СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Веселая кисточка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предаставляю вашему вниманию программу "Веселая кисточка". Данная программа предназначена для учащихся начальной школы. Направлена на формирование художественно-творческого рназвития школьника,подготовку к самостоятельной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Веселая кисточка"»

«Все дети художники - нужно только раскрыть в них творческое начало и научить выражать себя с помощью красок»

(А. Лопатин)

ПРОГРАММА

кружка

«веселая кисточка»

Составитель:

Еременко Л.Е., учитель изобразительного

искусства

I квалификационной категории

БАРАБИНСК, 2017

Программа кружка в начальной школе (1–4-е классы)

«веселая кисточка»

Пояснительная записка

Каждый день на ребенка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разбираться-оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное. Все ускоряющийся ритм жизни требует от школьника быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений. Поэтому необходимо учить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять целостную картину мира.

Данная программа характеризуется комплексным подходом к освоению курса «Веселая кисточка»; ее цель – формирование художественно-творческого развития школьника, подготовка к самостоятельной творческой деятельности в окружающем мире.

Программа развития школьников опирается на следующие принципы.





































Таким образом, программа реализует системный подход в обучении. Фактор развития осуществляется в программе в единых для всех лет обучения трех направлениях работы.

1) Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:

-освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве;

-развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных художественных традициях);

-отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре);

-развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.

2) Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде деятельности.

3) Художественно-образное восприятие произведений (музейная педагогика): систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и в искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства.



Учебный материал программы рассчитан на 135 учебных часов (1 час в неделю). Образовательные задачи, принципы обучения выстроены с учетом того, что учебный материал используется при любом количестве часов в неделю. Занятия разных направлений чередуются.



Общее содержание работы на каждый учебный год представлено следующим образом.

Класс

содержание

1 класс

Развитие наблюдательности детей, изучение окружающего предметного мира. Освоение художественных материалов

2 класс

Формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.


3 класс

Формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек-жилище-одежда).



4 класс

Формирование логического мышления: взаимосвязь народного искусства с традициями народа, своеобразием окружающей природы и особенностями освоения им ближайшего природного ландшафта















Предусмотрены задания по памяти и воображению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натурные постановки, иллюстрации, документальные материалы, экологические мотивы и др. Предполагается знакомство с разнообразными материалами, инструментами и техникой их применения. Однако степень их приоритетности на каждом занятии на разных возрастных ступенях развития школьника различна.

Программа выстроена в соответствии с Государственными образовательными стандартами. По окончании начальной школы к уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования.


















































Учебно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)

Вид дея­тельности

за­нятия

Тема занятия

Содержание и методические приемы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 занятий)

Работа на плос­кости









1

«Дождевые тучи», «Осенние листочки», «Кто под листиком спрятался?» (1); «Закатилось красно солнышко» (2); «За лесами, за горами», «Вот они какие — сосульки», «Капель­ка стучит в окно» (3); «Летнее солнышко», «Ночью была гро­за», «Грибной дождь» (4)

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобрази­тельного искусства с при­родой).

Выполнение цветовых ком­позиций (по выбору учите­ля) на передачу характера светоносных явлений в природе (грозы, пожара, огня, солнца, дождя, се­верного сияния, радуги, цветущей земли, воздуха и облаков в небе). Материал: тонированная бумага, белила, гуашь

2

«Кто рисует на скалах?» (1); «Кто нарисовал узоры на окне?» (2); «Почему камни такие красивые?», «Кто художнику помогает?» (3); «Мед и пчелы» (4)

Происхождение искусства. Изображение на тонированной бумаге — подражание неведомому художнику. Материал: гуашь.

Знакомство с наскальными произведениями древних художников

3

«Что такое „сумерки"?», «Листопад», «Осенний парк

(лес)» (1); «Кто прогнал птиц на юг?», «Яркий снег, хрустящий лед» (2); «Весна, снеговик загрустил», «День птиц», «Весна в городе» (3); «Радуга над нами» (4)

Развитие способности замечать разнообразие цвета в природе. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Изображение по памяти на темы по выбору. Материал: гуашь.

Знакомство с произведениями живописи: А.А. Пластов «Первый снег», «Ле­том», К.Ф. Юон «Мартов­ское солнце»; музыки: П.И. Чайковский «Времена года», СВ. Рахманинов «Вешние воды»

4

«Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «На дороге» (1); «Наша детская площадка» (2); «А мы по лесу

гуляли», «Куда бежит дорога?»(4)

Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Техника и материал по выбору учителя. Знакомство с произведениями живописи: В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

5

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами, например: лист сирени и лист дуба; морковь и свекла и т. д. (1); «Деревья зимой» (узор ветвей, ритм стволов),

«Строится новый дом» (2); «Дождь» (3)

Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Размещение предметов в рисунке в разных положениях. Материал: гуашь. Рисование по наблюдению, упражнения на проведение

различных линии тушью. Знакомство с произведениями живописи: К.А. Коровин «Натюрморт», З.Е. Се­ребрякова «За завтраком», А. Матисс «Красные рыб­ки», П. Сезанн «Фрукты»

6

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете (как мы догадались, что у природы такое настроение) (1-4)

Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе. Пробуждение интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в при­роде и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения лю­дей, животных, птиц). Материал: гуашь

7

«Кто дождя не боится?», «Желтый кот в желтой траве» (1); «Мышка в норке»

(2); «Бабочки радуются солнцу» (4)

Формирование понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: «первый план», «второй план». Материал: гуашь

8

«Мишка и лисица в осеннем лесу» (1); «Чем пахнет каждая профессия?», «Ароматный пирог», «Скребется мышка» (2); «Шаги в прихожей», «Чириканье воробья» (3); «Причудливые облака в небе» (4)

Составление разнообразных оттенков цвета. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов от одного цвета к другому (красного к синему, белого к черному, белого к синему, желтого к коричневому и др.). Создание с их помощью настроения в работе.

Материал: гуашь, пастель

9

«Аквариум» (1); «Котик — мягонький животик» (2); «Цапелька», «Собака и кошка» (3); «Фламинго на прогулке» (4)

Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач). Этюды по памяти

10

«Зимние (весенние)

каникулы» (2); «При-

лет птиц» (силуэты

птиц, ритм летящей

стаи)(3)

Изображение предметов в открытом пространстве (изображение на листе: ближе — ниже, дальше — выше). Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под. Передача простейшей плановости про­странства: рисунок кистью без предварительного рисо­вания карандашом (быстрые наброски после беседы). Материал: гуашь, акварель, пастель. Знакомство с произведени­ем живописи: Т.Н. Яблон­ская «Зимой на ферме»

Работа в объеме и пространстве



11

«Петушок», «Уте­нок», «Птичка» (1)

Лепка игрушек (по выбору) по мотивам народных ху­дожественных промыслов: Дымково, Филимоново, Городец, Каргополь и др. Материал: глина, пласти­лин, гуашь

12,

13

«Мальчик играет с собакой» (2), «Рыбки» (3), «Птицы» (4)

Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина: динамичная композиция из объемных форм. Материал: глина, пластилин

Декора-тивно-прикладная дея­тель-ность



14

«Ветер по небу гуля­ет...» (1); «Зачем лю­дям узоры?» (2); «Баю-бай — колы­бельная» (3); «Утро золотых одуванчи­ков» (4)

Развитие умения наблю­дать за изменениями в при­роде и окружающей жизни. Стилизация природных форм в декоративные. Соз­дание несложного орна­мента из элементов, под­смотренных в природе (цветы, листья, трава, насе­комые, жуки и др.). Материал: фломастер, цветной карандаш

15

«Как муравей домой спешил», «Подводное царство» (1); «Празд­ничный салют» (3); декоративный фриз «Бабочки» (4)

Аппликация на основе неожиданных цветовых от­ношений (коллективная ра­бота). Тема по выбору

16

«Волнующееся мо­ре», «Ажурные ли­стья с четкими про­жилками» (1); «Пти­цы», «Рыбы», «Кораблики» (3); «Кустарниковые растения (папорот­ник, хвощи)» (4)

Линия, графика, пятно, штрих. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пя­тен.

