Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Корректи-ровка | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД) |
План | Факт |
Введение |
| Введение в астрономию | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради | Знакомство с учебником; с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получение представления о предмете изучения. |
Астрометрия |
| Звёздное небо | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради | - использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; |
| Небесные координаты | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Видимое движение планет и Солнца | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Движение Луны и затмения | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Время и календарь | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
Небесная механика |
| Система мира | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради | - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера |
| Законы Кеплера движения планет | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Космические скорости и межпланетные перелёты | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
Строение Солнечной системы |
| Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради | - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера |
| Планета Земля | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Луна и её влияние на Землю | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Планеты земной группы | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Планеты-гиганты. Планеты-карлики | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Малые тела Солнечной системы | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
| Современные представления о происхождении Солнечной системы | 1 | | | | ТСО, ЭОР, учебники, тетради |
Астрофизика и звёздная астрономия |
| Методы астрофизических исследований | | | | | | - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; - решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; - находить на небе звёзды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого Пса, - альфы Тельца |
| Солнце | | | | | |
| Внутреннее строение и источник энергии Солнца | | | | | |
| Основные характеристики звёзд | | | | | |
| Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | | | | | |
| Новые и сверхновые звёзды | | | | | |
| Эволюция звёзд | | | | | |
Млечный путь |
| Газ и пыль в Галактике | | | | | | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; - находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд |
| Рассеянные и шаровые звёздные скопления | | | | | |
| Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | | | | | |
Галактики |
| Классификация галактик | | | | | | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе |
| Активные галактики и квазары | | | | | |
| Скопления галактик | | | | | |
Строение и эволюция Вселенной |
| Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | | | | | | - использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира |
| Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | | | | | |
Современные проблемы астрономии |
| Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | | | | | | использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами |
| Обнаружение планет возле других звёзд | | | | | |
| Поиск жизни и разума во Вселенной | | | | | |
ИТОГО: | 34 часа | | |