СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок по росписии

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок по росписи для изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Кружок по росписии»

Пояснительная записка.

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии.

Программа по росписи ткани « Вдохновение» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся, разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.

Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.

Программа позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Программа по росписи ткани « Вдохновение» составлена на основе программы Бариновой Т.А. «Батик».

Известно, что все дети до определенного возраста (12-13) лет любят рисовать. Они еще не всегда отдают отчет себе в том, что исключительными способностями наделены от природы не все, и каждый ребенок, видя результаты своей работы, бывает удовлетворен или неудовлетворен, но он всегда уверен, что в следующий раз получится лучше. Взрослея, ребенок начинает определяться как личность и понимает, что на самом деле есть определенный дар, как говорят «от Бога», и если его нет, то как бы он не старался, сколько бы ни прикладывалось усилий для развития способностей, всегда может оказаться рядом кто-нибудь более одаренный и у кого все получается лучше и даже без каких-либо видимых усилий. В результате часть детей продолжает обучение искусству в художественных школах, изостудиях; часть оставаясь верными своему увлечению, занимается творчеством, а часть просто охладевает к этому занятию. Именно поэтому отмечается резкое снижение интереса к урокам ИЗО в классах среднего звена. Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства помогает решить эту проблему. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Программа по росписи ткани « Вдохновение» включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани.

Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения.

Развивающие

  • приобщить детей и подростков к народному искусству;

  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывающие

  • воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

  • формировать у детей соответствующую социальную позицию.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми, в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст 11-14 лет. В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 8 -10 человек.

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная ( воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

Исходя из психофизиологических особенностей детей среднего и подросткового возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развевающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется социально – ориентированная деятельность, его профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.

Цели, задачи, направления реализации программы.

Основная цель курса – формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.


Задачи курса:

· познакомить с техниками росписи по ткани,

· привить интерес к декоративно-прикладному искусству,

· развивать познавательный интерес, творческую инициативу;

· воспитать у учащихся внимательность и аккуратность;

· воспитать умение работать коллективно.

· научить применять полученные знания в дальнейшей практической жизни.


Условия реализации программы:


-ткань Х/б, шелк

- рамка деревянная с изменяемым размером

- кнопки, скрепки

- бумага, карандаш, ластик, фломастер для выполнения эскизов, калька.

- стеклянные трубочки для резерва, резерв разных цветов, объемные резервы и пасты для декорирования

-краски, соль крупная, мочевина, воск, кисти разных размеров беличьи и щетинные



Участники реализации программы:


1.Учащиеся 5-7 классов.

Список детей посещающих кружок росписи ткани «Вдохновение».

Фамилия, имя учащегося.

Дата рождения

класс

Домашний адрес, телефон,

1

Асанова Ксения

23.04.2000

5 «а»

Ул. Горького 9/2

2

Каменева Ксения

18.06.2000

5«а»

Ул. Герцена 4/2 3-10-16

3

Каскарбаева Айнур

24.06.2000

5«а»

Ул. Степная 1/2

4

Кулиева Мария

23.02.2000

5«а»

м/н Черемушки 8/3

5

Малахова Екатерина

02.03.2001

5«а»

Ул. Первомайская 81 3-31-66

6

Рыжкова Кристина

28.08.2000

5«а»

Ул. Титова 7 3-40-56

7

Цехариас Алена.

22.03.2000

5«а»

П. Гурьяновка 2-10-73

8

Чалых Ирина

06.04.2000

5«а»

Ул. Шевченко 4

9

Щербакова Ксения.

20.04.2000

5«а»

Ул. Северная 26/1 3-16-77

10

Гусак Анастасия

22.04.2000

5«б»

Ул. Сералина 36 3-31-96

11

Засядьвовк Марина

04.03.2000

5«б»

Ул. Лермонтова 4

3-27-67

12

Кен Анна

05.08.2000

5«б»

Ул. Первомайская 11

3-23 58

13

Коломеец Надежда

11.01.2001

5«б»

Ул. Дорожная 1/1

3-19-54

14

Левицкая Алена

26.06.2000

5«б»

Ул. Первомайская 12

3-35-88

15

Штейнгильф Эллина.

01.04.2000

5«б»

Ул. Кирова 8

3-18-47

16

Власенко Юля

04.10.2000

5«б»

Ул. Правлова 28

17

Шнайдер Катерина

12.03.2001

5«б»

Ул. Герцена 22-1

3-15-05


2. Руководитель кружка – Ярошенко О.П., учитель изобразительного искусства, трудового обучения и черчения.


3. Учителя технологии: Оразалина А.А., Галеева С.А.



Этапы реализации программы.


I этап. – Организационный.

