«Все дети художники - нужно только раскрыть в них творческое начало и научить выражать себя с помощью красок»
(А. Лопатин)
ПРОГРАММА
кружка
«веселая кисточка»
Составитель:
Еременко Л.Е., учитель изобразительного
искусства
I квалификационной категории
БАРАБИНСК, 2017
Программа кружка в начальной школе (1–4-е классы)
«веселая кисточка»
Пояснительная записка
Каждый день на ребенка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разбираться-оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся ритм жизни требует от школьника быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений. Поэтому необходимо учить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять целостную картину мира.
Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению курса «Веселая кисточка»; ее цель – формирование художественно-творческого развития школьника, подготовка к самостоятельной творческой деятельности в окружающем мире.
Программа развития школьников опирается на следующие принципы.
Таким образом, программа реализует системный подход в обучении. Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трех направлениях работы.
1) Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:
-освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве;
-развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных традициях);
-отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);
-развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.
2) Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде деятельности.
3) Художественно-образное восприятие произведений (музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и в искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства.
Учебный материал программы рассчитан на 135 учебных часов (1 час в неделю). Образовательные задачи, принципы обучения выстроены с учетом того, что учебный материал используется при любом количестве часов в неделю. Занятия разных направлений чередуются.
Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.
Класс | содержание |
1 класс | Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов |
2 класс | Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире. |
3 класс | Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек-жилище-одежда). |
4 класс | Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта |
Предусмотрены задания по памяти и воображению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, экологические мотивы и др. Предполагается знакомство с разнообразными материалами, инструментами и техникой их применения. Однако степень их приоритетности на каждом занятии на разных возрастных ступенях развития школьника различна.
Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами. По окончании начальной школы к уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования.
Учебно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
Вид деятельности | № занятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 занятий) |
Работа на плоскости | 1 | «Дождевые тучи», «Осенние листочки», «Кто под листиком спрятался?» (1); «Закатилось красно солнышко» (2); «За лесами, за горами», «Вот они какие — сосульки», «Капелька стучит в окно» (3); «Летнее солнышко», «Ночью была гроза», «Грибной дождь» (4) | Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Выполнение цветовых композиций (по выбору учителя) на передачу характера светоносных явлений в природе (грозы, пожара, огня, солнца, дождя, северного сияния, радуги, цветущей земли, воздуха и облаков в небе). Материал: тонированная бумага, белила, гуашь |
2 | «Кто рисует на скалах?» (1); «Кто нарисовал узоры на окне?» (2); «Почему камни такие красивые?», «Кто художнику помогает?» (3); «Мед и пчелы» (4) | Происхождение искусства. Изображение на тонированной бумаге — подражание неведомому художнику. Материал: гуашь. Знакомство с наскальными произведениями древних художников |
3 | «Что такое „сумерки"?», «Листопад», «Осенний парк (лес)» (1); «Кто прогнал птиц на юг?», «Яркий снег, хрустящий лед» (2); «Весна, снеговик загрустил», «День птиц», «Весна в городе» (3); «Радуга над нами» (4) | Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Изображение по памяти на темы по выбору. Материал: гуашь. Знакомство с произведениями живописи: А.А. Пластов «Первый снег», «Летом», К.Ф. Юон «Мартовское солнце»; музыки: П.И. Чайковский «Времена года», СВ. Рахманинов «Вешние воды» |
4 | «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «На дороге» (1); «Наша детская площадка» (2); «А мы по лесу гуляли», «Куда бежит дорога?»(4) | Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Техника и материал по выбору учителя. Знакомство с произведениями живописи: В.И. Суриков «Взятие снежного городка» |
5 | Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами, например: лист сирени и лист дуба; морковь и свекла и т. д. (1); «Деревья зимой» (узор ветвей, ритм стволов), «Строится новый дом» (2); «Дождь» (3) | Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Размещение предметов в рисунке в разных положениях. Материал: гуашь. Рисование по наблюдению, упражнения на проведение различных линии тушью. Знакомство с произведениями живописи: К.А. Коровин «Натюрморт», З.Е. Серебрякова «За завтраком», А. Матисс «Красные рыбки», П. Сезанн «Фрукты» |
6 | Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете (как мы догадались, что у природы такое настроение) (1-4) | Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе. Пробуждение интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц). Материал: гуашь |
7 | «Кто дождя не боится?», «Желтый кот в желтой траве» (1); «Мышка в норке» (2); «Бабочки радуются солнцу» (4) | Формирование понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: «первый план», «второй план». Материал: гуашь |
8 | «Мишка и лисица в осеннем лесу» (1); «Чем пахнет каждая профессия?», «Ароматный пирог», «Скребется мышка» (2); «Шаги в прихожей», «Чириканье воробья» (3); «Причудливые облака в небе» (4) | Составление разнообразных оттенков цвета. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов от одного цвета к другому (красного к синему, белого к черному, белого к синему, желтого к коричневому и др.). Создание с их помощью настроения в работе. Материал: гуашь, пастель |
9 | «Аквариум» (1); «Котик — мягонький животик» (2); «Цапелька», «Собака и кошка» (3); «Фламинго на прогулке» (4) | Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач). Этюды по памяти |
10 | «Зимние (весенние) каникулы» (2); «При- лет птиц» (силуэты птиц, ритм летящей стаи)(3) | Изображение предметов в открытом пространстве (изображение на листе: ближе — ниже, дальше — выше). Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Передача простейшей плановости пространства: рисунок кистью без предварительного рисования карандашом (быстрые наброски после беседы). Материал: гуашь, акварель, пастель. Знакомство с произведением живописи: Т.Н. Яблонская «Зимой на ферме» |
Работа в объеме и пространстве | 11 | «Петушок», «Утенок», «Птичка» (1) | Лепка игрушек (по выбору) по мотивам народных художественных промыслов: Дымково, Филимоново, Городец, Каргополь и др. Материал: глина, пластилин, гуашь |
