___________ Т.В. Пронина
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Пар. учебника | Материально- техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, метапредметные понятия |
план | факт |
| Предмет астрономии | 2 | | | | | |
1 | Астрономия, ее связь с другими науками. | 1 | 03.09 | | 1 | Интернет-ресурсы http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshta-bov_Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения размеров различных объектов.. | Личностные: обсудить потребности человек познании, как наиболее значимой нtнасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием. Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки. Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить приме подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории вития астрономии, ее связях с другими науками. |
2 | Особенности астрономических методов исследования. Телескопы. | 1 | 10.09 | | 2 | Интернет-ресурсы http://astronom-us.ru http://www.astrotime.ru http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Таблица «Масштабы расстояний во Вселенной». Интерактивная задача «Координаты светила на небесной сфере». | Личностные: взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность. Метапредметные: формулировать выводы особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основав (конструктивные особенности, вид исследуем» спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания. Предметные: изображать основные круги, :линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа. |
| Основы практической астрономии | 5 | | | | | |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | 17.09 | | 3, 4 | Интернет-ресурсы http://www.astronet.ru/db/msg/H75352/node4. html — Астронет (системы небесных координат). http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере». | Личностные: организовывать целенаправлен познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы. Метапредметные: формулировать проблему исследования, извлекать информацию, определенную в явном виде. Предметные: формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездная величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | 24.09 | | 5 | интернет-ресурсы https://www.youtube.com/watch7v--8upIbQk_ q-0 — Вращение небесной сферы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере». Интерактивная задача «Кульминация и географические координаты точки наблюдения». Подборка заданий «Небесные координаты светила и географические координаты наблюдателя». | Личностные: самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью. Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. Предметные: формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах. |
5 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | 01.10 | | 6 | Интернет-ресурсы http://www. nebulacast.com/2012/04/blog-post__ 05.html — Живая Вселенная. Что такое эклиптика? | Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов. Метапредметные: формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года. Предметные: воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года. |
6 | Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 | 08.10 | | 7, 8 | Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfaceecatalog&class"47&subject-39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Статическая графика «Лунные затмения в, «Полные солнечные затмения », «Солнечные затмения» | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений. Предметные: формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз. |
7 | Время и календарь. | 1 | 15.10 | | 9 | И нтернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Таблица «Различные календари Земли*. | Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов. Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста. Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля |
| Строение солнечной системы | 2 | | | | | |
8 | Развитие представлений о строении мира. Системы мира. | 1 | 22.10 | | 10 | Интернет-ресурсы http://universetoday-rus.com/blog/2013-ll-01-1538 — Гелиоцентрическая система мира. http://nasha-vselennaia.ru/?p=1823 — Эллинистическая астрономия. | Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира. Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов. |
9 | Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет. | 1 | 29.10 | | 11 | Интернет-ресурсы http://in-space.info/dictionary/konfiguratsiya-planet — Космос и жизнь. Конфигурация планет. http://shkolo.ru/vidimyie-dvizheniya-planet-i-konfiguratsii-planet/ — Справочник по астрономии. Видимые движения и конфигурации планет. http://www.astronet.ru/db/insg/1191510/chap-ter3_8.html — Астронет. Видимое движение и конфигурации планет. | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет». |
| Законы движения небесных тел | 5 | | | | | |
10 | Законы Кеплера. | 1 | 12.11 | | 12 | Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Формула «Третий закон Кеплера». Анимация «Законы Кеплера». | Личностные-, целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса). Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера. |
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. | 1 | 19.11 | | 13 | Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивная задача «Параллакс и расстояние до объекта». Рисунок «Горизонтальный параллакс». | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли. Предметные: формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию. |
12 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 1 | 26.11 | | 14 (1, 2, 3, 4, 5) | Интернет-ресурсы http://elementy.ru/trefil/23/Zakon_vsemirnogo_ tyagoteniya_Nyutona — Элементы большой науки. Закон всемирного тяготения. https:// www. youtube.com/watch? v=q95BlNdPbR4 — Вечное противодействие. Приливы и отливы. http: //www. youtube, com/ watch? v=azYacU6u 3Io — Приливы и отливы. | Личностные: выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики. Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования. Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. |