Материал: тушь и палочка, шариковая ручка с черной пастой

Развитие фантазии и воображения (11 занятий)

Работа на плос­кости




17

«Как цыпленок дом искал» (1); «Дворец царя Нептуна»: ил­люстрация к сказке Х.К. Андерсена «Оле Лукойе» (один из снов) (2); «Мура­вьи и бабочки» (4)

Работа кистями (разных размеров) и палочкой (уме­ние работать толстым и острым концом; проведе­ние вертикальных, гори­зонтальных, округлых, изо­гнутых линий разной тол­щины).

Создание панно (коллек­тивная работа). Материал: бумага, гуашь

18

«Кот и мышка», «Дуб и желудь» (1); «Во­рона на снегу», «Дворец Снежной королевы» (2); «Жи­вотное с детены­шем», «Песня слона» (3); «Куда спрятались перепелки?» (4)

Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых от­ношениях. Сравнение с «контрастом» и «нюан­сом» в музыке и танце. Материал: бумага, гуашь

19

«Пение синички», «Крик вороны» (1); «Хрустальный звук», «Колокольный звон» (2); «Капель», «Журчание ручья» (3)


Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления в цветомузыкальных композициях (без конкрет­ного изображения)


20

Композиции по впе­чатлению на переда­чу динамики, движе­ния (1—4)


Изображение бегущего жи­вотного или летящей пти­цы; ветра в траве или среди деревьев под конкретную, предложенную музыку или живой рассказ учителя. Материал: гуашь, акварель, пастель.

Знакомство с произведе­ниями живописи: Ф.А. Ма­лявин «Вихрь»; музыки: П.И. Чайковский «Камарин­ская»

21

Импровизация. Пе­редача в цвете на­строения, получен­ного от восприятия картины, сказки, му­зыки (1—4)


Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах (желательно подбирать произведения с ярко выра­женным настроением в жи­вописи, музыке, литера­туре).

Материал: гуашь, бумага. Знакомство с произведе­ниями живописи: А.И. Куинджи «Закат», Н.П. Крымов «Радуга», Б.М. Кусто­диев «Волга. Радуга», И.И. Левитан «Вечерний звон»; музыки: СВ. Рахма­нинов «Этюды-картины», колыбельные П.И.Чайков­ского


22

Выполнение быст­рых графических ра­бот по впечатлению, памяти: «Как звучит мой дом, улица, го­род?», «Кто живет за той горой?», «Что услышал тот, у кого завязаны глаза?», «Шорох осенних ли­стьев», «Что еще имеет голос?» (1—4). Прогулки в лес, парк, по городу, зоо­парку (копим в памя­ти звуки) (1)


Установление связи между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и прозе. Различение звуков приро­ды (пения птиц, шума ветра и деревьев, дождя, падаю­щей воды, жужжания насе­комых и др.) и окружающе­го мира (шума на улице, звуков машин, голосов лю­дей в доме, школе, лесу). Сравнение повседневных звуков с музыкальными (нахождение различий и общего). Выполнение цве­товых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Материал: акварель, пастель. Знакомство с произведе­ниями музыки: Э. Григ «Ут­ро»; К. Дебюсси «Ветер на равнине»; СВ. Рахманинов «Сирень», «Островок»


23

«Дом» для себя или любимой куклы (1)

Работа с крупными форма­ми. Конструирование замк­нутого пространства, ис­пользование разных боль­ших готовых форм, коробок, упаковок, любых геометрических форм, спе­циально изготовленных взрослыми школьниками или родителями (возможна работа в группах по 3—4 человека).

Украшение своего жилища аппликацией или росписью гуашью.

Знакомство с произведе­ниями графики: Н.М. Кочергин «Чудо-юдо рыба-кит», М.А. Врубель «Ца­ревна-Лебедь»; музыки: С.С. Прокофьев «Петя и Волк»



24

«В царстве Снежной королевы» (2); «Волшебный город Радуги» (3); «Ска­зочный город» (4)







Создание глубинно-про­странственной композиции, в том числе по мотивам ли­тературных произведений (работа в группах по 3—5 человек).

Материал: готовые объем­ные формы, цветная бума­га, гуашь









Декора-тивно-приклад-ная де-

ятель-ность



25

Украшение окру­жающей среды: «День рождения» (1), «Новый год» (2), «Первый день вес­ны» (3) и др.

Оформление помещения (класса, рекреации) к празднику, для торжест­венных случаев, событий в классе (сцены в школе и др.)

26

«На ярмарке» (1)

Роспись игрушек, вылеп­ленных на занятиях леп­кой, создание из них кол­лективной композиции. Знакомство с произведе­ниями народного и декора­тивно-прикладного искус­ства. Народные игрушки


27

«Солнечно и пасмур­но» (1), «День и ночь» (2), «Весна и осень» (3), «Зима и лето» (4)

Создание небольших ком­позиций на передачу кон­трастных и нюансных цве­товых отношений в технике отрывной аппликации, гуа­шью или акварелью на предложенные темы

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий)




28

«Что изображает художник?» (1)

Развитие первичных пред­ставлений об изобрази­тельном искусстве. Просмотр видеоматериалов

29

Экскурсия в мастер­скую художника (оч­ная или по видеоматериалам)(1)

Формирование понятия о художественных мате­риалах, изобразительных средствах, которыми поль­зуется художник. Отличие картины от фотографии

30

Экскурсия или заоч­ное путешествие в музей с использо­ванием предметов искусства (2)

Формирование представле­ний о разных видах изо­бразительного искусства. Знакомство с произведения­ми живописи и графики: пей­зажи П. Сезанна; И.И. Шиш­кин «Лесные дали»; В.А. Се­ров «Портрет И.А. Моро­зова», «Девочка с персиками»; иллюстрации Ю.А. Васнецова к русским народным сказкам, Е.И. Ча­рушина — к произведениям о животных, В.А. Серова — к басням И.А. Крылова

31

Жанры изобрази­тельного искусства. Пейзаж.

Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выстав­ку (очная или по ви­деоматериалам) (2)

Развитие представлений о жанрах изобразительно­го искусства.

Пейзаж: особенности жан­ра, роль цвета в передаче настроения в картине. Знакомство с произведе­ниями живописи: И.И. Ле­витан «Летний вечер», Ф.А. Васильев «Стога», В.Д. Поленов «Осень в Аб­рамцеве», А.А. Дейнека «На просторе»


32

Скульптура. Экскурсия в музей изобразительного искусства, на выстав­ку (очная или по видеоматериалам) (3)

Развитие представлений об особенностях объемного изображения. Художест­венный материал в скульп­туре


33

Крупные музеи России.

