СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП астрономия 10 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП астрономия 10 класс. 34 часа

Просмотр содержимого документа
«КТП астрономия 10 класс»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

___________ Т.В. Пронина

«31» августа 2020 г.




Муниципальное образование Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза Ситника Григория Степановича

муниципального образования Тимашевский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по астрономии



Класс: 10А

Учитель: Литвиненко Сергей Александрович

Количество часов: всего 34; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы по астрономии Литвиненко Сергея Александровича, утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 28 августа 2020 года.



Планирование составлено на основе: авторской программы Е.К. Страут «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» М.: Дрофа, 2018

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО)



Учебник: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вильяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М. : Дрофа, 2018



Календарно-тематическое планирование астрономия 10 класс


урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Пар. учебника

Материально-

техническое

оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, метапредметные понятия

план

факт


Предмет астрономии

2






1

Астрономия, ее связь с другими науками.

1

03.09


1

Интернет-ресурсы

http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshta-bov_Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения размеров различных объектов..

Личностные: обсудить потребности человек познании, как наиболее значимой нtнасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить приме подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории вития астрономии, ее связях с другими науками.

2

Особенности астрономи­ческих методов исследования. Телескопы.

1

10.09


2

Интернет-ресурсы

http://astronom-us.ru

http://www.astrotime.ru

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Таблица «Масштабы расстояний во Вселенной». Интерактивная задача «Координаты светила на небесной сфере».


Личностные: взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность.

Метапредметные: формулировать выводы особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основав (конструктивные особенности, вид исследуем» спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания.

Предметные: изображать основные круги, :линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Основы практической астрономии

5






3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

17.09


3, 4

Интернет-ресурсы

http://www.astronet.ru/db/msg/H75352/node4. html — Астронет (системы небесных координат).

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере».

Личностные: организовывать целенаправлен познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.

Метапредметные: формулировать проблему исследования, извлекать информацию, определенную в явном виде.

Предметные: формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездная величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

24.09


5

интернет-ресурсы

https://www.youtube.com/watch7v--8upIbQk_ q-0 — Вращение небесной сферы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере». Интерактивная задача «Кульминация и географические координаты точки наблюдения». Подборка заданий «Небесные координаты светила и географические координаты наблюдателя».

Личностные: самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью.

Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географических широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах.


5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

01.10


6

Интернет-ресурсы

http://www. nebulacast.com/2012/04/blog-post__ 05.html — Живая Вселенная. Что такое эклиптика?

Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов.

Метапредметные: формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года.

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года.

6

Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

08.10


7, 8

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfaceecatalog&class"47&subject-39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Статическая графика «Лунные затмения в, «Полные солнечные затмения », «Солнечные затмения»

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: графически пояснять условия возникновения лунных и солнечных затмений.

Предметные: формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз.

7

Время и календарь.

1

15.10


9

И нтернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b

74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Таблица «Различные календари Земли*.

Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля


Строение солнечной системы

2






8

Развитие представлений о строении мира. Системы мира.

1

22.10


10

Интернет-ресурсы

http://universetoday-rus.com/blog/2013-ll-01-1538 — Гелиоцентрическая система мира.

http://nasha-vselennaia.ru/?p=1823 — Эллинистическая астрономия.

Личностные: высказывать убежденность в возможности познания системы мира.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи смены представлений о строении мира; характеризовать вклад ученых в становление астрономической картины мира.

Предметные: воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.

9

Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет.

1

29.10


11

Интернет-ресурсы

http://in-space.info/dictionary/konfiguratsiya-planet — Космос и жизнь. Конфигурация планет.

http://shkolo.ru/vidimyie-dvizheniya-planet-i-konfiguratsii-planet/ — Справочник по астрономии. Видимые движения и конфигурации планет.

http://www.astronet.ru/db/insg/1191510/chap-ter3_8.html — Астронет. Видимое движение и конфигурации планет.

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли.

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет».


Законы движения небесных тел

5






10

Законы Кеплера.

1

12.11


12

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Формула «Третий закон Кеплера». Анимация «Законы Кеплера».

Личностные-, целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса).

Предметные: воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера.

11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

1

19.11


13

Интернет-ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/l 10377/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интерактивная задача «Параллакс и расстояние до объекта». Рисунок «Горизонтальный параллакс».


Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет.

Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию.