12, 13 | «Мальчик играет с собакой» (2), «Рыбки» (3), «Птицы» (4) | Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина: динамичная композиция из объемных форм. Материал: глина, пластилин |
Декора-тивно-прикладная деятель-ность | 14 | «Ветер по небу гуляет...» (1); «Зачем людям узоры?» (2); «Баю-бай — колыбельная» (3); «Утро золотых одуванчиков» (4) | Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Стилизация природных форм в декоративные. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и др.). Материал: фломастер, цветной карандаш |
15 | «Как муравей домой спешил», «Подводное царство» (1); «Праздничный салют» (3); декоративный фриз «Бабочки» (4) | Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений (коллективная работа). Тема по выбору |
16 | «Волнующееся море», «Ажурные листья с четкими прожилками» (1); «Птицы», «Рыбы», «Кораблики» (3); «Кустарниковые растения (папоротник, хвощи)» (4) | Линия, графика, пятно, штрих. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь и палочка, шариковая ручка с черной пастой |
Развитие фантазии и воображения (11 занятий) |
Работа на плоскости | 17 | «Как цыпленок дом искал» (1); «Дворец царя Нептуна»: иллюстрация к сказке Х.К. Андерсена «Оле Лукойе» (один из снов) (2); «Муравьи и бабочки» (4) | Работа кистями (разных размеров) и палочкой (умение работать толстым и острым концом; проведение вертикальных, горизонтальных, округлых, изогнутых линий разной толщины). Создание панно (коллективная работа). Материал: бумага, гуашь |
18 | «Кот и мышка», «Дуб и желудь» (1); «Ворона на снегу», «Дворец Снежной королевы» (2); «Животное с детенышем», «Песня слона» (3); «Куда спрятались перепелки?» (4) | Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Сравнение с «контрастом» и «нюансом» в музыке и танце. Материал: бумага, гуашь |
19 | «Пение синички», «Крик вороны» (1); «Хрустальный звук», «Колокольный звон» (2); «Капель», «Журчание ручья» (3) | Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления в цветомузыкальных композициях (без конкретного изображения) |
20 | Композиции по впечатлению на передачу динамики, движения (1—4) | Изображение бегущего животного или летящей птицы; ветра в траве или среди деревьев под конкретную, предложенную музыку или живой рассказ учителя. Материал: гуашь, акварель, пастель. Знакомство с произведениями живописи: Ф.А. Малявин «Вихрь»; музыки: П.И. Чайковский «Камаринская» |
21 | Импровизация. Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (1—4) | Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах (желательно подбирать произведения с ярко выраженным настроением в живописи, музыке, литературе). Материал: гуашь, бумага. Знакомство с произведениями живописи: А.И. Куинджи «Закат», Н.П. Крымов «Радуга», Б.М. Кустодиев «Волга. Радуга», И.И. Левитан «Вечерний звон»; музыки: СВ. Рахманинов «Этюды-картины», колыбельные П.И.Чайковского |
22 | Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти: «Как звучит мой дом, улица, город?», «Кто живет за той горой?», «Что услышал тот, у кого завязаны глаза?», «Шорох осенних листьев», «Что еще имеет голос?» (1—4). Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку (копим в памяти звуки) (1) | Установление связи между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и прозе. Различение звуков природы (пения птиц, шума ветра и деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.) и окружающего мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, школе, лесу). Сравнение повседневных звуков с музыкальными (нахождение различий и общего). Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Материал: акварель, пастель. Знакомство с произведениями музыки: Э. Григ «Утро»; К. Дебюсси «Ветер на равнине»; СВ. Рахманинов «Сирень», «Островок» |
23 | «Дом» для себя или любимой куклы (1) | Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства, использование разных больших готовых форм, коробок, упаковок, любых геометрических форм, специально изготовленных взрослыми школьниками или родителями (возможна работа в группах по 3—4 человека). Украшение своего жилища аппликацией или росписью гуашью. Знакомство с произведениями графики: Н.М. Кочергин «Чудо-юдо рыба-кит», М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»; музыки: С.С. Прокофьев «Петя и Волк» |
| 24 | «В царстве Снежной королевы» (2); «Волшебный город Радуги» (3); «Сказочный город» (4) | Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений (работа в группах по 3—5 человек). Материал: готовые объемные формы, цветная бумага, гуашь |
Декора-тивно-приклад-ная де- ятель-ность | 25 | Украшение окружающей среды: «День рождения» (1), «Новый год» (2), «Первый день весны» (3) и др. | Оформление помещения (класса, рекреации) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе (сцены в школе и др.) |
26 | «На ярмарке» (1) | Роспись игрушек, вылепленных на занятиях лепкой, создание из них коллективной композиции. Знакомство с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки |
| 27 | «Солнечно и пасмурно» (1), «День и ночь» (2), «Весна и осень» (3), «Зима и лето» (4) | Создание небольших композиций на передачу контрастных и нюансных цветовых отношений в технике отрывной аппликации, гуашью или акварелью на предложенные темы |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий) |
| 28 | «Что изображает художник?» (1) | Развитие первичных представлений об изобразительном искусстве. Просмотр видеоматериалов |
29 | Экскурсия в мастерскую художника (очная или по видеоматериалам)(1) | Формирование понятия о художественных материалах, изобразительных средствах, которыми пользуется художник. Отличие картины от фотографии |
30 | Экскурсия или заочное путешествие в музей с использованием предметов искусства (2) | Формирование представлений о разных видах изобразительного искусства. Знакомство с произведениями живописи и графики: пейзажи П. Сезанна; И.И. Шишкин «Лесные дали»; В.А. Серов «Портрет И.А. Морозова», «Девочка с персиками»; иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам, Е.И. Чарушина — к произведениям о животных, В.А. Серова — к басням И.А. Крылова |
31 | Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) (2) | Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Пейзаж: особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине. Знакомство с произведениями живописи: И.И. Левитан «Летний вечер», Ф.А. Васильев «Стога», В.Д. Поленов «Осень в Абрамцеве», А.А. Дейнека «На просторе» | |
32 | Скульптура. Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выставку (очная или по видеоматериалам) (3) | Развитие представлений об особенностях объемного изображения. Художественный материал в скульптуре | |
33 | Крупные музеи России. Экскурсия в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (очная или заочная). Посещение художественного музея, находящегося в ближайшем городе (сравнение, выделение общего и особенностей) (4) | Характер интерьера музея. Обзорная экскурсия. Поведение в музее | |
Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия
Музыка: «Дождь и радуга» С.С. Прокофьева, «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, Прелюдии до минор (передача трагических переживаний) и ля минор (передача светлых чувств) Ф. Шопена, «Мотылек» СМ. Майка-пара.