Экскурсия в Музей изобразительных ис­кусств им. А.С. Пуш­кина (очная или за­очная). Посещение художе­ственного музея, находящегося в бли­жайшем городе (сравнение, выделе­ние общего и осо­бенностей) (4)

Характер интерьера музея. Обзорная экскурсия. Поведение в музее











































Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия




Музыка: «Дождь и радуга» С.С. Прокофьева, «Песня жаво­ронка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, Прелю­дии до минор (передача трагических переживаний) и ля минор (передача светлых чувств) Ф. Шопена, «Мотылек» СМ. Майка-пара.

Поэзия: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», А.Н. Майков «Весна», А.А. Фет «Весенний дождь», В.Ф. Боков «Дождичек ут­ром», И.З. Суриков «Детство».




2 класс (34 часа)


Вид дея­тельности

за­нятия

Тема занятия

Содержание и методические приемы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий)


1

«Заколдованный лес» (1); «Кто где спрятался?» (2); «Хозяйство Лесовичка» (3); «Таинствен­ный мир облаков (там есть города, мо­ря, корабли, живот­ные и...)» (4)


Развитие способности на­блюдать природу: причуд­ливые формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе. Материал: гуашь. Знакомство с произведе­ниями живописи: В. Ван Гог «Море в Сен-Мари», Ф.А. Васильев «Перед до­ждем», Н.К. Рерих «Небес­ный бой»


2

Этюды, быстрые цветовые зарисовки по материалам впечатлений: «По дороге с облаками» (1), «Я заблудился в лесу» (2), «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется?» (3), «Мы играли в дождик» (4)

Наблюдение за изменения­ми цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения (солнечно, пасмурно) и их передача в рисунке. Выражение различных чувств и состояний природы: радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя и т. д. в произведениях живописи. Знакомство с произведе­ниями живописи: К.Ф. Юон «Мартовское солнце»; му­зыки: Э. Григ «Песня Соль­вейг», «Утро». Выбор художником образов, красок, средств выра­жения замысла — освеще­ния, движения, формы, композиции.


3

«На оленях по снегу», «На верблюдах в пустыне» (2)

Теплая и холодная гамма цвета.

Анализ зависимости выби­раемой цветовой гаммы от содержания темы. Работа по воображению. Материал: тонированная бумага (желтая; голубой, лиловый и другие оттенки), гуашь


4

«Волшебный горшочек» (кто с каким горшком за кашей пришел) (1)

Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по пропорциям.

Материал: цветной каран­даш, пастель



5,6

«Мы играем на полу» (1); «Салют», «Праздничная иллюминация», «Мама собирает меня гулять» (2); «Кошка на диване», «Я собираюсь в школу» (3); «Водные процедуры» (4)

Освоение и изображение замкнутого пространства комнаты. Рисование по представлению и наблюдению за движениями человека.

Создание композиции на темы (по выбору). Работа (кистью) пятном без прорисовок. Материал: ка­рандаш, тушь, гуашь

7

«Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба, радуги,

травы, земли, цветов, воздуха), «Ветер», «Ветреный день», «Дождь» (1); «Зима», «Вот это мороз!» (2); «В яр-

кий солнечный день», «Прозрачный воздух ранней вес-

ной» (3); «Лето», «Природа насторожилась перед грозой», «После дождя» (4)

Изучение элементов наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве (пейзаж): высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удаленных предметов, загораживание. Выражение в живописи через цвет различных чувств и настроений (радости, грусти, тревоги, ожидания, волнения и настроения), полученных от встречи с природой, впечатлений от наблюдений за ней (два состояния по выбору). Материал: гуашь, акварель. Знакомство с произведе­ниями живописи: Н.М. Ро­мадин «Розовый вечер»; И.И. Шишкин «Перед гро­зой», «Лес зимой»

Работа в объеме и пространстве





8

«Комната Мальвины» (1), «Карабас-Барабас у камина» (2), «Дом, где живет черепаха Тортилла» (3)

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы су­ществуют и развиваются в тесной взаимосвязи. Использование готовых геометрических форм (ко­робок, упаковок) для соз­дания интерьера комнаты (тема по выбору). Знакомство с произведе­ниями музыки: М.П. Му­соргский «Детская»; А.К. Лядов «Колыбельная», «У кота, кота», «Дождик»

9

«Наша улица» (1); «Деревенька», «Хуторок» (4)

Наблюдение за своеобра­зием и красотой городского и сельского пейзажа. Коллективная работа (тема по выбору). Использование цветной бумаги, небольших готовых геометрических форм (упаковок, коробочек и т. д.), применение техники бумажной пластики

10

«Заколдованный лес» (1), «Самое красивое: в лесу, поле, небе, озере, мо­ре, горах» (4)

Красота и необычное в природе. Выполнение объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пла­стики на тонированной бумаге

11

«Игрушка для Царевны Несмеяны» (1), «Игрушки и подарки для героев любимых сказок» (2), «Игрушка к определенному событию» (3)

Нахождение связи образов народной игрушки с тема­ми и характером сказок. Работа в технике бумажной пластики. Материал: пластилин, мятая бумага, нитки, клей (по выбору)

Декоративно-

прикладная деятельность






12

«Ай да флюгер!» (1); «Лошадка с прялки» (2); «Как петушок стал праздничным

пряником», «Клоун» (3); «Добрая и злая птица» (4)

Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Лепка из цветного пластилина, соленого теста и других материалов. Украшение игрушки разно­образными декоративными элементами с применением других материалов (буси­нок, стекляруса, пуговиц, семян и др.)

13

«Узор в полосе» (1), фриз «Подводный мир» (2)

Знакомство с различными композиционными решениями и возможностями компо­зиции (в вертикальном, го­ризонтальном формате). Изучение равновесия в композиции. Использова­ние контраста крупных и мелких форм в объеме. Декоративная роспись.

Материал: гуашь

14

Рисунок для изразца — яркий, веселый образ птицы или животного (2)

Создание декоративной композиции. Материал: цветная бумага, аппликация, гуашь

15

«Букет в подарок» (1)

Сбор цветов, трав. Составление букетов

16

Конструирование симметричных форм из бумаги в объеме: шапочек, новогод­них игрушек (2), «Сказочная птица» (3)

Выполнение симметричных изделий при помощи скла­дывания бумаги, примакивания и вырезания (цветная бумага) — украшение ап­пликацией, украшение рос­писью, узором (акварель) с учетом формы изделия и назначения

17

«Ажурные листья» (1), «Кустарниковые растения (папорот­ники, хвощи)» (4)

Упругость линии, ощуще­ние ее в полоске бумаги. Прорезная и линейная ап­пликация

Развитие фантазии и воображения (11 занятий)

Работа на плос­кости



18

Работа с литератур­ными произведения­ми (1-4): «Для кого построен дом, вылеплен сосуд и накрыт стол, сшито платье?», «Чей это корабль в гавани?», «Мы пришли сегодня в порт»

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описаниям из книг.

