СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП химия 10 класс Профильный уровень

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП для профильного класса. Учебник Габриэлян.

Просмотр содержимого документа
«КТП химия 10 класс Профильный уровень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 6 _____________ И.Л. Баранова

____ августа 2019 г

_____________ И.Л. Баранова

____ января 2020 г

ПРОВЕРЕНО

Руководитель МО _____________ Е.Ю.Антонова

____ августа 2019 г

_____________ Е.Ю.Антонова

____ декабря 2019 г


УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 _____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2019 г













Календарно-тематическое планирование

на 2018-2019 учебный год


Предмет химия (профильный уровень)

Класс 10б

Учитель Антонова Елена Юрьевна






г. Радужный - 2019

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по химии составлено в соответствии с рабочей программой среднего общего образования профильного уровня.

Учебным планом школы на изучение курса химии (профильный уровень) выделено в 10 классе 105 часов, 3 часа в неделю.

Количество часов по темам соответствует рабочей программе. Резервные 4 часа могут быть использованы на коррекцию знаний в течение учебного года или на повторение учебного материала в конце учебного года.

Учебно-тематический план


Раздел плана

Кол-во часов

В том числе:

Предполагаемые сроки прохождения

Практические работы

Контрольные работы

1

Тема I Методы научного познания

1

-

-

1н.09

2

Тема II. Основы теоретической химии. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ

7

+1

АКР

-

1

1 АКР

1н09 – 3н.09

3

Тема III. Органическая химия

83 часа

+ 1АКР

8

7 +1 АКР

4н.09-2н.04

4

Тема IV. Химия и жизнь.

Биологически активные соединения

7

+1 АКР

2

1 АКР

3н.04 – 3н.05

5

Резерв

4

-

-

4н.05

Итого

105

10

8 +3 АКР





Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Содержание учебного материала

Практическая работа

Планируемые результаты ЗУН

Дата проведения урока

План

Факт

Тема 1. Методы научного познания (1 час)



Моделирование химических явлений.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии.

Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.

Знать: особенности строения и свойств органических соединений, значение и роль органической химии в системе естественных наук.

02.09


Тема 2. Основы теоретической химии (7 часов)+1 АКР



Теория строения органических соединений

Предпосылки создания теории строения:теория радикалов и теория типов, работы Кекуле и Франкланда, участие Бутлерова в съезде врачей и естествоиспытателей в Шпейере.

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.

Изомерия на примере бутана и изобутана.

Зависимость свойств веществ от химического строения. Средствами предмета помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни на примере жизни и деятельности А.М. Бутлерова


Знать:

Основные положения теории Бутлерова, разновидности структурной и пространственной изомерии.

Уметь:

Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений.

02.09


Строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода

Свойства атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р.

Электронные и электронографические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии.

Первое валентное состояние - sp3 – гибридизация (на примере молекул метана и других алканов). Второе валентное состояние – sp2 – гибридизация (на примере молекулы этилена)


Знать:

основные понятия: электронное облако, орбиталь.

Уметь: записывать электронные и электронографические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях,

понятие и виды гибридизации, валентные состояния атома углерода на примерах

05.09


Классификация органических соединений.

Основы номенклатуры органических соединений

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкадиены). Номенклатура тривиальная, рациональная, ИЮПАК. Рациональная номенклатура как предшественник номенклатуры ИЮПАК. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Основные направления развития теории химического строения.


Знать: классификацию органических соединений по строению углеродного скелета,

номенклатуру тривиальную, рациональную, ИЮПАК.

Уметь называть органические вещества по различным видам номенклатур,

определять принадлежность вещества к определенному классу соединений.

09.09


Изомерия в органической химии и ее виды.


Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды. Геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии

Демонстрации

Модели молекул изомеров и гомологов

Знать структурную изомерию и ее виды: изомерию «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовую изомерию, пространственную изомерию и ее виды. геометрическую и оптическую, биологическое значение оптической изомерии

09.09


Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения, замещения, отщепления и изомеризации.

Понятие о реакциях замещения в органической химии. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления, крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакции изомеризации.


Знать реакции замещения в органической химии, галогенирование алканов, аренов, щелочной гидролиз галогеналканов, реакции присоединения.

Уметь: записывать уравнения реакций и определять тип химической реакции.

12.09


Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.


Знать: гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму, понятия нуклеофил и электрофил,

Уметь применять правило Марковникова, определять тип химической связи.