12

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

26.11


14 (1, 2, 3, 4, 5)

Интернет-ресурсы

http://elementy.ru/trefil/23/Zakon_vsemirnogo_ tyagoteniya_Nyutona — Элементы большой науки. Закон всемирного тяготения.

https:// www. youtube.com/watch? v=q95BlNdPbR4 — Вечное противодействие. Приливы и отливы.

http: //www. youtube, com/ watch? v=azYacU6u 3Io — Приливы и отливы.


Личностные: выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики.

Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодополняемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования.

Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы.

13

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов.

1

03.12


14 (6)

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfaceecatalog&class=47&subject-39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Вращение Земли (смена дня и ночи).

http://aboutspacejornal.net/KOCMH4ecKHe-annapa-ты/ — Журнал «Все о космосе». Космические аппараты.

http://ria.ru/science/20090720/177936175. html — РИА-Новости. История исследований Луны.

http://ria.ru/spravka/20140104/986305409. html — РИА_Новости. История исследования Марса.

http://volamar.ru/subject/04sirius/view_post. php?cat=l&id=18&page=l — Каталог статей. Космический аппарат «Хаббл».

Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию относительно значимости дальнейших научных космических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство.

Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, доказывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов.

Предметные: характеризовать особенности движения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

14

К. р. по темам «Строение солнечной системы» и «Законы движения небесных тел».

1

10.12



Карточки - задания

Личностные: контролировать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с использованием «Школьного астрономического календаря».

Предметные: определять возможность наблюдения планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе.


Природа тел Солнечной системы

7






15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

17.12


15, 16

Интернет-ресурсы http://ukhtoma.ru/universe8.htm — Строение и

жизнь во Вселенной. Происхождение Солнечной системы.

http://www.youtube, com/ watch? v=eS_MXWj_ pbs — Образование Солнечной системы.

http://www.youtube.com/watch? v=GJNwPA63 GZs — Зарождение Солнечной системы.

http://mks-onlain.ru/model-solnechnoj-siste-my/ — Строение Солнечной системы.

Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.

Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.

Предметные: формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.

16

Земля и Луна - двойная планета.

1

24.12


17 стр. 85-96

Интернет-ресурсы

http://galspace.spb.ru/index27.html — Планета Земля и Луна.

http://lar.org.ua/kl0391.htm — Жизнь и разум. Земля и Луна — двойная планета.

https://www.youtube.com/watch?v=ZPNnA7XeG2Y — Природа Северного края — движение Луны в облаках.


Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Метапредметные: приводить доказательства рассмотрения Земли и Луны как двойной планеты.

Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на поверхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; характеризовать внутреннее строение Луны, химический состав лунных пород.

17

Исследования Луны космическими аппаратами.

1

14.01


17 стр. 94-97

Интернет-ресурсы

http://galspace.spb.ru/index27.html — Планета Земля и Луна.


Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Метапредметные: обосновывать собственное мнение относительно перспектив освоения Луны.

Предметные: перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами.

18

Планеты земной группы.

1

21.01


18

Интернет-ресурсы

http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы.

http://www. youtube.com/ watch? v=QxzConPeC 2к — Космос. Тела Солнечной системы.

Интернет-ресурсы

http://www.astrogalaxy.ru/index.html — Проект «Астро галактика».

http://galaxy-science.ru/3tati.html — Космический портал.

http://www.cosmos-journal.ru — Космос-журнал.

Личностные: проявлять готовность к самообразованию, ответственное отношение к учению, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

Me та предметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения характеристик планет Солнечной системы, классификации объектов.

Предметные: перечислять основные характеристики планет, основания для их разделения на группы, характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия

19

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

28.01


19

Интернет-ресурсы

http://nasha-vselennaya.ru/?cat=140 — Наша Вселенная. Спутники планет.

http://spacegid.com/saturn.html — Гид в мире космоса. Сатурн.

http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/stora-ge/d21dl8f9-1749-e26a-b7fb8b0714bc06c6/001 20829562474137.htm — Столкновение Юпитера с кометой Шумейкера—Леви.

http://www.liveinternet.ru/users/nevolyaika47/ post313131186/ — Северное сияние на Сатурне.

http://popnano.ru/news/index.php?id=4094&task=view — Полярные сияния на Юпитере.

http://zele.ru/novosti/kosmos/polyarnoe-siyanie-na-urane-6652/ — Полярные сияния на Уране.