Насыщение самостоятель­ных творческих работ ху­дожественными образами. Материал: гуашь, тониро­ванная бумага

19

«Былины и сказки сегодня» (2), «Жизнь планет во Вселенной» (3)

Знакомство с былинами о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, ра­дуги, огня, воды, воздуха. Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца, Луны, о жизни пла­нет в космосе. Сочинение сюжетных компо­зиций на тему благородных, смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведе­ний из курса классного и внеклассного чтения, а так­же реальных событий). Создание коллективной композиции. Материал: гуашь, цветная бумага (для аппликации)



20

Композиции на пере­дачу настроения: «Дюймовочка» (жилище крота и мо­тылька) (2); «Под­снежник» (пробуж­дение цветка, све­жесть воздуха) (3); «Аленький цвето­чек», «Русалочка» (описание подводно­го мира) (4)

Выполнение композиций на передачу настроения, впе­чатлений, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведе­ний, поэзии, например ска­зок Х.К. Андерсена и СТ. Аксакова (превраще­ние сказочного пространст­ва леса)

Работа в объеме и про­стран-стве



21

«По мотивам ска­зок» (1); создание своего мира: «Зате­рянный мир», «От­крытый мной мир», «Мое открытие (кос­мическое, географи­ческое, сказочное)» (4)

Создание объемно-про­странственной композиции в технике бумажной пла­стики или лепки из глины или пластилина. Украшение композиции декоративными элемента­ми, активное применение цвета(работа индивиду­ально или в группах по 3—4 человека)

22

«Завтрак» (1), «Но­вогодний ужин» (2), «День рождения» (3)


Передача характера празд­ника с помощью дополнительных элементов украше­ния стола.

Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса, сто­ловой, игровой комнаты из предметов плоской формы или объемной формы на тему сервировки стола к различным ситуациям. Знакомство с произведе­ниями живописи: А.В. Лен­тулов «Овощи»; натюр­морты И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С Петрова-Водкина


23

«Необыкновенный букет в моей комна­те» (1), «Волшебный букет» для бабушки, мамы, учителя(3)

Создание (самостоятельно) икебаны с применением природных материалов: ве­точек, засушенных листьев, всевозможных дополни­тельных декоративных эле­ментов (работа индивиду­ально или в малых группах). Знакомство с произведе­ниями живописи: A.M. Ге­расимов «Полевые цветы»; И.Е. Репин «Осенний бу­кет», «Женский портрет»


24

Изготовление игру­шек: вертушек, ку­кол на основе конуса и палочки (2); «Путе­шествие в неизвест­ную страну...» (3);

«Город моей мечты» (4)

Конструирование неслож­ных форм предметов (игру­шек) в технике бумажной пластики.

Использование готовых игрушек на празднике, театральном представлении, кукольном спектакле и т. д. Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции в технике бу­мажной пластики (на осно­ву прямоугольных и цилин­дрических форм с приме­нением сухих веток деревьев).

Знакомство с произведе­ниями живописи и скульп­туры: деревянная скульпту­ра СТ. Коненкова, рисунки животных В.А. Серова и В.А. Ватагина

Декоративно-прикладная дея­тель-ность





25

«Портреты любимых героев сказки» (2)

Воплощение литературно-сказочных и образно-цве­товых словесных описаний в зрительные цветовые об­разы (на основе аудиоин­формации) — стилизация в технике аппликации, бу­мажной пластики

26

«Заветные тропин­ки» (3), «Как на реч­ку пройти?» (4)

Выполнение «карты» осо­бенностей и достопримеча­тельностей родного села, города, местности возле школы.

Плоскостная или глубинно-пространственная компози­ция в технике аппликации и бумажной пластики

27

«Рисуем музыку раз­ными цветами», «Портрет для нотки ля» (1); «Музыкаль­ная радуга», «Как выглядит вкус ябло­ка» (3)

Выполнение небольших упражнений на цветовое восприятие звука (напри­мер, звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си будут отраже­ны в цвете следующим образом: красный, оранже­вый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолето­вый). Проведение музыкально-цветовых игр: развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

28

«Музыкальная кляк­са» (2), «Как краски и звуки дружили» (3), «Танцуем зеле­ный шум леса, плеск голубых волн, шур­шание желтого пес­ка» (4)

Восприятие настроений, за­ложенных в музыкальных и литературных произведени­ях, народном искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, стихе, художест­венном слове и народной речи. Представление в гра­фике, в цвете или в форме услышанного, увиденного. Материал: гуашь, акварель, тушь

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий)




29

Экскурсия в мастер­скую художника (или работа с видео­материалами) (1)

Развитие представлений о работе над художествен­ным произведением сред­ствами художественной вы­разительности (линией, пятном, цветом, светом, движением, ритмом). Знакомство с произведе­ниями живописи: В. Ван Гог

«Автопортрет с перевязан­ным ухом», П. Гоген «Таитянка», В.И. Суриков «Порт­рет дочери художника»

30

Экскурсия на природу (в парк, лесопарк, сад) (2)

Наблюдение за разнообразием форм и цвета в окру­жающей природе. По материалам экскурсии беседа: сравнение природ­ных и художественных форм, особенностей цвета в природе и искусстве, на­строения в природе и кар­тинах художников. Знакомство с произведе­ниями живописи: И.И. Шиш­кин «Лес зимой», И.И. Ле­витан «Март», А.К. Савра­сов «Грачи прилетели»

31

Экскурсия в мастерскую художника-графика или в издательство. Художественная иллюстрация (2)

Просмотр видеофильма по искусству книги.

Формирование представлении о художественной иллюстрации, связи текста и языка иллюстративного изображения. Знакомство с произведениями графики: иллюстра­ции к сказкам И.Я. Билиби-на; В.М. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван-Царевич на сером волке»; М.А. Вру­бель «Царевна-Лебедь»


32

Экскурсия в музей народного или деко­ративно-прикладно­го искусства (3)

Освоение видов и направ­лений народного и декора­тивно-прикладного искус­ства

33

Экскурсия в театр (3)

Развитие представлений о художнике-декораторе: художественное оформле­ние сцены, эскизы костю­мов, мебели и др. Знакомство с творчеством художников, работающих в театре.

Театральные образы в эс­кизах костюмов известных художников (Л.С. Бакст, В.М. Васнецов, А.Я. Голо­вин, В.Ф. Рындин). Просмотр видеоматериалов


34

Знакомство с круп­ными музеями Рос­сии. Экскурсия в Госу­дарственный Эрми­таж Санкт-Петербур­га (очная или заоч­ная).

Экскурсия в ближай­ший историко-архитектурный музей-за­поведник (4)

Развитие представлений о дворцовой архитектуре. Внешнее и внутреннее уб­ранство









































Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия


Музыка: «В полях» P.M. Глиэра; «Фиалки» А. Скарлатти; «Ня­нина сказка», «Баба-Яга» П.И. Чайковского; фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» (ария Царевны-Лебеди) Н.А. Римского-Корсакова; «Жук» М.П. Мусоргского, фрагменты из оперы «Бо­рис Годунов» (народные мелодии); ноктюрны Ф. Шопена. Поэзия: см. 1 класс.

3 класс (34 часа)


Вид дея­тельнос-ти

за­нятия

Тема занятия

Содержание и методические приемы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий)

Работа на плос­кости















1

«Букет из осенних листьев» (1), «Ста­рый деревенский дом» (2), «Поляна с ландышами» (4)

Работа в определенной гамме по предварительно­му замыслу.