Поэзия: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», А.Н. Майков «Весна», А.А. Фет «Весенний дождь», В.Ф. Боков «Дождичек утром», И.З. Суриков «Детство».
2 класс (34 часа)
Вид деятельности | № занятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий) |
| 1 | «Заколдованный лес» (1); «Кто где спрятался?» (2); «Хозяйство Лесовичка» (3); «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные и...)» (4) | Развитие способности наблюдать природу: причудливые формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе. Материал: гуашь. Знакомство с произведениями живописи: В. Ван Гог «Море в Сен-Мари», Ф.А. Васильев «Перед дождем», Н.К. Рерих «Небесный бой» |
| 2 | Этюды, быстрые цветовые зарисовки по материалам впечатлений: «По дороге с облаками» (1), «Я заблудился в лесу» (2), «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется?» (3), «Мы играли в дождик» (4) | Наблюдение за изменениями цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения (солнечно, пасмурно) и их передача в рисунке. Выражение различных чувств и состояний природы: радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя и т. д. в произведениях живописи. Знакомство с произведениями живописи: К.Ф. Юон «Мартовское солнце»; музыки: Э. Григ «Песня Сольвейг», «Утро». Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла — освещения, движения, формы, композиции. |
| 3 | «На оленях по снегу», «На верблюдах в пустыне» (2) | Теплая и холодная гамма цвета. Анализ зависимости выбираемой цветовой гаммы от содержания темы. Работа по воображению. Материал: тонированная бумага (желтая; голубой, лиловый и другие оттенки), гуашь |
| 4 | «Волшебный горшочек» (кто с каким горшком за кашей пришел) (1) | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по пропорциям. Материал: цветной карандаш, пастель |
| 5,6 | «Мы играем на полу» (1); «Салют», «Праздничная иллюминация», «Мама собирает меня гулять» (2); «Кошка на диване», «Я собираюсь в школу» (3); «Водные процедуры» (4) | Освоение и изображение замкнутого пространства комнаты. Рисование по представлению и наблюдению за движениями человека. Создание композиции на темы (по выбору). Работа (кистью) пятном без прорисовок. Материал: карандаш, тушь, гуашь |
7 | «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха), «Ветер», «Ветреный день», «Дождь» (1); «Зима», «Вот это мороз!» (2); «В яр- кий солнечный день», «Прозрачный воздух ранней вес- ной» (3); «Лето», «Природа насторожилась перед грозой», «После дождя» (4) | Изучение элементов наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве (пейзаж): высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удаленных предметов, загораживание. Выражение в живописи через цвет различных чувств и настроений (радости, грусти, тревоги, ожидания, волнения и настроения), полученных от встречи с природой, впечатлений от наблюдений за ней (два состояния по выбору). Материал: гуашь, акварель. Знакомство с произведениями живописи: Н.М. Ромадин «Розовый вечер»; И.И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой» |
Работа в объеме и пространстве | 8 | «Комната Мальвины» (1), «Карабас-Барабас у камина» (2), «Дом, где живет черепаха Тортилла» (3) | Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют и развиваются в тесной взаимосвязи. Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты (тема по выбору). Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Детская»; А.К. Лядов «Колыбельная», «У кота, кота», «Дождик» |
9 | «Наша улица» (1); «Деревенька», «Хуторок» (4) | Наблюдение за своеобразием и красотой городского и сельского пейзажа. Коллективная работа (тема по выбору). Использование цветной бумаги, небольших готовых геометрических форм (упаковок, коробочек и т. д.), применение техники бумажной пластики |
10 | «Заколдованный лес» (1), «Самое красивое: в лесу, поле, небе, озере, море, горах» (4) | Красота и необычное в природе. Выполнение объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики на тонированной бумаге |
11 | «Игрушка для Царевны Несмеяны» (1), «Игрушки и подарки для героев любимых сказок» (2), «Игрушка к определенному событию» (3) | Нахождение связи образов народной игрушки с темами и характером сказок. Работа в технике бумажной пластики. Материал: пластилин, мятая бумага, нитки, клей (по выбору) |
Декоративно- прикладная деятельность | 12 | «Ай да флюгер!» (1); «Лошадка с прялки» (2); «Как петушок стал праздничным пряником», «Клоун» (3); «Добрая и злая птица» (4) | Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Лепка из цветного пластилина, соленого теста и других материалов. Украшение игрушки разнообразными декоративными элементами с применением других материалов (бусинок, стекляруса, пуговиц, семян и др.) |
13 | «Узор в полосе» (1), фриз «Подводный мир» (2) | Знакомство с различными композиционными решениями и возможностями композиции (в вертикальном, горизонтальном формате). Изучение равновесия в композиции. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме. Декоративная роспись. Материал: гуашь |
14 | Рисунок для изразца — яркий, веселый образ птицы или животного (2) | Создание декоративной композиции. Материал: цветная бумага, аппликация, гуашь |
15 | «Букет в подарок» (1) | Сбор цветов, трав. Составление букетов |
16 | Конструирование симметричных форм из бумаги в объеме: шапочек, новогодних игрушек (2), «Сказочная птица» (3) | Выполнение симметричных изделий при помощи складывания бумаги, примакивания и вырезания (цветная бумага) — украшение аппликацией, украшение росписью, узором (акварель) с учетом формы изделия и назначения |
17 | «Ажурные листья» (1), «Кустарниковые растения (папоротники, хвощи)» (4) | Упругость линии, ощущение ее в полоске бумаги. Прорезная и линейная аппликация |
Развитие фантазии и воображения (11 занятий) |
Работа на плоскости | 18 | Работа с литературными произведениями (1-4): «Для кого построен дом, вылеплен сосуд и накрыт стол, сшито платье?», «Чей это корабль в гавани?», «Мы пришли сегодня в порт» | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описаниям из книг. Насыщение самостоятельных творческих работ художественными образами. Материал: гуашь, тонированная бумага |