16.09


Контрольная работа №1 «Предмет органической химии. Теория строения органических веществ»

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Предмет органической химии. Теория строения органических веществ»



19.09


Административная контрольная работа




19.09


Тема 3. Органическая химия (83 часа)+ 1 АКР

Природные источники углеводородов и их переработка.

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и свойства и промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Октановое число бензинов. Природный и попутный нефтяной газы. Их состав и использование в народном хозяйстве. Коксование каменного угля, продукты коксования. Проблема получения жидкого топлива из угля.

Формирование интереса к профессии геолога и нефтяника.


Знать природные источники углеводородов, состав природного газа и нефти, их практическое использование, принцип коксования каменного угля.

23.09


Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства.

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов.Ковалентные связи в молекулах, sp3 гибридизация. Изомерия. Систематическая номенклатура. Физические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алканов. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов.


Знать: гомологический ряд и общую формулу алканов, строение молекулы метана и других алканов, крекинг алканов, лабораторные способы получения алканов.

Уметь называть алканы по международной номенклатуре, записывать формулу по названию, определять изомеры, записывать уравнения реакций получения алканов, определять молекулярные формулы газообразных углеводородов

26.09


Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства.

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов.Ковалентные связи в молекулах, sp3 гибридизация. Изомерия. Систематическая номенклатура. Физические свойства. Промышленные и лабораторные способы получения алканов. Применение. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов.


Знать: гомологический ряд и общую формулу алканов, строение молекулы метана и других алканов, крекинг алканов, лабораторные способы получения алканов.

Уметь называть алканы по международной номенклатуре, записывать формулу по названию, определять изомеры, записывать уравнения реакций получения алканов.

26.09


Химические свойства алканов.

Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности, в быту и на производстве. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов и галогенозамещенных.


Знать: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация, механизм радикального замещения, его стадии, применение алканов.

Уметь записывать уравнения реакций, характерных для предельных углеводородов.

30.09


Химические свойства алканов.

Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по продуктам сгорания. Получение водорода и непредельных углеводородов из предельных.


Знать: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация, механизм радикального замещения, его стадии, применение алканов.

Уметь записывать уравнения реакций, характерных для предельных углеводородов.

03.10


Циклоалканы.

Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов («углеродного скелета», межклассовая, цис-, транс). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.


Знать структурные формулы циклоалканов, изомерию, химические свойства циклоалканов, а также особые свойства циклопропана и циклобутана.

03.10


Практическая работа №1 Качественный анализ органических соединений



Знать правила т/б.

Уметь оформлять результаты работы.

07.10


3.2 Этиленовые и диеновые углеводороды


Алкены.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. sp2гибридизация электронных углеродных атомов, σ и π связи. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте.


Знать: строение молекулы этилена, гомологический ряд алкенов и общую формулу, изомерию алкенов, поляризацию пи-связи в молекулах на примере пропена, индуктивный (+I) эффект.

Уметь называть, записывать структурные формулы, записывать уравнения реакций получения алкенов.

07.10


Алкены.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. sp2гибридизация электронных углеродных атомов, σ и π связи. Номенклатура и физические свойства алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Получение этиленовых углеводородов. Поляризация пи-связи в молекулах алкенов на примере пропена. Понятие об индуктивном (+I) эффекте.


Знать: строение молекулы этилена, гомологический ряд алкенов и общую формулу, изомерию алкенов, поляризацию пи-связи в молекулах на примере пропена, индуктивный (+I) эффект.

Уметь называть, записывать структурные формулы, записывать уравнения реакций получения алкенов.

10.10


Химические свойства алкенов.

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации. Механизм реакции электрофильного присоединения. Правило Марковникова. Применение алкенов на основе их свойств. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.


Знать реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование).

Уметь записывать уравнения реакций, характерных для алкенов.

14.10


Химические свойства алкенов

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации. Механизм реакции электрофильного присоединения. Правило Марковникова. Применение алкенов на основе их свойств. Окисление алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.


Знать: мезанизм реакций электрофильного присоединения к алкенам.

Уметь записывать уравнения реакций окисления алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

14.10


Практическая работа № 2 Получение и исследование свойств этилена.



Знать правила т/б.

Уметь собирать прибор для получения газа этилена и проводить опыты.

17.10


Алкадиены.

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π связей в молекулах: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов их получение.