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презентацией результатов своей работы; принимать участие в общем обсуждении результатов выполнения работы.

Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет-гигантов; работать с текстами научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты-гиганты, использовать законы физики для описания природы планет-гигантов; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны.

Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет-гигантов; описывать характеристики каждой из планет-гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного покрова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов.

20

Малые тела Солнечной системы.

1

04.02


20 (1, 2, 3)

Интернет-ресурсы

http://www.astrolab.ru/cgi-bin/galery.cgi7icH 1& move.x=n&move.y=l&no=1697 — Астролаб. Астероид Гаспар.

http://v-kosmose.com/asteroidyi-i-kometyi/astero-idov/ — В космосе. Астероиды.

http://v-kosmose.com/karIikovyie-planetyi/ — В космосе. Карликовые планеты.

http://v-kosmose.com/kometyi-solnechnoy-siste-myi/ — В космосе. Кометы.

http://www.sai.msu.su/ng/solar/comets/main. htm — Кометы и метеорные тела.

http://www.astro.websib.ru/sun/Comet — Солнечная система. Кометы.

http://ency.info/earth/o-planetah/39-samiye-kra-siviye-nebesniye-tela-kometi — Школьная энциклопедия. Кометы.

http://sinij-karlik.ru/novye-gorizonty-missiya-na-krayu-solne.html — Фото Плутона с борта автоматической космической станции «Новые Горизонты».

http://mks-onlain.ru/articles/solnechnaya-siste-ma-articles/karlikovye-planety-zhemchuzhiny-solne-chnoj-sistemy/ — Карликовые планеты.

Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению оппонента; высказывать личностное отношение к четкости и высокой научной грамотности деятельности К. Томбо.

Метапредметны аргументированно пояснять причины астероидно-кометной опасности; описывать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересечении орбит.

Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характеризовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяснять процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет.

21

Метеоры, болиды, метеориты. Астероидная опасность.

1

11.02


20 (4)

Интернет-ресурсы

https://www.youtube.com/watch7v-fK7KoRs5-с — Пейзажи звездного неба.

http://www.astro.websib.ru/sun/Meteor — Солнечная система. Метеоры.

http://picslife.ru/kosmos/samyie-bolshie-meteori-tyi-upavshie-iia-zenilyti.html — Самые большие метеориты, упавшие на Землю.

134

http://galspace.spb.ru/index388.html — Классификация метеоритов.

http: //www. у outube.com/watch? v=iHLppKW4 ZBQ — Метеориты, астероиды и кометы.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6648/ — Вокруг света. Шрамы на ликах планет.

Личностные: проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные; анализировать и отличать наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь метеорные потоки.

Предметные: определять понятия «метеор», «метеорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.


Солнце и звезды

6






22

Состав и строение Солнца.

1

18.02


21 (1, 2)

Интернет-ресурсы

http://niagru.net/piibs/5982#2 — Структура и внутреннее излучение Солнца.

http://galspace.spb.ru/indexl01.html — Строение Солнца. Видимая поверхность звезды.


Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдения Солнца.

Метапредметные: использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.

Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.

23

Атмосфера Солнца. Солнечная активность.

1

25.02


21 (3, 4)

Интернет- ресурсы

http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 — Астронет. Солнечно-земные связи.

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/ fizika/SOLNECHNAYA_AKTlVNOST.html — Энциклопедия «Кругосвет». Солнечная активность.

http://www.kosmofizika.ru/spravka/atm_s.htm — Космофизика. Атмосфера Солнца.

http://galspace.spb.ru/indexl39.html.

http://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-spu-tnika-soho.html — Наблюдения за солнцем онлайн со спутника Сохо.

Личностные: участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения; проявлять уважительное отношение к мнению сверстников; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность.

Метапредметные: описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

24

Физико-химические характеристики звезд. Расстояния до звезд.

1

04.03


22 (1, 2)

Интернет-ресурсы

http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazheIaya-i-yarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html — Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.


Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: характеризовать звезды как природный термоядерный реактор.

25

Светимость и температура различных классов звезд.

1

11.03


22 (3, 4)

Интернет-ресурсы

http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazheIaya-i-yarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html — Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.


Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость».

26

Массы и размеры звезд. Двойные звезды. Модели звезд.