19 | «Былины и сказки сегодня» (2), «Жизнь планет во Вселенной» (3) | Знакомство с былинами о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, Луны, о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений из курса классного и внеклассного чтения, а также реальных событий). Создание коллективной композиции. Материал: гуашь, цветная бумага (для аппликации) |
| 20 | Композиции на передачу настроения: «Дюймовочка» (жилище крота и мотылька) (2); «Подснежник» (пробуждение цветка, свежесть воздуха) (3); «Аленький цветочек», «Русалочка» (описание подводного мира) (4) | Выполнение композиций на передачу настроения, впечатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии, например сказок Х.К. Андерсена и СТ. Аксакова (превращение сказочного пространства леса) |
Работа в объеме и простран-стве | 21 | «По мотивам сказок» (1); создание своего мира: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Мое открытие (космическое, географическое, сказочное)» (4) | Создание объемно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки из глины или пластилина. Украшение композиции декоративными элементами, активное применение цвета(работа индивидуально или в группах по 3—4 человека) |
22 | «Завтрак» (1), «Новогодний ужин» (2), «День рождения» (3) | Передача характера праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса, столовой, игровой комнаты из предметов плоской формы или объемной формы на тему сервировки стола к различным ситуациям. Знакомство с произведениями живописи: А.В. Лентулов «Овощи»; натюрморты И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С Петрова-Водкина |
23 | «Необыкновенный букет в моей комнате» (1), «Волшебный букет» для бабушки, мамы, учителя(3) | Создание (самостоятельно) икебаны с применением природных материалов: веточек, засушенных листьев, всевозможных дополнительных декоративных элементов (работа индивидуально или в малых группах). Знакомство с произведениями живописи: A.M. Герасимов «Полевые цветы»; И.Е. Репин «Осенний букет», «Женский портрет» |
24 | Изготовление игрушек: вертушек, кукол на основе конуса и палочки (2); «Путешествие в неизвестную страну...» (3); «Город моей мечты» (4) | Конструирование несложных форм предметов (игрушек) в технике бумажной пластики. Использование готовых игрушек на празднике, театральном представлении, кукольном спектакле и т. д. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции в технике бумажной пластики (на основу прямоугольных и цилиндрических форм с применением сухих веток деревьев). Знакомство с произведениями живописи и скульптуры: деревянная скульптура СТ. Коненкова, рисунки животных В.А. Серова и В.А. Ватагина |
Декоративно-прикладная деятель-ность | 25 | «Портреты любимых героев сказки» (2) | Воплощение литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные цветовые образы (на основе аудиоинформации) — стилизация в технике аппликации, бумажной пластики |
26 | «Заветные тропинки» (3), «Как на речку пройти?» (4) | Выполнение «карты» особенностей и достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция в технике аппликации и бумажной пластики |
27 | «Рисуем музыку разными цветами», «Портрет для нотки ля» (1); «Музыкальная радуга», «Как выглядит вкус яблока» (3) | Выполнение небольших упражнений на цветовое восприятие звука (например, звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си будут отражены в цвете следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр: развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением |
28 | «Музыкальная клякса» (2), «Как краски и звуки дружили» (3), «Танцуем зеленый шум леса, плеск голубых волн, шуршание желтого песка» (4) | Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях, народном искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, стихе, художественном слове и народной речи. Представление в графике, в цвете или в форме услышанного, увиденного. Материал: гуашь, акварель, тушь |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий) |
| 29 | Экскурсия в мастерскую художника (или работа с видеоматериалами) (1) | Развитие представлений о работе над художественным произведением средствами художественной выразительности (линией, пятном, цветом, светом, движением, ритмом). Знакомство с произведениями живописи: В. Ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом», П. Гоген «Таитянка», В.И. Суриков «Портрет дочери художника» |
30 | Экскурсия на природу (в парк, лесопарк, сад) (2) | Наблюдение за разнообразием форм и цвета в окружающей природе. По материалам экскурсии беседа: сравнение природных и художественных форм, особенностей цвета в природе и искусстве, настроения в природе и картинах художников. Знакомство с произведениями живописи: И.И. Шишкин «Лес зимой», И.И. Левитан «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели» |
31 | Экскурсия в мастерскую художника-графика или в издательство. Художественная иллюстрация (2) | Просмотр видеофильма по искусству книги. Формирование представлении о художественной иллюстрации, связи текста и языка иллюстративного изображения. Знакомство с произведениями графики: иллюстрации к сказкам И.Я. Билиби-на; В.М. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван-Царевич на сером волке»; М.А. Врубель «Царевна-Лебедь» |
| 32 | Экскурсия в музей народного или декоративно-прикладного искусства (3) | Освоение видов и направлений народного и декоративно-прикладного искусства |
| 33 | Экскурсия в театр (3) | Развитие представлений о художнике-декораторе: художественное оформление сцены, эскизы костюмов, мебели и др. Знакомство с творчеством художников, работающих в театре. Театральные образы в эскизах костюмов известных художников (Л.С. Бакст, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, В.Ф. Рындин). Просмотр видеоматериалов |
| 34 | Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга (очная или заочная). Экскурсия в ближайший историко-архитектурный музей-заповедник (4) | Развитие представлений о дворцовой архитектуре. Внешнее и внутреннее убранство |
Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия
Музыка: «В полях» P.M. Глиэра; «Фиалки» А. Скарлатти; «Нянина сказка», «Баба-Яга» П.И. Чайковского; фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» (ария Царевны-Лебеди) Н.А. Римского-Корсакова; «Жук» М.П. Мусоргского, фрагменты из оперы «Борис Годунов» (народные мелодии); ноктюрны Ф. Шопена. Поэзия: см. 1 класс.
