СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крещение Руси: становление христианского государства и общества, формирование русской христианской культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Крещение Руси: становление христианского государства и общества, формирование русской христианской культуры.»

На ХIII открытые городские

юношеские Рождественские чтения

Секция: «Князь Владимир:

цивилизованный выбор»





Крещение Руси: становление христианского государства и общества, формирование русской христианской культуры.





РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

обучающиеся 8, 9 классов

МОУ ООШ № 114

Сергиенко Дарья,

Лихолетова Лидия

Руководители:

Учитель истории, ОПК

Дедищева Л.Г.

Учитель ОПК

Петрова В.Н.



Волгоград 2014


Содержание.



Введение.

  1. Древняя Русь накануне принятия христианства.

  2. Крещение Руси: становление христианского государства и общества, формирование русской христианской культуры.

- выбор новой религии для страны – дело государственной важности;

- роль великого князя Владимира в выборе новой религии;

- историческое значение принятия христианства для дальнейшего развития страны;

- государствообразующая роль христианства на Руси: процесс объединения княжеств в единое государство на основе единой религии;

- формирование русской христианской культуры.

  1. Заключение.

  2. Список использованной литературы и источников.

  3. Приложения.



























Введение.


Уходящий 2014 год был очень богат на знаковые события и большие юбилеи. В России он прошел также под знаком Года культуры. В нашей стране проходили многочисленные культурные мероприятия, встречи, слеты и т.п.

А еще летом 2014 года российская культура широко отметила 700-летие со дня рождения преподобного святого Сергия Радонежского.

Казалось бы, уходящий год должен был оставить позитивный след от прошедших событий и дат. Но его очень омрачил затянувшийся военный конфликт на Украине, приведший к массовой гибели, ни в чем не повинных жителей страны. Эти люди – украинцы, русские, по своему вероисповеданию являются христианами, поэтому их гибель - это страшный итог развязанной войны и, одновременно жестокий урок, преподанный Историей.

Долгими веками складывался братский союз между нашими славянскими народами – русскими, украинцами, белорусами. Он укреплялся в мирном созидательном труде и закалялся в военных испытаниях, которые выпадали в разные века на долю наших народов.

Крепким связующим звеном было и остается единение славянских народов по вере. Единый бог, единая православная культура, похожий язык и многочисленные общие традиции, праздники – вот что веками скрепляло наши отношения.

В эти дни сделана попытка разбить эти вековые духовные устои, ослабить нашу единую веру, вбить клин в братские отношения наших народов, поссорив их на национальной почве. Поэтому считаем очень актуальной выбранную нами тему исследования, в которой хотим показать, как крещение Руси повлияло на становление православного государства и русского общества, а также на процесс формирования русской православной культуры.




Крещение Руси

Принятие христианства - одно из важнейших событий русской истории. Решение об этом не было спонтанным. Предшествовал этому целый ряд событий

Христианство еще задолго до официального крещения пустило свои корни в Киеве. Многие варяжские войны были христианами, бабушка Владимира - княгиня Ольга стала первой из правителей, принявшей Веру Христову.

О том, что христианство не было новинкой, говорят и русско-византийские договоры. В 945 году после похода на Царьград крещеные русские воины клялись соблюдать условия договора в соборной церкви святого Ильи на кресте, а язычники присягали на оружии богу Перуну.

Из источников стало известно, что церковь Ильи была названа соборной, т.е. главной, значит к 944 году в Киеве, были и другие христианские храмы.