Цветовое богатство оттен­ков в живописи. Рассмотрение сближенных цветов в мягкой цветовой гамме (замутнение цвета черным и белым) и ярких чистых цветов («праздник красок»).

Материал: гуашь, акварель, белила.

Знакомство с произведе­ниями живописи: П.В. Куз­нецов «Чайхана», К. Коро «Читающая женщина в пей­заже»


2

«Грозовые тучи» (1), «Ночь, метель, ули­ца» (2), «Закат солн­ца, сумерки» (3), «Гроза в лесу»(4)

Знакомство с разнообрази­ем, красотой и своеобрази­ем природы разных стран и народов, сравнение их природы с природой России. Знакомство с произведениями живописи: А.А. Рылов «В голубом просторе»; А.И. Куинджи «Облака», «Березовая роща»; К. Моне «Скалы в Бель-Иле»; И.И. Левитан «Вечер на Волге», «Буря. Дождь»


3

«Красные рыбки в пруду» (1); «Волчата и волчица» (2);

«Гнездо аиста над деревней», «Весна, лягушки и головастики» (3)

Освоение природного пространства (природной среды) человеком, животными, птицами, насекомыми, рыбами и т. д. (понятие ареала).

Изображение пейзажа, жанровых сцен, натюрмор­та, животного мира, архи­тектурно-ландшафтные композиции. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага

4

«Дюны» (1); «Зимний пасмурный день в горах», «Солнечный день в горах» (3); «Яхты в море» (4)

Ритм и орнамент в природной среде (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины) и искусстве (литература, музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура). Материал: гуашь, белила. Знакомство с произведе­ниями живописи: А.А. Дейнека «На просторе»,

Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»

5

«Букет цветов» (1), выполнение натюрморта из двух округлых предметов(2)

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры натюрморта, сознательный выбор формата листа, преодоле­ние измельченности изо­бражения (2—3 предмета). Материал: акварель. Знакомство с произведе­ниями живописи: натюр­морты К.С. Петрова-Водкина и В. Ван Гога, З.Е. Серебряковой, А. Матисса

6

«Стройка» (1), «Артисты на арене цирка» (2), «Военные

корабли в море» (3), «Окно и пейзаж за окном» (4)

Композиционное размещение предметов на листе бумаги (работа в малых группах по 2—3 человека на большом формате).

Выбор формата. Рисование на темы (по выбору): по па­мяти или представлению. Материал: восковые мелки, акварель

7

«Моя мама» («Мой папа») (3); «Одноклассник», «Друг» (4)

Выполнение портрета по наблюдению.

Материал: акварель, гуашь, цветные мелки. Знакомство с произведе­ниями живописи: Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рембрандт «Старик в кресле», Рафаэль «Сикстинская мадонна», К.П. Брюллов «Автопортрет», портреты Ф.С. Рокотова

8

«Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, ки­тайский болванчик и балерина» (2)

Образы природы, людей, животных, вещей, построенные на контрасте фор­мы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цвет­ном фоне)


9

«Утюг», «Часы», «Игрушечные маши­ны», «Детская же­лезная дорога» (1-4)

Рисование с натуры пред­метов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка

10

Наброски кистью с фигуры человека (2,4)

Передача движения. Рабо­та с натуры и по наблюде­нию: краткие зарисовки (наброски) с фигуры чело­века по представлению в трех положениях: стоит, идет, бежит. Материал: гуашь (один цвет по выбору: коричневый или серый)

Работа в объеме и прос-транстве


11

Композиция: сосуд в виде какой-либо птицы, животного или дерева (2)

Лепка из глины или пласти­лина (стилизация на основе русской традиционной по­суды)

12

«Лыжник», «Гим­наст», «Строитель» (по выбору); вариан­ты задания «Играю­щие животные» (3)

Лепка по памяти фигуры человека в движении. За­рисовки с вылепленных фигурок. Материал: пластилин

13

«Дом в виде ракуш­ки», «Дом в стране Чиполлино» (в виде фрукта, овоща) (1); «Какой дом постро­ил себе жук, пчела, муравей, черепаха и др.» (4); двухфигурная композиция по выбору (иллюстра­ция сказки, басни, песни, эпоса) «Какие они — богатыри разных стран и народов» (4)


Создание эскизов архитек­турных сооружений на ос­нове природных форм (же­лательно по мотивам ска­зок по описанию). Создание рельефных композиций(работа в груп­пах по 3—5 человек). Лепка из одноцветного пластилина или глины с по­мощью каркаса из прово­локи и палочек


Декоративно-прикладная дея­тель-ность




14

«Конь-огонь и Иван-дурак» (1); «Кот, лиса и петух», «Мороз Иванович и его избушка», «Лес словно терем рас­писной», «Прялка расписная» (2); «Чу­до-юдо рыба-кит», «Водяной» (3)


Выразительность формы в декоративной компози­ции: обобщенность, силуэт Разнообразие художест­венно-выразительного язы­ка у разных народов (зави­симость от этнокультурной принадлежности). Сравнение разных видов искусств у разных народов: декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, по­эзии, театра, кино. Материал: гуашь (на цвет­ном фоне).

Знакомство с произведе­ниями музыки: отдельные произведения из циклов «Картинки с выставки», «Детская» М.П. Мусоргского; с произведениями раз­ных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, игрушка, утварь)



15

«Петушок и маковое зернышко» (3), «Волшебная горошина» (4)

Представление о контрасте и нюансе на основе изучения форм (массивные и легкие, спокойные и дина­мичные). Материал: акварель, гуашь


16

«Как одеты жители Цветочного города» (по сказке Н. Носова) (1); «Эскизы росписи или вышивки тканей по мотивам рисунков камней, цветов, трав» (2); «Узор для круглого блюда» (3); «Лесные феи», «Платок для мамы» (4)

Выполнение эскизов одежды с использованием растительных и цветочных мотивов в технике аппликации, росписи по ткани. Выявление декоративной формы узором. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь (по выбору)


17

«Географическая карта» (3)

Составление карты достопримечательностей и осо­бенностей местности род­ного края, города, села, деревни в технике апплика­ции (коллективная работа). Материал: гуашь, флома­стер

Развитие фантазии и воображения (11 занятий)

Работа

на плос-кости




18

«Натюрморт на кухонном столе», «Поздняя осень: деревья и дождь» (1); «В нашем дворе» (3); «Голуби и кот» (4)

Поиск индивидуальной манеры изображения, смысловой зависимости между элементами изображения. Выбор формата, материала изображения. Овладение умением вычленить художественную задачу. Материал: тушь, перо, тонкий фломастер


19

Создание книжки- раскраски (3)

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным кон­кретным описанием чего-ли­бо (природы, местности, на­строения, портрета и др.). Наиболее плотное заполне­ние пространства листа изображением (коллектив­ная работа).

Материал: тонкий флома­стер.

Знакомство с произведе­ниями музыки: Э.А. Абаза «Утро туманное», А.Л. Гу­рилев «Однозвучно гремит колокольчик»


20

Иллюстрации к произведению. Графические работы по представлению и впечатлению (1—4)

Установление взаимосвязи содержания художественного произведения и иллюстрации, урока — с внеклассным чтением. Материал: тушь, палочки, кисти

Работа

в объеме

и пространстве




21,

22

Эскизы оформления сцены по мотивам литературных сказочных произведений: «Аленький цветочек» (1), «Василиса Премудрая» (2),

«Царевна-лягушка» (3), «Ковер-само­лет» (4) и др.

