Курс внеурочной деятельности « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Предметные | Метапредметные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Знают особые случаи устного счета | Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач. | Учитывают правила в планировании и контроле способа решения | Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России. |
Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; | Находят наиболее рациональные способы решения логических задач | Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач. | Контролируют действия партнера | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Решают нестандартные задачи разрезание | Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах | Различают способ и результат действия. | Владеют общими приемами решения задач. | Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению | Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов; |
Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля. | Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами | Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; |
Знают определения основных геометрических понятий | Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи; | Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок | Владеют общим приемом решения задач. | Могут участвовать в диалоге | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; | Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач; | Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели | Умеют применять изученные свойства и формулы | Могут аргументировать свою точку зрения | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие. | Решать несложные практические задачи на построение | Могут проводить сравнительный анализ | Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами | Умеют строить монологическое контекстное высказывание | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов) | Могут устно прикидывать и оценивать результаты | Умеют планировать пути достижения целей | Умеют анализировать свойства геометрических фигур | Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, |
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
1 | Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. | 1 | | |
2 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» | 1 | | |
3 | Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи. | 1 | | |
4 | Интересный способ умножения. Мир больших чисел. | 1 | | |
5 | Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры). | 1 | | |
6 | Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор. | 1 | | |
7 | Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». | 1 | | |
8 | Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. | 1 | | |
9 | Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. | 1 | | |
10 | Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты. | 1 | | |
11 | Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? | 1 | | |
12 | Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Решение олимпиадных задач различными способами. | 1 | | |
13 | Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. | 1 | | |
14 | Прибавление четного. Знак произведения | 1 | | |
15 | Чередование. Решение задач игры « Кенгуру». | 1 | | |
16 | Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру». | 1 | | |
17 | Решение олимпиадных задач. Зачет. | 1 | | |
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
1 | Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) . Игра «Буриме» с использованием чисел. | 1 | | |
2 | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу). | 1 | | |
3 | Старинные меры . Оригами | 1 | | |
4 | Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин» | 1 | | |
5 | Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. | 1 | | |
6 | Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10». | 1 | | |
7 | Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание . | 1 | | |
8 | Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус « Продень монетку». | 1 | | |
9 | Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты). | 1 | | |
10 | Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее) | 1 | | |
11 | Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай». | 1 | | |
12 | Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. | 1 | | |
13 | Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца) | 1 | | |
14 | Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. | 1 | | |
15 | Геометрические задачи на разрезание. | 1 | | |
16 | Тестовые задачи (переливание). | 1 | | |
17 | Логические задачи. Зачет | 1 | | |
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.