3 класс (34 часа)
Вид деятельнос-ти | № занятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий) |
Работа на плоскости | 1 | «Букет из осенних листьев» (1), «Старый деревенский дом» (2), «Поляна с ландышами» (4) | Работа в определенной гамме по предварительному замыслу. Цветовое богатство оттенков в живописи. Рассмотрение сближенных цветов в мягкой цветовой гамме (замутнение цвета черным и белым) и ярких чистых цветов («праздник красок»). Материал: гуашь, акварель, белила. Знакомство с произведениями живописи: П.В. Кузнецов «Чайхана», К. Коро «Читающая женщина в пейзаже» |
| 2 | «Грозовые тучи» (1), «Ночь, метель, улица» (2), «Закат солнца, сумерки» (3), «Гроза в лесу»(4) | Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы разных стран и народов, сравнение их природы с природой России. Знакомство с произведениями живописи: А.А. Рылов «В голубом просторе»; А.И. Куинджи «Облака», «Березовая роща»; К. Моне «Скалы в Бель-Иле»; И.И. Левитан «Вечер на Волге», «Буря. Дождь» |
| 3 | «Красные рыбки в пруду» (1); «Волчата и волчица» (2); «Гнездо аиста над деревней», «Весна, лягушки и головастики» (3) | Освоение природного пространства (природной среды) человеком, животными, птицами, насекомыми, рыбами и т. д. (понятие ареала). Изображение пейзажа, жанровых сцен, натюрморта, животного мира, архитектурно-ландшафтные композиции. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага |
4 | «Дюны» (1); «Зимний пасмурный день в горах», «Солнечный день в горах» (3); «Яхты в море» (4) | Ритм и орнамент в природной среде (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины) и искусстве (литература, музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура). Материал: гуашь, белила. Знакомство с произведениями живописи: А.А. Дейнека «На просторе», Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль» |
5 | «Букет цветов» (1), выполнение натюрморта из двух округлых предметов(2) | Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры натюрморта, сознательный выбор формата листа, преодоление измельченности изображения (2—3 предмета). Материал: акварель. Знакомство с произведениями живописи: натюрморты К.С. Петрова-Водкина и В. Ван Гога, З.Е. Серебряковой, А. Матисса |
6 | «Стройка» (1), «Артисты на арене цирка» (2), «Военные корабли в море» (3), «Окно и пейзаж за окном» (4) | Композиционное размещение предметов на листе бумаги (работа в малых группах по 2—3 человека на большом формате). Выбор формата. Рисование на темы (по выбору): по памяти или представлению. Материал: восковые мелки, акварель |
7 | «Моя мама» («Мой папа») (3); «Одноклассник», «Друг» (4) | Выполнение портрета по наблюдению. Материал: акварель, гуашь, цветные мелки. Знакомство с произведениями живописи: Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рембрандт «Старик в кресле», Рафаэль «Сикстинская мадонна», К.П. Брюллов «Автопортрет», портреты Ф.С. Рокотова |
8 | «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина» (2) | Образы природы, людей, животных, вещей, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цветном фоне) |
| 9 | «Утюг», «Часы», «Игрушечные машины», «Детская железная дорога» (1-4) | Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка |
10 | Наброски кистью с фигуры человека (2,4) | Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека по представлению в трех положениях: стоит, идет, бежит. Материал: гуашь (один цвет по выбору: коричневый или серый) |
Работа в объеме и прос-транстве | 11 | Композиция: сосуд в виде какой-либо птицы, животного или дерева (2) | Лепка из глины или пластилина (стилизация на основе русской традиционной посуды) |
12 | «Лыжник», «Гимнаст», «Строитель» (по выбору); варианты задания «Играющие животные» (3) | Лепка по памяти фигуры человека в движении. Зарисовки с вылепленных фигурок. Материал: пластилин |
13 | «Дом в виде ракушки», «Дом в стране Чиполлино» (в виде фрукта, овоща) (1); «Какой дом построил себе жук, пчела, муравей, черепаха и др.» (4); двухфигурная композиция по выбору (иллюстрация сказки, басни, песни, эпоса) «Какие они — богатыри разных стран и народов» (4) | Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (желательно по мотивам сказок по описанию). Создание рельефных композиций(работа в группах по 3—5 человек). Лепка из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек |
Декоративно-прикладная деятель-ность | 14 | «Конь-огонь и Иван-дурак» (1); «Кот, лиса и петух», «Мороз Иванович и его избушка», «Лес словно терем расписной», «Прялка расписная» (2); «Чудо-юдо рыба-кит», «Водяной» (3) | Выразительность формы в декоративной композиции: обобщенность, силуэт Разнообразие художественно-выразительного языка у разных народов (зависимость от этнокультурной принадлежности). Сравнение разных видов искусств у разных народов: декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, поэзии, театра, кино. Материал: гуашь (на цветном фоне). Знакомство с произведениями музыки: отдельные произведения из циклов «Картинки с выставки», «Детская» М.П. Мусоргского; с произведениями разных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, игрушка, утварь) |
| 15 | «Петушок и маковое зернышко» (3), «Волшебная горошина» (4) | Представление о контрасте и нюансе на основе изучения форм (массивные и легкие, спокойные и динамичные). Материал: акварель, гуашь |
| 16 | «Как одеты жители Цветочного города» (по сказке Н. Носова) (1); «Эскизы росписи или вышивки тканей по мотивам рисунков камней, цветов, трав» (2); «Узор для круглого блюда» (3); «Лесные феи», «Платок для мамы» (4) | Выполнение эскизов одежды с использованием растительных и цветочных мотивов в технике аппликации, росписи по ткани. Выявление декоративной формы узором. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь (по выбору) |
| 17 | «Географическая карта» (3) | Составление карты достопримечательностей и особенностей местности родного края, города, села, деревни в технике аппликации (коллективная работа). Материал: гуашь, фломастер |
Развитие фантазии и воображения (11 занятий) |