Князя Владимира к мысли о принятии христианства подвела как внутренняя, так и внешнеполитическая ситуация. Еще до этого князь пытался своеобразно реформировать язычество. Но попытка не удалась. Тогда решено было принять монотеическую религию. Разумеется, это было решение не одного дня. «В таком процессе, как христианизация огромной страны уже в Х веке, всякая дата будет достаточно условна. Христианство впервые появилось в восточнославянских землях задолго до их официального крещения, и не один десяток лет прошел от формального провозглашения Руси христианской державой до ее фактической христианизации» (Бушуев С. Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки М., Книжная палата, 1991 С.. 81) «Повесть временных лет» дает весьма пространный рассказ о том, как именно князь Владимир принимал судьбоносное решение, и какие аргументы использовали те, кто был призван убедить его в своей правоте. Историки до сих пор спорят по поводу того, насколько правдиво летопись передала нам это событие, но как бы то ни было, окончательный выбор был сделан в пользу восточной христианской церкви. И не в последнюю очередь, из-за самой Византии. Неясно и где крестился князь, так как источники называют и Корсунь, и Киев.

«Не знающие истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Васильеве, а другие и по иному скажут». (Памятники литературы Древней Руси XI-нач. XII в. Кн. 2 М., 1978 С. 127)

 При принятии святого крещения Владимир взял имя Василия, скорее всего это было связано с тем, что такое же имя носил правитель Царьграда. В то же время, он действовал очень настойчиво. По некоторым свидетельствам, он лично сопровождал митрополита и священников, ходивших по Киеву с проповедью, и также обращался к жителям города с призывом принять крещение. Первый отклик был незначительным, и тогда «князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю» (Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. История России с древнейших времен. Т. 1--2. М.: Мысль, 1988. С. 176.) 

Этот призыв подействовал куда эффективнее, чем проповеди византийских священников. О крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, летопись рассказывает весьма живописно, упоминая и крушение идола Перуна и прочих языческих богов. Отметим, кстати, что Перун, бывший верховным языческим божеством, особо почитаемым дружинниками, не был, в отличие от прочих идолов, уничтожен: его лишь сняли с горы и спустили в волны Днепра

(Волошина Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 73.)

 Опять-таки, мы видим, что Владимир предпочитал действовать предусмотрительно: новое вероисповедание еще не обрело достаточного числа сторонников, языческие традиции были все-таки сильны, и князь не был склонен применять насилие там, где без него можно было обойтись. Но вернемся к Владимиру: выбор делался не на «пустом месте», не решением и волей одного человека. Необходимо отметить, что для решения Владимира существовали достаточно серьезные объективные предпосылки (Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 12) 

Прежде всего, христианство не было чем-то совершенно новым для Руси того периода, и Владимир, как хорошо известно, был далеко не первым князем, принявшим крещение. Летописный рассказ об «испытании вер» Владимиром, несмотря на очевидную тенденциозность и наличие в нем многих явно мифических подробностей, имеет под собой реальную основу: киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, так как такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства. Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве ( Гудзь-Марков А.В. История славян. М., 1997. С. 95) 

К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма.

Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет.

Как пишет С.Ф. Платонов, «...не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов - «волхвов» и «кудесников», - то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать» ( Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб.: Наука, 1993. С. 28.)  Не будем забывать и о том, что между Русью и Византией существовали прочные торговые связи, которые облегчали для Руси знакомство с христианством. Христианская вера была хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях: первая христианская церковь - церковь св. Илии - стояла в Киеве в княжение Игоря, жена которого, Ольга, приняла крещение. О предполагаемом христианстве Ярополка, брата Владимира и его непосредственного предшественника на киевском престоле, мы уже упоминали. Одним словом, «князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу» ( Там же. С. 29.)

Византия в этот исторический период являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора ( Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 1. СПб., 2000.)