Создание сюжетных объемно-пространственных композиции по мотивам театрализованного произведения. Оформление сцены к спектаклю(коллективная работа): изготовление всех необходимых атрибутов (возможно использование большой картонной ко­робки).

Материал: аппликация, гуашь.

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, развитие способности мгновенно изменить про­странственную среду в за­висимости от своего жела­ния.

Создание необычного ска­зочного игрового про­странства (эскиза); уголка в классе, на сцене. Материал по требованию. Знакомство с произведе­ниями музыки: А.К. Лядов «Коляда-маледа», С.С. Прокофьев «На горе-то калина», колыбельные


23

«Три кувшина: торжественный, груст­ный, озорной» (1), «Кувшин в виде поющего петуха» (4)

Декоративная лепка. Передача настроения, дина­мики и характера в форме. Украшение формы декоративными элементами. Материал: глина, пластилин


24

«Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам» (2)

Знакомство с народными художественными промыс­лами, установление их связи с природой и климатически­ми условиями местности, где они были изготовлены. Составление коллективной композиции из выполненных работ. Изготовление игрушек (можно в национальных костюмах) в технике бумажной пластики, применение в работе различных пузырь­ков, бутылочек, коробок

Декоративно-

приклад-ная деятель-ность



25

Сказочный дворец: «Дворец, в котором живут Ветер, Дождевые облака, Удача, Смелость, Повелитель Нила» (1); «Дворец сказок» (2); «Архитектура в стране снов — домик, в котором живет твой сон»: «Избушка лесника» (1), «Где живет Карлсон?» (2), «Дом Маленького Мука» (3), «Избушка Мальчика- с-пальчика» (4)

Освоение разнообразных форм в архитектуре («путешествие» по городам Западной и Восточной Европы, «исторические походы» в прошлое своего народа). Знакомство с окружающей средой, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда). Выявление влияния исторического времени и условий жизни писателя на его произведения. Выполнение архитектурных эскизов, росписи как элемента украшения; активное использование линий в изо­бражении.

Материал: цветные флома­стеры (темы по выбору)


26,

27

Знаки города мастеров: «Древо жизни» (1); «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. (2); «Тотемное дере­во индейцев»(3)

Цвет и форма в знаковом изображении. Работа на небольших форматах в разной технике (аппликация, рельеф, лепка, бумажная пластика, роспись и др.). Изучение символики цвета в народном искусстве раз­ных стран. Исследователь­ская работа учащихся (совместно с родителями) о знаках и символах Древней Руси, Древней Греции, Ин­дии, Африки.

Привлечение музыкального материала для углубления и развития образно-эстети­ческих представлений уча­щихся в процессе практи­ческой деятельности и во время восприятия произве­дений искусства. Тема по выбору


28

Написание (крупно) своего имени с максимальным выраже­нием характера ав­тора (2), эскиз пла­ката из 2—3 элементов и фона (3)

Установление взаимозави­симости содержания текста и характера шрифта. Создание плаката на темы охраны окружающей сре­ды, мира и дружбы между народами с использовани­ем краткого текста-лозунга в технике аппликации. Материал: гуашь

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 занятий)


29

Архитектура и деко­ративно-прикладное искусство (1)

Развитие представлений об архитектуре, видах изобра­зительного и декоративно-прикладного искусства.

Выразительные особенно­сти этих видов искусства. Просмотр видеоматериалов


30

Экскурсия в мастер­скую художника (или работа с видео­материалами) (1)

Развитие представлений об этапах работы над карти­ной: наброски, эскизы, композиция и ее элементы


31

Экскурсия в музей изобразительного искусства или выста­вочный зал (очная или заочная) (2)

Формирование понятий об особенностях художест­венной формы произведе­ний изобразительного ис­кусства (сюжет, формат, композиция, колорит)


32

Жанры изобрази­тельного искусства. Экскурсия в музей изобразительного искусства или в вы­ставочный зал (2)

Знакомство с жанрами изо­бразительного искусства: натюрмортом, пейзажем, портретом.

Просмотр видеоматериа­лов


33

Экскурсия по городу (или работа с видео­материалами). Архи­тектурные достопри­мечательности (3)

Развитие представлений о связи характера архитек­турных сооружений с мест­ным ландшафтом, климатом. Уникальность и красота ар­хитектурных памятников. Знакомство с понятием «архитектурный ансамбль»


34

Знакомство с крупны­ми музеями России. Экскурсия в Государ­ственный Русский му­зей Санкт-Петербурга (очная или заочная). Михайловский дво­рец К.И. Росси (4)

Изучение культурно-исто­рических памятников и ис­тории их возникновения. Знакомство с памятниками архитектуры своего региона










Музыкальные и поэтические произведения,

предлагаемые для восприятия


Музыка: «Облака» К. Дебюсси; «К Элизе» Л. ван Бетховена; Прелюдия до мажор (ХТК, I том) И.С. Баха; «Бурный поток» СМ. Майкапара; «Всенощная» СВ. Рахманинова; фрагменты из опер «Садко», «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Поэзия: А. Белый «Утро», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая», И.А. Бунин «На Днепре», С. Есенин «Утро», А.Н. Майков «Окта­ва», Ф.И. Тютчев «Море и утес», стихи Р. Киплинга.




















4 класс (34 часа)

Вид дея­тельности

за­нятия

Тема занятия

Содержание и методические приемы

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 занятий)

Работа на плос­кости

1

«Путевые зарисовки художника»: «Пей­заж для классного альбома» (коллек­тивная работа) (1); «Пейзажи нашей Ро­дины» (нашего горо­да, села и др.) (4)

Развитие пространственно­го ощущения мира. Про­должение знакомства с природным пространст­вом разных народов: Север (снежные просторы, оке­ан), Восток (пустыни, пес­ки, сады), Закавказье (го­ры, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др. Красота окружающей сре­ды, характер природы раз­ных мест России (Север, Сибирь, Полесье, Урал, средняя полоса, Приморье, Юг).

Материал: акварель, тушь, перо

2

«Путевые зарисовки художника. Архи­тектура разных мест»: «Москва — центричский го­род», «Санкт-Петербург — город пря­мых линий», «Уезд­ные города России» (2)

Закрепление знаний об ос­воении разными народами своего природного про­странства. Установление зависимости архитектуры, одежды, утвари от клима­тических условий. Анализ роли искусства в жизни общества и каждо­го человека.

Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями. Материал: акварель, тушь, перо.

Знакомство с произведе­ниями живописи: Д. Веласкес «Менины», П. Пикассо «Менины», Рембрандт «Возвращение блудного сына», С. Боттичелли «Вес­на», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

3

«Путевые зарисовки художника. Сюжет­ные композиции»: «Базары», «Прича­лы», «Караваны», «На площади», «У колодца», «Мои спутники» и т. д. (3)

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с уче­том организации плоско­сти рисунка как единого образа.