Знать: общую формулу алкадиенов, строение молекул, изомерию и физические свойства аладиенов, взаимное расположение: кумулированное, сопряженное, изолированное.

Уметь называть алкадиены по международной номенклатуре.

21.10


Химические свойства алкадиенов.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов.


Знать химические свойства алкадиенов, полимеризация алкадиенов.

Уметь сравнивать свойства алкенов и алкадиенов.

21.10


Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

Натуральный и синтетический каучук. Строение, свойства. Вулканизация каучука. Резина. Работы Лебедева С.В. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Специфические особенности профессии химика-технолога в производстве синтетического каучука и резины.


Знать: натуральный и синтетический каучук, вулканизация каучука, резина.

Уметь записывать уравнение реакции Лебедева (получение бутадиена)

24.10



Расчетные задачи по теме: «Установление молекулярной формулы вещества»

Решение расчетных задач на установление молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и продуктам сгорания. Решение комбинированных задач.


Уметь решать расчетные задачи на установление молекулярных формул веществ.

28.10


Расчетные задачи по теме: «Установление молекулярной формулы вещества»

Решение расчетных задач на установление молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и продуктам сгорания. Решение комбинированных задач.


Уметь решать расчетные задачи на установление молекулярных формул веществ.

28.10


Контрольная работа № 2 по темам «Предельные и непредельные углеводороды»

Выполнение заданий по темам «Предельные и непредельные углеводороды»


Знать:

физические, химические свойства, получение углеводородов

07.11


Анализ контрольной работы

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.



11.11


3.3 Ацетиленовые углеводороды

Алкины.

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Номенклатура алкинов. Изомерия ацетиленовых углеводородов. Получение: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Выведение формул по массовой доле элементов.


Знать гомологический ряд алкинов, их общую формулу, изомерию ацетиленовых углеводородов, их строение.

Уметь составлять структурные формулы, записывать изомеры, уравнения реакций получения алкинов.

11.11


Алкины.

Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Номенклатура алкинов. Изомерия ацетиленовых углеводородов. Получение: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Выведение формул по массовой доле элементов.


Знать гомологический ряд алкинов, их общую формулу, изомерию ацетиленовых углеводородов, их строение.

Уметь составлять структурные формулы, записывать изомеры, уравнения реакций получения алкинов.

14.11


Решение задач

Выведение формул по массовой доле элементов.



18.11


Химические свойства алкинов.

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов.


Знать: реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование, тримеризацию ацетилена в бензол, окисление алкинов.

18.11


Химические свойства алкинов.

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Окисление алкинов. Применение алкинов.


Знать: реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование, тримеризацию ацетилена в бензол, окисление алкинов.

21.11


Решение расчетных задач на избыток и недостаток и выход продукта

Решение расчетных задач на избыток и недостаток и выход продукта.


Уметь решать задачи с нахождением вещества в избытке, вычислять выход продукта.

25.11


3.4 Ароматические углеводороды

Ароматические углеводороды (арены)

Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей. Физические свойства. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного пи-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Применение. Получение аренов


Знать:

важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, гомологи, структурная изомерия.

Уметь:

объяснять природу и способы образования химической связи.

25.11


Ароматические углеводороды (арены)

Бензол, как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей. Физические свойства. Изомерия и номенклатура аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного пи-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Применение. Получение аренов.


Знать:

важнейшие химические понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, гомологи, структурная изомерия, основные способы получения аренов

Уметь: определять изомеры и гомологи,

28.11


Химические свойства бензола

Реакции замещения: галогенирование нитрование и алкилирование бензола. Радикальное хлорирование бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования.

Формирование умения соотносить предметные знания с требованиями профессии эколога.


Знать: основные типы химических реакций.

Уметь:

определять тип реакции, объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

02.12


Решение задач на выход продукта

Основные формулы для нахождения массового и объемного выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Уметь: решать задачи на выход продукта

02.12


Химические свойства толуола.

Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Галогенирование и гидрирование нитрование толуола. Сравнение реакционной способности толуола и бензола в реакциях замещения. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. Реакции боковых цепей алкилбензолов.


Знать:

основные типы химических реакций.

Уметь:

объяснять природу и способы образования химической связи,

определять характер взаимного влияния в молекулах.

05.12


Химические свойства толуола.