Работа на плос-кости | 18 | «Натюрморт на кухонном столе», «Поздняя осень: деревья и дождь» (1); «В нашем дворе» (3); «Голуби и кот» (4) | Поиск индивидуальной манеры изображения, смысловой зависимости между элементами изображения. Выбор формата, материала изображения. Овладение умением вычленить художественную задачу. Материал: тушь, перо, тонкий фломастер |
| 19 | Создание книжки- раскраски (3) | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным конкретным описанием чего-либо (природы, местности, настроения, портрета и др.). Наиболее плотное заполнение пространства листа изображением (коллективная работа). Материал: тонкий фломастер. Знакомство с произведениями музыки: Э.А. Абаза «Утро туманное», А.Л. Гурилев «Однозвучно гремит колокольчик» |
| 20 | Иллюстрации к произведению. Графические работы по представлению и впечатлению (1—4) | Установление взаимосвязи содержания художественного произведения и иллюстрации, урока — с внеклассным чтением. Материал: тушь, палочки, кисти |
Работа в объеме и пространстве | 21, 22 | Эскизы оформления сцены по мотивам литературных сказочных произведений: «Аленький цветочек» (1), «Василиса Премудрая» (2), «Царевна-лягушка» (3), «Ковер-самолет» (4) и др. | Создание сюжетных объемно-пространственных композиции по мотивам театрализованного произведения. Оформление сцены к спектаклю(коллективная работа): изготовление всех необходимых атрибутов (возможно использование большой картонной коробки). Материал: аппликация, гуашь. Вовлечение школьников в мир сказочных героев, развитие способности мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания. Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза); уголка в классе, на сцене. Материал по требованию. Знакомство с произведениями музыки: А.К. Лядов «Коляда-маледа», С.С. Прокофьев «На горе-то калина», колыбельные |
| 23 | «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной» (1), «Кувшин в виде поющего петуха» (4) | Декоративная лепка. Передача настроения, динамики и характера в форме. Украшение формы декоративными элементами. Материал: глина, пластилин |
| 24 | «Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам» (2) | Знакомство с народными художественными промыслами, установление их связи с природой и климатическими условиями местности, где они были изготовлены. Составление коллективной композиции из выполненных работ. Изготовление игрушек (можно в национальных костюмах) в технике бумажной пластики, применение в работе различных пузырьков, бутылочек, коробок |
Декоративно- приклад-ная деятель-ность | 25 | Сказочный дворец: «Дворец, в котором живут Ветер, Дождевые облака, Удача, Смелость, Повелитель Нила» (1); «Дворец сказок» (2); «Архитектура в стране снов — домик, в котором живет твой сон»: «Избушка лесника» (1), «Где живет Карлсон?» (2), «Дом Маленького Мука» (3), «Избушка Мальчика- с-пальчика» (4) | Освоение разнообразных форм в архитектуре («путешествие» по городам Западной и Восточной Европы, «исторические походы» в прошлое своего народа). Знакомство с окружающей средой, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда). Выявление влияния исторического времени и условий жизни писателя на его произведения. Выполнение архитектурных эскизов, росписи как элемента украшения; активное использование линий в изображении. Материал: цветные фломастеры (темы по выбору) |
| 26, 27 | Знаки города мастеров: «Древо жизни» (1); «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. (2); «Тотемное дерево индейцев»(3) | Цвет и форма в знаковом изображении. Работа на небольших форматах в разной технике (аппликация, рельеф, лепка, бумажная пластика, роспись и др.). Изучение символики цвета в народном искусстве разных стран. Исследовательская работа учащихся (совместно с родителями) о знаках и символах Древней Руси, Древней Греции, Индии, Африки. Привлечение музыкального материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся в процессе практической деятельности и во время восприятия произведений искусства. Тема по выбору |
| 28 | Написание (крупно) своего имени с максимальным выражением характера автора (2), эскиз плаката из 2—3 элементов и фона (3) | Установление взаимозависимости содержания текста и характера шрифта. Создание плаката на темы охраны окружающей среды, мира и дружбы между народами с использованием краткого текста-лозунга в технике аппликации. Материал: гуашь |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий) |
| 29 | Архитектура и декоративно-прикладное искусство (1) | Развитие представлений об архитектуре, видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выразительные особенности этих видов искусства. Просмотр видеоматериалов |
| 30 | Экскурсия в мастерскую художника (или работа с видеоматериалами) (1) | Развитие представлений об этапах работы над картиной: наброски, эскизы, композиция и ее элементы |
| 31 | Экскурсия в музей изобразительного искусства или выставочный зал (очная или заочная) (2) | Формирование понятий об особенностях художественной формы произведений изобразительного искусства (сюжет, формат, композиция, колорит) |
| 32 | Жанры изобразительного искусства. Экскурсия в музей изобразительного искусства или в выставочный зал (2) | Знакомство с жанрами изобразительного искусства: натюрмортом, пейзажем, портретом. Просмотр видеоматериалов |
| 33 | Экскурсия по городу (или работа с видеоматериалами). Архитектурные достопримечательности (3) | Развитие представлений о связи характера архитектурных сооружений с местным ландшафтом, климатом. Уникальность и красота архитектурных памятников. Знакомство с понятием «архитектурный ансамбль» |
| 34 | Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (очная или заочная). Михайловский дворец К.И. Росси (4) | Изучение культурно-исторических памятников и истории их возникновения. Знакомство с памятниками архитектуры своего региона |
Музыкальные и поэтические произведения,
предлагаемые для восприятия
Музыка: «Облака» К. Дебюсси; «К Элизе» Л. ван Бетховена; Прелюдия до мажор (ХТК, I том) И.С. Баха; «Бурный поток» СМ. Майкапара; «Всенощная» СВ. Рахманинова; фрагменты из опер «Садко», «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина.
