СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из интереснейших тем в 8 классе, но тот материал, который я просматривала для его проведения, не удовлетворял меня. Тема тем более актуальна в связи с присоединением Крыма к России. Мною использован некоторый материал попавшихся мне презентаций,  за что большое спасибо их авторам. При подготовке к уроку  раздайте часть материала ученикам для подготовки. Урок разработан по учебнику История России 19 век. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: Просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг.»

Тема урока: Крымская (Восточная) война 1853- 1856 гг.

Учитель истории: Буянова Татьяна Михайловна.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучить причины, повод, ход итоги и последствия Крымской войны.

Задачи урока:

Методические:

- способствовать развитию информационной культуры;

- продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках;

- развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие: Развивать навыки работы с документами, текстом учебника, умение выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.

-Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала толчок последующей модернизации.

Воспитательные: Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной, героической, самоотверженной обороны родной земли российскими солдатами, мирными жителями; работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя.

План урока:

  1. Обострение Восточного вопроса. Причины и повод к войне.

  2. Начало Крымской (Восточной) войны.

  3. Вступление в войну Англии и Франции.

  4. Героическая оборона Севастополя.

  5. На Кавказском фронте.

  6. Парижский мирный договор.

  7. Итоги войны.

  8. Память о героях Крымской войны.

  9. Домашнее задание.

  10. Рефлексия.

Понятия, даты: Крымская (Восточная) война- 1853- 1856 гг. , Оборона Севастополя: 1854- 1855 гг., Синопское сражение- 18 ноября 1853 г.

Оборудование урока:

-учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век 12-е изд., - М.: Просвещение, 2011 г.

Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Под науч. Ред. Б.Н. Серова.- М.: Вако.

-презентация к уроку

-ноутбук

-проектор.

-настенная карта «Россия в 1 половине XIX века.

Дополнительные материалы к уроку.

Д. / з: - §14., карта Крымская война.

- написать письмо от имени солдата или офицера о героической обороне Севастополя.

Даты - наизусть.

Ход урока.

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. План урока.

Слайд 3. Проблемное задание. На него обучающиеся должны будут ответить в конце урока.

Слайд 4.

Учитель: Попробуйте предположить, почему Россия была заинтересована в разрешении восточного вопроса? (выслушиваются мнения обучающихся, обобщаются и определяются основные причины участия России в Крымской войне).

- Борьба европейских государств за овладение территориальным наследием Османской империи.

- Стремление России укрепиться на Балканах.

Слайд 5. Повод к войне.

- Что могло послужить поводом к войне? (чтение §14 стр. 94.,2 абзац)

Передача ключей от православной святыни – Вифлеемского храма в Иерусалиме – католическому духовенству.

Слайд 6. Ответ канцлера К.В. Нессельроде от лица Николая I властям Турции.

В ответ российский канцлер Нессельроде от лица Николая I заявил, что Россия «не потерпит полученного от Османской империи оскорбления». (Хочешь мира, готовься к войне.) Началась мобилизация русской армии на границе с Молдавией и Валахией.

Слайд 7. Личные неприязненные отношения между императорами России и Франции, которые косвенно тоже способствовали войне.

Конфликт между Россией и Францией усилился из-за взаимной ненависти Николая I и Наполеона III. Царь считал французского императора, пришедшего к власти после революции, выскочкой и демонстративно обращался к нему не «брат мой» а «друг мой», что по дипломатическому этикету было оскорблением.
- Как вы думаете, мог ли Император Российский, нарушая дипломатическую этику, вести себя так по отношению к главе Франции?

Слайд 8. Глава Турции - султан Абдул – Меджид. Во главе России – император Николай I (после его смерти – Александр II). Николай I считал, что Россия будет воевать только с ослабевшей Турцией, но просчитался .

Чтение учебника стр. 94 – 95, абзацы 3 – 4.

В результате у Турции оказались союзники: Англия, Франция, Сардиния. У России союзников не оказалось, она попала в изоляцию.

- Прочитайте дополнительный материал и подумайте, чем для России могло обернуться такое количество противников?