13 | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов. | 1 | 03.12 | | 14 (6) | Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfaceecatalog&class=47&subject-39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Вращение Земли (смена дня и ночи). http://aboutspacejornal.net/KOCMH4ecKHe-annapa-ты/ — Журнал «Все о космосе». Космические аппараты. http://ria.ru/science/20090720/177936175. html — РИА-Новости. История исследований Луны. http://ria.ru/spravka/20140104/986305409. html — РИА_Новости. История исследования Марса. http://volamar.ru/subject/04sirius/view_post. php?cat=l&id=18&page=l — Каталог статей. Космический аппарат «Хаббл». | Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство. Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов. Предметные: характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. |
14 | К. р. по темам «Строение солнечной системы» и «Законы движения небесных тел». | 1 | 10.12 | | | Карточки - задания | Личностные: контролировать собственную познавательную деятельность. Метапредметные: извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с использованием «Школьного астрономического календаря». Предметные: определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе. |
| Природа тел Солнечной системы | 7 | | | | | |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | 17.12 | | 15, 16 | Интернет-ресурсы http://ukhtoma.ru/universe8.htm — Строение и жизнь во Вселенной. Происхождение Солнечной системы. http://www.youtube, com/ watch? v=eS_MXWj_ pbs — Образование Солнечной системы. http://www.youtube.com/watch? v=GJNwPA63 GZs — Зарождение Солнечной системы. http://mks-onlain.ru/model-solnechnoj-siste-my/ — Строение Солнечной системы. | Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий. Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы. |
16 | Земля и Луна - двойная планета. | 1 | 24.12 | | 17 стр. 85-96 | Интернет-ресурсы http://galspace.spb.ru/index27.html — Планета Земля и Луна. http://lar.org.ua/kl0391.htm — Жизнь и разум. Земля и Луна — двойная планета. https://www.youtube.com/watch?v=ZPNnA7XeG2Y — Природа Северного края — движение Луны в облаках. | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. Метапредметные: приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты. Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород. |
17 | Исследования Луны космическими аппаратами. | 1 | 14.01 | | 17 стр. 94-97 | Интернет-ресурсы http://galspace.spb.ru/index27.html — Планета Земля и Луна. | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. Метапредметные: обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны. Предметные: перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. |
18 | Планеты земной группы. | 1 | 21.01 | | 18 | Интернет-ресурсы http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы. http://www. youtube.com/ watch? v=QxzConPeC 2к — Космос. Тела Солнечной системы. Интернет-ресурсы http://www.astrogalaxy.ru/index.html — Проект «Астро галактика». http://galaxy-science.ru/3tati.html — Космический портал. http://www.cosmos-journal.ru — Космос-журнал. | Личностные: проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Me та предметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов. Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия |
19 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 | 28.01 | | 19 | Интернет-ресурсы http://nasha-vselennaya.ru/?cat=140 — Наша Вселенная. Спутники планет. http://spacegid.com/saturn.html — Гид в мире космоса. Сатурн. http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/stora-ge/d21dl8f9-1749-e26a-b7fb8b0714bc06c6/001 20829562474137.htm — Столкновение Юпитера с кометой Шумейкера—Леви. http://www.liveinternet.ru/users/nevolyaika47/ post313131186/ — Северное сияние на Сатурне. http://popnano.ru/news/index.php?id=4094&task=view — Полярные сияния на Юпитере. http://zele.ru/novosti/kosmos/polyarnoe-siyanie-na-urane-6652/ — Полярные сияния на Уране. | Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны. Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет-гигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов. |
20 | Малые тела Солнечной системы. | 1 | 04.02 | | 20 (1, 2, 3) | Интернет-ресурсы http://www.astrolab.ru/cgi-bin/galery.cgi7icH 1& move.x=n&move.y=l&no=1697 — Астролаб. Астероид Гаспар. http://v-kosmose.com/asteroidyi-i-kometyi/astero-idov/ — В космосе. Астероиды. http://v-kosmose.com/karIikovyie-planetyi/ — В космосе. Карликовые планеты. http://v-kosmose.com/kometyi-solnechnoy-siste-myi/ — В космосе. Кометы. http://www.sai.msu.su/ng/solar/comets/main. htm — Кометы и метеорные тела. http://www.astro.websib.ru/sun/Comet — Солнечная система. Кометы. http://ency.info/earth/o-planetah/39-samiye-kra-siviye-nebesniye-tela-kometi — Школьная энциклопедия. Кометы. http://sinij-karlik.ru/novye-gorizonty-missiya-na-krayu-solne.html — Фото Плутона с борта автоматической космической станции «Новые Горизонты». http://mks-onlain.ru/articles/solnechnaya-siste-ma-articles/karlikovye-planety-zhemchuzhiny-solne-chnoj-sistemy/ — Карликовые планеты. | Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; высказывать личностное отношение к четкости и высокой научной грамотности деятельности К. Томбо. Метапредметны аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описывать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересечении орбит. Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет. |
21 | Метеоры, болиды, метеориты. Астероидная опасность. | 1 | 11.02 | | 20 (4) | Интернет-ресурсы https://www.youtube.com/watch7v-fK7KoRs5-с — Пейзажи звездного неба. http://www.astro.websib.ru/sun/Meteor — Солнечная система. Метеоры. http://picslife.ru/kosmos/samyie-bolshie-meteori-tyi-upavshie-iia-zenilyti.html — Самые большие метеориты, упавшие на Землю. 134 http://galspace.spb.ru/index388.html — Классификация метеоритов. http: //www. у outube.com/watch? v=iHLppKW4 ZBQ — Метеориты, астероиды и кометы. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6648/ — Вокруг света. Шрамы на ликах планет. | Личностные: проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметные; анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки. Предметные: определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. |
| Солнце и звезды | 6 | | | | | |
22 | Состав и строение Солнца. | 1 | 18.02 | | 21 (1, 2) | Интернет-ресурсы http://niagru.net/piibs/5982#2 — Структура и внутреннее излучение Солнца. http://galspace.spb.ru/indexl01.html — Строение Солнца. Видимая поверхность звезды. | Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдения Солнца. Метапредметные: использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики. |