Поэзия: А. Белый «Утро», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая», И.А. Бунин «На Днепре», С. Есенин «Утро», А.Н. Майков «Октава», Ф.И. Тютчев «Море и утес», стихи Р. Киплинга.
4 класс (34 часа)
Вид деятельности | № занятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий) |
Работа на плоскости | 1 | «Путевые зарисовки художника»: «Пейзаж для классного альбома» (коллективная работа) (1); «Пейзажи нашей Родины» (нашего города, села и др.) (4) | Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др. Красота окружающей среды, характер природы разных мест России (Север, Сибирь, Полесье, Урал, средняя полоса, Приморье, Юг). Материал: акварель, тушь, перо |
2 | «Путевые зарисовки художника. Архитектура разных мест»: «Москва — центричский город», «Санкт-Петербург — город прямых линий», «Уездные города России» (2) | Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Установление зависимости архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями. Материал: акварель, тушь, перо. Знакомство с произведениями живописи: Д. Веласкес «Менины», П. Пикассо «Менины», Рембрандт «Возвращение блудного сына», С. Боттичелли «Весна», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» |
3 | «Путевые зарисовки художника. Сюжетные композиции»: «Базары», «Причалы», «Караваны», «На площади», «У колодца», «Мои спутники» и т. д. (3) | Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2—3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила |
4 | «Тигры на охоте», «Перед грозой» (1); «Играющие зебры на белом снегу» (3); «Цветущий луг» (4) | Формирование понятий об ахроматической и хроматической гамме. Пространственные отношения между предметами с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Материал: гуашь |
5 | «Школьный кросс» (1), «Катание с ледяной горки» (2), «На уборке в школьном дворе»(4) | Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, их фактуры и окраски) графическими средствами. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости нескольких фигур в движении (по выбору). Материал: гуашь, цветные мелки |
6 | Изображение с натуры цветка (4) | Рисование с натуры одного предмета (цветка, фрукта, овоща) в разных гаммах - передача: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями (черно-белое изображение); в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма. Материал: акварель. Знакомство с произведениями живописи: натюрморты П. Сезанна, В. Ван Гог «Подсолнухи», К.С. Петров-Водкин «Натюрморт с красным чайником», И.Э. Грабарь «Груши на зеленой драпировке» |
7 | «Праздничный город» (2), «Весна в парке» (акварель «по сырому») (3), «Туман в городе» (4) | Рисование по памяти или представлению на темы по выбору: передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображения; отражение настроения в картине. Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению. Материал: акварель, белила (на цветном фоне) |
8 | «Портрет моего товарища» (1), «Портреты богатырей Русской земли» (2), «Наброски с одноклассников» (3) | Работа с моделью: наброски зарисовки на передачу характера человека (карандаш). Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через его одежду. Знакомство с произведениями живописи: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», В.А. Тропинин «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М. Третьякова», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Караваджо «Лютнист» |
9 | Иллюстрация к стихотворениям А. Бар-то «Не одна» (1); «Дети лепят снеговика», «Вбрасывание шайбы» (2); «Хоровод» (4) | Наблюдения, предварительные наброски и зарисовки с натуры, по памяти или наблюдению: круговое распределение фигур в пространстве (по выбору). Материал: акварель, гуашь, цветные мелки |
Работа в объеме и простран-стве | 10 | «Традиционное ремесло крестьян и их одежда» (1) | Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определенным видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.) |
11 | «Посиделки», «Весна- красна» (2); «Масленица», «Святки» (3) | Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Создание коллективной объемно- пространственной композиции(с передачей среды) из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике, гуашью. (Следует предусмотреть возможность использования результатов детского творчества в оформлении сцены, праздничной среды.) Знакомство с произведениями музыки: А.П. Бородин «Князь Игорь» (тема русского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота» |
12 | «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт» (2) | Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора, костюма в натуральную величину |
13 | Панно «Бабочки, жуки» (4) | Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции масштаба деталей, выразительности изображений (коллективная работа). Материал: акварель, тушь, перо |
14 | Пейзажи: «Восход солнца» (1), «Закат солнца» (2), «Мы под радугой живем» (3) | Создание большой коллективной работы (панно, задника для сцены): выкладывание из приготовленных ранее небольших квадратов цветной бумаги размером 10 X 10 см. (На одном большом листе создается множество оттенков одного цвета и плавных переходов одного цвета в другой; затем лист разрезается на квадратики, служащие изобразительным материалом для коллективной работы. Цветные квадратики копятся в классе постепенно, по мере знакомства с цветом.) Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Знакомство с произведениями музыки: Фантазии до минор и ля минор В.А. Моцарта, Концерт ре минор (ч. 1) И.С. Баха |
15 | «Фантастическая птица», «Сказочная рыба» (2); «Волшебное растение» (3) | Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт (либо в металлопластике — фольга, стека) |
16 | Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства(2) | Проведение совместно с родителями и учителем исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Рассмотрение особенностей традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знакомство с происхождением народного искусства, его изначальной прикладной функцией. Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка»; произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства (утварь, мебель, одежда) |
17 | Экспедиции в места народных промыслов (очные и заочные) (1-4) | Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных собственными силами экспонатов, пополнение ими школьного музея |
Развитие фантазии и воображения (11 занятий) |
Работа на плос-кости | 18 | «Нарисуем песню» (1), «Как поговорка рассказала о своем народе» (3), «Мудрое эхо» (4) | Самостоятельное вычленение творческой задачи. Заочные экскурсии в мир искусства разных эпох, народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Создание классной «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним |
19 | «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Гражданская война» и др. (2) | Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Рисование по представлению на обозначенные исторические темы. Материал: тушь, перо |
20 | «В землянке» (1); «Шатер Вещего Олега», «Боярские хоромы» (2); «В крестьянской избе» (3); «Юрта», «Иглу» (4) | Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: тушь, перо. Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Борис Годунов», А.Ф. Львов «Марсельеза», М.И. Глинка «Патриотическая песня» |
21 | «Я в пещере древнего человека», «Я в центре пирамиды Хеопса» (1); «Откуда приехал этот гость?» (2); «В центре космонавтики», «Время мушкетеров», «Рыцари круглого стола» (3); «Восточный базар»,«Я принц», «Я принцесса»(4) | Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетных композиций на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивок, росписи тканей, посуды, печи и др. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов |
22 | Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.) (1-4) | Выполнение цветовых и графических композиций, возможно, по отдельным эпизодам (распределение сюжетов среди учащихся в классе). Создание своей книги |