Дополнительный раздаточный материал. ( Энциклопедия для детей. Т.5,ч.2 История России от дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+, 1997 г. стр. 423.) Император Николай I и его окружение плохо понимали, что в результате стремительного промышленного развития чрезвычайно возросла военная мощь Англии и Франции. Эти державы стали опасными противниками для России. В экономическом и в военном отношении крепостная Россия значительно отставала от этих развитых капиталистических стран. Например, к середине XIXв. Англия выплавляла чугуна в десять раз больше, чем Россия. Сельское хозяйство страны было слабее, чем в Англии и во Франции. Между тем в Санкт – Петербурге считали, что Россия - самая могущественная держава Европы и единственный законный претендент на турецкое наследство, поскольку Балканы населены братскими славянскими народами. Русские дипломаты отдавали себе отчёт в том, что в мире многое изменилось, но собственная карьера была для их выше интересов Отечества и поэтому скрывали истинную картину. Поэтому у Николая I создалось ложное представление о внешнеполитической ситуации.

Слайд 9. Цели России в войне:

- Установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы.

- Расширение влияния на Балканы.

Слайд 10. Сравните готовность России и её противников к войне. Кто был лучше подготовлен к военным действиям?

Готовность к войне противников России.

На вооружении англичан и французов были тесаки, винтовки Энфильд. Дальность стрельбы – 914 метров, штуцера- укороченные ружья с винтовыми нарезами в канале, стреляли до 300 метров. У кавалеристов на вооружении были пистолеты Тауэр, очень удобные при атаке на врага. Флот – паровой. Береговые мортиры Маллета использовались как осадные орудия. Вес ядра – 1250 кг.

Слайд 11. Готовность к войне России.

Чтение учебника стр. 97, 2 абзац.

- Кто был лучше подготовлен к военным действиям?

Слайд 12. Начало войны. 1- й этап ноябрь 1853 г.- апрель 1854 г.

После отказа Турции вернуть ключи от православной святыни христиан – Вифлеемского храма в Иерусалиме, Россия ввела свои войска в зависимые от Турции Дунайские княжества. Османская империя 4 октября 1853года объявила России войну. 1 ноября 1853 года тоже самое по отношению к Турции сделала Россия. В западной Европе эту войну позже называли Восточной, а в России – Крымской

.На Балканском фронте происходили отдельные столкновения. Ни одна из сторон не добилась существенных успехов.

Слайд 13. Закавказский фронт.

Одновременно военные действия развернулись в Закавказье. Свирепые турецкие отряды добровольцев и регулярных частей вырезали ни в чём не виновных людей, не жалея ни стариков, ни детей, ни женщин. 16 декабря (28)1853 года турецкий десант, численность 5 тысяч человек неожиданно напал на пост Святого Николая. Большая часть гарнизона пала смертью храбрых. Но вскоре 10 000 войско под командованием армянского князя, генерала Бебутова одержало победу над 36 000 войском турок.

Слайд 14. Синопское сражение 18 ноября 1853 года.

Самым ярким событием первого этапа войны стало Синопское сражение. 18 ноября 1853 года отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице- адмирала П.С. Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены, разрушены все береговые укрепления. Погибло 3 тысячи человек, турецкое командование взято в плен. Русские потеряли убитыми 37 человек. Ранено- 216 человек. Ни один корабль не потоплен.

Слайд 15.

Вице- адмиралу П.С. Нахимову.

«Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».

Николай I.

Слайд 16. П.С. Нахимов понимал, что англичане не допустят усиления России на море.

«Англичане увидят, что мы им действительно опасны на море, и поверьте, они употребят все усилия, чтобы уничтожить Черноморский флот».

Нахимов.

Слайд 17.

Тем временем в печать западных стран разразилась антирусская истерия. Были разглашены материалы секретных переговоров о разделе Турции, которые представители Николая I вели на протяжении ряда лет. «Турция больной человек, его наследство можно и нужно делить». Высказывались опасения в связи с готовившимся броском русской армии для взятия Константинополя и Черноморских проливов.

Слайд 18.

Правительства Англии и Франции заключили военный союз с Турцией и предъявили России ультиматум: «Вывести войска из Дунайских княжеств». Одновременно в Чёрное море был введен англо – французский флот. В март5е 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Николай I обратился за помощью к Австрии и Пруссии, но поддержки не получил. Эти страны присоединились к Англии и Франции в их требовании сохранить целостность Турции и вывести русские войска из Молдавии и Валахии. Россия оказалась в полной изоляции. Правда Англии и Франции не удалось втянуть Австрию, Пруссию и Швецию в войну на своей стороне. Австрия на границе с Россией выставила 100 000 тысяч своих войск. К военному союзу с Англией и Францией присоединилось лишь Сардия, предоставив 20 000 своих войск.