Дата, когда был крещен Киев доподлинно неизвестна. Одни источники называют апрель, другие - сентябрь. Но большинство сходится в одном: крещение было принято достаточно спокойно: «отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего от того, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое разъяснило бы народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению» (Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М., Мысль 1993 С. 6) Даже когда топили или сжигали идолов - были плач и стоны. Но не было сопротивления. Единственный город, который оказал сопротивление, по сведениям летописей был Новгород. «Туда были летом 990 г. посланы миссионеры, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя киевского Добрыней, а также вспомогательного отряды воеводы Путяты должны были заставить жителей принять крещение... Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер вооруженных столкновений. Только после упорной борьбы сначала (к 31 августа 990 г.) удалось подавить восстание горожан, а затем, в несколько приемов, их крестить - уже в сентябре 990 г.» ( Бушуев С. Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки М., Книжная палата, 1991 С. 91) «Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню - варожичу, справлялись старинные праздники. Язычество слилось с христианством». (Рыбаков Б. А Первые века русской истории М., Наука, 1964 С. 62) Только, согласно летописям, к рубежу XI-XII веков все восточнославянские племена, за исключением вятичей приняли христианство. «Православие становилось тем фактором, вокруг которого объединялись славянские племена, получая вместе с новой верой письменность, качественно новое изобразительное искусство и архитектуру. Процесс был необратим. Город за городом, народ за народом принимали крещение и подпадали под протекторат Киева, в котором на протяжении Х -ХІ веков накапливались общенародные духовные ценности. Распространение православия не было прервано даже восьмилетней войной с печенегами - союзниками Византии. В результате войны Русь потеряла причерноморские степи, но получила идею государственности, взращенную на почве православия. Это идеологическое единство - единство государства и веры, воспринятое от византийской цивилизации, могло породить новую, более мощную и устойчивую цивилизацию Киевской Руси» (Рогожкин А.В. Политика и власть: Политологические аспекты украинской государственности. - Донецк: ДИВД МВД Украины, 2003 С 123)

После смены веры значительно изменились взаимоотношения между людьми: под запрет попало многоженство, кровная месть и человеческие жертвоприношения. Церковь всячески приветствовала милостивое обращение с рабами, создание сиротских приютов и лечебных заведений. Не лишним будет сказать, что славянское сельское хозяйство также выиграло от политики: многочисленные посты, принятые в христианстве привели к развитию овощеводства, чтобы рацион постящегося был более разнообразен.


 

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству.В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов. Разъяренная толпа язычников убила их обоих. Как говорится, кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: «Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство». Понять христианство, отступить от язычества князю Владимиру было легче, потому что он, по словам Митрополита Илариона, обладал «добрым смыслом и острым умом» и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.

Принято считать, что князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). По другой версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь город Васильков). Подтверждение второй версии мы находим у монаха Иакова и преподобного Нестора, которые указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил ещё 28 лет (987); на третий год после Крещения (989) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился «обратить всю Землю в христианство».

Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление, но государственные соображения. Принятие христианства русским народом означало приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. В целях более успешного осуществления своих замыслов, надеясь на помощь Византии в организации церковного управления, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II и Константином в Херсонесе (Корсуни), женившись на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси.

Не смотря на то, что введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением, оно не могло не вызвать серьезных осложнений. В Новгороде, Муроме, Ростове не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами.

Князь Владимир крестил своих 12 сыновей и многих дружинников, приказал уничтожить всех идолов, включая главного идола – Перуна, сброшенного в Днепр. Массовое Крещение киевлян было проведено у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день, - говорит летописец, вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу». Это важнейшее событие совершилось в 988 - 989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются новые епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам». С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (988) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) , в правление которого христианская вера на Руси продолжала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских...» При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София, заложенная в 1037 году, и новгородская София (1045-1055 годы). Кроме того был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого внимания Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и создание списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждают летописцы, «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Значение христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого помогает понять фраза летописца: «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». Со страниц летописей звучит похвала книжному просвещению.

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129).

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви из жизни простого народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц. Возросла гражданская правовая культура и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. «Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития».

Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве», что служило единению русских земель. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжал «книгами церкви Божии».

Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и интересом русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал «Слово о Законе и Благодати», монах Киево-Печерского монастыря написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил новый летописный свод – «Повесть временных лет».

«Повесть временных лет» переведена на немецкий (1812 г.), чешский (1864 г.) , датский (1869 г.) , латинский (1884 г.) , венгерский (1916 г.) языки. XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены такие памятники русского канонического права. Эти памятники поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой природе. В Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось милосердие к её «пасомым». Таковыми были поучения православных русских проповедников Луки Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом Киевским, святого Кирилла, епископа Туровского.

Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточно христианскую жизнь бояр, «неправоверие» иноземцев. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь». Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.



Величание

Величаем тя, /
святый равноапостольный великий княже Владимире, /
и чтим святую память твою, /
идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.

Тропарь Владимиру, во св. крещ. Василию, вел. кн.

Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера, /
славнодержавный Владимире, /
на высоте стола седя матере градов, /
богоспасаемого Киева, /
испытуя же и посылая к Царскому Граду /
увидети православную веру, /
обрел еси безценный бисер Христа, /
избравшего тя яко втораго Павла, /
и оттрясшаго слепоту во святей купели, /
душевную вкупе и телесную. /
Тёмже празднуем твое успение, /
людие твой суще: /
моли спастися душам нашим.


Владимира, глас 1:

Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.


В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

В русскую историю имя князя Владимира вошло с эпитетом: "Красное солнышко". Так его назвали русские люди за его доброту, за ласку, за приветливость. Таким выведен князь Владимир в наших былинах. Он центр, вокруг которого подвизаются богатыри, "стоятели и оберегатели святорусской земли". 

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Святой Владимир именуется Равноапостольным потому, что с таким же усердием, как и святые апостолы, старался просвещать верою в Иисуса 

На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и его сын Иоанн, которые стали первыми христианскими мучениками земли Русской (день памяти 25(12) июля).

 В 983 г. великий князь Владимир, тогда еще ревностный язычник, после военной победы над ятвягами решил возблагодарить языческих богов. «Старцы и бояре» посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу. Жребий пал на сына Феодорова Иоанна. Св. Феодор не дал сына в жертву, а выступил со смелой проповедью перед толпой язычников и долго вразумлял их, говоря о тщете их богов и о Боге Едином. Тогда разъяренная толпа умертвила св. мучеников Феодора и Иоанна. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

"И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое".

Владимир решил креститься. На него очень сильно подействовал греческий проповедник, показавший ему картину Страшного Суда. "Хорошо праведникам по правую сторону, горе же грешникам по левую!" - сказал со вздохом Владимир. "Крестись, и ты будешь в раю с первыми", - отвечал ему проповедник. Особенно замечательны слова, сказанные Владимиром иудейским проповедникам. "Где ваша земля?" - спросил у них князь. "Наша земля - Иерусалим и Палестина, - отвечали они - но мы прогневали Бога грехами, и Он рассеял нас по всей земле". - "Как же вы можете учить других, когда сами отвержены Богом и рассеяны по всей земле? - заметил тогда Владимир. - Мы не хотим, пободно вам, лишиться своего отечества".

Но он не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков в их земли - в Тавриду (нынешний Крым) и осадил Херсонес (Корсунь). Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию II и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.









Список использованной литературы и источников.

  1. Бушуев, С. Миронов, Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки М., Книжная палата, 1991.

  2. Васильев, А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 1. СПб., 2000

  3. Волошина, Т.А., Астапов, С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на - Дону: Феникс, 1996 

  4. Гудзь - Марков, А.В. История славян. М., 1997 

  5. Греков, Б.Д. Киевская Русь. М., 1953

  6. Костомаров, Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М., Мысль 1993

  7. Рогожкин, А.В. Политика и власть: Политологические аспекты украинской государственности. - Донецк: ДИВД МВД Украины, 2003

  8. Рыбаков, Б.А. Первые века русской истории, Издательство «Наука», М. 1964.

  9. Соловьев, С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. История России с древнейших времен. Т. 1--2. М.: Мысль, 1988.

  10. Супрун, В.И. Православия святые имена, В. «Книга», «Вайланд – Волгоград» 1996

  11. Памятники литературы Древней Руси XI - нач. XII в. Кн. 2 М., 1978

  12. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб.: Наука, 1993. С. 28.) 

  13. Журнал «Просветитель» 2009




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!