СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по математике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс оценивания - один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания учебных достижений учащихся по математике»

Критерии для оценивания учебных достижений учащихся по математике

Елисеева С.М. – учитель математики, высшей категории

МБОУ СШ №29 с углубленным изучением отдельных предметов

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству

У. Джеймс

Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.


   Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,   способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.


Анализ методической литературы показал, что в действующей системе образования нет четко разработанных критериев для оценивания учебных достижений учащихся по математике, отвечающих современным требованиям и целям обучения, поэтому оценивание знаний учащихся —педагогическая проблема. Без оценивания деятельности учащихся невозможно построить процесс обучения.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

*Критерии оценки - это инструмент оценивания, который содержит шкалу для измерения значимых разделов работы. Позволяют учителям и учащимся оценить проделанную работу. Задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учителя должны двигаться

Критерии оценки включают:

- Фиксированную измерительную шкалу

- Список четких критериев, описывающих характеристики каждого из компонентов в баллах.



Зачем нужны критерии оценки?

Для учителей:

Содержат ясные ориентиры для учебного процесса

Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

Делают процесс оценивания объективным и последовательным

Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.

У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".

Создают условия для самостоятельной работы учащихся.


Если традиционные способы оценивания

не могут зафиксировать наличие необычных, узкоспециальных знаний, то ещё в меньшей степени они способны улавливать формирование навыков особого рода, мотивов и привычек, способов мышления и видов деятельности, способных составить в будущем арсенал компетентного учёного, историка, социолога, фотографа, репортёра, повара или родителя

Джон Равен


Как сформировать критерии?


При формировании критериев я придерживалась следующим принципам:

- выделить основные учебные умения и навыки;

- сгруппировать их по схожести в несколько (от 4 до 6) критериев, каждый из критериев "отвечает" за группу родственных навыков;

- набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения;

- чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается более или менее подробным описанием-дескриптором.


Понимание критериев оценивания учащимися

Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а в целях формирования функциональной грамотности желательно разработать их совместно с учащимися. Например, перед выполнением проверочной работы учащиеся обсуждают(в группах или в парах) критерии, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися педагог выбирает приоритетные критерии. Важно обсудить, объяснить критерии оценивания во избежание непонимания учащимися критериев оценки работы. Содержание критериев должно быть изложено понятным и доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, на стенде).


Оценивание работ учащихся проводится только по озвученным критериям оценивания. В случае, если учитель обнаружит другие допущенные ошибки или недостатки, не обозначенные в критериях, он может рекомендовать ученику обратить внимание на данную ошибку (данные ошибки не должны влиять на отметку или учитываться при формативном оценивании).


Система оценочных критериев по математике

А. Знание и понимание

B. Применение и обоснование

C. Математическая коммуникация, передача информации

D. Развитие и рефлексия, творческие работы и проекты


Разработка критериев оценки

  • Определите наиболее важные учебные концепции

  • Определите то, по каким критериям будет производиться оценка

  • Что необходимо оценить?

  • Разработайте описания для каждого критерия

  • Используйте ясные и понятные описания

  • Разработайте шкалу и поместите на нее основные концепции и соответствующие им критерии

  • Обсудите критерии оценки с учащимся в начале работы

  • Оцените итоговый продукт на основе критериев оценки

  • Опишите то, чего вы хотите получить в итоге!

  • Использование критериальной системы оценивания накладывает определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам.

  • Каждый из критериев ориентирован на оценку определенной группы навыков, поэтому задание должно быть ориентировано специально на эту группу навыков.

  • Система критериев изначально задает и постоянно поддерживает рамки сбалансированного обучения, направленного на приобретение реально значимых умений.


Критериальная шкала оценивания «Математика»

  • По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.


Зачем необходимо оценивание по критериям

При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей.

Практически исчезают при этом и текущие отметки "за работу на уроке" в процессе изучения нового материала.

Фактически каждая отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка или фактического, понятийного материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления "слабых мест" с целью их последующего устранения.

Критериальная отметка не может рассматриваться в данном контексте как средство наказания или воздействия - она оказывается лишь средством информации, не больше.



При использовании критериальной системы оценивания, учителям необходимо освоить новые понятия: «критерии», «дескрипторы», «рубрикаторы». Рубрикаторы показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.

Знакомство с дескрипторами позволяет учащимся определить критерии успешности, необходимые для самооценки уровня усвоения учебного материала и улучшения результатов обучения.

Например: дескрипторы к критериям по теме «Квадратные уравнения».

