СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по формирующему оцениванию.

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы»

Нам всем известна картина советского художника Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». В школе писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник.

С введением ФГОС я иначе взглянула на это произведение. И первый вопрос который у меня возникает, а что же ответит этот школьник на вопрос мамы: «Почему опять двойка? И когда уже будут пятерки?»

Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Развитию этих способностей способствует умение учащихся оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.

С внедрением ФГОС стала распространяться система формирующего оценивания.

Обратить особое внимание на значимость формирующего оценивания меня подтолкнул вопрос одного из моих учеников: «Сегодня я хорошо работал на уроке, почему вы мне поставили «3»?»

Нельзя не согласиться со словами Пола Клайна «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение»

Таким образом, актуальность обусловлена потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.

И тема моего семинара: «Формирующее оценивание – важный фактор процесса обучения»

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:

1. Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
2. Оценивание должно быть критериальным.
3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
4. Рефлексия должна стать обязательным этапом оценивания.
5. На любом этапе учебной работы школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
6. Оценивание должно быть непрерывным.
Эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.


Для себя я определила значимость использования формирующего оценивания в возможности корректировки действий учителя-ученика в процессе изучения предмета с опорой на промежуточный результат.

В своей педагогической практике я использую Критериальное оценивание, что позволяет:

Учителю:

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Учащимся:

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка.

На уроках русского языка я применяю такие техники: самооценивание через заполнение учебной документации

  • Формативный опрос

Деепричастие – это____________________________часть речи, которая отвечает на вопросы_________________, __________________, сохраняет признаки глагола:________________, ___________________, _______________________ и как наречие __________________. В предложении является _______________________.



  • Лист самооценки

  • Незаконченное предложение (на этапе рефлексии)

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



  • Дневник достижений

После изучения раздела провожу контрольную работу, которая также оценивается в бальной системе





На уроках литературы я также применяю критериальное оценивание.

Перед изучением эпического произведения озвучиваю учащимся этапы работы и за что они обязательно получат оценку: работа на уроках ( каждый урок оценивается в баллах, суммируется и выставляется одна оценка), проверка знания текста в тестовой форме и творческая работа (сочинение). На первом уроке мы обговариваем критерии оценивания работы на уроке. После завершения изучения предлагаю им (на их усмотрение) повысить оценку за какой-либо этап, выполнив дополнительную работу, но право определить вид работы оставляю за собой.







Критериальное оценивание применяю и на уроках чтения наизусть стихотворений

«5» текст читает выразительно, без подсказок

«4» текст читает выразительно, но допускает неточности, которые самостоятельно исправляет

«3» читает наизусть, но обнаруживает нетвердое знание текста

«2» не полностью воспроизводит текст, нарушает последовательность

Выразительное чтение:

1Правильная постановка логического ударения

2. соблюдение пауз

3. правильный выбор темпа

4. соблюдение нужной интонации



Применяя на уроках критериальное оценивание, я заметила, что уровень тревожности у детей снизился, они уже не боятся получить плохую оценку, и готовы говорить о своих ошибках, стали правильно оценивать друг друга.



Изучая тему «Формирующее оценивание», ориентировалась на учебное пособие Марины Александровны Пинской

Являюсь участником школьной творческой группы «Внутриклассное оценивание»

В 2017 - 2018 учебном году выступала с докладом в городе Канске на 12 педагогической конференции «Мониторинг читательской грамотности в рамках поддерживающего оценивания»

Делилась своим опытом работы на школьном семинаре и давала открытый урок для педагогов района в 2017-2018 учебном году

В 2018 -2019 учебном году прошла стажировку в городе Железногорске, где давала открытый урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!