Передача индивидуальной характеристики персона­жей через их внешние сюжетно-смысловые атрибу­ты (одежда, поза, предме­ты в руках и т. п.). Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2—3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила

4

«Тигры на охоте», «Перед грозой» (1); «Играющие зебры на белом снегу» (3); «Цветущий луг» (4)

Формирование понятий об ахроматической и хро­матической гамме. Пространственные отноше­ния между предметами с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Материал: гуашь

5

«Школьный кросс» (1), «Катание с ледя­ной горки» (2), «На уборке в школьном дворе»(4)

Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет. Передача харак­терных особенностей модели (формы головы, час­тей лица, прически, одеж­ды, их фактуры и окраски) графическими средствами. Работа по представлению на темы, связанные с пере­дачей на плоскости не­скольких фигур в движе­нии (по выбору). Материал: гуашь, цветные мелки

6

Изображение с нату­ры цветка (4)

Рисование с натуры одного предмета (цветка, фрукта, овоща) в разных гаммах - передача: а) окраски предметов хроматическими цве­тами; б) окраски предметов лишь тональными отноше­ниями (черно-белое изобра­жение); в) цветка, в окраске которого имеется сближен­ная цветовая гамма. Материал: акварель. Знакомство с произведе­ниями живописи: натюр­морты П. Сезанна, В. Ван Гог «Подсолнухи», К.С. Петров-Водкин «На­тюрморт с красным чайни­ком», И.Э. Грабарь «Груши на зеленой драпировке»

7

«Праздничный го­род» (2), «Весна в парке» (акварель «по сырому») (3), «Туман в городе» (4)


Рисование по памяти или представлению на темы по выбору: передача на плос­кости и в объеме характер­ных особенностей предме­та с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображения; отражение настроения в картине. Прослушивание музыкаль­ных произведений, сход­ных по настроению. Материал: акварель, бели­ла (на цветном фоне)

8

«Портрет моего то­варища» (1), «Порт­реты богатырей Рус­ской земли» (2), «Наброски с одно­классников» (3)

Работа с моделью: набро­ски зарисовки на передачу характера человека (каран­даш).

Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Пе­редача характера героя че­рез его одежду. Знакомство с произведе­ниями живописи: О.А. Ки­пренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», В.А. Тропинин «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М. Третьякова», Леонар­до да Винчи «Автопортрет», Караваджо «Лютнист»

9

Иллюстрация к стихотворениям А. Бар-то «Не одна» (1); «Дети лепят снегови­ка», «Вбрасывание шайбы» (2); «Хоро­вод» (4)

Наблюдения, предваритель­ные наброски и зарисовки с натуры, по памяти или на­блюдению: круговое рас­пределение фигур в про­странстве (по выбору). Материал: акварель, гуашь, цветные мелки

Работа в объеме и про­стран-стве






10

«Традиционное ре­месло крестьян и их одежда» (1)

Лепка из глины или пласти­лина фигуры человека в национальном костюме, занятого определенным видом деятельности (ско­товод, погонщик верблю­дов, балалаечник, сапож­ник и др.)

11

«Посиделки», «Вес­на- красна» (2); «Масленица», «Свят­ки» (3)

Знакомство с песенным фольклором.

Оформление и разыгрыва­ние народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.

Создание коллективной объемно- пространственной композиции(с передачей среды) из выполненных иг­рушек по типу народных в лепке, бумажной пласти­ке, гуашью. (Следует пре­дусмотреть возможность использования результатов детского творчества в оформлении сцены, праздничной среды.) Знакомство с произведения­ми музыки: А.П. Бородин «Князь Игорь» (тема рус­ского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота»


12

«Национальный кос­тюм: орнамент, крой, силуэт» (2)

Знакомство с особенностя­ми традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костю­ма с климатическими усло­виями региона. Создание эскиза костюма, элементов украшения го­ловного убора, костюма в натуральную величину

13

Панно «Бабочки, жу­ки» (4)

Симметрия и асимметрия в природной форме. Пере­дача на плоскости и в объеме характерных особенно­стей предмета с учетом его пропорций и конструкции масштаба деталей, вырази­тельности изображений (коллективная работа). Материал: акварель, тушь, перо

14

Пейзажи: «Восход солнца» (1), «Закат солнца» (2), «Мы под радугой живем» (3)

Создание большой коллек­тивной работы (панно, задника для сцены): выкладывание из приготовленных ранее небольших квадра­тов цветной бумаги разме­ром 10 X 10 см. (На одном большом листе создается множество оттенков одно­го цвета и плавных перехо­дов одного цвета в другой; затем лист разрезается на квадратики, служащие изо­бразительным материалом для коллективной работы. Цветные квадратики копят­ся в классе постепенно, по мере знакомства с цветом.) Передача настроения в ра­боте. Взаимодействие света и цвета.

Знакомство с произведе­ниями музыки: Фантазии до минор и ля минор В.А. Моцарта, Концерт ре минор (ч. 1) И.С. Баха

15

«Фантастическая птица», «Сказочная рыба» (2); «Волшебное растение» (3)

Разработка фрагмента узора и его трафарета по

предложенной теме для печатания в два цвета.

Выполнение эскизов рельефных украшений (по вы­бору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт (либо в металлопластике — фольга, стека)

16


Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства(2)

Проведение совместно с родителями и учителем исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Рассмотрение особенно­стей традиционного деко­ративно-прикладного ис­кусства у разных народов. Знакомство с происхождением народного искусства, его изначальной приклад­ной функцией. Выявление зависимости на­родного искусства от осо­бенностей местности, климата, культурных традиций, национальных осо­бенностей. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кус­тодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка»; произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства (утварь, мебель, одежда)

17

Экспедиции в места народных промы­слов (очные и заоч­ные) (1-4)


Создание в классе «музея-уголка» народного искус­ства из собранных собст­венными силами экспона­тов, пополнение ими школьного музея


Развитие фантазии и воображения (11 занятий)

Работа

на плос-кости

18

«Нарисуем песню» (1), «Как поговорка рассказала о своем народе» (3), «Муд­рое эхо» (4)

Самостоятельное вычлене­ние творческой задачи. Заочные экскурсии в мир искусства разных эпох, на­родов. Изучение жизни разных этнических и соци­альных групп. Раскрытие понятия об уст­ном народном творчестве и литературной сказке. Создание классной «Книги народной мудрости»: пого­ворки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним

19

«Ледовое побоище», «Куликовская бит­ва», «Гражданская война» и др. (2)

Отображение в изобрази­тельном искусстве истори­ческих событий Родины. Рисование по представле­нию на обозначенные исто­рические темы. Материал: тушь, перо

20

«В землянке» (1); «Шатер Вещего Олега», «Боярские хоромы» (2); «В кре­стьянской избе» (3); «Юрта», «Иглу» (4)

Беседа об отображении ис­торической тематики в изо­бразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Выполнение графических работ по материалам обсу­ждения.