Слайд 19. Наполеон III.

« Я намерен… приложить все усилия, чтобы воспрепятствовать распространению вашего влияния и заставить вас вернуться в Азию, откуда вы и пришли. Россия – не европейская страна, она не должна быть и не будет таковой, если Франция не забудет о той роли, которую ей надлежит играть в европейской истории… Стоит ослабить ваши связи с Европой, и вы сами по себе начнете движение на Восток, чтобы вновь превратиться в азиатскую страну. Лишить вас Финляндии, балтийских земель, Польши и Крыма не составит труда.»

(цитируется по книге «Крымская война» Трубецкого)

Слайд 20. Второй этап Крымской войны апрель 1854 г. – февраль 1856 г.

Слайд 21. Проверка боем. (Материал можно заранее раздать обучающимся).

Союзники по антирусской коалиции планировали нанести по России удары со всех сторон.

Слайд 22.

Сразу после объявления войны англо – французские корабли атаковали на Чёрном море Одессу. Бомбардировка длилась 12 часов. 5 батарей было уничтожено. 6 –я с четырьмя орудиями продолжала сражаться. Командовал ею 21 – летний прапорщик Александр Щёголев. Против батареи Щёголева 9 пароходов противника с 350 орудиями. Подбиты 2 орудия. С двумя оставшимися русские ведут бой в течение 6 часов. Непоколебимое спокойствие и истинно русская самоотверженность держат врагов на почтительном расстоянии. Противник так и не смог высадить свой десант. Подвиг Щёголева потряс всю Россию. Его имя стало символом мужества и преданности воинскому долгу.

Александр II удостоил его своим рескриптом.

« Поздравляю тебя с славным твоим подвигом и с царскою за него наградою.
Посылаю тебе высочайший приказ о производстве тебя в подпоручики, в поручики и в штабс-капитаны; грамоту со статутом на всемилостивейшее пожалованный тебе орден Св. Георгия и самый орден. Прилагаю при сем же и Георгиевский крест с моей груди; прими его как подарок признательного отца почтенному сыну. Благодарю тебя за твою мужественную, стойко уставную заслугу.
Спасибо, голубчик Щеголев; наградил тебя государь — наградит тебя и Бог».
Александр С. Петербург, 22 апреля 1854 года

Слайд 23. Аландские острова.
В мае 1854 года Балтийское море и Аландские острова были блокированы объединённой англо-французской эскадрой. Фактически недостроенная крепость Бомарсунд оказалась изолирована от империи и представляла заманчивую мишень для первого удара союзников на Балтийском море. Первая пробная попытка атаки Бомарсунда была предпринята 21 июня. Обстрел вели 4 паровых фрегата 3 часа. Гарнизон крепости насчитывал до 2,5 тысячи человек. 3 и 4 августа 12 тысяч французских войск и английской морской пехоты высадились вблизи крепости. 10 августа 1854 года крепость была обложена. Противник вел бомбардировку, чтобы на месте форта остались одни руины. Оборона главного форта без помощи была обречена. Чтобы избежать жертв, комендант вывесил белый флаг. Безоговорочная капитуляция Бомарсунда была принята. «Никогда ещё действия такой громадной армады с такими мощными силами и средствами не кончались таким смешным результатом», - с возмущением заявила тогда английская газета «Таймс».Строившаяся 22 года крепость была взята в течение 4 –х дней..2 сентября 1854 года крепость была взорвана. Николай I признал поведение гарнизона достойным, а они нет. Русские в плен добровольно никогда не сдавались.
Слайд 24. Соловецкий монастырь.

Несколько союзнических кораблей нанесли удар по северным поселениям России. Первым подвергся бомбардировке с моря Соловецкий монастырь. Он был почти беззащитен: в нем жили монахи и богомольцы, а гарнизонную службу нёс маленький отряд, имевший на вооружении десять пушек ( из них лишь 2 – крупного калибра). На 2 подошедших к монастырю английских паровых фрегатах было по 60 пушек. Тем не менее монахи и богомольцы проявили стойкость духа и бесстрашие. Получив ультиматум с требованием сдаться в плен, настоятель ответил решительным отказом. Первыми же выстрелами были выбиты монастырские ворота, разрушены крыши домов, но до штурма дело не дошло. Монастырская артиллерия не дала этого сделать. Обстрел продолжался ещё 2 дня , но успехом не увенчался.

