МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Управление Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района
Алтайского края
МБОУ БСОШ №2
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей технологии
Председатель МО технологии и искусства
Л.В. Анисимова
Протокол №______________
от «____»____________2023г.
Критерии оценивания обучающихся
по
Предмету «Музыка»
Составитель: Морозова Юлия Сергеевна
учитель искусства
р.п. Благовещенка 2023
Особенности и критерии оценивания обучающихся на уроках музыки в контексте ФГОС
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся с 1 по 8 класс включительно.
В соответствии с требованиями ФГОС, целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование основ национальных ценностей российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты ООО:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио - и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально - психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Рефлексия: (см. Методические рекомендации приложение 1 «Приёмы рефлексии на уроках музыки в 5-7 классах»)
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони- мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:
восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:
Что оценивается? (Какие результаты?)
Как оценивается? (Какими методами?)
Зачем, с какой целью оценивается? (В чем смысл оценивания?)
Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса?)
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учетом специфики оцениваемых результатов.
Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный и итоговый характер.
Формы контроля:
наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.)
слушание музыки
исполнение музыкальных произведений
музыкальные викторины
тесты
работа по карточкам с разноуровневыми заданиями
творческие проекты,
ведение тетради.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры | Критерии |
«2» | «3» | «4» | «5» |
Музыкальная викторина. Учащиеся должны определить на слух 5 музыкальных произведений, их авторов, описать настроение музыки. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. | определены 1 или 2 музыкальных фрагмента, правильно назван 1 композитор, допущены ошибки в названиях музыкальных произведений, подобранные для характеристики музыки эпитеты не соответствуют её настроению. | - определено 3 музыкальных фрагмента из 5, допущены 2 ошибки в именах композиторов, допущены неточности в названиях произведений, не все эпитеты для характеристики музыки подобраны в соответствии с её настроением. | - ответ в целом правильный, но определены 4 из 5 фрагментов музыкальных произведений, допущена неточность в имени композитора, подобрано 2-3 эпитета для характеристики музыки). | - ответ полный, правильный (определены фрагменты 5 музыкальных произведений, правильно названы их авторы, подобрано 4-5 эпитетов для характеристики настроения музыки). |
Фронтальный опрос по анализу прослушанной музыки (учитывается точность ответов и использование музыкальной терминологии), проводится в устной форме. | - учащийся затрудняется назвать автора произведения, не может охарактеризовать музыку. | - учащийся допустил ошибки в названии произведения, в имени композитора и неточности в характеристике музыки. | - учащийся правильно ответил на все вопросы учителя, но допустил незначительные неточности в ответах. | - учащимся правильно названы: фамилия, имя, отчество композитора; название музыкального произведения; характер мелодии, лада, динамики, штрихов; инструментальный состав. |
Освоение теоретического материала
Параметры | Критерии |
«2» | «3» | «4» | «5» |
Проверочная работа. Проводится 1 раз в четверть в письменной форме. Работа включает в себя 5 теоретических вопросов (проверяется знания музыкальной терминологии, основных понятий пройденной темы, особенностей стиля, жанров, музыкального языка композиторов разных народов и эпох, 5-й вопрос - высказывание личного отношения учащегося к прослушанным в течение четверти музыкальным произведениям разных композиторов). | - учащийся не овладел терминологией темы, затрудняется анализировать музыку (личные высказывания о музыке не отражают характер музыкального произведения) | - учащийся показывает слабое знание теоретического материала, терминологии, затрудняется применять её на практике (затрудняется использовать термины для характеристики музыки, личные высказывания о музыке немногословны и частично отражают характер музыкального произведения). | - учащийся допускает неточности в формулировках, терминах, умеет частично применять теоретические знания на практике (допускает незначительные ошибки при анализе музыки и при выражении личного отношения к прослушанной музыке). | - учащийся показывает твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это знание на практике (пользуется музыкальной терминологией при анализе музыкальных произведений и при высказывании личного отношения к пройденному материалу). |
Тестирование. Тесты на повторение и закрепление темы. | - из 10 вопросов 1-2 правильных ответа. | - из 10 вопросов - 3-5 правильных ответов | - из 10 вопросов 6-8 правильных ответов | - из 10 тестовых вопросов учащийся ответил правильно на 9-10. |
Выполнение домашнего задания
Критерии |
«2» | «3» | «4» | «5» |
Работа не выполнена. | В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась. | При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе. |
Оценивание хорового пения
Параметры | Критерии певческого развития |
«2» | «3» | «4» | «5» |
- чистота интонирования и ритмическая точность; - знание стихотворного текста песни; - качество звучания: выразительность, эмоциональность, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; - умение петь в коллективе (слышать и себя и других). | - исполнение неуверенное, фальшивое, в тексте песни допускается большое количество ошибок - учащийся не знает текст песни или отказывается от исполнения. | - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; - неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; - пение невыразительное. | - знание мелодической линии и текста песни; - в основном чистое интонирование, ритмически правильное; - пение недостаточно выразительное. | - знание мелодической линии и текста песни; - чистое интонирование и ритмически точное исполнение; - выразительное исполнение |
ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только отметками «5» и «4».
Если предоставленная учащимся работа не соответствует требованиям к её выполнению, то учащийся имеет право дополнить, исправить данную работу.
Кроссворды
Отметка «5»:
кроссворд состоит из 10 терминов, формулировки вопросов чёткие, оформление эстетичное.
Отметка «4»:
кроссворд состоит из 7-8 терминов, допущена 1 неточность в формулировке, оформление эстетичное.
Рефераты
По специально заданным темам или по выбору учащихся в 5-8 кл.
Отметка «5»:
работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует музыкальные термины, понятия, без ошибок называет имена композиторов и их произведения, высказывает личное мнение по данной теме).
Отметка «4»:
работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке музыкальных терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.
Исполнение детьми, занимающимися в музыкальной школе или студии песен (с использованием собственной фонограммы - «минусовки») или пьес на музыкальных инструментах.
Отметка «5»:
выразительное, уверенное, эмоциональное концертное исполнение.
Отметка «4»:
выразительное, эмоциональное исполнение, но допущены незначительные ошибки.
Критерии оценивания защиты творческого проекта
Критерии | Баллы |
1. Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из нее задач проекта | 1-5 |
2. Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы - практической, исследовательской, информационной, | 1-5 |
3. Логичность и законченность работы | 1-5 |
4. Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта | 1-5 |
5. Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями. | 1-5 |
6. Оформление работы | 1-5 |
Итого | 30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов
Оценка | Количество баллов |
«3» | 13-18 |
«4» | 19-24 |
«5» | 25-30 |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.