1

18.03


23

Интернет-ресурсы

http://www.astrotime.ru/evo.html — Эволюция звезд, звезды, взрыв сверхновой.

http://space-my.ru/zvezdigalaktici/xarakteristika-zvezdy/evoluciyazvezd.html — Эволюция звезд.

http://o-planete.ru/zemlya-i-vseIennaya/volyut-siya-zvezd.html — Эволюция звезд.

Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.

Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; классифицировать небесные тела; работать с информацией научного содержания.

Предметные: давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».

27

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд.

1

01.04


24

Интернет-ресурсы.

Ьир://сезоны-года.рф/другие%20планеты. html — Сезоны года. Экзопланеты.


Личностные: работать с различными источниками информации, проявлять готовность к самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные: использовать знания по физике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестационарных звезд для развития научных знаний; оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода.

Предметные: характеризовать цефеиды как природные автоколебательные системы; объяснять зависимость «период — светимость»; давать определение понятия «затменно-двойная звезда»; характеризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых; объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объектов на конечной стадии эволюции звезд.


Наша Галактика – Млечный путь

2






28

Наша галактика. Ее размеры и структура.

1

08.04


25 (1, 2, 3)

Интернет-ресурсы

http://www.youtube, com/ watch? v=9XI4QrqX-WQ — Наша Галактика не единственная во Вселенной.

http://www.astronet.ru/db/msg/1202020 — Межзвездный газ.

h ttp: //spacebot. гu / i nteresnoe/ xolod nye - obla k a - tu -mannosti-kilya/ — ТуманностьКиля.

http://galspace.spb.ru/index61.html — Туманности. Межзвездная среда.

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к самообразованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности.

Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипотезы относительно природы скрытой массы.

Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сферической подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик; характеризовать процесс вращения Галактики; пояснять сущность проблемы скрытой массы.

29

Вращение галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя)

1

15.04


25 (4)

Интернет-ресурсы

http://galspace.spb.ru/index61.html — Туманности. Межзвездная среда.

Личностные: проявлять навыки самообразования, информационной культуры, включая самостоятельную работу с книгой; высказывать убежденность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

Метапредметные: объяснять различные механизмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; анализировать характеристики светлых туманностей.


Строение и эволюция Вселенной

3






30

Разнообразие мира галактик. «Красное смещение» и закон Хаббла

1

22.04


26

Интернет-ресурсы

http://spacegid.com/zakon-habbla.html — Закон Хаббла.


Личностные: высказывать убежденность в возможности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов.

Метапредметные: классифицировать галактики по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из одного вида в другой (из графического в текстовый); оценивать границы применимости закона Хаббла и степень точности получаемых с его помощью результатов.

Предметные: характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать взаимодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик»; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, используя для объяснения эффект Доплера, и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла.

31

Эволюция Вселенной. Основы современной космологии.

1

29.04


27

Интернет-ресурсы

http://physics.kgsu.ru/astronomia/NV/Evaluz%-20vselennoy.htm — Эволюция Вселенной.

http://www.sai.msu.su/ng/galaxy_universe/ot-her_galaxes.html — Распределение галактик в пространстве. Структура и эволюция Вселенной

https://www.youtube.com/watch?v=TxvlFZKOs-Т8 — Состав и эволюция Вселенной.

https://www.youtube.com/watch7v-UdDfn2-VJC7Q — История Вселенной за 10 минут.

Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стационарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов.

Метапредметные; сравнивать различные позиции относительно процесса расширения Вселенной; сопоставлять информацию из различных источников.

Предметные: формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А. Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной.

32

К. р. по темам: «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

1

06.05



Карточки - задания

Личностные: управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками.

Метапредметные: формулировать выводы относительно космических тел, опираясь на законы и закономерности астрономии.

Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».


Жизнь и разум во Вселенной

2






33

Проблема существования жизни вне Земли

1

13.05


28

Интернет- ресурсы

http://www.e-reatling.club/bookreader.php/ 65742/Shklovskiy_-_Vselennaya,_zhizn,_razum. html — Вселенная. Жизнь. Разум.


Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной.

Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.

34

Планетные системы у других звезд

1

20.05



Интернет- ресурсы

https: //www.youtube.com/watch7v -u6mSrU6-ldJ8 — Возникновение жизни на Земле.

h ttps:// www. you tube, com/ watch ?v=2xrG0d -2tQsE — Биографияпланеты.

Личностные', участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Вселенной.

Метапредметные: характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений.

Предметные: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.


ИТОГО

34









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!