Взаимное влияние атомов в молекуле толуола.Галогенирование и гидрирование нитрование толуола. Сравнение реакционной способности толуола и бензола в реакциях замещения. Ориентанты I и II рода в реакциях замещения с участием аренов. . Реакции боковых цепей алкилбензолов.



Знать:

основные типы химических реакций.

Уметь:

объяснять природу и способы образования химической связи,

определять характер взаимного влияния в молекулах.

09.12


Генетическая связь между классами углеводородов.

Взаимосвязь гомологических рядов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.


Знать:

химические свойства, способы получения углеводородов.

Уметь:

Определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений.

09.12


Генетическая связь между классами углеводородов.

Взаимосвязь гомологических рядов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов.


Знать:

химические свойства, способы получения углеводородов.

Уметь:

Определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений.

12.12


Обобщение знаний по темам «Ацетиленовые и ароматические углеводороды»

Повторение основных вопросов темы.


Знать: строение, физические и химические свойства соединений, получение.

Уметь: записывать уравнения соответствующих реакций, проводить расчеты по уравнениям.

16.12


Контрольная работа №3 по теме «Ароматические углеводороды».

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Ароматические углеводороды».


Знать: строение, физические, химические свойства. Получение.

Уметь:

Записывать уравнения соответствующих реакций, проводить расчеты по уравнениям реакций

16.12


Административная контрольная работа




19.12


3.5 Гидроксильные соединения

Спирты. Состав, классификация.

Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Смещение электронной плотности в гидроксильной группе под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов.

Физические свойства спиртов, их получение. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов.

Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.

Применение спиртов.


Знать:

-важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, валентность, степени окисления, структурная изомерия,

- классификация и номенклатура органических соединений.

Уметь:

-называть изученные вещества,

-определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи,

23.12


Получение спиртов

Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.


Знать:

-основные способы получения спиртов

Уметь: записывать уравнения реакций получения спиртов

23.12


Химические свойства спиртов

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.


Знать:

-основные типы реакций в органической химии

Уметь:

-объяснять зависимость химических свойств от строения молекулы,

-проводить расчеты по уравнениям химических реакций

26.12


Химические свойства спиртов

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.


Знать:

-основные типы реакций в органической химии

Уметь:

-объяснять зависимость химических свойств от строения молекулы,

-проводить расчеты по уравнениям химических реакций



Особенности свойств многоатомных спиртов

Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств. Качественная реакция на многоатомные спирты. Практическое использование.

Лабораторный опыт.

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).

Знать:

-важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, основные типы реакций, классификацию и номенклатуру спиртов.

Уметь:

-называть изученные вещества

-характеризовать строение и свойства многоатомных спиртов.



Особенности свойств многоатомных спиртов

Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств. Качественная реакция на многоатомные спирты. Практическое использование

Лабораторный опыт.

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II).

Знать:

-важнейшие химические понятия: функциональная группа, гомология, основные типы реакций, классификацию и номенклатуру спиртов.

Уметь:

-называть изученные вещества

-характеризовать строение и свойства многоатомных спиртов.



Фенолы. Свойства. Получение.

Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов.

Классификация фенолов.

Взаимное влияние атомов в молекуле.

Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом, азотной кислотой, окисление. Поликонденсация фенола с формальдегидом.

Качественная реакция на фенол.

Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. Применение фенола.. Применение производных фенола.

Формирование умения соотносить предметные знания с требованиями профессии эколога.


Знать:

-важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, основные типы реакций,

-классификацию и номенклатуру фенолов.

Уметь:

-определять изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле

-характеризовать строение и свойства фенолов.



Фенолы. Свойства. Получение.

Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов.

Классификация фенолов.

Взаимное влияние атомов в молекуле.

Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом, азотной кислотой, окисление. Поликонденсация фенола с формальдегидом.

Качественная реакция на фенол.

Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Применение фенола.. Применение производных фенола.


Знать:

-важнейшие химические понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, основные типы реакций,

-классификацию и номенклатуру фенолов.

Уметь:

-определять изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле

-характеризовать строение и свойства фенолов.



Сравнение кислотных свойств веществ: воды, спиртов, фенола

Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце.


Уметь:

-объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.



Практическая работа №3 «Спирты»



Знать правила т/б при выполнении химического эксперимента.



Контрольная работа №4 по теме «Спирты»



Уметь:

объяснять химические свойства спиртов, фенола, их получение

-проводить расчеты по химическим уравнениям.