Слайд 25. Архангельск.

Английские корабли ретировались к Архангельску. Однако и оттуда их выгнал в открытое море огонь русских пушек.

Слайд 26. Кольский залив.

Тогда англичане и присоединившиеся к ним французы выместили свою досаду на Рыбацком посёлке Кола. Он был обстрелян ядрами и пулями с зажигательным составом. Из 128 имевшихся там домов 110 были уничтожены. Жертв среди населения не было.

Слайд 27. Петропавловск – Камчатский.

Англия и Франция направили к берегам Камчатки свои эскадры для уничтожения русских кораблей на тихом океане и захвата Петропавловска. Оборону Камчатки возглавил военный губернатор генерал – майор Василий Степанович Завойко. В короткий срок были сооружены семь береговых батарей, сформирован отряд из 100 добровольцев, вход в гавань заграждён бонами. Кроме того, у входа в гавань находились фрегат «Аврора» и военный транспорт «Двина». С правых бортов кораблей были сняты орудия и ими усилили береговые батареи. 18 марта 1854 года вражеские корабли начали обстрел наших позиций, находясь вне досягаемости огня русских батарей. 26 августа противник попытался высадить десант 600 человек, но эта попытка была с успехом отбита русским отрядом в 230 человек. Кульминацией героической обороны города стал штыковой бой 360 русских стрелков и моряков, опрокинувший в море десант противника численностью около 970 человек. Среди захваченных трофеев было знамя английской морской пехоты, а также оружие и кандалы, предназначавшиеся для русских. 27 августа, так и не выполнив своей задачи, неприятельская эскадра покинула Авачинскую бухту. Потери противника составили около 450 человек убитыми и ранеными, Защитники Петропавловска потеряли около 100 человек убитыми и 64 ранеными.

Слайд 28. Сентябрь 1854 г. 60- тысячная армия союзников высаживается в Евпатории.

С осени 1854 года основные сражения развернулись в Крыму. Здесь находилась главная военно- морская база России на Чёрном море Севастополь и союзники считали, что её уничтожение лишит Россию возможности вести активную внешнюю политику на Балканах и на Ближнем Востоке. 14 сентября более 300 транспортных судов под прикрытием 89 боевых кораблей начали высадку десанта французов – 28 тысяч человек, англичан- 26 тысяч человек, турок – 7 тысяч человек. Главнокомандующий в Крыму А.С. Меншиков не сумел организовать оборону полуострова. Этот бездарный полководец, не считавшийся с мнением других генералов и офицеров, ничего не предпринял в момент высадки десанта, оставив русские войска в стороне – у реки Альмы. Через неделю произошло сражение. Около 34 тысяч русских солдат и офицеров бились с врагом насмерть. Противникам был нанесён такой урон, что они стали сомневаться в целесообразности продвижения вглубь русской территории.

Слайд 29. «Армии отступить вглубь Крыма».

Но у реки Альма русская армия потерпела поражения и по приказу А.С. Меншикова (вскоре прозванный за бездарное руководство Изменщиковым) отступила к Бахчисараю, дабы «сохранить связь с внутренними губерниями». Командующий французским корпусом Сент - Арно заявил, что в условиях штиля он покончит с Севастополем и Крымом за несколько часов. Севастополь оказался, по существу, уже тогда обречённым.

Слайд 30. Корнилов Владимир Алексеевич.

Севастополь ( в переводе с греческого означает «величественный город») был первоклассной военно- морской базой, неприступной с моря. Оборону города – крепости возглавил начальник штаба Черноморского флота Владимир Алексеевич Корнилов. «Отступать нам некуда, позади нас море, впереди – неприятель».Он приказал окружить город оборонительными сооружениями.

Слайд 31. Героическая оборона Севастополя.

Они возводились под руководством талантливого инженера Э.И. Тотлебена. Всё население Севастополя встало на защиту родного города. Тысячи людей работали на сооружении укреплений. Севастопольцы работали с огромным напряжением сил, мешала нехтатка… обыкновенных лопат и кирок. В армии процветало воровство. В годы войны это обернулось катастрофой. В короткий срок город ощетинился грозными бастионами и батареями.

Слайд 32. Затопление кораблей в Севастополькой бухте.

Для предотвращения захода неприятельских судов в Севастопольскую бухту было решено затопить у её входа часть кораблей Черноморского флота. С них были сняты орудия, на берег сошло 10 тыс. матросов пополнивших ряды защитников города. Позднее в честь этого события был воздвиг памятник.

