на I – II семестр 2018/2019 уч. года
Группа: Т-11, П-12.
Преподаватель: Ларичев А.А.
Наименование темы и количество часов | № занятия | Содержание занятия | Форма проведения занятия | Наглядные пособия | Задание на дом |
Введение (1 час) | Занятие № 1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты | § 1, 2 |
Раздел I. Общая и неорганическая химия (37 часов) |
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии (3 часа) | Занятие № 1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты | § 1, 2 |
Занятие № 2 | Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | Практическое занятие | | |
Тема1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (4 часа) | Занятие № 3 | Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И4 стр 58 - 70 Конспект |
Занятие № 4 | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И4 стр 58 - 70 Конспект |
Тема 1.3 Строение вещества (8 часов) | Занятие № 5 | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И4 стр 72 - 80 Конспект |
Занятие № 6 | Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь | | | |
Занятие № 7 | Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И4 стр 80 - 84 Конспект |
Занятие № 8 | Расчет массовой и объемной доли компонента в смеси, доли практического выхода. | Практическое занятие | | |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (4 часа) | Занятие № 9 | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | И4 стр 85 – 89 Конспект |
Занятие№10 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | И4 стр 85 – 89 Конспект |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства (8 часов) | Занятие№11 | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | И4 стр 116 – 121 стр 131 – 137 Конспект |
Занятие№12 | Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | Конспект |
Занятие№13 | Свойства кислот Свойства оснований | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий | |
Занятие№14 | Свойства солей. Разные случаи гидролиза солей. | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий | |
Тема 1.6. Химические реакции (4 часа) | Занятие№15 | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | Комбинированное занятие Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы | И4 стр 85 - 89 Конспект |
Занятие№16 | Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | Комбинированное занятие Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы | И4 стр 85 - 89 Конспект |
Тема 1.7. Металлы и неметаллы (6 часов) | Занятие№17 | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы | И4 стр 122 - 130 стр 94 – 105 Конспект |
Занятие№18 | Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы | И4 стр 122 - 130 стр 94 – 105 Конспект |
Занятие №19 | Решение экспериментальных задач. | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий | |
Раздел II. Органическая химия (40 часов) |
Тема 2.1. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова (2 часа) | Занятие № 20 | Органическая химия - химия соединений углерода. Особенность электронного строения атома углерода. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Структурные формулы. Изомерия. Гомология и гомологи | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты | И1 § 1, 2 Конспект |
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники (10 часов) | Занятие № 21 | Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов. Строение молекул алканов, Изомерия углеводородного скелета. Химические свойства алканов: горение, галоидирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Практическое значение предельных углеводородов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 3 Конспект |
Занятие № 22 | Алкены. Диеновые углеводороды. Строение, виды изомерии, систематическая номенклатура. Особенности электронного строения углеводородов с сопряженными двойными связями. Сравнительная характеристика химических свойств диенов и алкенов. Полимеризация бутадиена- 1,3 и изопрена. Природный и синтетический каучуки. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 4, 5 Конспект |
Занятие № 23 | Алкины. Строение молекулы на примере ацетилена, его структурная и электронная формулы. Гомологический ряд ацетилена. Изомерия. Систематическая и рациональная номенклатура алкинов. Физические и химические свойства алкинов (реакции ионного присоединения, реакции полимеризации). Получение и применение ацетилена Название непредельных углеводородов по систематической и рациональной номенклатуре по формулам и составление формул, исходя из их названий. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 6 Конспект |
Занятие № 24 | Бензол. Изомерия, рациональная номенклатура, эмпирические названия. Физические и химические свойства бензола. Реакции бромирования, нитрования, присоединения водорода и хлора. Применение бензола Природные источники и синтетические способы получения ароматических углеводородов. | Комбинированное занятие Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 7§ 8 Конспект |
Занятие № 25 | Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы. Их состав. Использование нефтяных газов. Состав и свойства нефти. Фракционная перегонка нефти и применение ее продуктов. Уголь, его химическая переработка. Коксование угля. Проблема получения жидкого топлива из угля. | Комбинированное занятие Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 7§ 8 Конспект |
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения (18 часов) | Занятие № 26 | Классификация спиртов. Строение предельных одноатомных спиртов. Электронное строение функциональной группы (гидроксогруппы). Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов Структурная изомерия (углеводородного скелета и положения функциональной группы). Рациональная и систематическая номенклатура. Основные способы получения спиртов. Физические и химические свойства спиртов. Многоатомные спирты. Их строение, особенности свойств. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этиленгликоля и глицерина. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 9 Конспект |
Занятие № 27 | Фенолы, их строение. Взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле фенола. Способы получения, физические и химические свойства фенолов. Качественная реакция на фенолы -взаимодействие с хлоридом железа (III) | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 10, 11 Конспект |
Занятие№28 | Строение молекулы альдегидов, их функциональная группа. Гомологический ряд и структурная изомерия альдегидов. Рациональная и систематическая номенклатура. Получение и свойства альдегидов. Качественная реакция на альдегиды (взаимодействие с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II)). Понятие о классе кетонов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 10, 11 Конспект |
Занятие№29 | Виды карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы. Взаимное влияние углеводородного радикала карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Виды структурной изомерии. Эмпирические названия и систематическая номенклатура Получение и физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, щелочами, спиртами, галогенирование. Важнейшие представители предельных и непредельных карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, акриловая, олеиновая. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 12 Конспект |
Занятие№30 | Строение сложных эфиров. Реакция этерификации. Гидролиз эфиров. Жиры. Физические и химические свойства жиров: гидролиз, окисление, гидрирование жидких жиров. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 13 Конспект |
Занятие№31 | Классификация углеводов. Моносахариды. Строение глюкозы. Виды изомерии моносахаридов. Физические и химические свойства глюкозы как альдегида спирта. Значение глюкозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидрооксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Состав, строение, свойства, применение эфиров целлюлозы. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы мультимедийная продукция | И1 § 14-15 Конспект |
Занятие№32 | Свойства этилового спирта Многоатомные спирты Получение и свойства альдегидов | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий Вещества и оборудование микролабораторий | |
|
Занятие№33 | Свойства карбоновых кислот | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий. Задания. | |
Занятие№34 | Свойства жиров | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры (8 часов) | Занятие№35 | Амины. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Получение алифатических аминов из галогенопроизводных при действии аммиака; реакция Зинина. Понятие об аминокислотах. Виды изомерии. Физические и химические свойства аминокислот. Амфотерность аминокислот, образование пептидов. Значение аминокислот в природе. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | И1 § 16 Конспект |
Занятие№36 | Белки как биополимеры аминокислот. Полипептидная теория строения белков. Условия проведения гидролиза белков. Цветные реакции на белки. Ферменты. Применение в различных отраслях народного хозяйства Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений — реакции полимеризации и поликонденсации. Пластмассы и каучуки. Синтетические волокна: лавсан, капрон. Роль химии в создании новых материалов. Экологических проблемы вторичной переработки полимерных продуктов. | Комбинированное занятие | Схемы, плакаты, таблицы | И1 § 17,21-22 Конспект |
Занятие№37 | Свойства и цветные реакции белков | Практическое занятие | Вещества и оборудование микролабораторий | |
Занятие №38 | Распознавание важнейших органических веществ | Практическое занятие | Схемы, плакаты, таблицы Вещества и оборудование микролабораторий | |
Д/З (2 часа ) |