3.6 Карбонильные соединения и их производные

Строение, изомерия, номенклатура альдегидов и кетонов.

Особенности строения карбонильной группы: ее электронное строение, особенности двойной связи.

Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.

Формирование умения соотносить предметные знания с требованиями профессии химика- органика


Знать и понимать

-характер взаимного влияния атомов в молекуле,

-типы реакций, характерные для данных веществ.

Уметь:

-называть изученные вещества,

-характеризовать строение альдегидов и кетонов,

-объяснять природу и способы образования химической связи



Химические свойства альдегидов.

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов: гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II).

Качественные реакции на альдегиды.

Реакции поликонденсации формальдегида с фенолом.


Знать:

-важнейшие химические понятия: основные типы реакций, характерные для альдегидов.

Уметь:

-объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.



Химические свойства альдегидов.

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов: гидрирование, окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II). Галогенирование альдегидов по ионному механизму на свету.

Качественные реакции на альдегиды.

Реакции поликонденсации формальдегида с фенолом.


Знать:

-важнейшие химические понятия: основные типы реакций, характерные для альдегидов.

Уметь:

-объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.



Особенности строения и свойств кетонов.

Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование. Особенности строения и химических свойств кетонов. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Присоединение циановодорода и гидросульфита натрия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование кетонов по ионному механизму на свету качественная реакция на метилкетоны. Получение кетонов окислением вторичных спиртов.


Знать и понимать характер взаимного влияния атомов в молекуле, типы реакций, характерные для данных веществ.

Уметь:

-объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбонильные соединения»

Повторение основных вопросов по теме.


Знать: химические и физические свойства, получение, номенклатуру, строение карбонильных соединений



Решение задач повышенной сложности

Решение задач на выход продукта, избыток и недостаток. Решение задач на вывод формул.


Уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций



Контрольная работа №5 по теме «Альдегиды и кетоны»



Уметь:

- определять принадлежность веществ к определенному классу,

-выполнять расчеты.

Знать:

- основные химические свойства,

-способы получения.



Карбоновые кислоты и их производные

Карбоновые кислоты. Строение. Классификация.

Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура.

Физические свойства и их зависимость от строения молекул.

Карбоновые кислоты в природе.

Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов.

Биологическая роль карбоновых кислот.


Знать:

-важнейшие химические понятия: структурная изомерия, гомология, пространственное строение молекул,

-классификацию органических соединений.

Уметь:

-называть изученные вещества,

-определять принадлежность к классу карбоновых кислот

-составлять формулы изомеров и гомологов.



Общие свойства неорганических и органических кислот

Общие свойства неорганических и органических кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.

Особенности муравьиной кислоты.

Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты.

Реакция этерификации, условия ее проведения.

Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.

Лабораторный опыт. Взаимодействие кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями

Знать: понятия: основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь: объяснять зависимость химических свойств от их строения.




Общие свойства неорганических и органических кислот

Общие свойства неорганических и органических кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.

Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты.

Реакция этерификации, условия ее проведения.

Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.

Лабораторный опыт. Взаимодействие кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями

Знать: понятия: основные типы химических реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь: объяснять зависимость химических свойств от их строения.




Химические свойства непредельных карбоновых кислот

Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности. Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием π-связи в молекуле. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.


Уметь:

- объяснять зависимость химических и физических свойств от строения молекул,

-определять принадлежность веществ к данному классу.




Генетическая связь

Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.


Уметь записывать уравнения реакций, представляющих генетическую связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.



Сложные эфиры. Строение. Изомерия. Номенклатура.

Строение сложных эфиров. Изомерия («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз. Равновесные реакции этерификации-гидролиза, факторы, влияющие на него. Практическое использование.

Формирование умения соотносить предметные знания с требованиями профессии парфюмера и косметолога.


Знать:

-важнейшие химические понятия: гидролиз, типы реакций.

Уметь:

-объяснять зависимость свойств веществ от их строения

-называть вещества,

-записывать уравнения химических реакций.



Жиры. Состав и строение. Мыла. Понятие о СМС.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот.

Состав и строение жиров.. Номенклатура и классификация жиров.

Жиры в природе. Биологические функции жиров. Масла

Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла.

Гидрирование жидких жиров. Маргарин.

Понятие о CМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС в сравнении. Защита природы от загрязнения СМС.