Критерий

Дескрипторы

А

Учащийся знает определение квадратного уравнения

Учащийся знает определение приведенного квадратного уравнения

Учащийся знает определения и формулы неполных квадратных уравнений

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся знает алгоритм решения неполных квадратных уравнений

Учащийся знает теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета

В


Учащийся применяет алгоритм решения неполных квадратных уравнений

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.

Учащийся применяет теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета

С



Учащийся может определить вид уравнения и применить соответствующую формулу для его решения.

Учащийся может решать задачи на составление квадратных уравнений

Учащийся может создавать математические модели

Учащийся может выбирать и применять рациональные методы решения

Учащийся может делать обоснованные выводы или доказательства

D


Учащийся грамотно использует математический язык и формы математического представления в устной и письменной речи.

Рассуждения учащегося логически завершенные, краткие

Учащийся может четко, грамотно ответить на поставленные вопросы


Для оценивания уровня усвоения теоретического или практического материала, например: знание определений, формулировок теорем, решения задач, практической работы, и т.д., составляются рубрикаторы с описанием уровня достижений и количеством баллов за выполненную работу и шкалой перевода их в отметку.

Например: рубрикатор для проверки теста по теме «Квадратные уравнения»

Критерий А.

Проверяемые знания

Баллы

Знание и понимание формулы полного квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения приведенного квадратного уравнения

1

Знание и понимание определения и формулы неполного квадратного уравнения

1

Знание зависимости между дискриминантом квадратного уравнения и количеством его корней

1

Знание теоремы, обратной теореме Виета

1


Перевод баллов в оценки:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Набранное количество баллов

6

5

4

менее 4


Тест

  1. Укажите формулу полного квадратного уравнения:

А) ах + в = 0, Б) ах2 + вх + с = 0, В) х2 + вх + с = 0, С) ах2 = 0.


  1. Какое из уравнений не является квадратным? 

А) 7х – 3х2 = 4, Б) х3 + 9х = 0, В) х(х + 5) =3, С) х х – 2х = 0.


  1. Укажите то квадратное уравнение, которое не является приведенным.

А) – 3х2 + 9х + 8 = 0, Б) 5х + х2 = 0, В) х2 – 0,16 = 0, С) х2 + х = 6.


  1. Какое квадратное уравнение является неполным?

А) х – 6х2 = 0, Б) 2х2 – 3х – 6 = 0, В) х2 – х = 1, С) 2 – х2 + 7х = 0.


  1. Дискриминант квадратного уравнения равен 16. Сколько корней будет иметь квадратное уравнение?

А) один, Б) не имеет корней, В) два корня, С) нет верного ответа.


  1. Если сумма двух чисел равна –р, а их произведение равно q, то эти числа являются корнями …

А) неполного квадратного уравнения, Б) полного квадратного уравнения, В) квадратного уравнения, С) приведенного квадратного уравнения.



Применения критериев к оценке контрольной работы позволяет учителю оценивать непосредственно выполненную работу, а не личность ученика. Зная заранее критерии, ученик будет стараться выполнить работу более аккуратно, выбирая рациональные методы решения и, соответственно, будет тщательнее готовиться к письменному опросу.


Рубрикатор для оценки контрольной работы по теме «Квадратные уравнения»


задания

Проверяемый элемент

А

В

С

D

Общий балл

1

Знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения

1




8

Знает алгоритм решения неполных квадратных уравнений

2




Знает формулу решения приведенного квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом (Знает теорему Виета)

1




Умеет применять формулы для нахождения корней полного квадратного уравнения


1



Умеет применять алгоритм для нахождения корней неполного квадратного уравнения


2



Умеет применять формулы для решения приведенного квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом


1



Умеет выбрать рациональный способ решения



3


Задание выполнено аккуратно, имеются все необходимые пояснения, ответы записаны правильно




3

2

Знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения (Знает терему Виета)

1




4

Умеет применять формулы для решения квадратного уравнения


1



Создает математическую модель задачи, правильно выбирает и применяет соответствующий метод решения



1


Задание выполнено аккуратно, соблюдена логика рассуждений, сделан верный вывод, ответ записан правильно




1

3

Знает теорему Виета

1




6

Умеет применить теорему Виета


1



Разбивает информационный материал на составные части



1


Выбирает и применяет соответствующий метод решения, делает обоснованные выводы



1


Рассуждения краткие, логически завершенные




1

Задание выполнено аккуратно, представлен правильный ответ на поставленные вопросы




1

Итого

6

6

6

6

24


Перевод баллов в оценки:

Сумма набранных баллов, %

Отметка

Набранное количество баллов

90% - 100%

«5»

22 - 24

70% - 89%

«4»

17 - 21

50% - 69%

«3»

12 – 16

Менее 50%

«2»

Менее 12



Контрольная работа

1. Решите уравнение:

а) 2х2+7х – 9 = 0; б) 3х2 = 18х; в) 100 х2 – 16 = 0; г) х2 – 16х + 63 = 0.

2. Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см2.

3. В уравнении х2 + рх – 18 = 0 один из корней равен – 9. Найдите другой корень и коэффициент р.



В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.










Дескрипторов для самостоятельной работы по алгебре по теме: «Решение квадратных уравнений методом выделения квадрата двучлена»


Тема: «Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена. Формулы корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений»

Ф.И.О. ученика:

Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Уровень достижений

Баллы за выполнение задания




А


Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена

х2-6х+8=0

Не достиг ни одного из критериев

0






3 балла

Умеет выделить полный квадрат двучлена

1

Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения

1

Правильно записал ответ

1



B


Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена

2-3х-22=0

Не достиг ни одного из критериев

0






4 балла

Умеет приводить квадратное уравнение к приведенному виду

1

Умеет выделять полный квадрат двучлена

1

Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения

1

Правильно записывает корни исходного уравнения

1



C


Решить уравнения с помощью формул корней квадратного уравнения

(4х-5)(3х+7)-(х-2)(4х+2)=

=33х+73

Не достиг ни одного из критериев

0








5 баллов

Правильно выполняет умножение многочленов

1

Умеет приводить подобные слагаемые

1

Приводит квадратное уравнение к стандартному виду

1

Правильно применяет формулы корней квадратного уравнения

1

Правильно вычисляет корни и записывает ответ

1


0 - 6 баллов – оценка «2» Всего баллов________

7 - 8 баллов – оценка «3»

9 – 10 баллов – оценка «4»

11 – 12 балла – оценка «5» Оценка_____________

Рубрикатор для оценки знаний и умений учащихся при решении квадратных уравнений.

Данный рубрикатор составлен для оценки ЗУН учащихся при решении простейших квадратных уравнений.

задания

Дескрипторы

А

В

С

Общий балл

1

Учащийся знает и понимает определение полного квадратного уравнения

1



1

2

Учащийся знает формулу дискриминанта квадратного уравнения.

1



2

Учащийся применяет формулу вычисления дискриминанта квадратного уравнения.


1


3

Учащийся знает о зависимости количества корней квадратного уравнения от значения дискриминанта

1



2

Учащийся может определить количество корней квадратного уравнения


1


4

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом. (Учащийся знает теорему Виета)

1



3

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.( Учащийся применяет теорему Виета)


1


Учащийся может выбирать и применять рациональные методы решения



1

5

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

1



2

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.


1


6

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

1



3

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.


1


Учащийся может выбрать и обосновать правильный ответ



1

7

Учащийся знает теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета

1



2

Учащийся применяет теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета


1


8

Учащийся знает теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета

1



2

Учащийся применяет теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета


1


9

Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

1



3

Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.


1


Учащийся может выбрать и обосновать правильное, рациональное решение



1

Итого

9

8

3

20



Перевод баллов в оценки:

Сумма набранных баллов, %

Отметка

Набранное количество баллов

90% - 100%

«5»

18 - 20

70% - 89%

«4»

14 - 17

50% - 69%

«3»

10 – 13

Менее 50%

«2»

Менее 10


Тест «Квадратные уравнения»

1. Какое из квадратных уравнений является полным:

А) 5х2=0 Б) 8-2х+3х2=0 В) 7х2+1=0 Г) 6х-х2=0

2. Дискриминант квадратного уравнения х2+5х-6=0 равен:

А) 0 Б) 49 В) 1 Г) 16

3. Сколько корней имеет квадратное уравнение х2+6х+9=0

А) 1 Б) 2 В) нет корней Г) определить невозможно

4. Решите уравнение х2-2х-15=0

А) корней нет Б) 3; -5 В) 1 Г) 5; -3

5. Решите уравнение 3х2-3х+4=0

А) 1 Б) 0; 4 В) корней нет Г) 0,5

6. Найдите наибольший корень уравнения –х2-5х+14=0

А) 2 Б) 7 В). 38 Г) корней нет.

7. Найдите сумму корней уравнения 6х2+7х+1=0

А) 1 Б) -1 В) - Г) корней нет

8. Найдите произведение корней уравнения 2х2+3х-5=0:

А) -2,5 Б) -1,5 В) 2,5 Г) корней нет.

9. Решите уравнение 2х(х-8)= -х-18.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!