Материал: тушь, перо. Знакомство с произведе­ниями музыки: М.П. Му­соргский «Борис Годунов», А.Ф. Львов «Марсельеза», М.И. Глинка «Патриотиче­ская песня»

21

«Я в пещере древне­го человека», «Я в центре пирамиды Хеопса» (1); «Откуда приехал этот гость?» (2); «В центре кос­монавтики», «Время мушкетеров», «Ры­цари круглого сто­ла» (3); «Восточный базар»,«Я принц», «Я принцесса»(4)

Индивидуальное воспри­ятие пространства. Создание сюжетных ком­позиций на основе произ­ведений искусства разных исторических эпох в техни­ке аппликации, коллажа. Разработка эскизов костю­мов к ним, предметов быта, эскизов вышивок, росписи тканей, посуды, печи и др. Создание коллективной композиции из индивиду­альных эскизов


22

Иллюстрации к сказ­кам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.) (1-4)

Выполнение цветовых и графических композиций, возможно, по отдельным эпизодам (распределение сюжетов среди учащихся в классе). Создание своей книги

Работа в объеме и про­странстве

23

«Жизнь на Земле че­рез 1000 лет» (1), «Космическая музы­ка» (2)

«Путешествие» всем клас­сом на «машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические«путешествия», в том числе музыкальные). Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объемно- пространственных коллек­тивных композиций. Созда­ние космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору

24

«Кованые изделия - застывшая музыка». Эскиз решетки, во­рот, фонаря, перил мостов, окон здания, архитектурного ансамбля (3)

Создание декоративной композиции на передачу

активного движения. Вы­полнение работы в технике бумажной пластики, проволочной конструкции, из глины, пластилина (по вы­бору)

25

Образ предметно-

пространственной среды (1)

Активное привлечение школьников к созданию необычной среды (в клас­се, школьном музее, игро­вой комнате, своей комна­те дома, детском саду). Коллективная работа в ре­альной среде

26

Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики (2)

Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения (Фили-моново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, мест­ные народные промыслы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективной объемно-пространственной композиции из выполнен­ных работ. Цветовое реше­ние композиции

Декоративно-

прик-ладная деятельность



27

Изготовление костю­мов, предметов бы­та (3)


Подготовка одного боль­шого «Художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведе­ние народных игр: «вжива­ние» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, при­думывание своих сюжетов с известными героями, постановки кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; орга­низация общего стола; танцевальные композиции по мотивам народных танцев)

28

«Новый год» (2); «Масленица», «Весна-красна» (3)

Коллективные панно для художественных событий, оформления класса и шко­лы к праздничным датам в технике аппликации, кол­лажа.

Материал: гуашь. Знакомство с произведе­ниями живописи: Б.М. Кус­тодиев «Ярмарка», «Масленица»

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика

(6 занятий)


29

Композиция в изобразительном искусстве (1)

Развитие представлений о композиции в графике

и живописи (ритм, кон­траст, нюанс, равновесие, динамика, статика, компо­зиционный центр). Проявление индивидуаль­ной манеры художника в композиции. Просмотр видеоматериа­лов, экскурсия. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин. Знакомство с произведения­ми живописи: К.А. Коровин «В мастерской художника», К.Е. Маковский «В мастер­ской художника», А. Матисс «Уголок мастерской»

30

Экскурсия в музей народного декоративно-прикладного

искусства (очная, заочная) (2)

Знакомство с красотой и своеобразием произведении народного декоративно-прикладного искусства. Функциональность народ­ного искусства. Символика в искусстве

31

Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр (2)

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Анималистический, исторический, бытовой, мифоло­гический жанры в живопи­си, скульптуре, графике. Формирование представлений об анималистическом жанре. Передача характер­ных движений и повадок животных

32

Жанры изобразительного искусства. Мифологический

жанр (3)

Формирование представлений о мифологическом

жанре. Отображение в изобразительном искусстве ми­фов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл

33

Экскурсия в природу на открытое пространство (3)

Формирование представлений о воздушной и наблюдательной перспективе в изо­бразительном искусстве. Наблюдения за изображе­нием предметов в пейзаже у различных художников. Знакомство с произведе­ниями живописи: К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.С. Остроухое «Золотая осень», пейзажи А.П. Ост­роумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер»

34

Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (очная или заочная) (4)

Знакомство с особенностями художественного

оформления фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым. История создания музея, экспонаты. Проведение самостоятель­ных исследований детей по изучению коллекции музея и художников, представ­ленных в галерее.



Музыкальные

и поэтические произведения,

предлагаемые для восприятия




Музыка: Этюды № 1, 13, 24 Ф. Шопена; «Подснежник», «Масленица» (из цикла «Времена года») П.И. Чайковского; «Не пой, красавица, при мне» СВ. Рахманинова; фрагменты из опер «Садко», «Снегурочка», романс «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова; «Лесной царь», «Мельник и ручей», «Аве Мария», «В путь», «Лебединая песня» Ф. Шуберта; Симфония № 3 («Ге­роическая») Л. ван Бетховена; «Вишня» Д.Б. Кабалевского; «За­тонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Фейер­верк» К. Дебюсси; Месса си минор (фрагмент) И.С. Баха.

Поэзия: Н.С. Гумилев «Судан», А.А. Фет «Еще весны души­стой нега», И. Анненский «Ветер», К. Бальмонт «Гимн огню», М. Исаковский «Весна», стихи для детей Саши Черного.












На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого

развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается

дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста

воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение

основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной

познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству

строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знании, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

■ занятия в свободное время;

■ обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,

родители, педагоги);

■ обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и

сочетания различных направлений и форм занятия.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это

индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в

коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм

организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой

предусмотрено:

• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе

способов работы, в выборе тем.

• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности

позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с

элементами творчества необходимы трудовые усилия.

• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для

общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,

художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной

деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если

развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти

задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в

тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях,

а затем закрепляются в практической работе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Курса «Веселая кисточка». В процессе изучения данного курса учащиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты

Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурной грамотности. Учащиеся получают представление о знании изобразительного искусства в национальной культуре. С помощью методических материалов знакомятся с

синтетическим характером народной культуры (взаимосвязь украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). В результате изучения курса «Волшебная кисточка» во 2 классах должны быть достигнуты определённые результаты:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей —

потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в про

цессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности

универсальных учебных действий(УУД), которые проявляются в познавательной, регулятивной, коммуникативной, и практической творческой деятельности учащихся

Познавательные действия -это умение строить художественный образ, т.е. выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор (т.е. выбор существенного для своих целей). Художественное познание для ребенка связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть.

Регулятивные действия –без подавления прав окружающих, умение уважать чужое мнение, принимать право иногда быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать

сложившуюся в действии ситуацию общения и т.д. Важнейшей социальной

функцией искусства является его коммуникативные свойства: визуально-

пространственные искусства являются организаторами среды общения людей, коммуникативная функция –главная в декоративной художественной деятельности. Поэтому развитием коммуникативных способностей учащихся нужно заниматься очень глубоко. На уроке должно быть и обсуждение результатов работы учащихся, и выставки, и разные формы организации коллективных работ, и оформление праздников и др.

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-

творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;

осознания стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роль в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается в процессе освоения учебного предмета:

понимание значения искусства в жизни человека и общества;

умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние, собственное отношение к объекту;

развитие моторики при помощи кисточки;

развитие наблюдательности и умения эмоционально отзываться на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развитие воображения в конкретных формах творческой художественной деятельности;

самостоятельное выполнение творческое задание и взаимодействие в процессе совместной художественной деятельности при коллективном творчестве;

овладение изобразительным, декоративным, конструктивным, видами творческой деятельности

развитие навыка художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов и жанров;

развитее эстетического чувства; умение видеть прекрасное в природе, в окружающей

жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике, в окружающих человека предметах быта.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!