Организация работы кружка: Организация рабочих мест в кабинете технологии, набор детей в кружок по росписи ткани « Вдохновение». Знакомство с техникой безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями предъявляемые к выполнению работ.


II этап - Основной.

Изучение исторических сведений о технике. Знакомство с инструментами, материалами. принадлежностями. Выполнение росписи ткани в различных техниках, с использованием разнообразных способов и приемов.


III этап - Аналитический.

Анализ работы за период проведения кружковой работы. Подготовка выставок, участие в конкурсах декоративно-прикладного искусства на различных уровнях.



Механизм реализации программы.

Программа кружка росписи ткани «Вдохновение», поддерживаемая техническим обеспечением Карабалыкской средней школы имени Абая Кунанбаева, реализуется через учебные занятия в кабинете трудового обучения для девочек.

Одним из необходимых условий для полной реализации и для более углубленного изучения художественных, декоративно-прикладных промыслов района, Казахстана и других народов, это знакомство с образцами посредством посещения местного краеведческого музея, детской школы искусств, детской школьной и районной библиотек, областных, районных выставок декоративного искусства., знакомство с мастерами , работающими в различных промыслах ДПИ, а так же росписи ткани ( если таковые имеются).

Эффективным направлением также является изучение дополнительной литературы, новинок, посредством информационных технологий.
















Ожидаемый результат.


Программа курса для учащихся 5-7 классов рассчитана на изучение в течение одного года. Учащиеся имеют возможность самореализоваться на трех уровнях:

1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ);

2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки);

3-й уровень – внеучрежденческий (районные, областные выставки)


По окончании курса обучения учащиеся должны знать:


  • специфику росписи по ткани, ее характерные техники и приемы;

  • материалы и инструменты, ткани, используемые при росписи;

  • способы подготовки ткани к работе;

  • способы переноса рисунка на ткань;

  • основные приемы росписи;

  • дополнительные приемы росписи;

  • виды крашения и фиксации;

  • способы обработки края расписанных изделий;

  • варианты оформления расписанных работ;




Получить навыки:


    • в подготовке ткани для выполнения росписи;

    • в переносе рисунка на ткань, увеличении или уменьшении рисунка, самостоятельной разработке рисунка;

    • в обработке края расписанных изделий;

    • в выполнении различных техник росписи по шелку.















Используемая литература.

литература:

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.

  2. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.

  3. Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.

  4. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.

  5. Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.

  6. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.

  7. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.

  8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.

  9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

  10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.

  11. Величко Н. Роспись. М., 1999.

  12. Практическая энциклопедия Фэн-Шуй. М., 2001.

  13. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. С-П., 2000.

  14. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 1998.

  15. Домашний уют своими руками. М., 1996.

  16. Берсенева Г.К. Ткань, бумага, тесто. М., 2001.

  17. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.

  18. Плотникова Т.В. Стильные аксессуары для вашего дома. Ростов-на-Дону, 2004.

  19. Владимирская А., Владимирский П. Дизайн уютного интерьера. Ростов-на-Дону, 2004.

  20. Семенов В.Н. Новые идеи для дома и квартиры. Ростов-на-Дону, 2004.

  21. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, 2003.

  22. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерево. М., 2001.

  23. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. М., Ставрополь, 2004.

















Содержание программы кружка

по росписи ткани "Вдохновение "



Тема 1 . Введение. История возникновения росписи.

Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика.

Тема 2. Разновидности техник росписи.

Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практические работы:

  • Подготовка инструментов к работе

  • Упражнения с использованием инструментов.


Тема 3. Материаловедение.

Виды тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани на подрамник.

Практические работы:

  • Упражнения на определение свойств и качества тканей

  • Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего применения

  • Натягивание ткани на подрамник (два способа).


Тема 4. Основы цветоведения.

Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие цвета на человека.

Практические работы:

  • Упражнения по смешиванию цветов

  • Выполнение рисунка в заданном цвете.

  • Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах.



Основы композиции. Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы композиции. Правила построения композиции.

Практические работы:

  • Упражнения по размещению элементов композиции.

  • Составление эскиза композиции.

  • Создание творческой композиции по заданной теме.

.

Тема 5. Разновидность росписи ткани.

Батик по соли. Технология выполнения работ. Подготовка ткани, использование акварельных красок.

Практические работы:

  • Выполнение композиции « Осенние мотивы».

Тема 6. Роспись по накрахмаленной ткани.

Технология выполнения работ. Подготовка ткани, использование акварельных красок.

Практические работы:

  • Выполнение композиций на тему: « Зимушка-зима».

Тема 7. Роспись ткани с применением клея ПВА

Технология выполнения работ. Подготовка ткани, резервирующего состава с использованием различных пигментов.

Практические работы:

  • Выполнение композиций на свободную тему.



Тема 8. Дополнительные эффекты.