Слайд 33. Героизм защитников Севастополя.

Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. Противник подвергал город жестоким бомбардировкам, первая из которых состоялась 5 октября 1854 года. В этот день в 11часов 30 минут был ранен ядром, раздробившем левую ногу у самого живота, П.С. Корнилов. Он не испустил ни одного стона. «Рана моя не опасна. Бог милостив, я ещё переживу поражение англичан. Но рана оказалась смертельной. В 15 часов 30 минут П.С. Корнилов скончался. Общие потери убитыми и ранеными среди защитников составили около 1300 человек. Однако город продолжал упорно обороняться.

Слайд 34. Павел Степанович Нахимов.

После гибели В.А. Корнилова, руководителем обороны стал вице – адмирал Павел Степанович Нахимов – герой Синопа.

Слайд 35. Дарья Севастопольская. ( Материал для подготовки обучающимися.)

Ей было шестнадцать с половиной, когда началась Крымская война. Она рано лишилась матери, а отец ее, моряк, защищал Севастополь. Даша ежедневно бегала в порт, пытаясь узнать что-то об отце. В том хаосе, который царил вокруг, это оказалось невозможным. Отчаявшись, Даша решила, что должна попробовать хоть чем-то помочь сражающимся — а вместе со всеми и своему отцу. Она обменяла свою корову – единственное, что у нее было ценного – на дряхлую лошадку и повозку, добыла уксуса и старых тряпок и в числе других женщин пристроилась в обоз. Другие женщины готовили и стирали для солдат. А Даша свою повозку превратила в перевязочный пункт.

Когда положение войска ухудшилось, многие женщины покинули обоз и Севастополь, ушли на север, в безопасные районы. Даша осталась. Она нашла старый заброшенный дом, вычистила его и превратила в госпиталь. Потом выпрягла свою лошадь из повозки, и целыми днями ходила с ней на передовую и обратно, вывозя по два раненых за каждую «прогулку».

В ноябре 1953 года, в сражении при Синопе, матрос Лаврентий Михайлов, ее отец, погиб. Даша об этом узнала много позже…

Слух о девушке, которая вывозит раненых с поля боя и оказывает им медицинскую помощь, разнесся по всему воюющему Крыму. И вскоре у Даши появились сподвижницы. Правда, эти девушки не рисковали ходить на передовую, как Даша, но полностью взяли на себя перевязку и уход за ранеными.

А потом Дашу нашел Пирогов, смутивший девушку изъявлениями своего искреннего восторга и преклонения перед ее подвигом.

Даша Михайлова и ее помощницы присоединились к «крестовоздвиженкам». Учились профессиональной обработке ран.

В Крым «для поднятия духа русского воинства» приехали младшие сыновья императора, Николай и Михаил. Они же и написали отцу о том, что в сражающемся Севастополе «ухаживает за ранеными и больными, оказывает примерное старание девица по имени Дарья». Николай I приказал ей пожаловать золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. По статусу золотой медалью «За усердие» награждались те, кто уже имел три медали — серебряные. Так что можно считать, что Император очень высоко оценил подвиг Даши.

Точная дата смерти и место упокоения праха Дарьи Лаврентьевны Михайловой исследователями до сих пор не обнаружены.

Слайд 36. Коля Пищенко. ( Материал для подготовки обучающимися.)

10- летний севастополец – Коля Пищенко был сыном матроса и находился с отцом на батарее 5 бастиона с самого начала обороны Севастополя. После гибели отца перешёл на 1 редут и по разрешению командира стрелял из 9 мартирок под наблюдением матроса – инвалида. Там Коля находился до конца обороны города. Награждён медалью «За храбрость». Уволен в запас в возрасте 22 лет. Его имя носит улица в Севастополе.

Слайд 37. Пётр Кошка. (Материал слайдов 37- 39 для подготовки обучающимися.)

Защитники Севастополя время от времени переходили в контратаки, совершали дерзкие вылазки в стан врага.

Слайд 38. Пётр Кошка в разведке.

В этих налётах особенно прославился матрос Пётр Кошка.

Слайд 39. Николай Иванович Пирогов.

Выдающийся представитель отечественной медицины, профессор Медико- хирургической академии Николай Иванович пирогов явился основоположником военно- полевой хирургии. Он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

Слайд 40. Гибель Нахимова.