Знать:

-понятие: гидролиз,

-вещества и материалы, широко используемые в практике: мыло и моющие средства,

-состав и строение жиров,

-свойства жиров.

Уметь выполнять химический эксперимент, осуществлять самостоятельный поиск информации,

Записывать уравнения химических реакций.



Практическая работа № 4 Исследование свойств уксусной кислоты.



Уметь осуществлять самостоятельный поиск, выполнять химический эксперимент.



Контрольная работа №6 по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры».



Знать:

-основные способы получения веществ, их химические свойства,

-выполнять расчеты по химическим уравнениям.



3.8 Углеводы

Моносахариды. Строение. Классификация.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы.

Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакции «серебряного зеркала», гидрирование.

Реакция брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого.

Применение

Лабораторный опыт.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании

Знать:

-классификацию углеводов,

-основные типы реакций, характерные для данного класса веществ.

Уметь:

-объяснять, как можно одним реактивом доказать, что в молекуле глюкозы имеются две разные функциональные группы,

-характеризовать строение и свойства,

-определять изомеры и гомологи.



Моносахариды. Строение. Классификация.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека.

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы.

Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакции «серебряного зеркала», гидрирование.

Реакция брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого.

Применение

Лабораторный опыт.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании

Знать:

-классификацию углеводов,

-основные типы реакций, характерные для данного класса веществ.

Уметь:

-объяснять, как можно одним реактивом доказать, что в молекуле глюкозы имеются две разные функциональные группы,

-характеризовать строение и свойства,

-определять изомеры и гомологи.



Фруктоза как изомер глюкозы.

Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы.


Знать:

-строение молекул глюкозы и фруктозы (в сравнении),

-химические свойства глюкозы и фруктозы (в сравнении).

Уметь: определять принадлежность вещества к определенному классу,

-объяснять химические свойства соединений.



Дисахариды. Строение. Гидролиз. Получение.

Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Физические свойства и нахождение в природе. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.



Знать:

-понятия: восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды,

-гидролиз,

-типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества,

- определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи.



Полисахариды. Строение. Свойства. Гидролиз.

Крахмал и целлюлоза. Сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль.

Физические свойства. Химические свойства. Гидролиз. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Превращения крахмала в организме. Гликоген. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Лабораторный опыт. Качественная реакция на крахмал.

Знать:

-гидролиз,

-типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества,

- определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи.



Полисахариды. Строение. Свойства. Гидролиз.

Крахмал и целлюлоза. Сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль.

Физические свойства. Химические свойства. Гидролиз. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Превращения крахмала в организме. Гликоген. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Лабораторный опыт. Качественная реакция на крахмал.

Знать:

-гидролиз,

-типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества,

- определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи.



Практическая работа №5 по теме «Углеводы»



Уметь:

-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов,

-оформлять результаты исследования,

-делать выводы.



Обобщение знаний по теме «Углеводы»

Выполнение упражнений и решение задач по теме «Углеводы»


Знать: строение, классификацию, номенклатуру и химические свойства углеводов



Контрольная работа №7 по теме «Углеводы»



Уметь:

- определять принадлежность веществ к определенному классу,

-выполнять расчеты.

Знать:

- основные химические свойства,

-способы получения.



Анализ контрольной работы.

Работа над допущенными ошибками.





3.9 Азотсодержащие органические соединения

Амины. Состав. Строение. Изомерия.

Аминогруппа и ее электронное строение. Состав и строение аминов. Классификация. Изомерия. Номенклатура аминов. Алифатические амины. Получение. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с кислотами и водой. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами.

Лабораторный опыт.

Образование солей аминов.

Знать:

-понятия: радикал, функциональная группа, гомология,

-классификация и номенклатура аминов,

-получение аминов, их физические и химические свойства.

Уметь:

-определять принадлежность вещества к определенному классу,

-определять характер взаимного влияния атомов в молекуле.



Гомологический ряд ароматических аминов. Анилин.

Анилин. Строение. Физические свойства. Получение: восстановление нитросоединений (реакция Зинина).

Химические свойства. Причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Значение анилина в развитии органического синтеза. Применение


Знать:

-понятия: основные типы реакций,

-причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда.

Уметь:

-определять характер взаимного влияния атомов в молекуле,

-характеризовать строение и свойства.



Аминокислоты.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие: с основаниями и кислотами с образованием сложных эфиров.

Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона).

Реакция поликонденсации. Синтез пептидов.