Спецэффекты как средство улучшения внешнего вида работы. Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по-сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв затекание краски, слабые узлы в узелковом батике, брак во время печати на ткани и др. Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты.

Практические работы:

  • Упражнения по исправлению ошибок



Тема 9. Узелковый батик.

Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места

  • Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани

  • Творческая работа – открытка «Цветочная фантазия»



Тема 10. Холодный батик.

Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места

  • Упражнения на проведение замкнутых контуров

  • Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»

  • Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).

  • Контрольное задание – выполнение декоративной композиции на свободную тему.


Тема 11. Горячий батик.

Технология росписи ткани способом «горячий батик». Правила работы воском. Виды горячего батика. Рецепт резерва горячего батика. Нанесение и снятие горячего резерва с ткани. Инструменты и приспособления для горячего батика. Приемы заключительной обработки изделия. Техника безопасности при работе с горячим воском.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места

  • Упражнения по выполнению техники простого горячего батика «Морозные узоры»

  • Упражнения по выполнению сложного горячего батика в три перекрытия «Полевой букет»

  • Упражнения по росписи ткани горячим батиком способом «Кракле»

  • Контрольное задание – выполнение декоративной композиции на свободную тему.



Тема 12. Свободная роспись.

Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды загусток. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому», «а ля прим».

Техника безопасности при работе с «Белизной».

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места

  • Подготовка ткани для росписи (грунтовка загустками)

  • Выполнение упражнений «Эффект дождя», «Эффект заливки»,

  • Контрольное задание по теме «Свободная роспись»



Тема 13. Смешанный батик.

Особенности технологии росписи ткани способом «смешанный батик». Новые операции в росписи ткани. Последовательность и правила работы в смешанной технике. Роспись одежды (шарфы, платки, палантины).

Практические работы:

  • Упражнения в смешанной технике

  • Эскизирование и выполнение самостоятельных творческих работ на свободную тему с использованием в одной работе нескольких видов

Тема 14. Трафаретная роспись по ткани.

Искусство ручной набойки на Руси. Изготовление штемпелей из природ

ных материалов для печатания на ткани. Подбор ткани для набойки. Правила приготовления пасты для печатания. Способы печатания. Понятие «орнамент», правила построения орнамента. Техника безопасности при окрашивании ткани.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места

  • Изготовление штемпелей для печатания

  • Эскиз орнамента в цвете на бумаге

  • Творческая работа- «Салфетка»



Тема15. Итоговые занятия.

Основы выставочной экспозиции. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.


























Планирование занятий кружка по росписи ткани «Вдохновение».

Тема занятия

Кол-во часов

сроки

Результат занятия

1

Введение. История появления и развития росписи ткани.


2





Организационные вопросы. Выполнение композиционных зарисовок.

2

Разновидности техник росписи ткани.

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментами.


4


Выполнение простых упражнений в свободной росписи.

3

Материаловедение


4





Знакомство с тканями для батика. Выбор ткани, изучение свойств в работе с красками.

4

Основы цветоведения.

Основы композиции.


4


Работа по подготовке рабочих составов краски, упражнения на получение различных цветов.

Подготовка эскизов, подбор иллюстраций, рисунков, мотивов для росписи..Пейзаж, натюрморт , портрет в росписи.

5

Разновидность росписи ткани.

Батик по соли.

Особенности, техника выполнения.


4


Знакомство с различными техниками росписи ткани Выполнение работ в технике соленый батик с применением акварельных и гуашевых красок: «Осенние мотивы».

6

Роспись по накрахмаленной ткани.


4


Выполнение композиций

на тему: «Зимушка- Зима».

Подарок к празднику.

7

Роспись ткани с применением клея ПВА.


4


Выполнение работ в технике батика с использованием дополнительных эффектов. Подбор рисунка для использования эффектов.

8

Дополнительные эффекты.

Ошибки и их устранение. Кракелюры.


4


Выполнение декоративного панно в технике узелкового батика.

9

Узелковый батик.

Основы узелкового батика.


6


Выполнение декоративных композиций в технике холодного батика.

10

Холодный батик.

Основные приемы росписи: классический батик.


12


Выполнение декоративных композиций в технике горячего батика.

11

Горячий батик. Основные приемы росписи воском, смешанные техники, дополнительные приемы.


4


Выполнение декоративных композиций в технике свободной росписи.

12

Свободная роспись. Техника выполнения работ в свободной росписи.


6


Выполнение декоративных композиций в

Технике свободной росписи.

13

Смешанный батик


10


Выполнение декоративных композиций в

Технике свободной росписи.


14

Трафаретная роспись по ткани.

Трафаретная техника, штампы, печать, техника «марблин», монотипия.


4


Выполнение декоративных композиций в технике трафаретной росписи.

15

Итоговые занятия, подготовка к выставке работ


4


Оформление работ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!