Русская армия с 1 ноября 1854г. по 1 ноября 1855г. потеряла умершими от различных болезней 36 400 человек, т. е. целый корпус.

« До выхода на зимние квартиры продовольствие русских солдат было весьма жалкое.» (из письма офицера)

«… На каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевают делать такое количество зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нести хоть какой - то вред неприятелю.» (из письма участника Крымской войны).

«Ружья у нас были гладкоствольные, пули после двух выстрелов не входили в дуло. А у англичан и французов ружья были нарезные.

Мужество солдат и офицеров, защитников черноморской твердыни, потрясло современников, император Николай I приказал считать за год каждый месяц службы в осаждённом Севастополе.

28 июня 1855 года в 18. 30 на 3 бастионе был тяжело ранен в голову Павел Степанович Нахимов. Это произошло там же, где смертельное ранение получил В.А. Корнилов. 30 июня в 11.10 П.С. Нахимов скончался.

«Не мы одни будем оплакивать потерю доблестного сослуживца, достойнейшего сослуживца, витязя без страха и упрёка – вся Россия с нами прольёт слёзы искреннего сожаления о кончине героя Синопского».

Из приказа по гарнизону.

Слайд 41. Владимир Иванович Истомин.

Новым руководителем обороны Севастополя был назначен контр - адмирал Владимир Иванович Истомин. Он постоянно находился на передовых позициях, ободряя и вдохновляя подчинённых. Жил он тут же в землянке на Камчатском редуте. Даже получив контузию, подчинённых не оставил. Гренадёры Бутырского полка говорили: «Наш адмирал как будто о семи головах, в самый кипяток так и лезет». Сам Истомин, высоко ценя подвиг защитников Севастополя, говорил: «просто не могу надивиться на матросов, солдат и офицеров. Такого самоотвержения, такой геройск4ой стойкости пусть ищут в других нациях со свечой… И замечательно, что где не придётся солдат нашему сойтись с англичанином лицом к лицу, он его тащит за шиворот в плен, чем видимо отличается превосходство нашей славянской расы перед этими краснокафтанниками». (В.И. Истомин из письма к брату.)

Император Российский Николай I высоко оценил деятельность Истомина. «История Севастополя украшается вашими подвигами», - писал он.

Погиб В.И. Истомин 7 марта 1855 г., 45 лет от роду. Ядром ему оторвало голов, когда он выходил из землянки. Похоронен во Владимирском соборе г. Севастополя в усыпальнице адмиралов.

Слайд 42. Бои за Малахов курган.

5 сентября 1855 года началась бомбардировка, которая не прекращалась три дня подряд. Стало ясно, что противник уже не остановится. В результате очередного штурма пал Малахов курган. Отбить эту ключевую позицию не удалось. 8 сентября героическая 349- дневная оборона Севастополя закончилась: оставшиеся в живых хмурые и израненные защитники города покинули разбитые укрепления, а русские моряки затопили последние стоявшие на рейде боевые корабли.

Между тем в Закавказье русским войскам удалось одержать победу: капитулировал 33- тысячный гарнизон мощной крепости Карс.

Слайд 43. Результаты войны для России.

Слайд 44. Причины поражения России.

-Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? (обучающиеся высказывают свое мнение. Ответы обобщаются и затем демонстрируются причины поражения России в Крымской войне.)

Слайд 45. Парижский мир 1856 г.

В феврале 1856 в Париже состоялась мирная конференция. Инициатором переговоров выступала Франция, не желавшая более ослаблять Россию и тем самым помогать Англии. Та в свою очередь не могла вести военные действия без союзников.30 марта был подписан мирный трактат.

Слайд 46. Условия Парижского мирного трактата.

Зачитываются условия мирного трактата. После прочтения, следует попросить обучающихся ответить на вопрос:

- Как вы думаете, какова самая большая потеря России в этой войне? ( статьи 11 и 12.)

Россия вышла из войны с минимальными потерями, но её международный авторитет оказался подорванным. Россия утратила возможность вести активную внешнюю политику на Балканах и на Ближнем Востоке. Показное могущество крепостнической николаевской России рухнуло.

Слайды 47- 51. Память.

Демонстрация.

Слайд 52. Проблемное задание.

Обучающиеся дают ответ на поставленную в начале урока проблему.

Слайд 53. Спасибо.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Слайд 53. Рефлексия.






















































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!