23 | Атмосфера Солнца. Солнечная активность. | 1 | 25.02 | | 21 (3, 4) | Интернет- ресурсы http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 — Астронет. Солнечно-земные связи. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/ fizika/SOLNECHNAYA_AKTlVNOST.html — Энциклопедия «Кругосвет». Солнечная активность. http://www.kosmofizika.ru/spravka/atm_s.htm — Космофизика. Атмосфера Солнца. http://galspace.spb.ru/indexl39.html. http://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-spu-tnika-soho.html — Наблюдения за солнцем онлайн со спутника Сохо. | Личностные: участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность. Метапредметные: описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности. |
24 | Физико-химические характеристики звезд. Расстояния до звезд. | 1 | 04.03 | | 22 (1, 2) | Интернет-ресурсы http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazheIaya-i-yarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html — Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной. | Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами. Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания. Предметные: характеризовать звезды как природный термоядерный реактор. |
25 | Светимость и температура различных классов звезд. | 1 | 11.03 | | 22 (3, 4) | Интернет-ресурсы http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazheIaya-i-yarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html — Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной. | Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами. Метапредметные: анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания. Предметные: определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость». |
26 | Массы и размеры звезд. Двойные звезды. Модели звезд. | 1 | 18.03 | | 23 | Интернет-ресурсы http://www.astrotime.ru/evo.html — Эволюция звезд, звезды, взрыв сверхновой. http://space-my.ru/zvezdigalaktici/xarakteristika-zvezdy/evoluciyazvezd.html — Эволюция звезд. http://o-planete.ru/zemlya-i-vseIennaya/volyut-siya-zvezd.html — Эволюция звезд. | Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами. Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания. Предметные: давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды». |
27 | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд. | 1 | 01.04 | | 24 | Интернет-ресурсы. Ьир://сезоны-года.рф/другие%20планеты. html — Сезоны года. Экзопланеты. | Личностные: работать с различными источниками информации, проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметные: использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний; оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода. Предметные: характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых; объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд. |
| Наша Галактика – Млечный путь | 2 | | | | | |
28 | Наша галактика. Ее размеры и структура. | 1 | 08.04 | | 25 (1, 2, 3) | Интернет-ресурсы http://www.youtube, com/ watch? v=9XI4QrqX-WQ — Наша Галактика не единственная во Вселенной. http://www.astronet.ru/db/msg/1202020 — Межзвездный газ. h ttp: //spacebot. гu / i nteresnoe/ xolod nye - obla k a - tu -mannosti-kilya/ — ТуманностьКиля. http://galspace.spb.ru/index61.html — Туманности. Межзвездная среда. | Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности. Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы. Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы. |
29 | Вращение галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя) | 1 | 15.04 | | 25 (4) | Интернет-ресурсы http://galspace.spb.ru/index61.html — Туманности. Межзвездная среда. | Личностные: проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. Метапредметные: объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей. |
| Строение и эволюция Вселенной | 3 | | | | | |
30 | Разнообразие мира галактик. «Красное смещение» и закон Хаббла | 1 | 22.04 | | 26 | Интернет-ресурсы http://spacegid.com/zakon-habbla.html — Закон Хаббла. | Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов. Метапредметные: классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый); оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов. Предметные: характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик»; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. |
31 | Эволюция Вселенной. Основы современной космологии. | 1 | 29.04 | | 27 | Интернет-ресурсы http://physics.kgsu.ru/astronomia/NV/Evaluz%-20vselennoy.htm — Эволюция Вселенной. http://www.sai.msu.su/ng/galaxy_universe/ot-her_galaxes.html — Распределение галактик в пространстве. Структура и эволюция Вселенной https://www.youtube.com/watch?v=TxvlFZKOs-Т8 — Состав и эволюция Вселенной. https://www.youtube.com/watch7v-UdDfn2-VJC7Q — История Вселенной за 10 минут. | Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов. Метапредметные; сравнивать различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; сопоставлять информацию из различных источников. Предметные: формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. |
32 | К. р. по темам: «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды» | 1 | 06.05 | | | Карточки - задания | Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. Метапредметные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии. Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». |
| Жизнь и разум во Вселенной | 2 | | | | | |
33 | Проблема существования жизни вне Земли | 1 | 13.05 | | 28 | Интернет- ресурсы http://www.e-reatling.club/bookreader.php/ 65742/Shklovskiy_-_Vselennaya,_zhizn,_razum. html — Вселенная. Жизнь. Разум. | Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной. Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений. Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. |
34 | Планетные системы у других звезд | 1 | 20.05 | | | Интернет- ресурсы https: //www.youtube.com/watch7v -u6mSrU6-ldJ8 — Возникновение жизни на Земле. h ttps:// www. you tube, com/ watch ?v=2xrG0d -2tQsE — Биографияпланеты. | Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной. Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений. Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни. |
| ИТОГО | 34 | | | | | |