СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол по проблеме, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Данное мероприятие рассчитано для учащихся 7-9 классов с привлечением специалистов КДН и ЗП,  ГКУ ЦСЗН , инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, а также  родителей (законных представителей) учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"»

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»








Круглый стол по теме:

«Права и обязанности несовершеннолетних»












Составитель:

соц. педагог Кострова И.Е.













Волгоград, 2016


Добрый день. Сегодня мы собрались за круглым столом ,чтобы обсудить проблему, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка.

За наш круглый стол мы пригласили: главного специалиста КДН и ЗП администрации Кировского района Куприянову Е.А., главного специалиста сектора по делам семьи ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» Никитенко Т.Н., инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОП №7 Кировского района г. Волгограда, а также учащихся школы-интерната и их родителей (законных представителей).

Правовой статус – это твоё положение в мире права. Как в геометрии положение фигуры определяется тремя координатами, так и в праве твоё положение определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

В начале учебного года проводилось анкетирование на тему «Твои права и обязанности» среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования показали, что 100% учащихся имеют представления о своих правах; 93% имеют представления о своих обязанностях; 52% учащихся назвали основным законом защищающим права ребенка – Конвенцию о правах ребенка; 97% высказались о том, что их права в семье не нарушаются; 83% учащихся считает, что их права в школе-интернате не нарушаются; 54% учащихся считают основной причиной невыполнения школьниками своих обязанностей то, что они не боятся наказания; 93% пожелали получить более полную информацию о своих правах и обязанностях.

Поэтому мы и выбрали данную тему для обсуждения. Итак, что же такое «право».

ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Право – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Существуют такие виды права:

- конституционное

-административное

- гражданское

- семейное

- жилищное

- трудовое

- финансовое

- процессуальное

- уголовное и др.

Каждый человек имеет свои права. Права человека- гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила ,определяющиеся моралью, моральными нормами , формами поведения , которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями , жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка. Правила поведения и общения , нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека- гражданина определяется законами, а сами законы определяются правом. Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право. Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

Какие же это законы международного и федеральных уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права:

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина ( 10 декабря 1984 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 г.)

- Конституция РФ ( 12 декабря 1993 г.)

- Постановление Президента РФ В.В. Путина «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей».

- Президентская программа «Дети России»

- Законы РФ «Об образовании» , «О правах ребенка», «О гос. Поддержке молодежных объединений», «Об общественных объединениях»

Какие же права мы имеем с рождения:

  • право на имя;

  • на гражданство;

  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);

  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);

  • на всестороннее развитие;

  • на уважение чести и достоинства;

  • выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

  • иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или в наследство, а также приобретённые на твои средства.


Какой документ международного уровня описывает права ребенка, подростка , юного гражданина планеты Земля? («Конвенция ООН о правах ребенка»)

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате соглашения или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, можно отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас.

Значение «Конвенции о правах ребёнка».

1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;

2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3) Это документ, имеющий международное значение.

4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.



Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

  • В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Если Вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение окружающих Вас людей.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

Подросток несет уголовную ответственность за свои действия с 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 Уголовного кодекса РФ). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.

К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения. 

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета.

К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного дохода, взыскивается с его родителей (законных представителей). Наказание в виде административного ареста не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессиональное училище (ст. 18 Кодека РФ об АП).

Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей,  рисунков.  При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна. 

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК РФ).

  Рассмотрим ситуации правонарушений и преступлений.


Ситуация № 1. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 2. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.



Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. 

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!