Работа в объеме и пространстве | 23 | «Жизнь на Земле через 1000 лет» (1), «Космическая музыка» (2) | «Путешествие» всем классом на «машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические«путешествия», в том числе музыкальные). Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объемно- пространственных коллективных композиций. Создание космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору |
24 | «Кованые изделия - застывшая музыка». Эскиз решетки, ворот, фонаря, перил мостов, окон здания, архитектурного ансамбля (3) | Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Выполнение работы в технике бумажной пластики, проволочной конструкции, из глины, пластилина (по выбору) |
25 | Образ предметно- пространственной среды (1) | Активное привлечение школьников к созданию необычной среды (в классе, школьном музее, игровой комнате, своей комнате дома, детском саду). Коллективная работа в реальной среде |
26 | Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики (2) | Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения (Фили-моново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективной объемно-пространственной композиции из выполненных работ. Цветовое решение композиции |
Декоративно- прик-ладная деятельность | 27 | Изготовление костюмов, предметов быта (3) | Подготовка одного большого «Художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями, постановки кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организация общего стола; танцевальные композиции по мотивам народных танцев) |
28 | «Новый год» (2); «Масленица», «Весна-красна» (3) | Коллективные панно для художественных событий, оформления класса и школы к праздничным датам в технике аппликации, коллажа. Материал: гуашь. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица» |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика (6 занятий) |
| 29 | Композиция в изобразительном искусстве (1) | Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр). Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Просмотр видеоматериалов, экскурсия. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин. Знакомство с произведениями живописи: К.А. Коровин «В мастерской художника», К.Е. Маковский «В мастерской художника», А. Матисс «Уголок мастерской» |
30 | Экскурсия в музей народного декоративно-прикладного искусства (очная, заочная) (2) | Знакомство с красотой и своеобразием произведении народного декоративно-прикладного искусства. Функциональность народного искусства. Символика в искусстве |
31 | Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр (2) | Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике. Формирование представлений об анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных |
32 | Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр (3) | Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл |
33 | Экскурсия в природу на открытое пространство (3) | Формирование представлений о воздушной и наблюдательной перспективе в изобразительном искусстве. Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников. Знакомство с произведениями живописи: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.С. Остроухое «Золотая осень», пейзажи А.П. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер» |
34 | Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (очная или заочная) (4) | Знакомство с особенностями художественного оформления фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым. История создания музея, экспонаты. Проведение самостоятельных исследований детей по изучению коллекции музея и художников, представленных в галерее. |
Музыкальные
и поэтические произведения,
предлагаемые для восприятия
Музыка: Этюды № 1, 13, 24 Ф. Шопена; «Подснежник», «Масленица» (из цикла «Времена года») П.И. Чайковского; «Не пой, красавица, при мне» СВ. Рахманинова; фрагменты из опер «Садко», «Снегурочка», романс «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова; «Лесной царь», «Мельник и ручей», «Аве Мария», «В путь», «Лебединая песня» Ф. Шуберта; Симфония № 3 («Героическая») Л. ван Бетховена; «Вишня» Д.Б. Кабалевского; «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Фейерверк» К. Дебюсси; Месса си минор (фрагмент) И.С. Баха.
Поэзия: Н.С. Гумилев «Судан», А.А. Фет «Еще весны душистой нега», И. Анненский «Ветер», К. Бальмонт «Гимн огню», М. Исаковский «Весна», стихи для детей Саши Черного.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знании, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
■ занятия в свободное время;
■ обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,
родители, педагоги);
■ обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем.
• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.
• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если
развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти
задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в
тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях,
а затем закрепляются в практической работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Курса «Веселая кисточка». В процессе изучения данного курса учащиеся достигнут следующих результатов.
Личностные результаты
Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурной грамотности. Учащиеся получают представление о знании изобразительного искусства в национальной культуре. С помощью методических материалов знакомятся с
синтетическим характером народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). В результате изучения курса «Волшебная кисточка» во 2 классах должны быть достигнуты определённые результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей —
потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в про
цессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности
универсальных учебных действий(УУД), которые проявляются в познавательной, регулятивной, коммуникативной, и практической творческой деятельности учащихся
Познавательные действия -это умение строить художественный образ, т.е. выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор (т.е. выбор существенного для своих целей). Художественное познание для ребенка связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть.
Регулятивные действия –без подавления прав окружающих, умение уважать чужое мнение, принимать право иногда быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать
сложившуюся в действии ситуацию общения и т.д. Важнейшей социальной
функцией искусства является его коммуникативные свойства: визуально-
пространственные искусства являются организаторами среды общения людей, коммуникативная функция –главная в декоративной художественной деятельности. Поэтому развитием коммуникативных способностей учащихся нужно заниматься очень глубоко. На уроке должно быть и обсуждение результатов работы учащихся, и выставки, и разные формы организации коллективных работ, и оформление праздников и др.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;
осознания стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роль в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается в процессе освоения учебного предмета:
понимание значения искусства в жизни человека и общества;
умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, собственное отношение к объекту;
развитие моторики при помощи кисточки;
развитие наблюдательности и умения эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развитие воображения в конкретных формах творческой художественной деятельности;
самостоятельное выполнение творческое задание и взаимодействие в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;
овладение изобразительным, декоративным, конструктивным, видами творческой деятельности
развитие навыка художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов и жанров;
развитее эстетического чувства; умение видеть прекрасное в природе, в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике, в окружающих человека предметах быта.