороды. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана. | Знать понятия «органическая химия», «органические вещества», «углеводороды», «структурные формулы». Знать отличия органических веществ от неорганических. Уметь составлять структурные формулы простейших углеводородов. | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, формирование патриотизма, гордости за отечественную науку на примере жизни, деятельности А.М. Бутлерова | Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. | |
64. | Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Кислородосодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин) карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). | Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений. . | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах. | Осознавать единство и целостность окружающего мира | Дем. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. . | |
65. | Аминокислоты. Белки. Жиры. Углеводы. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, Роль белков в организме. . | Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах. | Осознавать единство и целостность окружающего мира | Дем. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественная реакция на глюкозу и крахмал. | |
66. | Полимеры. | Урок «открытия» нового знания | Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. | Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. | Р.: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать пути достижения целей; контролировать и оценивать свои действия и результаты. П.: Давать определения понятиям; извлекать информацию из различных источников анализировать, сравнивать, классифицировать факторы и явления. К.: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах. | Осознавать единство и целостность окружающего мира | Демонстрации Получение этилена. Качественные реакции на этилен. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена | |
67. | Итоговая контрольная работа № 4. | Урок развивающего контроля | Итоговая контрольная работа № 4. | Уметь применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач | Р.: Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. П. овладевают способом ставить учебные цели, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, формулируют собственное мнение и позицию К.: Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формируют собственное целостное мировоззрение. Проявляют ответственность за результаты | | |
68. | Химические загрязнения окружающей среды и его последствия. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Химические загрязнения окружающей среды и его последствия. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. | Р.: Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия. П.: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. К.: Допускают возможность различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование умений интегрировать полученные знания в практическую жизнь | | |
Пр. работа- практическая работа
Д.О. - демонстрационный опыт
Л.О. – лабораторный опыт