Биологическая роль α-аминокислот.

Синтетические волокна (капрон и др.).

Применение



Знать:

-понятия: ион, кислотно-основные реакции в водных растворах,

-функциональная группа,

-гомология,

-структурная изомерия,

-типы химических реакций.

Уметь:

-определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, типы реакций,

- характеризовать строение и свойства аминокислот.



Аминокислоты.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие: с основаниями и кислотами с образование м сложных эфиров.

Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона).

Реакция поликонденсации. Синтез пептидов.

Биологическая роль α-аминокислот.

Синтетические волокна (капрон и др.).

Применение



Знать:

-понятия: ион, кислотно-основные реакции в водных растворах,

-функциональная группа,

-гомология,

-структурная изомерия,

-типы химических реакций.

Уметь:

-определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, типы реакций,

- характеризовать строение и свойства аминокислот.



Аминокислоты.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие: с основаниями и кислотами с образование м сложных эфиров.

Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона).

Реакция поликонденсации. Синтез пептидов.

Биологическая роль α-аминокислот.

Синтетические волокна (капрон и др.).

Применение



Знать:

-понятия: ион, кислотно-основные реакции в водных растворах,

-функциональная группа,

-гомология,

-структурная изомерия,

-типы химических реакций.

Уметь:

-определять: заряд иона, характер среды в водных растворах, изомеры, гомологи, типы реакций,

- характеризовать строение и свойства аминокислот.



Белки.

Белки как природные биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции.

Значение белков.

Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул.

Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтеза белков.

Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Лабораторный опыт.

Качественные реакции на белки.

Знать:

-понятия: пептидная группа и пептидная связь, -структуру белка,

-химические свойства белков,

-значение белка.

Уметь:

-объяснять природу и способы образования структуры белка,

-выполнять химический эксперимент по определению функциональных групп в белках.



Нуклеиновые кислоты.

Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиридиновых и пуриновых основаниях.

Первичная, вторичная и третичная структура молекулы ДНК.

Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Трансгенные формы животных и растений.


Знать:

-понятия: пространственное строение молекул,

-биологическая роль ДНК и РНК.

Уметь:

-определять строение молекул ДНК и РНК.



Практическая работа №6 по теме «Амины. Аминокислоты. Белки».



Уметь:

-осуществлять самостоятельный поиск доказательств свойств аминов, аминокислот и белков.



Практическая работа №7

«Идентификация органических соединений»



Уметь:

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических соединений.



Практическая работа №8

«Экспериментальное установление генетических связей между веществами различных классов».



Знать: правила т/б

Уметь: правильно выполнять химический эксперимент и оформлять результаты



Контрольная работа №8 по теме «Азотсодержащие соединения».



Знать:

свойства, строение и получение

азотсодержащих соединений. Уметь:

правильно выполнять химический эксперимент



Тема 4. Химия и жизнь (7 часов) +1 АКР

Биологически активные вещества

Витамины.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначения. Нормы потребления витаминов.

Водорастворимые (на примере витамина С ) и жирорастворимые ( на примере витаминов А и Д) витамины.

Понятие об авитаминозах. Профилактика авитаминозов.

Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов ( А, Д, Е), их биологическая роль.


Знать:

- классификацию витаминов,

- биологическую роль витаминов.




Практическая работа №9 по теме «Знакомство с образцами витаминов»



Уметь: осуществлять самостоятельный поиск доказательств свойств ферментов



Ферменты.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белков природы. Значение в биологии и применение в промышленности.

Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов.

Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды.

Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.


Знать:

-классификацию, строение и свойства ферментов.

Уметь:

-сравнивать особенности строения и свойств ферментов с неорганическими катализаторами.



Гормоны.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов.

Классификация гормонов. Отдельные представители гормонов.


Знать:

-определение «гормоны», их значение.



Административная контрольная работа






Лекарства

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.

Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин.

Безопасные способы применения.

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения.


Знать:

- классификацию лекарств,

-безопасные способы применения.



Практическая работа №10

«Анализ лекарственных препаратов».



Уметь:

-делать анализ лекарственных препаратов.



Лекарства

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.

Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин.

Безопасные способы применения.

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения.


Знать:

- классификацию лекарств,

-безопасные способы применения.



Резерв 4 часа Может быть использован на систематизацию и коррекцию знаний в течение учебного года или повторение в конце учебного года

Резерв






Резерв






Резерв






Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!